1. Тропы – употребление слов в переносном значении:
Эпитет – художественное определение (от вёсел к берегу кудрявый след бежал).
Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них с помощью другого (на глаза осторожной кошки похожи твои глаза).
Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу определений, в результате которого возникает новое смысловое значение (мёртвые души, живой труп, берёзка…вся движением осени неподвижно объята).
Аллегория – иносказание, перенесение значений одного круга явлений на другой, например, с мира людей на мир животных (в баснях Крылова).
Символ – абстрактное понятие передаётся как живой или неживой предмет (чайка у Чехова – символ творческого труда актрисы, конь у Блока – символ Родины, розы – символ христианства).
Ирония – тонкая, скрытая насмешка в виде похвалы («отколе, умная, бредёшь ты, голова?», «забил снаряд я в пушку туго и думал: угощу я друга!»).
Сарказм – едкая и злая насмешка, высшая степень иронии (Лермонтов: «Прощай, немытая Россия, страна господ, страна рабов!»).
Сатира – вид комического, беспощадно высмеивающий человеческое несовершенство, выражает резко отрицательное отношение автора к изображаемому (роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
Гипербола – художественное преувеличение («В шар земной упираясь ногами, солнца шар я держу на руках»).
Гротеск – (от итал. причудливый) подчёркнутое преувеличение, нарушающее границы правдоподобия; приём в искусстве, при котором совмещается реальное и фантастическое, трагическое и комическое (например, в сказках Салтыкова-Щедрина и в его повести «История одного города»).
Литота – художественное преуменьшение («Мальчик-с-пальчик», «море по колено»).
|
Олицетворение – когда неодушевлённые предметы наделяются свойствами живых существ («устало всё вокруг: устал и цвет небес, и ветер, и река, и месяц, что родился…»).
Метафора – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте предметов, часто это разновидность олицетворения («деревья в зимнем серебре», «горит восток зарёю новой»).
Метонимия – сопоставление понятий по смежности, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов («одинокая бродит гармонь», «страна восходящего солнца», «царица цветов»).
2. Группы слов определённой сферы употребления:
Архаизмы – вышедшие из употребления слова: ланиты – щёки, уста – губы.
Славянизмы – вышедшие из употребления слова церковнославянского языка: рек – сказал, аз есмь – я есть.
Диалектизмы – местные слова: яр – круча, баз – двор.
Жаргонизмы (арго) – употребление ненормативного условного языка: пушка – револьвер, бабки – деньги.
Неологизмы – новообразованные слова: компьютер, принтер, луноход.
Профессионализмы слова, имеющие ограниченное распространение в какой-либо профессии: файл, директория, архивированный.
I I. Синтаксические фигуры речи:
Риторические вопросы, восклицания – не требуют ответа, а только привлекают внимание к проблеме, усиливают выразительность речи («Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?»).
Повторы (рефрены) – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений.
Анафоры – единоначатие («Только ветер да звонкая пена, только чаек тревожный полёт…»).
|
Эпифоры – единство концовок («Милый друг, и в этом тихом доме лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме возле мирного огня!»).
Градация -группирование слов либо по нарастанию, либо по ослаблению экспрессивно-эмоциональной силы (экспрессивный – выразительный, эмоциональный – основанный на чувстве). («Не жалею, не зову, не плачу, всё пройдёт, как с белых яблонь дым»).
Антитезы – противопоставления («Я – царь, я – раб, я – червь, я – Бог»).
Параллелизм – однородное синтаксическое построение предложений («Когда умирают кони – дышат, когда умирают травы – сохнут, когда умирают солнца – они гаснут, когда умирают люди – поют песни»).
Инверсия – нарушение обычного порядка слов («И курганов зеленеет убегающая цепь»).
I I I. Поэтическая фонетика (эвфония) – особенности звучания.
Аллитерация – повтор согласных звуков («Э л егантная ко л я с ка в э л ектриче с ком биенье э л а с тично ш е л е с те л а по ш о сс ейному пути»).
Ассонанс – повтор гласных звуков («Брож у ли я вдоль у лиц ш у мных…»).
Рифма – созвучие. Бывает смежная или парная (аабб), перекрёстная (абаб), кольцевая (абба).
Верлибр – стихотворение без рифмы с произвольным чередованием строк разной длины.
Силлабо-тоническое (слогоударное) стихосложение – равное число слогов и ударений.
Размеры стихосложения:
Двухсложные
Хорей – ударение падает на первый слог: Б у ря мгл о ю н е бо кр о ет.
/_’ _/_’ _/_’ _/_’ _/
Ямб – ударение падает на второй слог: Любл ю гроз у в нач а ле м а я.
/_ _’/_ _’/_ _’/_ _’/_
Трёхсложные
Дактиль – ударение падает на первый из трёх слогов:
|
Т у чки неб е сные, в е чные стр а нники.
/_’ _ _/_’ _ _/_’ _ _/_’ _ _/
Амфибрахий - ударение падает на второй из трёх слогов:
Как н ы не сбир а ется в е щий Ол е г.
/_ _’ _/_ _’ _/_ _’ _/_ _’
Анапест - ударение падает на третий из трёх слогов:
Что ты ж а дно гляд и шь на дор о гу?
/_ _ _’/_ _ _’/_ _ _’/_
Стопа – группа слогов с одним постоянным ударением, повторение которой и составляет размер стиха. Например, в первых четырёх примерах приведенных выше строк стихотворений – четырёхстопные хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, а в последнем примере – трёхстопный анапест.
Художественные методы или литературные направления –