ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ




СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Основные принципы, цели и задачи.. 4

Международные отношения. 6

Россия. 6

Европейский союз. 7

Страны СНГ. 10

Другие страны. 12

Заключение. 14

Список используемой литературы.. 15

 


ВВЕДЕНИЕ

После провозглашения независимости Республика Беларусь вышла на международную арену в двух качествах: как новое независимое государство, возникшее в результате распада СССР, и как европейская страна, имеющая глубокие исторические традиции государственности.

Изучение внешнеполитического опыта и традиций белорусских территориально-государственных образований свидетельствует о наличии последовательности и преемственности в их внешней политике.

На судьбу белорусского народа во все времена оказывало влияние состояние межгосударственных отношений в Европе. Практически любой конфликт в Восточной части Европы приводил к гибели людей и разрушениям на белорусской земле. В этой связи сегодня Республика Беларусь исходит из того, что формирование прочных партнерских отношений и с восточными, и с западными странами является необходимой предпосылкой последовательного укрепления доверия, взаимопонимания и мира в регионе.

Целью моего реферата – рассказать о основных принципах, целях и задачах внешней политики Республики Беларусь, а также о её международных отношениях. Для себя я выделила наиболее значимых торговых партнёров, с которыми Беларусь ведёт более активную внешнюю политику.


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Республика Беларусь - одно из немногих государств, проводящих действительно независимую внешнюю политику. Она признана 183 странами мира, со 157 из них установлены дипломатические отношения. Беларусь является участником более 70 международных организаций: Восточное партнерство, ООН и ее специализированные учреждения, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совет Евроатлантического партнерства, Центральноевропейская инициатива, Движение неприсоединения, СНГ, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Единое экономическое пространство и др. В 1993 г. подала заявку на прием в Совет Европы. Договорно-правовая база Беларуси с зарубежными странами и международными организациями включает в себя более 2700 международных соглашений.

Приоритетными задачами внешней политики республики являются защита суверенитета, независимости, территориальной целостности государства, обеспечение роста благосостояния народа. В этих целях реализуются Концепция национальной безопасности и Военная доктрина Республики Беларусь, Концепция строительства и развития Вооруженных Сил до 2020 г. и др. Осуществляется военное сотрудничество с Российской Федерацией (организована совместная охрана внешних границ Союзного государства, создана Единая региональная система противовоздушной обороны и др.). Беларусь проводит миролюбивую политику, никому не угрожает, не участвует в вооруженных конфликтах, является безъядерным государством.

Республика Беларусь проводит многовекторную и сбалансированную внешнюю политику. Основные приоритеты государства во внешней политике определяются национальными интересами страны.

 

Приоритетными направлениями внешней политики белорусского государства являются: развитие взаимовыгодных отношений с Российской Федерацией; развитие стабильных отношений с Советом Европы и Европейским союзом; поддержка и развитие дружеских отношений с соседними странами; укрепление сотрудничества со странами СНГ; установление равноправных отношений с США; развитие взаимовыгодного сотрудничества со странами Азии, арабского мира, Африки, Латинской Америки; содействие укреплению консолидирующей роли ООН; развитие не конфронтационного сотрудничества с НАТО; развитие многостороннего сотрудничества по вопросам международной безопасности и разоружения; обеспечение международной поддержки в преодолении последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; сотрудничество в области искоренения бедности, борьбы с международным терроризмом, нелегальной миграцией, торговлей людьми, наркобизнесом; активное участие в продвижении основных инициатив Движения неп­рисоединения.

Внешняя политика Республики Беларусь прагматична, экономизирована, направлена на содействие развитию отечественной экономики, ее интеграции в систему мирохозяйственных связей, вхождение страны в ВТО, снижение ее уязвимости от кризисных явлений. Стоит задача диверсифицировать внешние экономические связи, расширить географию экспорта, более широко привлекать внешние инвестиции в экономику страны, концентрировать усилия на наращивание экспортного потенциала. Более 940 видов товаров (70 % всего производимого в республике) предназначено на экспорт.

Внешняя политика Республики Беларусь служит обеспечению благоприятных внешних условий для внутреннего развития страны как основы поступательного роста благосостояния белорусского народа.


 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Россия.

Главный приоритет внешней политики Республики Беларусь — страны-соседи. Прежде всего, Россия — не только наш основной торговый партнер, но и источник широкой поддержки Беларуси на международной арене. Для Республики Беларусь сотрудничество с Российской Федерацией имеет стратегическое значение. Важно и то, что, строя свои отношения на союзнической основе, Беларусь и Россия сохраняют свой суверенитет, оставаясь полноправными субъектами международного права.

Определению приоритетных направлений, форм и механизмов сотрудничества, созданию институциональных рамок совместной работы способствовало подписание 8 декабря 1999 года Беларусью и Россией Договора о создании Союзного государства и Программы действий двух государств по реализации его положений, которые стали правовой основой белорусско-российской интеграции.

Государства завершают работу по созданию единого экономического пространства, обеспечению свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, равных условий и гарантий для деятельности хозяйственных субъектов, равных прав граждан двух стран. По итогам 2008 г. объем товарооборота Беларуси и России составил 35 млрд. дол. США.

На долю России приходится 47,2 % всего объема внешней торговли Республики Беларусь, 100 % — импортируемых топливно-энергетических ресурсов; 80 % производимой промышленной продукции полностью зависит от получаемых из России сырья, материалов, комплектующих, запчастей.

Широкая повестка дня белорусско-российского сотрудничества обусловлена не только географическими, геополитическими, историческими и иными факторами, но и взаимодополняемостью экономик двух государств, тесными кооперационными связями между белорусскими и российскими предприятиями.

Реализуются десятки совместных программ и проектов в промышленности, энергетике, строительстве, в области инновации и новых технологий, совместного освоения космоса, развития компьютерных технологий, в других сферах. Совместные программы являются эффективным механизмом развития интеграции, расширения кооперационных связей между субъектами хозяйствования. Их реализация позволяет обеспечивать выпуск конкурентоспособной продукции, загрузку производственных мощностей, создание дополнительных рабочих мест, увеличение экспортных поставок.

Сформированы и действуют Высший Государственный Совет, Совет Министров, Постоянный Комитет Союзного государства, образованы Пограничный и Таможенный комитеты. Наработана значительная нормативно-правовая база, включающая межгосударственные и межправительственный договоры и позволяющая взаимодействовать практически по всем направлениям сотрудничества, в том числе в области внешней и оборонной политики. Реализуются совместные белорусско-российские программы за счет средств союзного бюджета. Стоит задача принятия Конституционного Акта (Конституции) Союзного государства.

Особое внимание уделяется обеспечению равных прав граждан Беларуси и России. Сегодня практически решены вопросы, связанные с обеспечением равных прав белорусов и россиян на участие в хозяйственной деятельности, получение образования, обмен жилыми помещениями, трудоустройство и оплату труда, получение медицинской помощи, свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

Европейский союз.

Европейский вектор является одним из приоритетных направлений внешней политики Республики Беларусь. Эта приоритетность обусловлена совокупностью многих факторов –исторических, экономических, политических и культурных.

Беларусь стремиться к построению паритетных, взаимовыгодных отношений с европейскими государствами. При этом важнейшей сферой сотрудничества является торгово-экономическое взаимодействие.

В общем объеме внешней торговли Беларуси за 2008 год удельный вес европейских государств составил 33,3 процента, в экспорте –45,2 процента; в торговле со странами вне СНГ – соответственно 75,6 процента и 80,4 процента. Товарооборот между Беларусью и государствами европейского региона в 2008 году по сравнению с 2007 годом вырос на 37,9 процента и составил 24,12 млрд. долларов. Экспорт увеличился на 37,5 процента и достиг 14,87 млрд. долларов, импорт возрос на 38,5 процента и составил 9,25 млрд. долларов.

В настоящее время действуют 11 межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству со странами региона. В 2008 году прошли очередные заседания таких комиссий с Австрией, Болгарией, Латвией, Литвой, Польшей, Турцией, Швейцарией, Германией.

К числу европейских стран, с которыми Беларусь имеет наиболее развитые связи в торгово-экономической сфере, относятся Нидерланды, Германия, Польша, Латвия, Великобритания, Италия, Литва, Франция.

Объем привлеченных инвестиций из стран европейского региона в 2008 году составил 4,039 млрд. долларов (в 2007 году –3,309 млрд. долларов).

Взаимоотношения были первоначально созданы после признания Европейским союзом независимости Беларусь в 1991 году. После прихода к власти Александра Лукашенко в 1994 году, отношения между Минском и ЕС ухудшились, и остались холодными и дистанционными. Отношения стали улучшаться с октября 2008 года.

Хотя Европейский союз и Беларусь подписали соглашение партнёрства и сотрудничества (СПС) в 1995 году, которое было предназначено для регулирования взаимных политических и экономических отношений, это соглашение не было ратифицировано ЕС. Кроме того, Европейский союз исключил Беларусь из своей Европейской политики соседства (ЕПС), которая была первоначально разработана, чтобы создать «кольцо друзей» в географической близости Союза. Брюссель утверждал, что это исключение будет прямым ответом на создание авторитарного режима во главе с президентом Лукашенко. Беларусь является одним из немногих государств в Европе, которые не просили о вступлении в ЕС. Кроме того, членство в ЕС не предложили и Минску. Беларусь стремилась постоянно дистанционизироваться от её экономических и политических связей с Россией, являясь, однако, одним из членов-учредителей Союзного государства.

Но после (сфальсифицированных, по мнению ЕС) выборов 19 декабря 2010 года отношения Беларуси с ЕС практически заморозились.

На протяжении 2011 года ЕС неоднократно призывал белорусские власти выпустить осуждённых по делу «19 декабря» и реабилитировать их.

Кроме того, в 2011 году Евросоюз расширил список лиц, которым запрещён въезд в страны ЕС. В их число вошли не только чиновники, представители силовых ведомств и судьи, но также бизнесмены (в частности, один из самых богатых людей Беларуси Владимир Пефтиев). После очередного расширения этого списка в феврале 2012 года, МИД Белоруссии отозвал своих представителей из ЕС и Польши, а также порекомендовал представителям официальной Варшавы и Брюсселя отправиться в свои страны для донесения позиции белорусской стороны о недопустимости санкций в отношении Республики Беларусь. В ответ на это, по предварительному согласованию, послы всех 27 стран ЕС были отозваны. В марте 2012 года ЕС ужесточил санкции против ряда физических и юридических лиц Республики Беларусь.

Однако указанные санкции не принесли значимых результатов и в феврале 2016 года были отменены.

14 апреля 2020 года президент Беларуси Александр Лукашенко подписал соглашение с Евросоюзом об упрощении визового режима.

Однако после выборов 9 августа 2020 года вследствие массовых протестов и непризнания А. Г. Лукашенко легитимным президентов вновь были введены санкции против белорусских чиновников.

Страны СНГ.

Важнейшим направлением многовекторной политики является сотрудничество белорусского государства со странами СНГ. Республика Беларусь выступает за превращение Содружества в региональную организацию с высоким уровнем экономической и политической интеграции, а также за повышение эффективности деятельности его органов, их реорганизацию с целью оперативного принятия решений и создания действенного механизма контроля за исполнением принимаемых решений. Много усилий приложила при принятии Стратегии экономического развития Содружества до 2020 г.

Сотрудничество со странами СНГ в рамках ЕврАзЭС (Беларусь, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан) заключается в создании единого экономического пространства, Таможенного союза, Антикризисного фонда, Центра высоких технологий. Предстоит сформировать единые транспортные, энергетические и информационные системы, повысить уровень жизни народов посредством эффективного использования экономических потенциалов государств-участников, координации внешней политики, совместной охраны внешних границ.

Основной задачей сотрудничества со странами СНГ в рамках ОДКБ (в состав военно-политической организации входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан) является создание развитой системы коллективной безопасности, коллективных сил оперативного реагирования, согласование и координация внешнеполитических позиций и действий на международной арене, оказание помощи, включая военную, государству-участнику в случае совершения против него акта агрессии.

Беларусь всегда являлась последовательным сторонником восстановления разорванных после развала СССР связей во имя успешного и стабильного развития наших стран и народов. Вместе с тем функционирование существующего сегодня далеко не совершенного механизма взаимодействия государств-участников СНГ еще более осложнилось после череды прокатившихся по постсоветскому пространству «цветных революций». В государствах, переживших такие потрясения, наметился отход от интеграционных планов в формате СНГ, что не может не затруднять восстановление полноценного экономического сотрудничества, негативно сказываясь и на иных сферах жизненных интересов народов, населяющих пространство Содружества. Это побуждает Республику Беларусь искать новые формулы взаимодействия в рамках СНГ, проявлять большую гибкость, терпение в сочетании с последовательностью и настойчивостью. При всей сложности задач и неоднозначности, порой диаметральности позиций руководства стран, входящих в пространство СНГ, Беларусь рассматривает интеграцию на постсоветском пространстве как магистральный внешнеполитический приоритет. Обеспеченный за последние годы интенсивный рост товарооборота практически со всеми странами Содружества позволяет Республике Беларусь последовательно реализовать свои интересы на пространстве СНГ.

Беларусь придает большое значение развитию интеграционных образований на постсоветском пространстве, прежде всего, ЕврАзЭС и ОДКБ. Это наиболее динамично развивающиеся организации с большой перспективой.

Активное участие Республики Беларусь в развитии ЕврАзЭС обеспечивает достаточно продвинутый уровень межотраслевого сотрудничества. ЕврАзЭС подошло к такому этапу, когда помимо сугубо экономической интеграции, которая является стержнем этой международной структуры, появляется все больше потребностей в новых гранях — от сотрудничества в социальной сфере, области здравоохранения и спорта до формулирования своих внешнеполитических приоритетов.

ОДКБ вносит весомый вклад в обеспечение коллективной безопасности в регионе. На повестке дня этой организации — противодействие терроризму, незаконной разработке и распространению оружия, в том числе оружия массового поражения, наркоторговле, незаконной миграции. Беларусь рассматривает ОДКБ как организацию, которая в состоянии обеспечить защиту национальных интересов входящих в нее государств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: