Текст: Всевышний Аллах приказал Своим созданиям повиноваться Ему и запретил им совершать грехи




Комментарий: Ат-Тахави, да смилуется над ним Аллах, привел после текстов о создании и предопределении тексты о повелениях и запретах. Здесь имеется указание на то, что Всевышний Аллах создал творения лишь для того, чтобы они поклонялись Ему. Это подобно тому, как сказал Всевышний Аллах:

} و ما خلقت الجن و الإنس إلا ليعبدون {سورة الذاريات:56

(“Всевышний Аллах говорит, что создал своих рабов для того, чтобы они поклонялись Ему одному, не придавая Ему сотоварищей. Кто будет повиноваться Аллаху, тому Аллах даст награду сполна. Кто станет грешником, того Аллах подвергнет тяжелым мукам”. Комментарий Ибн Касира, да смилостивится над ним Аллах).

23.و كُلّ شَيْءٍ يَجْري بتـَقـْدِيرهِ ومَشِيئـَتِِهِ، و مَشِيئَتـُه تـَنْـفـُذ، لا مَشِـيئَة لِلعِبادِ، إلا ما شَاءَ لَهُم، فـَما شَاءَ لَهُم كان، و ما لَمْ يَشـَأ لَمْ يَكـُنْ

Текст: Каждая вещь происходит по предопределению и воле Аллаха. Его воля обязательно исполняется. Для рабов нет Воли: происходит лишь то, что для них пожелал Аллах. Таким образом, что Аллах пожелал для своих рабов, то произойдет (беспрепятственно), а чего Он не пожелал, того (никогда) не произойдет (даже если все создания соберутся вместе и попытаются воспрепятствовать этому).

Комментарий: Всевышний Аллах говорит в 29-аяте суры «Скручивание» следующее:

}و ما تشاءون إلا أن يشاء الله رب العالمين {التكوير:29

(Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, комментирует данный аят так: “Вы пожелаете, только если пожелает Аллах, Господь всех миров. Воля – не в ваших руках. Кого Аллах пожелает наставить на правильный путь, тот обязательно будет наставлен. Кого Аллах пожелает ввести в заблуждение, тот, несомненно, свернет с него. Все эти дела зависят от Всевышнего Аллаха – Господа всех миров. Суфйан ас-Саври передает от Са`ида ибн `Абдуль-`азиза, а тот – от Сулеймана ибн Мусы, что тот сказал: “Когда был ниспослан аят (о том, что Коран будет примерным напоминанием для того), кого Аллах пожелал направить на правильный путь, Абу Джахль сказал: “Все дело - в наших руках. Если захотим, то будем на правильном пути, а если не захотим, то не будем”. Тогда Всевышний Аллах ниспослал вышеуказанный аят “Вы пожелаете, только если пожелает Аллах, Господь всех миров”.)

Этот и подобные ему аяты являются доказательством убеждения приверженцев Сунны и единой общины о том, что желание Аллаха исполнится, а то, чего Он не пожелает, то не исполнится. Как может происходить во владении Аллаха то, чего Он не желает?! (Му`тазилиты) говорят, что якобы Аллах пожелал, чтобы неверный стал верующим, а тот не захотел этого и стал неверным. Желание неверного стало превыше воли Аллаха!!! Есть ли человек, более заблудший и более погрязший в болоте неверия, чем человек, сказавший это?! Аллах Превелик над тем, что говорят эти лица.

Вахб ибн Мунаббах, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Когда я (с чрезмерностью) рассматривал вопрос предопределения, то пришел в изумление. Затем я опять рассмотрел этот вопрос и опять изумился. Тогда я пришел к выводу, что самые знающие в вопросе предопределения – это те, кто удерживает себя (не полагаясь в этом вопросе на свой разум, не впадая в крайность). А самые невежественные в этом вопросе – это те, кто много говорит на эту тему”. (Вахб ибн Мунаббах, да смилостивится над ним Аллах, родился в 34-году хиджры, во времена правления `Усмана, да будет доволен им Аллах. Он бқл последователем-таби`ином, учившимся у Ибн `Аббаса, Абу Хурайры и других сподвижников. Ахмад, да смилуется над ним Аллах, сказал об этом человеке следующее: “Вахб ибн Мунаббах был славным человеком из племени персов”. Некоторые передают, что один из жестоких правителей замучил до смерти Вахба ибн Мунаббаха. Да будет милость Аллаха над ним! Эти данные взяты из книги “Сияру а`лаамин-нубала” аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах.)

24. يَهدي مَن يَشاءُ، و يَعصِمُ و يُعَافِي، فـَضلا، و يُضِلّ مَن يَشاء، و يَخذلُ و يَبتلِي، عَدْلا

Текст: Всевышний Аллах Своей милостью наставляет на истинный путь того из своих рабов, кого Он пожелал, оберегает его от заблуждения и смуты. Аллах Своей справедливостью вводит в заблуждение того из своих рабов, которого Он пожелал, не оберегает его от сомнений и низвергает его в пучину смут (испытаний).

Комментарий: Эти слова опровергают убеждение течения му`тазилитов. Они сказали: Наставление на путь истины ("хидая") со стороны Аллаха означает разъяснение истинного пути. (Это понятие неверно. Ученые приверженцев Сунны делят два вида наставления на путь истины: 1. "Хидая-тавфик" - наставление на правильный путь. 2. Разъяснение истинного пути. Когда Всевышний Аллах дарует Своему рабу веру, то говорится, что Он наставил его на верный путь. Это и есть первый вид наставления ("тавфик"). Подобное наставление возможно только со стороны Аллаха. Никто, даже пророк и ангел не могут дать веру и наставить кого-либо по своему усмотрению. Второй вид наставления – разъяснение правильного пути – могут совершать пророки и ученые.) Ибо наш пророк, да благословит и приветствует его Аллах, разъяснял истинный путь людям, которых он любил и которых он не любил. Всевышний Аллах говорит в 56-аяте суры "Рассказ":

}إنك لا تـَهدِي مَن أحبَبْتَ و لكنَّ الله يَهدي مَن يـَشاء {القصص: 56

(Саади, да смилуется над ним Аллах, комментирует этот аят следующим образом. «О Мухаммад, ты не сможешь наставить на прямой путь кого-либо, даже если он будет твоим самым любимым человеком. Поскольку создания не способны наставить на путь истинный ("хидая-тавфик"), дать сердцу веру. Это только в руках Аллаха. Он наставляет на верный путь того из Своих рабов, кого Он пожелает. Только Аллах знает, кто достоин, способен к наставлению на прямой путь. Поэтому только Он знаючи наставляет на правильный путь. Того же из Его рабов, кто не способен, не достоин наставления на путь истины, Он оставляет в заблуждении”.)

Всевышний Аллах говорит в 13-аяте суры «Земной поклон»:

}و لو شِئنا لآتـَينا كلَّ نـَفس هُداها{ السجدة: 13

(Смысл этого аята Саади комментирует так: “Всевышний Аллах говорит: Если бы Мы захотели, то направили бы на истинный путь всех. Однако мудрость Аллаха воспротивилась тому, чтобы все были на верном пути.)

Он говорит в 31-аяте суры “Завернувшийся” следующее:

}يضل الله من يشاء و يهدي من يشاء{ المدثر:31

(Смысл: “Аллах вводит в заблуждение того из Своих рабов, кого пожелает, и ведет на прямой путь того из Своих рабов, кого пожелает”.)

25. و كلـُّهُم يـَتـَقـَلـََّبُون فِي مـَشِيئتِه، بَينَ فـَضلِه و عَدلِه



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: