Роль права в регуляции взаимодействия природы и общества заключается в установлении научно обоснованных правил поведения человека по отношению к природе. Наиболее существенные правила такого поведения закрепляются государством в законодательстве и становятся общеобязательными для выполнения и соблюдения нормами права, обеспеченными государственным принуждением на случай их невыполнения.
Принимая во внимание комплексный характер проблем экологии, их органическая связь со всеми политическими, социальными и экономическими факторами, стратегия природопользования в Украине должна быть одной из фундаментальных составляющих стратегии перестройки правового, демократического государства с развитой рыночной экономикой. Одним из таких неопровержимых прав является право граждан на экологическую безопасность. Оно обеспечивается комплексом юридических, экономических, технологических и гуманитарных факторов.
Серьезным недостатком действующего на сегодня природоохранного законодательства является тот факт, что формировалось оно по позаресурсным признакам, то есть отдельной регуляции подлежат земельные, водные, горные, лесные, атмосфероохранные и другие отношения. Такой подход не обеспечивал комплексности в регуляции отношений относительно природной среды как единого организма.
Уже с первых законотворческих шагов суверенной Украины определены основы обеспечения экологических прав человека. Важным актом нового государства стал Закон "Об охране окружающей природной среды" от 25 июня 1991 года. Данный закон не только провозглашает, но и предусматривает систему гарантий экологической безопасности человека, вносит определенную упорядоченность в систему управления в отрасли природопользования. Он закрепляет право граждан Украины на безопасную для жизни окружающую среду. Это неотъемлемое право человека реализуется путем участия в обсуждении проектов законодательных актов и других решений в отрасли охраны окружающей среды; участия в разработке и осуществлении мероприятий по охране природной среды, рационального использования природных ресурсов;
|
В Законе установленные принципы охраны окружающей природной среды:
— приоритетность требований экологической безопасности;
— гарантирование экологически безопасного положения для жизни и здоровья людей;
— экологизация материального производства;
— научно обоснованное согласование экологических, экономических и социальных интересов общества;
— сохранение пространственного и видового разнообразия и целостности природных объектов и комплексов;
— гласность и демократизм при принятии решений, реализация которых влияет на состояние окружающей среды, формирование у населения экологического мировоззрения;
— научно обоснованное нормирование влияния хозяйственной и другой деятельности на окружающую среду;
— взыскание платы за специальное использование природных ресурсов, за загрязнение окружающей природной среды и снижение качества природных ресурсов;
— решение проблем охраны окружающей природной среды на основе широкого международного сотрудничества.
Закон закрепляет экологические права и обязанности. В Законе установлены принципы охраны окружающей природной среды:
|
— приоритетность требований экологической безопасности;
— гарантирование экологически безопасного положения для жизни и здоровья людей;
— экологизация материального производства;
— научно обоснованное согласование экологических, экономических и социальных интересов общества;
— сохранение пространственного и видового разнообразия и целостности природных объектов и комплексов;
— гласность и демократизм при принятии решений, реализация которых влияет на состояние окружающей среды, формирование в население экологического мировоззрения;
— научно обоснованное нормирование влияния хозяйственной и другой деятельности на окружающую среду;
— взыскание платы за специальное использование природных ресурсов, за загрязнение окружающей природной среды и снижение качества природных ресурсов;
— решение проблем охраны окружающей природной среды на основе широкого международного сотрудничества.
Закон закрепляет экологические права и обязанности граждан Украины:
право на безопасное для жизни и здоровья окружающую природную среду; участие в обсуждении проектов законодательных актов, материалов относительно размещения и реконструкции объектов, которые могут негативно повлиять на состояние окружающей природной среды.
Закон Украины "Об охране окружающей природной среды" определяет понятия экологической безопасности и мероприятия по ее обеспечению, экологические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции и введению в действие предприятий и других объектов, к применению минеральных удобрений, средств защиты растений, токсичных химических веществ; предусматривает мероприятия по охране окружающей природной среды от вредного биологического воздействия, вредного влияния физических факторов и радиоактивного загрязнения, от загрязнения производственными, бытовыми и другими отходами.
|
В Законе вводится понятие зон чрезвычайных экологических ситуаций (экологической катастрофы, повышенной экологической опасности). Установленная дисциплинарная, административная, гражданская и криминальная ответственность за экологические правонарушения.
Основными из них являются:
— нарушение прав граждан на экологически безопасную окружающую природную среду;
— нарушение норм экологической безопасности;
— нарушение требований законодательства при проведении экологической экспертизы;
— допущение сверхнормативных, аварийных, залповых выбросов и сбросов в окружающую природную среду;
— самовольное использование природных ресурсов, превышение лимитов и нарушение других требований использования природных ресурсов;
— неупотребление мероприятий по предупреждению и ликвидации экологических последствий аварий и другого вредного влияния на окружающую природную среду;
— нарушение природоохранных требований при сохранении, транспортировке,
—использовании, захоронении химических, токсичных и радиоактивных веществ
—производственных, бытовых и других отходов;
— отказ от предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, источники его загрязнения и другое.
Важным является раздел об экологической экспертизе. Законодательно закреплена ее обязательность. Позитивный вывод государственной экологической експертизы является основанием для открытия финансирования по всем проектам и программам, реализация которых без такого позитивного вывода запрещается. Кроме государственной, Закон предусматривает другие формы экологической экспертизы —общественную, научную, которые проводятся независимо от государственной. Государственными стандартами в отрасли охраны окружающей среды провозглашаются обязательными определенная система экологических нормативов, предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в окружающей среде, предельно допустимые и временно согласованные выбросы и сбросы. [5, с.128-131]
В настоящее время парниковый эффект от выбросов углекислого газа все сильнее меняет лицо планеты. По данным Океанографического и атмосферного агентства США, за последние 15 лет содержание в атмосфере промышленных выбросов увеличилось на 20%. Ученые предсказывают, что к концу этого века на Земле совсем не останется ледников. Это будет для человечества настоящей катастрофой: огромные площади суши уйдут под воду, а горные реки, питающие водой миллиарды людей, пересохнут.
Киотские соглашения подписаны многими странами в дополнение к Рамочной конвенции ООН по предупреждению изменений климата. В этом протоколе зафиксированы количественные ограничения на выброс парниковых газов. Цель ограничений - с 2008 по 2012 годы снизить объемы выбросов (квоты) в атмосферу газов, вызывающих парниковый эффект.
Украина ратифицировала Киотский протокол в 2004г., а в 2005г. - он вступил в силу. А так как протокол предусматривает в том числе и торговлю квотами на выбросы парниковых газов, при которой одно государство, загрязняющее атмосферу сверх допустимого уровня, может купить квоту у другого государства, выбросы которого меньше разрешённых, - у нашей страны появилась реальная перспектива заработать.
Дело в том, что подписавшие Киотские соглашения государства договорились заморозить порождающие парниковый эффект выбросы углекислого газа на уровне 1990 года. Зафиксированный тогда объем выбросов рассматривается сегодня как базовый.
А так как в Украине с начала 90-х происходил спад производства (после распада СССР его масштабы, а, значит, и выбросы в атмосферу заметно сократились), то сегодня образовался избыток квот, не востребованный пока что отечественной промышленностью.
По прогнозам специалистов, даже при сохранении достигнутых в последние годы темпов развития экономики и существующего уровня энергоемкости ВВП, Украина не превысит к 2012 году объемов установленных выбросов. А это более 900 миллионов тонн углекислого газа. Для сравнения - в 2003 году в Украине было выброшено в атмосферу менее 50% этого эквивалента двуокиси углерода. То есть мы можем и не торопиться снижать объемы выбросов, а, значит, будут оставаться «лишние» квоты. Например, сегодня в Украине объемы выбросов в атмосферу меньше допустимых на 40%. «Излишек» государство может продать и потратить вырученные от этого средства на развитие экономики страны, на социальную сферу, на выплаты того же экологического коэффициента жителям пострадавших от экобедствия территорий. [6]
ДАЛЬНЕЙШЕЕ улучшение экологической ситуации возможно только через экологизацию промышленного и сельскохозяйственного производства и экологизацию мышления все го населения. Только так можно будет преодолеть экологический кризис. Для этого предстоит осуществить целый ряд мер, среди которых главные:
— соблюдение экологических приоритетов в общегосударственных, отраслевых программах и планах действий государственного, регионального и местного значения; введение принципа платности за природные ресурсы, особенно водные;
— введение жесткого принципа платности за выбросы и сбросы загрязнений, а также за какие-либо отходы;
— поднятие на уровень общегосударственного значения обеспечения экологической чистоты питьевой воды и продуктов питания;
— решение на законодательном уровне проблемы всеобъемлющего экологического образования и пропаганды, экологической информации.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ благополучие окружающей среды, сбалансированность потребностей экономического развития и возможностей воссоздания экологически полноценных природных, в частности водных, ресурсов - основа стабильного развития государства. [7]
Заключение
Имеющиеся в Украине технологии промышленного и сельскохозяйственного производства в подавляющем своем большинстве загрязняют окружающую среду - воздух, почву, поверхностные и подземный воды, то есть создают неблагоприятные условия дли жизни, ведут к нарастанию неблагоприятных тенденций в климате нашей планеты.
Экстенсивная экономика привела к кризисному загрязнению окружающей среды. Неудовлетворительное состояние водных ресурсов, почвы и воздуха привело к ухудшению здоровья людей, к демографическим изменениям в Украине.
НЕОБХОДИМЫмногомерные усилия для улучшения экологической ситуации в Украине - очищение рек и их вод, возрождение плодородия грунтов и чистоты воздуха. Уровень жизни и состояние здоровья людей в новом тысячелетии будут зависеть от того, как скоро сегодня будут приняты меры для улучшения экологической ситуации. Надо остановить увеличение загрязненности окружающей среды. Это можно сделать, уменьшив количество отходов путем соблюдения технологической дисциплины, экономного отношения к использованию воды, энергии, других природных ресурсов.
Литература
1. Батлук В.А. Основы экологии и охрана окружающей природной среды. Л.: Афиша, 2001. – 335с.
2. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология в вопросах и ответах. – Р н/Д:Феникс, 2005. – 384с.
3. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. – М.: Академия, 2003. – 208с.
4. Білявський Г.О. та ін. Основи екології. К.: Либідь, 2004. – 408с.
5. Джигирей В.С., Сторожук В.М., Яцюк Р.А. Основи екології та охорона навколишнього середовища (Екологія та охорона природи). – Л.: Афіша, 2007. – 272с.
6. Киотский протокол – это шанс заработать миллиарды.// Вечерняя Макеевка, 8 декабря 2007г.
7.Зарубинский О. и др. Как улучшить экологическую ситуацию в Украине? //Экологическая газета №1, 2007