Это приёмы моделирования действительности, единство социальной и культурно-исторической традиции творчества.




Классицизм – (от лат. классик – образцовый) направление в западноевропейском искусстве 17-18 веков, за образцы приняты произведения эпохи античности. Русский классицизм представлен произведениями М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. Н. Радищева, Д. И. Фонвизина; во Франции – Ж. Б. Мольера.

Характеристика классицизма:

Ø Разумная правильность, исключение всего лишнего;

Ø Культ разума и патриотизма, которым подчинены все остальные идеи;

Ø 3 штиля (стиля) или жанра языка: высокий (ода, героическая поэма, трагедия) – использование возвышенных, часто церковнославянских слов, средний (путевые дневники) – используется литературный язык, низкий (сатира, басня, комедия) – преобладают просторечия, т. е., народный язык;

Ø Деление героев на положительных и отрицательных, их характеры статичны и однозначны;

Ø Положительный герой – гражданин, патриот, все его интересы подчинены служению отечеству;

Ø Правило трёх единств: места, времени, действия в драматургии;

Ø Символические (говорящие о характере) имена и фамилии;

Ø Ясность мысли и стройность композиции.

Сентиментализм – (от фр. сентимент – чувствительный) направление в западноевропейском искусстве конца 18-19 веков, отличается культом чувства и природы, вниманием к внутреннему миру человека, анализом переживаний в частной сфере, описанием богатства духовного мира представителей низших сословий, преобладание эмоций над разумом. Русский сентиментализм представлен произведениями Н. М. Карамзина.

 

Романтизм – литературное направление, обозначающее тяготение к таинственному, нереальному, необычному. В центре – духовная жизнь личности. Цель – решение всех противоречий и создание идеально-совершенного общества. Социальной почвой романтизма были общественные перемены, революционное движение, попытка построения общества на основе принципов свободы, равенства, братства.

Русский романтизм представлен произведениями В. А. Жуковского, раннего А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.

Характеристика романтизма:

Ø Восхваление свободы;

Ø Герой – яркая, исключительная, сильная личность, действующая в необычных, обстоятельствах, отвергающая законы, которым подчиняются другие;

Ø Устремление в экзотические страны, в историческое прошлое, использование мистических, фантастических сюжетов;

Ø Преобладание субъективного над объективным, мучительное переживание разлада с действительностью;

Ø Интенсивное использование художественных средств, защита творческой свободы автора.

 

Реализм – (от лат. вещественный) критический реализм XIX века развивается с 20-х годов, это искусство утраченных иллюзий, разрыв с романтическими традициями, явления действительности изображаются во всей сложности и богатстве общественной практики. Русский реализм представлен произведениями А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и другими писателями XIX века.

Характеристика реализма:

Ø Неприятие и обличение социальной действительности, острая критическая направленность;

Ø Стремление к социологическому и психологическому анализу;

Ø Изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром;

Ø Гуманистическая направленность и народность (т. е., изображение действительности с позиций народа);

Ø Утверждение ответственности личности перед историей и «вынесение приговора» окружающей действительности;

Ø Изображение типичного героя, действующего в типичных обстоятельствах.

Утопия – художественное воплощение общественно-политического идеала, будущее изображается в розовых тонах. Представлена романами Т. Кампанеллы «Город солнца», Р. Роллана «Очарованная душа», Н. Г. Чернышевского «Что делать?»

Характеристика романа-утопии:

Ø Обязательность счастья в рамках предложенной модели общества;

Ø Идеи равенства и коллективизма;

Ø Отказ от частной собственности;

Ø Отсутствие традиционной семьи;

Ø Активное влияние на природу, смена архитектуры.

Антиутопия – будущее изображается в чёрных красках, как нежелательное, как то, чего следует избегать: тоталитарная общественная система, тирания, отсутствие свободы взглядов, нищета большей части общества, общественный тупик, обман на государственном уровне. Представлена романами Дж. Оруэлла «1984», Е. Замятина «Мы». Приобретает распространение в XX веке.

 

Декадентство – (от лат. спад) идеологическое явление на рубеже XIX и XX веков. Отличается настроениями безнадёжности, неприятия жизни. Опиралось на философские идеи Шатобриана и Шопенгауэра. В основе – утверждение, что цивилизация исчерпала себя и вступила в эпоху спада и угасания. Не связано с конкретным литературным направлением.

Характеристика декадентства:

Ø Культ красоты как высшей ценности;

Ø Индивидуализм, отказ от гражданственности в искусстве;

Ø Утверждение принципа «искусство для искусства»;

Ø Поэтизация слабости, угасания, разрушения;

Ø Неприятие действительности, отказ от морали буржуазного общества;

Ø Мистицизм, вера в сверхъестественные силы.

Модернизм – (от франц. современный) нереалистические направления в искусстве XX века. Характеризуется попытками отразить новые общественные явления новыми художественными средствами, поиском новых путей в изображении мира и человека, экспериментаторством.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: