VI.Начало и течение настоящего заболевания




Необходимо отметить день, месяц, год начала болезни, ее длительность к моменту составления истории болезни. Затем описать развитие заболевания так, чтобы в нем отра­зились первые симптомы, последовательность появления этих симптомов по этапам (дням) болезни, интенсивность каждого симптома в отдельные этапы болезни. Появились ли новые симптомы в последующие дни, недели, месяцы, годы. Какова их динамика. Наблюдался ли ребенок врачами. Когда? Предположительные диагнозы за время болезни. Какое проводилось лечение за время болезни, в какие сро­ки? Какие лабораторные исследования сделаны за время болезни, их результат.

Развитие болезни за время пребывания в клинике до начала курации (типа краткого эпикриза).

Для написания этого раздела студенту необходимо про­смотреть в клинической истории запись врача приемного отделения, статус при поступлении в больницу, дневники, температурные листы, отметки сестры об аппетите, рвоте, характере стула, мочи и других проявлений заболевания до момента курации.

ПОМНИТЕ. Между жалобами, зафиксированными в ис­тории болезни (перед началом анамнеза), и патологически­ми проявлениями, отмеченными в истории настоящего за­болевания, должна быть взаимосвязь. В истории настоящего заболевания каждая жалоба должна найти свое отражение: когда появилась, ее динамика и т. д.

Посмотрев больного, необходимо еще раз вернуться к истории настоящего заболевания, проследить — все ли па­тологические проявления, обнаруженные при осмотре, нашли отражение в жалобах и в истории заболевания. При необхо­димости допросить родителей, ребенка, запросить дополни­тельную документацию из тех медицинских учреждений, ко­торые наблюдали за ребенком прежде.

 

VII. Данные объективного исследования на день курации.

Каждый раздел озаглавливается и дается описание имеющихся изменений без употребления терминов диагностиче­ского характера. Например, не следует писать: «на коже потница», «скарлатинозная сыпь» или при описании костной системы: «имеются рахитические изменения» и др. При описании изменений по органам дыхания, кровообращения, пищеварения и т. д. применяются методики обследования и описания соответственно возрасту.

Общее состояние ребенка (удовлетворительное, средне-тяжелое, тяжелое). При этом необходимо описать, в чем, главным образом, выражается тяжесть состояния. Например, состояние тяжелое — ребенок лихорадит, возбужден, бле­ден, отказывается от еды и питья и т. д.

Нервная система. Сознание, реакция на окружающее. Характеристика поведения ребенка — настроение, раздра­жительность, возбуждение, вялость, замкнутость, общитель­ность, сонливость, бессонница, положение тела, соответствие психического развития возрасту. Изменения со стороны чс-репномозговых нервов (в соответствии со схемой, принятой в клинике нервных болезней). Наличие менингеальных симптомов: ригидность за­тылочных мышц, с. Кернига, с. Брудзинского и др., симпто­мов натяжения, болей по ходу нервных стволов. Координа­ционные пробы: пальце-носовая, ляточно-коленная, поза Ромберга. Походка. Дермографизм, характер его: белый, красный, смешанный; время появления, стойкость. Потли­вость.

При обследовании детей первых недель жизни отметить следующее:

1) двигательную активность (вялость, беспокойство, атетозоподобные движения, судороги);

2) характер крика (гормкий, слабый, пронзительный):

3) наличие и степень выраженности безусловных реф­лексов (сосательный, ладонно-ротовой, хоботковый, хвата­тельный, защитный, Галанта, ползания, опоры, автоматиче­ской ходьбы);

4) состояние мышечного тонуса (гипертония, гипотония, дистония);

5) наличие патологических знаков (симптом Грефе, вер­тикальный нистагм, глубокое сходящееся косоглазие, симп­том «заходящего солнца», разница в ширине глазных щелей, сглаженность носогубной складки, размашистый тремор, кло­нус стоп).

Внешний осмотр глаз (отделяемое, гиперемия конъюнк­тив, инъекция сосудов склер, боли при движении глазных яблок, светобоязнь, отечность век, слезотечение и др.).

Внешний осмотр ушей (отделяемое, гиперемия кожи на­ружного слухового прохода, надавливание на ухо — болезненно, безболезненно).

Физическое развитие. Масса, длина тела, окружность груди, головы. Оценка развития в сравнении с возрастной нормой.

Кожа. Цвет, пушковые волосы, опрелость, влажность, сухость, эластичность, рубцы, сыпь, пигментация и депиг­ментация, кровоизлияния (точечные, крупные, синяки) и т. п. При описании любой сыпи необходимо указать харак­тер элемента (пятно, папула, везикула, волдырь, кровяни­стая корочка, пустула и т. д.); преимущественный размер элементов, очертания и цвет их, преимущественную локали­зацию (на сгибательной поверхности, на разгибательной по­верхности и т. д.); слияние или разобщенность элементов; исчезновение или сохранение их при надавливании или растягивании кожи; фон кожи (не изменен, гиперемирован), шелушение (отрубевидное, крупнопластинчатое, преимущест­венная локализация).

Волосы, пальцы и ногти. Волосы (тусклые, блестящие, ломкие, сухие и т. д.). Цианоз кончиков пальцев, форма концевых фаланг, развитие ногтей, их форма (например, пальцы в виде «барабанных палочек» или ногти в виде «ча­совых стекол» и т. д.), ломкость ногтей, их исчерченность, состояние ногтевого ложа.

Подкожно-жировая клетчатка. Состояние питания, разви­тие подкожно-жирового слоя, равномерность распределения, пастозность, отеки, их локализация, степень плотности, тургор тканей.

Лимфатические узлы. Группы лимфоузлов, доступные пальпации: тонзиллярные, подчелюстные, задне-шейные, за­тылочные, подмышечные, паховые, кубитальные, торакаль­ные. Отмечается их количество (единичные, множественные), величина (в см), форма, консистенция, болезненность, под­вижность, спаянность с кожей и окружающими тканями, рубцы. При описании шейной группы лимфоузлов отмечают возможную деформацию шеи в связи с лимфоаденитом, оте­ком шейной клетчатки или другие изменения (увеличение слюнных желез, щитовидной железы и т. д.).

Мышцы. Степень развития, тонус (нормальный, повышен­ный, пониженный), болезненность при ощупывании, при активных и пассивных движениях. Сила мышцы, возможное уплотнение и другие симптомы.

Костная система. Форма головы, состояние швов, роднич­ков (размер большого родничка, выбухание и западение, плотность или податливость краев), размягчение (краниотабес) и деформация костей, периоститы, болезненность при надавливании, при поколачивании. Состояние позвоночника (болезненность, подвижность, искривления и т. д.).

Форма грудной клетки, деформации, асимметрии, искрив­ления грудной части позвоночника, западение или выпячи­вание над- и подключичных ямок, разница в глубине и ши­рине их, положение ключиц и лопаток, эпигастральный угол. Гаррисонова борозда. Утолщение ребер на границе костной и хрящевой части.

Система дыхания. Носовое дыхание (сохранено, нет); тип дыхания (грудной, брюшной, смешанный). Частота, глуби-па, ритм дыхания, участие в акте дыхания обеих половин грудной клетки; одышка (инспираториая, экспираторная, смешанная).

Пальпация: податливость грудной клетки, болезненность, ее локализация, межреберные промежутки (расширены, су­жены), ощущение трения плевры; голосовое дрожание.

Перкуссия: сравнительная — изменение перкуторного звука, локализация, топографическая — границы легких, подвижность легочных краев. Перкуссия по позвоночнику (с. Кораньи).

Аускультация. Характер дыхания (пуэрилыюе, везику­лярное, бронхиальное и т. д.), хрипы сухие, влажные (мел­ко-, средне-, крупнопузырчатые), звучные, незвучные, крепи­тация звучная, незвучная, крепитация только на высоте вдоха после покашливания; шум трения плевры, его локали­зация, характер; бронхофония (с. Д'Эспина).

Система кровообращения. Осмотр сердечной области: выпячивание, пульсация — сердечный и верхушечный толчок.

Пальпация: сердечный и верхушечный толчок, локализа­ция, ширина, высота, сила верхушечного толчка, «кошачье мурлыканье», его отношение к фазам сердечной деятель­ности (систолическое, диастолическое).

Перкуссия: границы относительной сердечной тупости.

Аускультация: ритм, ясность, звучность или глухость сердечных тонов, акценты; раздвоения, шумы, их характер (продолжительность, тембр, интенсивность), отношение к фазам сердечной деятельности (систолический, диастоличе-ский), локализация, наибольшая интенсивность, проводи­мость, изменчивость, шум трения перикарда, его характер (нежный, грубый, продолжительность, локализация).

Пульсация сосудов шеи, височных, артерий конечностей, в надчревной области.

Пульс лучевой артерии: частота, дыхательно-пульсовой коэффициент, ритмичность (ритмичный, аритмичный, какая аритмия), величина (средний, большой или высокий, малый нитевидный, одинаковый или разный на обеих руках), напряжение (твердый, мягкий, среднего напряжения), фор­ма и характер (нормальный, скорый, медленный, дикротиче-ский), синхронность на обеих руках. Аускультация сосудов: артерий сенных, бедренных, плечевых, шейных вен. Арте­риальное давление.

Система пищеварения и органы брюшной полости.

Губы: цвет, влажность, высыпания, изъязвления, трещи­ны, пузыри.

Рот (осматривается в последнюю очередь). Цвет сли­зистых оболочек, кровоизлияния, язвочки анантема, влаж­ность, пятна Филатова, гиперемия области стенонова прото­ка и др. изменения.

Для детей раннего возраста: кратность кормления, сколь­ко высасывает из груди, бутылочки.

Срыгивания, рвота.

Язык: цвет, влажность или сухость, рисунок («географи­ческий» язык), налет, состояние сосочков (гипертрофия, атрофия, «малиновый» язык, «лакированный» язык), трещи­ны, язвы, отпечатки зубов, дрожание высунутого языка, отклонение его в сторону.

Зубы: молочные, постоянные, их число, состояние.

Десны: цвет, набухлость, разрыхленность, кровоточи­вость, язвы.

Глотка: цвет слизистой оболочки, состояние миндалин (гипертрофия, отек, степень увеличения), состояние дужек, язычка: налеты (форма — островчатые, сплошные, плотные, рыхлые, гноевидные и т. д., величина, локализация, цвет налетов, снимаются ли шпателем).

Задняя стенка: зернистость, гиперемия, наличие слизи, гноя и т. д.

Характеристика состояния слюнных желез (околоушных, подчелюстных, подъязычных). Их увеличение, болезненность, припухлость, изменение кожи в области желез, боли при жевании, открывании рта и т, д.

Живот: форма, симметричность, вздутие, выпячивание, нападение, видимая пульсация, расширение вен стенки жи­вота, участие живота в акте дыхания, рубцы, перистальтика. Перкуссия и поколачивание: перкуторный звук, болезнен­ность, ее локализация, напряжение стенки живота, флюктуа­ция. Пальпация поверхностная (ориентировочная): степень напряжения брюшной стенки, местное напряжение (мышеч­ная защита), болезненность, ее локализация, уплотнения.

Специальная пальпация: состояние прямых мышц живота (расхождение), паховых колец, пупка. Пальпация глубокая: желудок, отделы кишечника, лимфатические узлы, инфиль­траты, плотные конгломераты. Аускультация: перистальтика кишечника.

Печень и желчный пузаырь: осмотр, видимое увеличение печени.

Перкуссия: границы печени — верхняя, нижняя, болез­ненность при перкуссии и поколачивании. Определение раз­меров по Курлову. Пальпация специальная: край (острый, закругленный, тупой, ровный, неровный, фестончатый), кон­систенция, поверхность (ровная, гладкая, зернистая, бугрис­тая), болезненность. При наличии асцита — баллотирующая пальпация, перкуссия.

Характер стула: количество, кратность, консистенция (жидкая, кашицеобразная, «овечий»); цвет: примесь крови, зелени, слизи; стул по виду: «ректальный плевок», «болот­ная тина», «лягушачья икра», «рисовый отвар» и т. д.

Селезенка: видимое увеличение, верхняя и нижняя грани­цы, перкуторные размеры при перкуссии в положении на спине и на правом боку, величина, консистенция, характе­ристика края (острый, тупой), поверхность (гладкая, бугрис­тая, зернистая), болезненность, подвижность при дыхании.

Мочеполовые органы: выпячивание над лобком, в об­ласти почек, болезненность при поколачивании над лобком, симптом Пастернацкого. Пальпация почек глубокая, в по­ложении на спине, на боку, в вертикальном положении: уве­личение, смещение почки, подвижность, консистенция, по­верхность (гладкая, бугристая), болезненность.

Мочеиспускание учащено, задержано, болезненно. Цвет мочи: соломенно-желтый, цвета пива, мясных помоев и др. Порции малые, обильные.

Развитие половых органов. Вторичные половые признаки (соответствуют, не соответствуют возрасту ребенка).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: