Военная оккупация — это временное занятие вооруженными силами одного государства территории другого государства и принятие на себя управления этой территорией. Военная оккупация представляет собой один из видов военных операций и не является аннексией. Режим военной оккупации предусматривает только фактическую власть оккупирующей стороны, но не переход суверенитета. От режима военной оккупации следует отличать режим послевоенной оккупации как меру ответственности государства-агрессора. При военной оккупации прекращается осуществление власти правительством того государства, которому принадлежит занятая территория, а административная власть осуществляется командными инстанциями государства-противника.
В соответствии с нормами Гаагских и IV Женевской конвенции оккупирующая держава не пользуется на оккупированной территории неограниченной свободой. Юридически оккупированная территория остается территорией того государства, которому она принадлежала до оккупации. Государство-оккупант не вправе упразднить действующие законы, оно вправе только приостановить действие законов, противоречащих интересам оккупационных властей. Оккупирующее государство вправе издавать временные административные акты. Население оккупированной территории должно подчиняться распоряжениям властей.
Оккупирующая держава обязана принимать меры для обеспечения общественного порядка и безопасности населения; доводить до сведения населения постановления об административной и уголовной ответственности; снабжать гражданское население продовольствием и санитарными материалами; обеспечивать сохранность культурных Ценностей. Если снабжение населения недостаточно, оккупирующая Держава должна согласиться принять гуманитарную помощь от третьих государств, Международного комитета Красного Креста и иных Международных организаций.
|
Уголовно-правовые акты вступают в силу только после их опубликования и доведения до сведения населения на его языке. Уголовное законодательство в принципе должно оставаться таким же, каким было до оккупации, за исключением положений, представляющих собой угрозу безопасности оккупирующего государства. Судебным властям оккупированной территории должно быть разрешено продолжать исполнять их функции На оккупированной территории запрещено разрушать и уничтожить. жать частную, государственную, общественную, индивидуальную или коллективную собственность. Движимая частная собственность не подлежит конфискации. Общественная собственность с точки зрения своего правового режима приравнивается к частной. Конфискации подлежат только движимое государственное имущество (деньги, ценности, оружие, техника) и трофеи. Оккупирующее государство обязано сохранить основную ценность принадлежащих неприятельскому государству общественных зданий, недвижимости, лесов и сельскохозяйственных угодий. Контрибуции могут взиматься только на основании письменного приказа командования, и по каждой контрибуции плательщикам должна выдаваться расписка.
Подлежат преследованию преднамеренный захват, истребление или повреждение собственности общин, церковных, благотворительных, образовательных, художественных и научных учреждений (частных и государственных), исторических памятников, художественных и научных произведений со стороны государства-оккупанта.
|
Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны устанавливает, что лица, находящиеся на оккупированной территории, имеют право на уважение их личной чести, семейных прав и религиозных убеждений. Запрещены угон и депортация населения оккупированной территории, перемещение на нее населения государства-оккупанта, изменение гражданства детей и разлучение их с родителями, принуждение населения к службе в вооруженных силах оккупирующего государства, привлечение населения к работам военного характера. Население может быть принудительно направлено на работы, необходимые для нужд оккупационной армии (ст. 51). Запрещается принуждать население занятой области давать сведения об армии своего воюющего государства или о его средствах обороны.
Допускается полная или частичная эвакуация определенного района в силу особо веских соображений военного характера или для безопасности населения. Воюющие стороны могут создавать на оккупированной территории санитарные зоны и зоны безопасности с целью ограждения от военных действий раненых, больных, престарелых, инвалидов, детей до 15-летнего возраста, беременных женщин и женщин с детьми до 7 лет, сообщая противнику о создании таких зон. Граждане иностранного государства, оказавшиеся на оккупированной территории, должны иметь возможность покинуть ее в самое короткое время.
Дополнительный протокол I устанавливает особую защиту женщин и детей. Женщинам должна быть обеспечена защита от изнасилования, принуждения к проституции, любых форм непристойных посягательств. Дела беременных женщин и матерей малолетних детей должны рассматриваться в первую очередь с исключением вынесения смертных приговоров. Детям должна быть обеспечена защита от любых непристойных посягательств; дети до 15 лет не должны принимать участия в военных действиях; детям, не достигшим 18 лет, не могут быть вынесены смертные приговоры. На всех эвакуированных детей в целях облегчения возвращения в семьи должна заполняться специальная карточка, которая направляется в Центральное справочное агентство Международного комитета Красного Креста.