I. Художественная лексика




1. Тропы – употребление слов в переносном значении:

Эпитет – художественное определение (от вёсел к берегу кудрявый след бежал).

Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них с помощью другого (на глаза осторожной кошки похожи твои глаза).

Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу определений, в результате которого возникает новое смысловое значение (мёртвые души, живой труп, берёзка…вся движением осени неподвижно объята).

Аллегория – иносказание, перенесение значений одного круга явлений на другой, например, с мира людей на мир животных (в баснях Крылова).

Символ – абстрактное понятие передаётся как живой или неживой предмет (чайка у Чехова – символ творческого труда актрисы, конь у Блока – символ Родины, розы – символ христианства).

Ирония – тонкая, скрытая насмешка в виде похвалы («отколе, умная, бредёшь ты, голова?», «забил снаряд я в пушку туго и думал: угощу я друга!»).

Сарказм – едкая и злая насмешка, высшая степень иронии (Лермонтов: «Прощай, немытая Россия, страна господ, страна рабов!»).

Сатира – вид комического, беспощадно высмеивающий человеческое несовершенство, выражает резко отрицательное отношение автора к изображаемому (роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Гипербола – художественное преувеличение («В шар земной упираясь ногами, солнца шар я держу на руках»).

Гротеск – (от итал. причудливый) подчёркнутое преувеличение, нарушающее границы правдоподобия; приём в искусстве, при котором совмещается реальное и фантастическое, трагическое и комическое (например, в сказках Салтыкова-Щедрина и в его повести «История одного города»).

Литота – художественное преуменьшение («Мальчик-с-пальчик», «море по колено»).

Олицетворение – когда неодушевлённые предметы наделяются свойствами живых существ («устало всё вокруг: устал и цвет небес, и ветер, и река, и месяц, что родился…»).

Метафора – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте предметов, часто это разновидность олицетворения («деревья в зимнем серебре», «горит восток зарёю новой»).

Метонимия – сопоставление понятий по смежности, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов («одинокая бродит гармонь», «страна восходящего солнца», «царица цветов»).

 

2. Группы слов определённой сферы употребления:

Архаизмы – вышедшие из употребления слова: ланиты – щёки, уста – губы.

Славянизмы – вышедшие из употребления слова церковнославянского языка: рек – сказал, аз есмь – я есть.

Диалектизмы – местные слова: яр – круча, баз – двор.

Жаргонизмы (арго) – употребление ненормативного условного языка: пушка – револьвер, бабки – деньги.

Неологизмы – новообразованные слова: компьютер, принтер, луноход.

Профессионализмы слова, имеющие ограниченное распространение в какой-либо профессии: файл, директория, архивированный.

 

I I. Синтаксические фигуры речи:

Риторические вопросы, восклицания – не требуют ответа, а только привлекают внимание к проблеме, усиливают выразительность речи («Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?»).

Повторы (рефрены) – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений.

Анафоры – единоначатие («Только ветер да звонкая пена, только чаек тревожный полёт…»).

Эпифоры – единство концовок («Милый друг, и в этом тихом доме лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме возле мирного огня!»).

Градация -группирование слов либо по нарастанию, либо по ослаблению экспрессивно-эмоциональной силы (экспрессивный – выразительный, эмоциональный – основанный на чувстве). («Не жалею, не зову, не плачу, всё пройдёт, как с белых яблонь дым»).

Антитезы – противопоставления («Я – царь, я – раб, я – червь, я – Бог»).

Параллелизм – однородное синтаксическое построение предложений («Когда умирают кони – дышат, когда умирают травы – сохнут, когда умирают солнца – они гаснут, когда умирают люди – поют песни»).

Инверсия – нарушение обычного порядка слов («И курганов зеленеет убегающая цепь»).

 

I I I. Поэтическая фонетика (эвфония) – особенности звучания.

Аллитерация – повтор согласных звуков («Э л егантная ко л я с ка в э л ектриче с ком биенье э л а с тично ш е л е с те л а по ш о сс ейному пути»).

Ассонанс – повтор гласных звуков («Брож у ли я вдоль у лиц ш у мных…»).

Рифма – созвучие. Бывает смежная или парная (аабб), перекрёстная (абаб), кольцевая (абба).

Верлибр – стихотворение без рифмы с произвольным чередованием строк разной длины.

 

Силлабо-тоническое (слогоударное) стихосложение – равное число слогов и ударений.

Размеры стихосложения:

Двухсложные

Хорей – ударение падает на первый слог: Б у ря мгл о ю н е бо кр о ет.

/_’ _/_’ _/_’ _/_’ _/

Ямб – ударение падает на второй слог: Любл ю гроз у в нач а ле м а я.

/_ _’/_ _’/_ _’/_ _’/_

Трёхсложные

Дактиль – ударение падает на первый из трёх слогов:

Т у чки неб е сные, в е чные стр а нники.

/_’ _ _/_’ _ _/_’ _ _/_’ _ _/

Амфибрахий - ударение падает на второй из трёх слогов:

Как н ы не сбир а ется в е щий Ол е г.

/_ _’ _/_ _’ _/_ _’ _/_ _’

Анапест - ударение падает на третий из трёх слогов:

Что ты ж а дно гляд и шь на дор о гу?

/_ _ _’/_ _ _’/_ _ _’/_

Стопа – группа слогов с одним постоянным ударением, повторение которой и составляет размер стиха. Например, в первых четырёх примерах приведенных выше строк стихотворений – четырёхстопные хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, а в последнем примере – трёхстопный анапест.

 

Художественные методы или литературные направления –



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: