Их открывают в бухгалтерии на каждый вид или сорт материалов, записывают операции по поступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек складского учета лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек составляют сортовые количественносуммовые оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками на соответствующих аналитических счетах и данными карточек складского учета. Это один из вариантов учета материалов в бухгалтерии
№7 п.1 Учет продажи излишних материалов
Продажу материалов оформляйте накладной на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) или товарной накладной (форма № ТОРГ-12). При перевозке материалов к покупателю автотранспортом дополнительно оформите товарно-транспортную накладную (форма № 1-Т). Такие правила установлены пунктом 120 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н. Если для целей перевозки привлекается специализированная организация, то оформите также транспортную накладную, которая приравнивается к договору перевозки грузов (п. 2 ст. 785 ГК РФ, ст. 8 Закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ, п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272). Если организация является плательщиком НДС, выставите покупателю счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ).
В бухучете доходы и расходы, связанные с продажей материалов, отнесите к прочим доходам и расходам (абз. 6 п. 7 ПБУ 9/99, абз. 5 п. 11 ПБУ 10/99). Отразите продажу следующими проводками:
Дебет 91-2 Кредит 10
– списана стоимость реализованных материалов;
Дебет 91-2 Кредит 23 (20, 60…)
|
– списаны расходы, связанные с продажей материалов (например, расходы по транспортировке);
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– начислен НДС с реализации (если операция облагается этим налогом);
Дебет 62 (76, 73…) Кредит 91-1
– отражена реализация материалов (на дату перехода права собственности).
Если договором предусмотрен особый порядок перехода права собственности (позже отгрузки), то продажу материалов отразите в бухучете с использованием счета 45 «Товары отгруженные». Проводки в этом случае будут выглядеть следующим образом:
Дебет 45 Кредит 10
– переданы материалы покупателю;
Дебет 45 Кредит 23 (20, 60…)
– списаны расходы, связанные с продажей материалов (например, расходы по транспортировке);
Дебет 76 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– начислен НДС со стоимости отгруженных материалов (если операция облагается этим налогом);
Дебет 91-2 Кредит 45
– списана себестоимость материалов на дату перехода права собственности (реализации) включая расходы, связанные с реализацией;
Дебет 62 (76, 73…) Кредит 91-1
– отражена реализация материалов (на дату перехода права собственности);
Дебет 91-2 Кредит 76
– отражен НДС с выручки от реализации.
Яндекс.Директ
Учет продаж
bitrix24.ru
CRM Битрикс24: управление продажами и базой клиентов. Скачайте бесплатно! 18+
Учет производственных запасов
v8.1c.ru/test-drive
Регистрируйтесь, без оплаты и ограничений 60 дней! Все складские операции!
Документальное оформление
Продажу материалов оформляйте накладной на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) или товарной накладной (форма № ТОРГ-12). При перевозке материалов к покупателю автотранспортом дополнительно оформите товарно-транспортную накладную (форма № 1-Т). Такие правила установлены пунктом 120 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н. Если для целей перевозки привлекается специализированная организация, то оформите также транспортную накладную, которая приравнивается к договору перевозки грузов (п. 2 ст. 785 ГК РФ, ст. 8 Закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ, п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272).
|
Если организация является плательщиком НДС, выставите покупателю счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ).
Бухучет
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения налоговых и юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону +7 (499) 703-35-33 доб. 479 (Москва) +7 (812) 309-06-71 доб. 122. Это быстро и бесплатно!
В бухучете доходы и расходы, связанные с продажей материалов, отнесите к прочим доходам и расходам (абз. 6 п. 7 ПБУ 9/99, абз. 5 п. 11 ПБУ 10/99). Отразите продажу следующими проводками:
Дебет 91-2 Кредит 10
– списана стоимость реализованных материалов;
Дебет 91-2 Кредит 23 (20, 60…)
– списаны расходы, связанные с продажей материалов (например, расходы по транспортировке);
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– начислен НДС с реализации (если операция облагается этим налогом);
|
Дебет 62 (76, 73…) Кредит 91-1
– отражена реализация материалов (на дату перехода права собственности).
Яндекс.Директ
Курсы бухгалтерского учета
бухгалтер.маэо.рф
Дистанционно! Курсы бухгалтерского учета по профстандартам 2017 + Подарок!
Адрес и телефон
Modulbank: счет за 5 минут!
rko.modulbank.ru
Откройте счет онлайн. Без визита в банк. 3 месяца бухгалтерии бесплатно!
Адрес и телефон
АО КБ «Модульбанк»
Заработайте на бирже без вложений
finam.ru/конкурс-Energy-Drive
Участвуйте в конкурсе Energy Drive. $3000 на счет! Призовой фонд 100 000р.
Адрес и телефон
ООО «ФИНАМ ФОРЕКС»
Переход права собственности позже отгрузки
Если договором предусмотрен особый порядок перехода права собственности (позже отгрузки), то продажу материалов отразите в бухучете с использованием счета 45 «Товары отгруженные». Проводки в этом случае будут выглядеть следующим образом:
Дебет 45 Кредит 10
– переданы материалы покупателю;
Дебет 45 Кредит 23 (20, 60…)
– списаны расходы, связанные с продажей материалов (например, расходы по транспортировке);
Дебет 76 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– начислен НДС со стоимости отгруженных материалов (если операция облагается этим налогом);
Дебет 91-2 Кредит 45
– списана себестоимость материалов на дату перехода права собственности (реализации) включая расходы, связанные с реализацией;
Дебет 62 (76, 73…) Кредит 91-1
– отражена реализация материалов (на дату перехода права собственности);
Дебет 91-2 Кредит 76
– отражен НДС с выручки от реализации.
Способы оценки материалов
Чтобы определить цену списываемых материалов (т. е. сумму, которая списывается со счета 10), используйте один из способов их оценки:
по себестоимости каждой единицы запасов;
ФИФО;
по средней себестоимости.
Выбор метода оценки стоимости списываемых материалов закрепите в учетной политике для целей бухучета.
Такие правила установлены пунктом 73 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
Отклонения от учетной стоимости
Если организация учитывает материалы с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», при их продаже сумму отклонений от учетной стоимости материалов нужно списать. Сделать это нужно в конце месяца, когда будет известна стоимость материалов, поступивших за месяц, и сумма отклонений с нее. Для этого необходимо определить средний процент отклонений, относящийся к списываемым материалам, по формуле:
Средний процент отклонений, относящийся к списываемым материалам
= Остаток отклонений в стоимости на начало месяца + Сумма отклонений по материалам, поступившим в течение месяца
_____________________________________________________________________× 100%
Стоимость остатка материалов на начало месяца (в учетных ценах) + Стоимость материалов, поступивших за месяц (в учетных ценах)
Рассчитав средний процент, определите сумму отклонений в стоимости, которая списывается на себестоимость проданных материалов. Для этого используйте формулу:
Сумма отклонений, списываемая на себестоимость проданных материалов
=
Средний процент отклонений, относящийся к списываемым материалам
×
Учетная стоимость списываемых материалов
В бухучете оформите эту операцию проводкой:
Дебет 91-2 (45) Кредит 16
– списана часть отклонений в стоимости материалов (в конце месяца), если организация использует учетные цены.
Такой порядок предусмотрен в пункте 87 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
Порядок уплаты налогов при реализации материалов зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.
№ 7 п.2 Понятие и оценка ОС
К ОС относятся активы, срок службы которых более 1 года, в процессе производства или управлении участвуют многократно, свою стоимость на ГП (работы, услуги) переносят частями, должны приносить организации экономические выгоды - доход.
К ОС относятся:
1. здания и сооружения;
2. машины и оборудование;
3. передаточные устройства;
4. машины рабочие, силовые, вычислительные;
5. земельные участки и объекты природопользования;
6. книги, брошюры и тому подобные издания;
7. рабочий и продуктивный скот.
ОС оцениваются по:
I. Первоначальной стоимости, которая числится на счете 01 и представляет собой:
1. для вновь приобретенных ОС - совокупность затрат по приобретению (доставка, монтаж, установка, консультационные, информационные, посреднические услуги), возведению, изготовлению;
2. для ОС, вносимых в счет взноса в уставный капитал - согласованную стоимость взноса, указанную в учредительных документах;
3. для ОС, полученных безвозмездно - их текущую рыночную стоимость;
4. для ОС, полученных по бареттеру - их стоимость, соответствующую цене, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.
Первоначальная стоимость ОС может изменяться в случае:
1. изменяются качественные характеристики объектов, которые, как правило, изменяют срок полезного использования ОС
достройки;
2. дооборудования;
3. реконструкции;
4. модернизации
5. частичной ликвидации;
6. переоценки - качественная характеристика не меняется, но меняется текущая рыночная стоимость.
II. Восстановительной стоимости. Бывает в случае доведения первоначальной стоимости до текущей рыночной - восстановительной.
III. Остаточной стоимости - это разница между первоначальной стоимостью и суммой накопленной амортизации, то есть равна сч.01 - сч.02, отражается в балансе.
IV. Договорной (согласованной) стоимости. Бывает в случае продажи объекта или взноса в счет вклада в уставный капитал
№8 п. 1 Учет поступления Ос
Поступление основных средств на предприятие может осуществляться, например, путем купли-продажи, аренды, вклада в уставный капитал, строительства или обмена на другие материальные ценности. Их можно получить безвозмездно в виде финансовой помощи.
Приход основных средств (кроме оборудования к установке) обязательно оформляется через счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». На этом счете собираются все затраты, связанные с покупкой и установкой оборудования или с его возведением и строительством. Исключение составляют общехозяйственные и иные расходы, не имеющие прямого отношения к приобретению или строительству объектов. Когда, согласно решению специальной комиссии предприятия, предмет может быть запущен в эксплуатацию, составляется акт приемки, и все расходы со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» переводятся на счет 01 «Основные средства».
Поступление основных средств есть не что иное, как ввод в эксплуатацию и оприходование вновь полученных объектов основных средств. Поступают они в организацию в результате:
· завершения строительно-монтажных работ;
· приобретения за плату;
· безвозмездного поступления:
· поступления в качестве вклада в уставный капитал:
· перехода права собственности по окончании срока аренды (если договором не предусмотрен переход такого права ранее);
· выявления неоприходованных (неучтенных) объектов основных средств по результатам инвентаризации;
· получения объектов основных средств от государственного или муниципального органа при создании унитарной организации;
· поступления в дочерние (зависимые) общества от головной организации;
· поступления в порядке приватизации государственного и муниципального имущества;
Во всех приведенных случаях ввод объектов основных средств в эксплуатацию оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1). Такой же акт составляется при внутреннем перемещении объектов из одного структурного подразделения в другое и для оформления передачи их со склада (из запаса) в эксплуатацию. При оформлении внутреннего перемещения объектов акт (накладная) выписывается в двух экземплярах работником структурного подразделения, передающего имущество: первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика сдается в бухгалтерию, второй — структурному подразделению — поставщику объекта основных средств.
№ 8 п.2 Понятие и оценка МПЗ
Материально-производственные запасы (МПЗ) являются составной частью оборотных активов организации. В процессе хозяйственной деятельности они выполняют различные функции: используются для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг), предназначенной для продажи, выступают предметом оптовой и розничной торговли, обеспечивают систему у правления.
Классификация материалов. В зависимости от той роли, которую играют разнообразные производственные запасы в процессе производства, их подразделяют на следующие группы: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, тара и тарные материалы, запасные части, инвентарь, хозяйственные принадлежности и т.д.
Материальные ресурсы представляют собой предметы труда, которые целиком потребляются в каждом производственном цикле и при этом полностью переносят свою стоимость на издержки производства (себестоимость изготовляемого продукта). В зависимости от функционального назначения они подразделяются на сырье и материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо, запасные части и тару.
Сырье и основные материалы – предметы труда, из которых изготавливают продукт и которые образуют материальную (вещественную) основу продукта. Сырьем называют продукцию сельского хозяйства и добывающих отраслей промышленности (зерно, хлопок, древесина, шерсть, молоко, руда и др.), а материалами – продукцию обрабатывающих отраслей промышленности (мука, ткань, металлы, бумага, картон и др.)
Вспомогательные материалы используют для воздействия на сырье и основные материалы, придания продукту определенных потребительских свойств или же для обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства (так называемая фурнитура, нитки, смазочные обтирочные материалы, переплетные материалы и др.). Для каждого производства состав основных и вспомогательных материалов организация определяет самостоятельно, и он зависит не только от видов производства, но и от его объемов.
Покупные полуфабрикаты – сырье и материалы, прошедшее определенные стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией. В изготовление продукции они выполняют такую же роль, как и основные материалы, т.е. составляют ее материальную основу.
Возвратные отходы производства – остатки сырья и материалов, образовавшиеся в процессе их переработки в готовую продукцию, полностью или частично утратившие потребительские свойства исходного сырья и материалов (опилки, стружка, обрезки и др.). На многих предприятиях, там, где это целесообразно, налаживают переработку возвратных отходов и выпуск из них возможных видов продукции. Например, полиграфические предприятия могут выпускать блокноты, наборы бумаги для бытовых целей и др. из отходов бумаги.
Топливо подразделяют на технологическое (для технологических целей, двигательное (горючее) и хозяйственное (на отопление), двигательное для бытовых целей и др. переработку возврат, полностью или частично утратившие потребителение).
Тара и тарные материалы – предметы, используемые для упаковки, транспортировки, хранения различных материалов и продукции (мешки, ящики, коробки).
Запасные части применяют для ремонта и замены износившихся деталей машин и оборудования.
Инвентарь и хозяйственные принадлежности, учитываемые в составе МПЗ, - это инвентарь, инструменты, хозяйственные принадлежности, срок полезного использования которых менее 12 месяцев.
ГП - это часть МПЗ предназначенные для продажи и являющиеся конечным результатом производственного цикла.
Товары - часть МПЗ приобретенные у др. юр. лиц ч целью перепродажи без дополнительной переработки
Правильная классификация МПЗ необходима для организации их учета в бухгалтерии и на складах.
Оценка МПЗ
Для правильной организации учета МПЗ на предприятиях разрабатывается номенклатурный ценик который представляет собой систематизированный перечень материалов, запчастей, топливо и тд. Используемых на предприятии. Каждому
№ 9 п.1 Учет амортизации ОС
Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 "Учет основных средств". Амортизация есть постепенное перенесение стоимости основных средств в процессе их эксплуатации на стоимость готовой продукции, работ и услуг. Амортизационные отчисления – денежное выражение размера амортизации основных средств включаемого в себестоимость продукции, работ и услуг.
Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования).
Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов:
· линейный способ;
· способ уменьшаемого остатка;
· способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
· способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Применение одного из способов начисление амортизации по группе однородных объектов ОС производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.
Объекты ОС стоимостью не более 40 тыс. рублей (с 1.01.2011г.), а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания разрешается списывать на затраты производства по мере отпуска их в производство или эксплуатацию или просто относить к МПЗ.
Годовая сумма амортизационных отчислений определяется:
при линейном способе – исходя из первоначальной стоимости или восстановительной стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;
при способе уменьшаемого остатка – исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации;
при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования – исходя из первоначальной стоимости или восстановительной стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и соотношения, в числителе которого число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования объекта.
В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.
Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.
Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.
Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.
Суммы начисленной амортизации по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном пассивном счете 02 «Амортизация основных средств». Начисленные суммы амортизации отражаются по кредиту счета, а по дебету счета показывают списание начисленной суммы амортизации за время эксплуатации основных средств при их выбытии.
К счету 02 могут быть открыты следующие субсчета:
1. Амортизация собственных основных средств.
2. Амортизация арендуемых и полученных по лизингу основных средств.
а) Дт 20,23,08,25,26... - Кт 02/1 - начисление амортизации по основным средствам, используемым в соответствующих производствах и хозяйствах.
б) Дт 02/1 - Кт 01/11 - списание амортизации, начисленной за время эксплуатации, при выбытии основных средств (с использованием субсчета 01/11 «Выбытие ОС»).
в) Дт 02 - Кт 01 - списаны ОС на сумму начисленной амортизации за время эксплуатации (без использования субсчета 01/11 «Выбытие ОС»).
Для учета амортизационных отчислений по ОС используются:
· ведомость расчета амортизации и отчислений в ремонтный фонд по основным средствам (ф. 48-АПК) (в начале года);
· ведомость начисления амортизации и отчислений в ремонтный фонд (без автотранспорта) (ф. 49-АПК) (ежемесячно);
· ведомость начисления амортизации и отчислений в ремонтный фонд по автотранспорту (ф. 50-АПК) (ежемесячно).
№ 9 п.2 Учет транспортно-заготовительных расходов.
В процессе заготовления у предприятия возникают дополнительные расходы, связанные с погрузкой и доставкой производственных запасов, которые называются транспортно-заготовительными расходами (ТЗР).
Транспортно-заготовительные расходы – это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию. В состав транспортно-заготовительных расходов входят:
- расходы по погрузке материалов в транспортные средства, их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;
- расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления материалов, отчисления на социальные нужды указанных работников;
- расходы на содержание специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок, кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды;
- наценки, комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;
- плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, в портах, на пристанях;
- оплата процентов по заемным средствам, связанным с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;
- расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;
- стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли;
- другие расходы.
Предусматривается несколько вариантов организации учета ТЗР:
- отнесение таких расходов на счет 15 «Заготовление и приобретение материалов» согласно расчетным документам поставщика;
- отнесение таких расходов на отдельный субсчет к счету 10 «Материалы»;
- непосредственное включение в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к денежной оценке вклада в уставный капитал, внесенный в форме производственных запасов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).
Вариант учета транспортно-заготовительных расходов устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике. Сумма ТЗР учитывается на тех же счетах, и материалы.
В течение месяца учет материалов ведется по учетным ценам отдельно от учета ТЗР. Ежемесячно ТЗР распределяются между израсходованными ценностями и их остатками на конец месяца. Поэтому фактическую себестоимость материальных ценностей можно определить только в конце месяца. Для этого в конце месяца по каждому виду материалов рассчитывается средний % ТЗР по формуле:
ТЗРпост. + ТЗРост.
%ТЗР = -------------------------- *100%
Мпост. + Мост
Материалы отражаются по учетным ценам.
Сумма ТЗР по израсходованному материалу, которая должна быть списана на затраты определяется по формуле:
Мизр. * %ТЗР
ТЗР = ------------------------
100%
Списание ТЗР по отдельным видам материалов производится пропорционально учетной стоимости материалов исходя из отношения суммы величины ТЗР на начало месяца и текущих ТЗР (или отклонений) за месяц к сумме остатка материалов на начало месяца и поступивших материалов за месяц по учетной цене.
№ 10 п.1 Учет восстановления ОС
Восстановление основных средств осуществляется путем ремонта, а также модернизации и реконструкции. Ремонт может производиться хозяйственным или подрядным способом. При первом – работы осуществляются силами самой организации, при втором – специализированными сторонними организациями.
Расходы, связанные с проведением или оплатой работ по ремонту основных средств, организации могут относить непосредственно на активные сета для учета издержек производства или обращения с кредита соответствующих материальных, денежных и расчетных счетов: 10 «Материалы», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета»,60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Такой порядок учета рекомендуется использовать при незначительных затратах на текущий и профилактический ремонты, которые не могут существенно влиять на конечный финансовый результат.
Для накапливания финансовых средств на осуществление крупных плановых ремонтов, а также в организациях с сезонным характером производства целесообразно создавать ремонтный фонд.
Сумму резерва, превышающего фактически произведенные затраты на ремонт, по окончанию года сторнируют. При недостатке ремонтного фонда разность относят на счета затрат.
Сальдо по счету 23 «вспомогательное производство» может быть только дебетовым, что означает затраты по незаконченному капитальному, профилактическому или текущему ремонтам основных средств. В бухгалтерском балансе показывается по статье «Незавершенное производство».
При производстве внезапных ремонтов на крупные суммы при отсутствии ремонтного фонда затраты следует относить в дебет активного счета 97 «Расходы будущих периодов». Это позволит не увеличивать себестоимость продукции, что неизбежно при единовременном списании расходов на счета затрат. Всю сумму стоимости ремонтных работ в таких случаях записывают в дебет счета 97, с которого ежемесячно списывают на счета текущих затрат равными долями в течение срока, к которому они относятся.
Затраты, связанные с модернизацией и реконструкцией, осуществляются за счет прибыли, поэтому они не включаются в себестоимость продукции. Такие виды работ увеличивают срок полезного использования, его мощность. Поэтому они увеличивают первоначальную стоимость объекта и относятся в кредит счета 83 «Добавочный капитал» и с дебетованием счетов, предназначенных для учета собственных финансовых источников. Одновременно в общем порядке отражают возрастание стоимости основных средств: Дебет 01 Кредит 08.
В технико-сметной документации на проведение ремонтных работ последние разделяют по источникам финансирования:
* текущий или капитальный ремонт – за счет себестоимости;
* расходы по реконструкции (модернизации), в том числе по установке и монтажу пожарной и охранной систем – за счет средств, направленных на капитальные вложения.
№ 10 п.2 Учет подрядного способа долгосрочных инвестиций
Подрядный способ — это выполнение проектирования, подбор оборудования, строительство и монтажные работы сторонней организацией, т. е. подрядчиком. Объект сдается заказчику «под ключ».
При подрядном способе на соответствующих объектах заказчик и подрядчик ежемесячно составляют акт о приемке выполненных строительно-монтажных работ. Стоимость выполненных работ определяется по сметной стоимости.
На основании ежемесячных счетов подрядчика, принятых к оплате, заказчик делает проводки:
· на сумму выполненных работ – Д 08 К 60;
· на сумму НДС – Д 19 К 60;
· оплата счетов подрядчика – Д 60 К 51.
Окончательный расчет с подрядчиком происходит после завершения строительства объекта и утверждения акта государственной приемочной комиссией о вводе объекта в эксплуатацию. При вводе построенного объекта в эксплуатацию и постановке на учет в состав основных средств делают бухгалтерскую запись на инвентарную стоимость –
Д-т 01 К-т 08.
Суммы НДС, уплаченные подрядным организациям при строительстве производственных основных средств, в первоначальную стоимость объектов не включаются и подлежат возмещению из бюджета. Организация сможет принять НДС по строительно-монтажным работам к вычету сразу же, как только работы и услуги будут учтены на счете 08 (в каждом налоговом периоде).
№ 11 п.1 Учет выбывших ОС
В результате эксплуатации основные средства постепенно изнашиваются и приходят в такое состояние, когда их дальнейшее использование становится невозможным или экономически нецелесообразным. Полностью износившиеся основные средства подлежат ликвидации и списанию с баланса. Вместе с тем, в хозяйственной деятельности существует много других причин, вследствие которых, из хозяйства выбывают основные средства:
· - могут быть переданы другим хозяйствам безвозмездно;
· - излишние и неиспользуемые в хозяйстве основные средства могут быть проданы другим предприятиям;
· - переданы в качестве вклада в уставный (складочный) капитал других организаций;
· - ликвидированы при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
· - скот основного стада может быть выбракован.
На предприятиях списание имущества производится только в тех случаях, когда его невозможно восстановить или экономически нецелесообразно эксплуатировать, а также, когда оно не может быть в установленном порядке реализовано или передано другим организациям.
Для решения вопросов о целесообразности или эффективности использования или восстановления объектов основных средств, а также оформления необходимой документации на их списание по решению руководителя организации создается постоянно действующая комиссия. Решение директора оформляется приказом, в котором указывается состав комиссии и цель создания. В состав комиссии обязательно входят лица, ответственные за сохранность объектов основных средств, и главный бухгалтер организации.
Для учета выбытия объектов основных средств используется две методики:
· списание по первоначальной стоимости;
· списание по остаточной стоимости.
Для учета выбытия объектов по первоначальной стоимости основных средств к счету 01 «Основные средства» на предприятии открывают субсчет 11 «Выбытие основных средств». По дебету субсчета 01/11 «Выбытие основных средств» отражается первоначальная стоимость выбывших основных средств, а по кредиту – сумма начисленной амортизации за время эксплуатации выбывающего основного средства. Таким образом, на субсчете 01/11 «Выбытие основных средств» определяется остаточная стоимость выбывающего объекта основных средств, которая в дальнейшем списывается на счет 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 "Прочие расходы". По дебету счета 91/2 отражают расходы, связанные с выбытием основных средств. От выбытия основных средств предприятие может получить различные доходы: выручку от продажи, стоимость ТМЦ, полученных от разборки основного средства, пригодных для дальнейшего использования. данные доходы относят в кредит счета 91 субсчета 1 "Прочие доходы"
№ 11 п.2 Хозяйственный способ долгосрочных инвестиций.
Хозяйственный способ — это выполнение строительных и монтажных работ своими силами. Организации, осуществляющее долгосрочные инвестиции хозяйственным способом, должно создать в своем хозяйстве строительно-монтажные участки, цехи, отделы.
Фактические затраты на строительство и монтажные работы, произведенные застройщиком, относят:
Д-т 08 К-т 10, 70, 69, 02, 76, 60;
Д-т 23 К-т 10, 70, 69, 02, 76, 60;
в конце месяца их списывают Д-т 08 К-т 23.
Аналитический учет долгосрочных инвестиций основные средства ведут по каждому объекту в целом и по видам работ ежемесячно и нарастающим итогом с начала строительства до ввода объекта в действие в ведомости № 18 по дебету счетов 08, 07. Ее открывают на год.
Синтетический учет долгосрочных инвестиций ведут в журнале-ордере № 16 по кредиту счетов 08, 07. Его заполняют на основании итоговых данных ведомости № 18.
Затраты организации, выполняемые хозяйственным способом, подлежат включению в налогооблагаемую базу при расчете суммы НДС, подлежащей взносу в бюджет по ставке 18%.
Налогооблагаемая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщиков на их выполнение, включая расходы реорганизованной (реорганизуемой) организации.
Налоговый кодекс РФ позволяет возмещать НДС по:
· материалам (работам, услугам), которые были использованы при выполнении строительно-монтажных работ;
· строительно-монтажным работам для собственного потребления
№ 12 п.1 Линейный способ и уменьшаемого остатка начисления амортизации
Метод равномерного начисления (линейный) предполагает, что функциональная полезность актива зависит от времени его использования и не меняется на протяжении срока полезной службы, т.е. начисляется постоянная сумма амортизации на протяжении всего срока полезной службы актива.
При этом способе ежемесячные амортизационные отчисления производятся в одинаковых размерах в течение всего срока полезного использования объектов основных средств.
При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.
При применении линейного метода норма амортиза