Характеристика литературы




По крайней мере, до конца XX века отечественная историография в целом оставалась в стороне от исследования культа Диониса, в силу превалирующего интереса к проблематике экономического и социально-политического характера. Вместе с тем, едва ли не все исследователи, создавая обобщающие труды по античной истории и мифологии, затрагивали отдельные аспекты дионисийского культа в древней Греции.

{Пример характеристики научной работы} Первой монографией, посвященной культу Диониса в древней Греции, является работа Вяч. Иванова «Дионис и прадионисийство»[9], вышедшая в 1923. По мнению автора у дионисийской религии существовали предшественники в виде конгломерата по преимуществу негреческих или еще догреческих верований и культов. Культы эти были оргиастические, хтонические, матриархальные. Главными очагами формирования дионисизма исследователь мыслит Фракию, Малую Азию, Крит, не исключая при этом и индийского и египетского влияния, а главной идеей дионисийских мистерий он считает катарсис, то есть ритуальное очищение от скверны. Исследователь отмечает специфику островного и материкового культов этого бога, подробно анализирует его символику. Автор выделяет три основные черты дионисийского оргиазма: обожествление жертвы, первоначально человеческой; отождествление участников оргий с самим божеством; формирование двойственного представления о божестве, как о владыке верхней и нижней сфер. Для Вяч. Иванова Дионис «бог небесный и подземный». Согласно концепции этого исследователя дионисийство было своеобразным приготовлением, или «своего рода…христианством язычников». «Христианство уже в колыбели своей кажется проникнутым символикой и пафосом дионисийства». Вяч. Иванов подчеркивает сходство христианства и дионисизма и видит в дионисийской почве причину быстрого распространения среди греков пришедшей из Палестины новой религии. Выходу в свет отмеченной работы предшествовала публикация ряда статей о религии Диониса[10], где анализировалась сложная природа бога, сочетающая в себе противоположные сущности жертвы и палача, богоборца и трагического победителя, убиенного и убийцы[11].

В первой половине XX столетия выходят в свет работы общего характера, посвященные исследованию древнегреческой культуры и религии. Следует упомянуть труды Кагарова Е.[12], Богаевского Б.Л.[13], Зелинского Ф.Ф.[14], Латышева В.В.[15], которые затрагивают широкий круг вопросов, связанных с культом Диониса: происхождение бога, его символику, праздники и региональные особенности почитания бога в различных местностях древней Греции.

{Пример характеристики научной работы} В 50-х годах создаются фундаментальные исследования в области греческой мифологии. В этой связи следует выделить труд А.Ф. Лосева [16], внесший существенный вклад в исследование дионисийской мифологии и религии. Автор подробно анализирует формирование образа и культа Диониса, во многом связывая его истоки с Критом, исследует мифологию Загрея, этапы разработки мифа о нем, приведшие к формированию неоднозначного, многопланового образа бога. Кроме того, большую ценность представляет обстоятельный обзор всех письменных источников, содержащих информацию о культе Диониса, его хтоническом аспекте и орфических учениях.

В конце XX века возрастает внимание к идеологическому аспекту жизни древнегреческого общества, его мировоззрению. В частности в этот период появляются специальные работы, посвященные исследованию значения дионисийского культа и его празднеств в идеологии Афин.

{Пример завершения текста Введения} Таким образом, мы должны отметить, что, несмотря на наметившийся в последнее десятилетие интерес к сакральной проблематике и в частности к культу Диониса, не все аспекты почитания этого бога, затрагиваемые исследователями, получили адекватное освещение в отечественной науке.

 


[1] Элиаде М. Космос и история. Избранные работы: Перевод с фр. и англ. / Общ. ред. И.Р. Григулевича, М.Л. Гаспарова. М., 1987. С. 63.

[2] Herodoti Historiarum libri IX. Lipsiae, 1874. Геродот. История в девяти книгах / Перевод и примечания Г.А. Стратановского. Л., 1972

[3] Страбон. География в 17-ти книгах / Перевод и примечания Г.А. Стратановского. М., 1994.

[4] Latyshev B. Inscriptiones antiquae Orae septentrionalis Ponti Euxini Graecae et Latinae. Vol. I. Petropoli, 1916. № 25, № 240, № 343, № 344, № 352, № 357, № 401, № 418 № 433. Далее IOSPE. I. Idem. Inscriptiones antiquae Orae septentrionalis Ponti Euxini Graecae et Latinae. Vol. II. Petropoli, 1890. № 315. Далее IOSPE. II. Idem. Inscriptiones antiquae Orae septentrionalis Ponti Euxini Graecae et Latinae. Vol. IV. Petropoli, 1901. № 199. Далее IOSPE. IV.

[5] Корпус боспорских надписей / Под ред. акад. В.В. Струве. М.-Л., 1965.

[6] Соломоник Э.И. Новые эпиграфические памятники Херсонеса. Лапидарные надписи. Киев, 1973. Надписи: № 127 б, в, № 142, № 150, № 151. Она же. Древние надписи Крыма. Киев, 1988. Она же. Каменная летопись Херсонеса. Греческие лапидарные надписи античного времени. Симферополь, 1990. Надписи: № 1, № 3, № 4, № 7, № 11, № 52.

* О значении для исследования культа Диониса в Северном Причерноморье отмеченных в этом разделе работ см. С. 68–69, с. 76–77.

[7] Гайдукевич В.Ф. Мирмекийские зольники-эсхары // КСИА. 1965. Вып. 103. Гайдукевич В.Ф.Античные города Боспора. Мирмекий. М., 1981.

[8] Молев Е.А. Археологические исследования Китея в 1970-1983 гг. // Археологические памятники Юго-Восточной Европы (Железный век и эпоха средневековья). Сб. науч. тр. Курск, 1985. С. 40–68. Молев Е.А., Молева Н.В.25 лет Китейской экспедиции // НИКА. Сборник научных и методических трудов. Н. Новгород, 1996. Молева Н.В.Некоторые итоги археологических исследований Китейского святилища // Боспорский феномен: греческая культура на периферии античного мира. Материалы международной конференции. СПб., 1999. С. 121–125.

[9] Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. СПб., 2000.

[10] Иванов Вяч. Эллинская религия страдающего бога // Новый путь. М., 1904. № 1–3, 5, 8, 9. Он же. Религия Диониса // Вопросы жизни. М., 1905. № 6, 7. Он же. О Дионисе Орфическом // Русская мысль. М.–П., 1913. № 11.

[11] Иванов Вяч. Эллинская религия… № 1. С. 113; № 2. С. 50–58.

[12] Кагаров Е. Культ фетишей, растений и животных в древней Греции. СПб., 1913. Он же. О древнейшем периоде истории греческой религии. Харьков, 1912.

[13] Богаевский Б.Л. Земледельческая религия Афин. П., 1916.

[14] Зелинский Ф.Ф. Из истории идей. СПб., 1916. Он же. Религия эллинизма. Пг., 1922. Он же. История античной культуры. М., 1915. Он же. Религия эллинизма. П., 1922.

[15] Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Часть 2: Богослужебные и сценические древности. СПб., 1889.

[16] Лосев А.Ф. Античная мифология в её историческом развитии. М., 1957.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: