БЛОК № 7
Обучение двигательным действиям, как процесс формирования двигательных умений, навыков.
Обучение – процесс совместной деятельности педагога и ученика по:
1) передачи и усвоению знанию знаний;
2) формированию двигательных умений и навыков;
3) развитию физических качеств.
Функции ученика и учителя различны:
Учитель - передача знаний и опыт практической деятельности.
Ученик – восприятие, осмысление, учение, переработка знаний, опыта.
Для эффективного обучения нужно иметь высокий уровень:
1) достаточной физической подготовленности;
2) объема двигательных умений и навыков;
3) оптимальный уровень развития психических процессов.
Характеристика структуры процесса обучения:
Весь процесс обучения проходит 3 этапа. Каждый этап имеет цель, задачи, для решения которых используются знания о технике изучаемого; применяют подводящие и развивающие упражнения для освоения техники и развития физических качеств.
I. Этап начального разучивания.
Цель: формирование учеником двигательного умения и его становление вплоть до перехода в навыки.
Задачи: 1)сформировать логические и зрительные образы о технике соревновательного упражнения;
2)создать двигательный образ;
3)добиться целостного выполнения в общих чертах соревновательного упражнения и устранить грубые ошибки.
Представление о технике формируется в результате объяснения упражнения преподавателем, восприятие показываемых движений, просмотр наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения упражнения, наблюдение за действиями других обучающихся.
Принципиальная схема процесса(техника прыжка в длину):
|
УЧИТЕЛЬ ЗНАНИЯ
зрительный логический двигательный
представления о технике ФУ
Типичные ошибки первого этапа:
а) лишние ненужные движения;
б) искажение движения по амплитуде направления;
в) нарушение ритма движения;
г) закрепощенность движения.
Причины ошибок:
а) недостаточное представление движения;
б) слабое развитие координационных способностей;
в) отрицательный перенос навыков;
г) страх;
д) невнимательность, неуверенность спортсмена;
е) неблагоприятные условия выполнения;
ж) утомление.
Путь исправления ошибок:
а) увидеть ошибку;
б) устранить причину ошибки;
в) указать ученику на ошибку;
г) показать правильное исполнение движения;
д) предоставить дополнительные попытки ученику.
Число повторений нового упражнения определяется возможностью ученика улучшать движение при каждой попытке.
Интервалы отдыха между подходами или попытками выполнения упражнения должны обеспечивать оптимальную готовность к повторению задания, причем эта готовность определяется не только физическим восстановлением сил, но и психической готовностью.
Контроль за усвоением.
II. Этап углубленного разучивания.
Цель: формирование двигательного умения.
Задачи: 1) уточнить и разучить технику выполнения всех опорных точек (частей), элементов содержания соревновательного упражнения по зрительному, логическому и двигательному образу;
2) устранить грубые и второстепенные ошибки в каждом элементе содержания;
3) добиться целостного выполнения технического двигательного действия (сформировать ДУ).
|
ООТ (отталкивание) ООТ2 (разбег)
ООТ3 (приземление)
ПОДВОДЯЩАЯ ФАЗА РАЗВИВАЮЩАЯ ФАЗА
ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ (ДУ)
Типичные ошибки второго этапа:
а) отсутствие автоматизации;
б) невысокий объем выполнения;
в) нестабильный итог по результату;
г) влияние сбивающих факторов;
д) непрочное запоминание.
Если на первом этапе изучалась основа техники, то на втором осуществляется детализированное освоение техники. Уточнение техники происходит в процессе многократного повторения действия или его частей с направленным внесением изменений в движения.
Этот этап может длиться очень долго, так как изменение уровня развития физических качеств требует коррекции содержания самого движения не только по форме, но и по временным параметрам.
III. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования.
Цель: формирование двигательного навыка.
Задачи: 1) добиться автоматизации и стабилизации техники соревновательного упражнения;
2) развивать высокий объем, точность и экономичность выполнения соревновательного упражнения;
3) обеспечить вариативное исполнение физического упражнения в зависимости от конкретных условий;
4) оценить уровень сформированности техники изучаемого соревновательного упражнения.
В результате закрепления формируется двигательное совершенствование.
Двигательный навык (ДН) осуществляется за счет:
а) автоматизации;
б) высокой скорости;
в) стабильного итога по результату;
г) отсутствия влияния сбивающих факторов;
д) прочного запоминания.
Двигательные навыки нужны в жизни, а умение их использовать в реальных условиях жизни носит название двигательное умение высшего порядка.