Классицизм – (от лат. классик – образцовый) направление в западноевропейском искусстве 17-18 веков, за образцы приняты произведения эпохи античности. Русский классицизм представлен произведениями М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. Н. Радищева, Д. И. Фонвизина; во Франции – Ж. Б. Мольера.
Характеристика классицизма:
Ø Разумная правильность, исключение всего лишнего;
Ø Культ разума и патриотизма, которым подчинены все остальные идеи;
Ø 3 штиля (стиля) или жанра языка: высокий (ода, героическая поэма, трагедия) – использование возвышенных, часто церковнославянских слов, средний (путевые дневники) – используется литературный язык, низкий (сатира, басня, комедия) – преобладают просторечия, т. е., народный язык;
Ø Деление героев на положительных и отрицательных, их характеры статичны и однозначны;
Ø Положительный герой – гражданин, патриот, все его интересы подчинены служению отечеству;
Ø Правило трёх единств: места, времени, действия в драматургии;
Ø Символические (говорящие о характере) имена и фамилии;
Ø Ясность мысли и стройность композиции.
Сентиментализм – (от фр. сентимент – чувствительный) направление в западноевропейском искусстве конца 18-19 веков, отличается культом чувства и природы, вниманием к внутреннему миру человека, анализом переживаний в частной сфере, описанием богатства духовного мира представителей низших сословий, преобладание эмоций над разумом. Русский сентиментализм представлен произведениями Н. М. Карамзина.
Романтизм – литературное направление, обозначающее тяготение к таинственному, нереальному, необычному. В центре – духовная жизнь личности. Цель – решение всех противоречий и создание идеально-совершенного общества. Социальной почвой романтизма были общественные перемены, революционное движение, попытка построения общества на основе принципов свободы, равенства, братства.
|
Русский романтизм представлен произведениями В. А. Жуковского, раннего А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.
Характеристика романтизма:
Ø Восхваление свободы;
Ø Герой – яркая, исключительная, сильная личность, действующая в необычных, обстоятельствах, отвергающая законы, которым подчиняются другие;
Ø Устремление в экзотические страны, в историческое прошлое, использование мистических, фантастических сюжетов;
Ø Преобладание субъективного над объективным, мучительное переживание разлада с действительностью;
Ø Интенсивное использование художественных средств, защита творческой свободы автора.
Реализм – (от лат. вещественный) критический реализм XIX века развивается с 20-х годов, это искусство утраченных иллюзий, разрыв с романтическими традициями, явления действительности изображаются во всей сложности и богатстве общественной практики. Русский реализм представлен произведениями А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и другими писателями XIX века.
Характеристика реализма:
Ø Неприятие и обличение социальной действительности, острая критическая направленность;
Ø Стремление к социологическому и психологическому анализу;
Ø Изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром;
Ø Гуманистическая направленность и народность (т. е., изображение действительности с позиций народа);
|
Ø Утверждение ответственности личности перед историей и «вынесение приговора» окружающей действительности;
Ø Изображение типичного героя, действующего в типичных обстоятельствах.
Утопия – художественное воплощение общественно-политического идеала, будущее изображается в розовых тонах. Представлена романами Т. Кампанеллы «Город солнца», Р. Роллана «Очарованная душа», Н. Г. Чернышевского «Что делать?»
Характеристика романа-утопии:
Ø Обязательность счастья в рамках предложенной модели общества;
Ø Идеи равенства и коллективизма;
Ø Отказ от частной собственности;
Ø Отсутствие традиционной семьи;
Ø Активное влияние на природу, смена архитектуры.
Антиутопия – будущее изображается в чёрных красках, как нежелательное, как то, чего следует избегать: тоталитарная общественная система, тирания, отсутствие свободы взглядов, нищета большей части общества, общественный тупик, обман на государственном уровне. Представлена романами Дж. Оруэлла «1984», Е. Замятина «Мы». Приобретает распространение в XX веке.
Декадентство – (от лат. спад) идеологическое явление на рубеже XIX и XX веков. Отличается настроениями безнадёжности, неприятия жизни. Опиралось на философские идеи Шатобриана и Шопенгауэра. В основе – утверждение, что цивилизация исчерпала себя и вступила в эпоху спада и угасания. Не связано с конкретным литературным направлением.
Характеристика декадентства:
Ø Культ красоты как высшей ценности;
Ø Индивидуализм, отказ от гражданственности в искусстве;
Ø Утверждение принципа «искусство для искусства»;
Ø Поэтизация слабости, угасания, разрушения;
Ø Неприятие действительности, отказ от морали буржуазного общества;
Ø Мистицизм, вера в сверхъестественные силы.
Модернизм – (от франц. современный) нереалистические направления в искусстве XX века. Характеризуется попытками отразить новые общественные явления новыми художественными средствами, поиском новых путей в изображении мира и человека, экспериментаторством.