Вооруженный конфликт: начало, приостановление, прекращение, правовые последствия.




Начало войны — это момент либо фактического открытия военных действий, либо формального объявления войны (состояния войны), даже если за этим не следует фактического начала боевых действий. Началу военных действий должно предшествовать объявление войны. Гаагская конвенция III об открытии военных действий 1907 г: устанавливает, что военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое может иметь форму либо мотивированного объявления войны, либо ультиматума с условным объявлением войны.

Мотивированное объявление войны может быть взято назад, если государство, которому объявлена война, ликвидирует обстоятельства, послужившие причиной объявления войны. Ультиматум (категоричное объявление войны) не допускает никаких возражений против требований одного государства к другому под угрозой начала против него боевых действий (1999 г. — ультиматум США, предъявленный Сербии).

Сам факт объявления войны, не являющейся актом самообороны, не превращает войну противоправную в войну законную и в соответствии с Определением агрессии 1974 г. представляет собой акт агрессии. Само объявление войны — это преступление против мира, угроза применения силы. Однако начало войны без ее предварительного и недвусмысленного предупреждения является отягчающим обстоятельством другого преступления против мира — ведения агрессивной войны. На Нюрнбергском процессе был специально отмечен факт нападения Германии на СССР без объявления войны, т.е. нарушение нормы Гаагской конвенции III.

Институт объявления войны не потерял своего значения и в современном мире, — он должен использоваться при реализации права на индивидуальную или коллективную самооборону, при начале операции по поддержанию мира по мандату ООН (1990 г. — Ираку в соответствии с резолюцией Совета Безопасности была предоставлена «пауза мира» для вывода войск с территории Кувейта).

Объявление войны, даже если оно не сопровождается фактическим началом боевых действий, является началом юридического состояния войны вплоть до его официального прекращения (с другой стороны, фактическое начало военных действий между государствам» может и не привести к началу состояния войны — советско-китайский конфликт в 1969 г.).

Наступление состояния войны независимо от фактического начала военных действий влечет за собой международно-правовые последствия:

1. Прекращаются все мирные отношения между участниками конфликта. Дипломатический и консульский персонал вправе беспрепятственно покинуть территорию государства пребывания. В соответствии с Венскими конвенциями о дипломатических и консульских сношениях (1961 и 1963 гг.) государство пребывания обязано оказать содействие для выезда таких лиц и при необходимости предоставить им средства передвижения.

2. Между воюющими сторонами прекращают действовать все двусторонние договоры, рассчитанные на мирное время. Вступают в силу договоры, специально заключенные на случай войны, — прежде всего, Гаагские 1907 г. и Женевские 1949 г. конвенции (которые запрещено денонсировать во время войны).

3. Запрещаются торговые сделки с юридическими и физическими лицами неприятельского государства, личные и коммерческие отношения между гражданами воюющих государств.

4. К гражданам неприятельского государства, пребывающим на территории военного противника, применяются различные ограничения (специальный негативный режим), включая интернирование или

принудительное проживание в определенном районе на период войны. Интернированные лица сохраняют свою гражданскую право и дееспособность и вправе осуществлять их в той мере, в какой это совместимо с интернированием.

5. Имущество, принадлежащее вражескому государству (за исключением имущества дипломатических и консульских представительств), подлежит конфискации. Имущество частных лиц в принципе считается неприкосновенным.

6. Торговым судам воюющих сторон, находящимся к началу войны в неприятельских водах и портах, дается определенный срок («индульт»), в течение которого они должны покинуть территорию вражеского государства. По истечении этого срока суда могут быть реквизированы или задержаны до конца войны независимо от их принадлежности (государству или частным лицам).

С началом состояния войны вступает в действие система «держава покровительниц» (установлена Дополнительным протоколом I). Держава-покровительница — это не участвующее в конфликте государство (несколько государств), признанное воюющими сторонами назначенное для охраны интересов обеих воюющих сторон. Если такой Державы нет, — ее функции обязаны выполнять Международный Комитет Красного Креста или другие международные организации субституты»). Представлять интересы воюющих государств может любое нейтральное государство (во время Второй мировой войны интересы СССР в Германии представляла Швеция; она же представляла германские интересы в СССР). Через Державу-покровительницу, субститут или нейтральное государство поддерживается связь между воюющими сторонами.

 

Окончание войны и его международно-правовые последствия

Окончание войны в юридическом смысле — это прекращение состояния войны, т.е. между воюющими сторонами восстанавливаются мирные отношения: дипломатические, консульские, торговые и т.п. Прекращению состояния войны обычно предшествует прекращение военных действий. Прекращение военных действий и прекращение состояния войны — это различные акты, отличающиеся как по юридическому оформлению, так и по юридическим последствиям. Прекращение военных действий осуществляется различными способами и оформляется официальными актами:

1. Перемирие — временное приостановление военных действий по взаимному соглашению сторон. Перемирие может быть общим и частным (местным) — на отдельных участках фронта, срочным и бессрочным.

Местное (частное) перемирие заключается с целью приостановления военных действий между отдельными частями на отдельных участках фронта. Оно направлено на подбор раненых и больных, погребение мертвых, эвакуацию гражданского населения, направление парламентеров, празднование общенационального или религиозного праздника. Местное перемирие, как правило, имеет краткий характер.

Военные действия могут быть прекращены и в одностороннем порядке на какой-то определенный срок для достижения конкретной цели, о чем заранее оповещается другая воюющая сторона. Местные перемирия или одностороннее прекращение военных действий имели место во Вьетнаме, в Афганистане, в Нагорном Карабахе, Грузии, Чечне.

Срочное перемирие может быть прервано в связи с истечением установленного в нем срока, с наступлением оговоренных в соглашений о перемирии условий или событий. При бессрочном перемирий воюющие стороны могут возобновить боевые действия в любое вредно обязаны заранее предупредить об этом другую сторону.

При общем перемирии (общем прекращении огня) военные действия приостанавливаются на всем театре войны. Общее перемирие является полным и бессрочным и продолжается до заключения мирного договора или мирного урегулирования. Общее перемирие не только способствует приостановлению военных действий (например, стороны конфликта формально не заявили о наличии состояния войны), но приводит к их прекращению. Общее перемирие является не только ценным, но и политическим актом, и оформляется в договорно-прававом порядке: Соглашение о военном перемирии в Корее 1953 г., Соглашение о прекращении огня в Алжире 1962 г., Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме 1973 г., Соглашение о прекращении огня между Ираком и Ираном 1988 г. — все эти соглашения о перемирии содержали положения о прекращении военных действий и о взаимном возвращении военнопленных.

Гаагская конвенция IV о законах и обычаях сухопутной войны устанавливает, что нарушение перемирия одной стороной дает другой стороне право отказаться от перемирия и немедленно возобновить военные действия (ст. 40). Нарушение актов о перемирии представляет собой противоправное посягательство на законы и обычаи войны, акт агрессии, влекущие международную ответственность. Нарушение условий перемирия отдельными лицами, действующими по собственной инициативе, дает право требовать наказания виновных и возмещения понесенных потерь (ст. 41).

2. Выполнение решения Совета Безопасности ООН (ст. 40 Устава ООН) о временных мерах — прекращении огня, освобождении оккупированной территории.

3. Капитуляция. Происходит на условиях, поставленных победителем (это не соглашение сторон, как перемирие). Капитуляция отличается от перемирия тем, что капитулирующая сторона лишена даже формального равенства с победителем. Это прекращение сопротивления одной из воюющих сторон. При капитуляции все вооружение, военная техника и военное имущество переходят к противнику. Сдающиеся войска подвергаются военному плену.

Виды капитуляции: простая (обычная, местная) — прекращение сопротивления отдельных крепостей и районов (капитуляция фашистских войск в Сталинграде в 1943 г.) — и общая; безоговорочная и почетная (капитуляция гарнизона крепости с сохранением оружия и знамен).

Почетная капитуляция — это прекращение военных действий в связи с достигнутой договоренностью между воюющими сторонами. капитулирующая сторона имеет право покинуть свои позиции или денный город со знаменами, техникой и оружием и направиться

на соединение со своими вооруженными силами для ведения дальнейших боевых действий (почетная капитуляция и выход палестинцев осажденного израильтянами Бейрута в 1983 г.)

Простая (обычная) капитуляция — это прекращение военных действий на отдельном участке фронта (сдача крепости, города, зоны, разоружение и пленение капитулирующих. Такая капитуляция не означает окончания войны в целом, но может оказать серьезное влияние на военно-политическое положение воюющих сторон (капитуляция Порт-Артура в русско-японской войне 1904—1905 гг.).

Общая капитуляция — это повсеместное прекращение боевых действий с признанием капитулирующим государством своего поражения в войне. Общая капитуляция предполагает разоружение всех вооруженных сил побежденного государства; его территория может быть оккупирована и на государство наложена политическая и материальная ответственность (в 1991 г. Правительство Ирака в письме на имя Председателя Совета Безопасности ООН выразило согласие выполнить все резолюции Совета Безопасности).

Безоговорочная капитуляция (особая форма общей капитуляции) подписывается без всяких условий и оговорок со стороны побежденного: Берлинский акт о военной капитуляции германских вооруженных сил от 8 мая 1945 г.; Токийский акт о капитуляции Японии от 2 сентября 1945 г. Эти акты предусматривали безоговорочную капитуляцию германских и японских вооруженных сил, их разоружение и сдачу в плен командованию союзных армий.

При безоговорочной капитуляции побежденное государство лишается государственного суверенитета (высшая форма политической ответственности), его территория оккупируется, верховная власть осуществляется военным командованием государства-победителя. Победитель и его союзники определяют политическое урегулирование, санкции, виды и формы политической и материальной ответственности, основы мирного договора. Побежденное государство не вправе отклонять или не выполнять условия безоговорочной капитуляции ни в момент капитуляции, ни после нее.

В соответствии с обычной нормой международного права нарушение условий капитуляции является международным правонарушением, если оно совершено по указанию правительства воюющей стороны, или военным преступлением, если такого указания нет. Данное нарушение может повлечь за собой либо ответные меры, либо наказание виновных как военных преступников.

Ни перемирие, ни капитуляция не прекращают состояния войн. Прекращение состояния войны — это окончательное урегулирован политических, экономических, территориальных и иных проблем, связанных с завершением войны и прекращением военных действий. Правовые последствия прекращения состояния войны: восстановлением между бывшими противниками официальных, отношений, обмен дипломатическими представительствами, возобновление ранее действовавших международных договоров, прекращение действия договоров военного времени. Формы прекращения состояния войны — мирный договор или односторонний акт одной из воюющих сторон.

1947 г. — страны антигитлеровской коалиции подписали выработанные на Парижской мирной конференции договоры с Болгарией, Венгрией, Румынией, Италией, Финляндией о прекращении состояния войны. В преамбуле каждого договора провозглашалось прекращение состояния войны. В договорах устанавливались границы соответствующих государств, их политические обязательства, обязательства по репарациям и реституциям в пользу стран антигитлеровской коалиции, по репатриации военнопленных и т.д. В 1951 г. Великобритания, США и Франция заключили мирный договор с Японией.

1951 г. — Англия, Франция и США в одностороннем заявлении объявили о прекращении войны с Германией.

1955 г. — одностороннее заявление СССР о прекращении состояния войны с Германией; отмена всех ограничений в отношении германских граждан (как граждан вражеского государства), введенных в связи с войной. Полное урегулирование вопросов войны с Германией имело место только в 1990 г.: Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии (СССР, США, Великобритания, Франция, ФРГ, ГДР) — объединенная Германия обрела полный суверенитет над своими внутренними и внешними делами; прекратилось действие прав и ответственности союзных держав в отношении Берлина и Германии в целом.

Прекращение состояния войны может иметь место и в результате Двусторонней декларации, основанной на соглашении сторон: 1956 г. — СССР и Япония подписали совместную Декларацию о прекращении состояния войны и восстановлении дипломатических и консульских отношений. Декларация предусматривала проведение переговоров о заключении мирного договора между СССР и Японией (который не подписан до сих пор). Иногда акт прекращения военных Действий одновременно является актом прекращения состояния войны (Соглашение во Вьетнаме 1973 г., Женевские соглашения об урегулировании положения в Афганистане 1987 г.).

Обращение к двусторонним и односторонним декларациям объяснятся, в частности, существованием неурегулированных территориальных вопросов (СССР — Япония), расколом государства (ФРГ — ГДР).

Правовые последствия окончания войны наступают для всех государств — и воюющих, и нейтральных, и невоюющих. Для воюющих государств прекращают свое действие законы и обычаи войны, устанавливаются официальные мирные отношения, возвращаются военнопленные, производятся репатриация гражданского населения и вывод оккупационных войск, создаются гарантии для недопущения войны в будущем.

К таким условиям и гарантиям относятся, например, политика «трех Д» (демилитаризация, демонополизация, денацификация)в Германии; лишение колоний (Германия, Италия); отказ от войны и создания армии (Япония); раздел военных флотов побежденных государств (Германия, Италия, Япония); полная или частичная демилитаризация стратегически важных островов и районов (Додеканезские острова, острова Пантеллерия, Пелагоза и другие в Средиземном море); создание демилитаризованных зон (Корея, между Ираком и Ираном, между Ираком и Кувейтом); ограничения военного характера (Германия, Ирак).

Для эвентуально нейтральных государств прекращается состояние нейтралитета в данной войне; для всех невоюющих государств в целом ликвидируется необходимость соблюдать режим зон ведения войны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: