Эссе по теме №6: «Социальные сети в цветных революциях. Блоги: дополнительные преимущества в раскрутке цветной революции»




 

Стоит начать с того, что у понятия «цветная революция» нет точного определения, иногда термин трактуют как смену правящих режимов, осуществляемую с преимущественным использованием методов ненасильственной политической борьбы (обычно массовых уличных акций протеста). Говоря об истоках этого определения, как правило, исследователи рассматривают массовый протест и смену власти в 2000 г. в Югославии, в 2003 г. в Грузии, 2004 и 2013—2014 г. на Украине, в 2018 г. в Армении, в 2005 г. в Киргизии, события так называемой «Арабской весны» с декабря 2010 года по декабрь 2012 года. К этому ряду причисляют и проявления социального протеста в странах бывшего Советского блока, которые не привели к смене власти: 2008 г. в Армении, 2010 г. в Белоруссии, 2011—2013 г. в России. Наиболее жаркие дискуссии развернулись в классификации данного явления и по вопросу, следует ли причислять события «цветных революций» к революциям.

Цветные революции маркировали проблему социально-политической и социально-экономической уязвимости возникающих политических режимов, старающихся в одном случае, в той или иной степени вписаться в модель либеральной демократии, основанной на типизированном наборе социальных институтов и ценностей, а в другом – удержать власть, используя авторитарные практики управления, патернализм и непотизм. В постсоциалистической Восточной Европе и Азии спектр социально-политических изменений включал и тенденции к радикальной политической вестернизации, и к регрессу в конденсированные формы политического авторитаризма.

Ни для кого не секрет, что 21 век — это век технологий и социальных сетей, в прямом смысле этого слова, то есть таких как Facebook, LiveJournal, ВКонтакте, но и коммуникационные средства реального времени такие как Twitter, Telegram, WhatsUp. Интересный момент в том, что социальные сети активно применялись во время протестных событий в Украине, Иране, Турции, Египте, они являются эффективным способом трансляции настроений массам и входят в состав технологии «Soft Power».

Поговорим более подробно про популярную сеть Twitter, которая была создана в 2006 году, изначально как внутренний проект компании-разработчика Odeo, но менее чем за полгода аудитория системы достигла десятков миллионов пользователей по всему миру. Twitter основывается на принципе подписчиков для отображения новостных лент и структуре коротких публикаций пользователей. Слухи как инструмент распространения и источник информации довольно давно используется различными структурами, задействованными в управлении коммуникативными процессами. Поэтому авторский интерес к этому каналу коммуникации, который рассматривается ими как действенная технология в условиях отсутствия доступа к официальным каналам медиа, не представляется оригинальным.

Хороший пример использования Twitter – координация действий и мобилизация протестных групп перед Молдавскими выборами весною 2009. Сначала была проведена массовая рассылка сообщений и новостей в Facebook, далее через Twitter были созданы специальные хештеги для информирования участников. Под хештегами размещались основная информация, связанная с протестующими. Обновления в Твиттер публиковались практически непрерывно, содержали в себе записи очевидцев, комментарии.

Говоря про эту социальную сеть, стоит сказать, что здесь неоднократно разворачивались различные политические конфликты, например, один из недавних случаев был комментарий Марии Захаровой, представителя МИД, о визите президента Сербии Александра Вучича в Белый дом.

Про ситуацию в Украине, где для создания информационных поводов использовались социальные сети Вконтакте и Facebook. Координация действий в большей степени проводилась через SMS и сотовые сети.

Поговорим про понятие «блог» и «блогерство». По определению с Википедии: «Блог (англ. blog, от web log — интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые человеком записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерна возможность публикации отзывов (комментариев) посетителями; она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей и чатами»

А Р. Скобл и Ш. Израэл приводят следующее определение: «блог – это персональный веб сайт, содержимое которого отражается в порядке, обратном хронологическому». Это означает, что новые записи оказываются вверху персональной страницы, позволяя постоянно отслеживать изменения в дневнике автора. В подавляющем большинстве случаев на личной странице автора интернет-дневника можно оставлять комментарии к записям, которые доступны для просмотра другим пользователям.

Технологически создание блога не представляет больших усилий и доступно даже начинающему пользователю всемирной сети. Мы не будем на этом останавливаться подробно. Стоит лишь сказать, что процесс создания блога для целей "цветной революции» обычно конспирологичен, чем несколько более блоги обычных пользователей. Обычно такие страницы регистрируют на адрес почты, размещенной непосредственна данной блог-платформе для того чтобы пользователи невозможно было найти по почтовому адресу.

Для уменьшения возможности быть уличенным B антигосударственных деяниях, в любой сетевой работе используют обычно браузеры на основе технологии Portable, в которых кэш, история посещения страниц отключены, а история колирования и файлы cookie удаляются при завершении работы программы.

Наиболее популярными блог-платформами, позволяющими вести дневник без необходимости самостоятельно заниматься сервисом и обслуживанием «движка» являются LiveJournal (ЖЖ), WordPress, a также Blogger. В нашей стране одной из самых массовых и популярных платформ является Livelnternet.ru. Говоря об использовании блогов в условиях «цветных революций» надо иметь в виду, что работа в блогосфере сама по себе не принесет практически никакого эффекта. Все сетевые технологии специалисты по "революциям" обычно применяют в комплексе. Деятельность эверсионных технологов в блогосфере наиболее эффективна в следующих случаях.

1. Полное отсутствие информации в официальных масс-медиа о происходящих событиях.

2. Сторонники осуществления «цветной революции» не имеют доступа к официальным СМИ.

3. Официальные каналы коммуникации находятся под тотальным контролем и цензурой со стороны действующего режима. Большей части населения об этом известно.

4. События в реальной жизни разворачиваются настолько быстро, что официальные СМИ не успевают отслеживать изменения революционной ситуации.

5. Блокируется (полностью либо частично) мобильная связь.

6. У большинства населения и представителей СМИ нет доступа к местам, где революционные события разворачиваются наиболее интенсивно.

7. У правящего режима нет собственных механизмов (или они позволяющих реалиям), неадекватны существующим действовать в блогосфере на упреждение.

Ситуацию, при которой блоги являются весьма эффективной технологией эверсионных действий, прекрасно описали М. Жаров и T. Шевяков в книге «Хроники информационной войны». По их словам, фактически блоги и форумы в ходе Пятидневной войны полностью заменили газеты, журналы и телевидение: пользователи и журналисты писали непосредственc мест событий, и традиционным СМИ ничего иного не оставалось, как пользоваться материалами из сети.

Основной задачей эверсионных блогов в условиях «цветных революций» является не достоверность информации, a ее оперативность и охват населения. Для того чтобы эта задача была достигнута, необходимо функционирование пилой системы блогов. которые бы создавали эффект всеобщности и массовости. Еще одним фактором, обуславливаюшим успешность использования блогов в «цветных революциях», является высокий уровень доверия к Интернету в целом и к интернет-дневникам в частности со стороны более молодых слоев населения, которые являются основными движущими силами революционных преобразований.

В общем, процессам «ненасильственных переворотов» – «Революций 2.0» характерен коммуникативный характер, это революции нового организационно-информационного типа, «революции флешмоба». Социальные сети становятся информационной основной революций нового типа. Twitter выполняет подчас решающую роль в координации протестных сил, усиления информационного давления. Однако наибольший эффект применения Твиттера достигается Facebook, YouTube, и пр., обладая при этом важнейшим отличием от них — практически неограниченной оперативностью и для того, чтобы противостоять реальным угрозам, возникающим в процессе социальных инноваций, технического прогресса и глобализации, необходимо не запрещать все новое и «неведомое», а идти в ногу со временем, смелее осваивать технику и делать ее применение широко доступным для суда общественности.

 

 

Список используемых источников:

 

1. Статья В.И. Пржиленский «Гапич А.Э., Лушников Д.А. Технологии цветных революций. М., 2010. 132 с»

file:///C:/Users/user/Downloads/gapich-a-e-lushnikov-d-a-tehnologii-tsvetnyh-revolyutsiy-m-2010-132-s%20(1).pdf

2. Гапич А.Э., Лушников Д.А. «Технологии цветных революций.», 9 глава, 133 с

file:///C:/Users/user/Downloads/Технологии%20цветных%20революций%20by%20Гапич%20А.Э.,%20Лушников%20Д.А.%20(z-lib.org).pdf



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: