Приведён пример написания Введения к работе по истории древнего мира на тему «Культ Диониса в Северном Причерноморье»
Введение.
Актуальность темы.
Религия, являясь одним из первостепенных элементов духовной культуры, играла особую роль в традиционном обществе. Как отмечает М. Элиаде «человек традиционных обществ –– это homo religiosus»[1]. Религия пронизывала все сферы общества: экономику, социальное развитие, быт, выступала одним из стержневых элементов духовной и идеологической жизни. По этому всестороннее изучение истории древнего общества невозможно без исследования этого пласта культуры.
В этом контексте особый интерес представляет изучение такого уникального феномена духовной жизни античного общества, каким является культ Диониса –– бога умирающей и возрождающейся природы, покровителя виноделия, театра; центрального персонажа орфических религиозно-философских учений. Со времени своего утверждения в Элладе дионисийский культ был тесно связан практически со всеми сферами жизни древнегреческого общества: экономической, политической, культурной, духовной. Полифункциональность бога, экстатический характер его празднеств, дававших определённую психологическую независимость и свободу своим почитателям, способствовали широкому распространению дионисийского культа по всему греческому миру. В период колонизации в VI–V вв. до н.э. почитание Диониса получило популярность также и на периферии греческой ойкумены – в землях Северного Причерноморья.
Особый интерес к религиозной жизни древнегреческого общества, в том числе и к культу Диониса возник в XIX веке, когда первые археологические исследования дали новые материалы, существенно дополнившие сведения античных авторов. Тема, связанная с дионисийским культом, разрабатывалась в науке, преимущественно зарубежной на протяжении XIX–XX вв. и не утратила своей актуальности и по сей день. Обширная источниковая база, представленная, главным образом, письменными источниками и дополняемая археологическими материалами, позволила исследователям (историкам, религиоведам, филологам, искусствоведам) всесторонне изучить культ Диониса в древней Греции, особенно в Афинском государстве. Гораздо в меньшей степени уделялось внимание исследованию культа этого бога в греческих колониях Северного Причерноморья. Работы, затрагивающие различные аспекты культа Диониса в упомянутом регионе появились во второй половине XX века, и интерес к этой теме не угасает и по сей день. Вопросы, связанные с культом Диониса в античных центрах Северного Причерноморья, рассматривались в трудах Н.В. Молевой, А.С. и М.В. Русяевых, А.А. Масленникова, Н.И. Винокурова, И.Ю. Шауба. Тем не менее, до сих пор в истории этого культа остаётся довольно много лакун. Недостаточно изучены особенности почитания Диониса в указанном регионе, в том числе отношение к культу варварского окружения греческих городов и связь дионисийского культа с погребально-обрядовой сферой. Не уделялось внимание роли дионисийского культа в общественной и политической жизни северопонтийских государств, особенно Боспорского царства. Вместе с тем, имеющиеся в нашем распоряжении источники: сведения античных авторов, памятники эпиграфики, нумизматики, материалы археологических исследований святилищ и некрополей, произведения античного искусства (теракты, скульптура, фрески) позволяют сделать ряд заключений о характере и особенностях культа Диониса и дополнить ранее сложившиеся представления о почитании этого бога в упомянутом регионе.
|
|
Цель и задачи исследования.
Цель настоящей работы заключается в том, чтобы на основании всего комплекса имеющихся источников исследовать специфику почитания Диониса в греческих колониях Северного Причерноморья и проследить изменения, происходившие в обрядовой практике культа на протяжении VI–I вв. до н.э.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Проследить истоки возникновения культа Диониса в древней Греции и его сущность.
2. Рассмотреть время и причины распространения культа Диониса в Северном Причерноморье.
3. Показать общественно-политическое и культурное значение культа этого бога в каждом из северопонтийских государств: Ольвии, Херсонеса, Боспорского царства.
4. Проанализировать особенности культа Диониса в античных центрах Северном Причерноморье с учётом специфики их экономического, политического, культурного развития.
Хронологические рамки работы охватывают период с рубежа VI в. до н.э. по I в. до н.э. Нижняя граница (конец VI в. до н.э.) определяется возникновением греческих колоний в Северном Причерноморье и начальным этапом распространения земледельческих культов Деметры, Коры, Диониса в регионе. Выделение I в. до н.э., как верхней границы, обусловлено качественными изменениями, произошедшими в социально-политической, культурной и религиозной жизни северопонтийских государств, вследствие их высокой варваризации. Вместе с тем, по ряду аспектов (прежде всего при исследовании эволюции хтонических представлений в культе Диониса) мы должны будем расширить хронологические рамки темы до начала II в. до н.э. Поскольку тогда ещё были сильны эллинистические традиции в обрядовой практике дионисийского культа, а имеющиеся источники первых веков нашей эры наиболее ярко выражают те аспекты почитания Диониса, которые уже обозначились в период позднего эллинизма.
|
Географические рамки изучаемого региона традиционны для отечественной науки и охватывают в широком плане северо-западную излучину Понта от устья Дуная до Таврики (с Тирой, Никонием и Ольвией), Таврику (Херсонес и территорию Боспорского государства), черноморское побережье Кавказа, а в узком смысле –– собственно античные центры и окружающие их территории – Тиру, Никоний, Ольвию, Херсонес, Боспор (Приложение I. Карта № 1, 2). Однако при рассмотрении вопроса, касающегося отношения варваров к культу Диониса мы расширяем географические рамки за счёт Приднепровья. Это объясняется тем, что в именно в районе Приднепровья открыто значительное количество курганных захоронений варварской знати, в погребальном инвентаре которых, присутствуют достаточно многочисленные ювелирные изделия с сюжетами, ассоциируемыми с кругом Диониса (Приложение I. Карта № 3).
Структура работы определена кругом общих проблем, избранных для исследования.
Основная часть работы включает четыре главы. Первая посвящена анализу источников и историографии. В связи с тем, что в нашем распоряжении имеются многочисленные источники и обширная литература, содержащие информацию разного характера и качества, мы посчитали целесообразным посвятить их анализу отдельную главу.
Глава вторая носит обзорный характер и посвящена культу Диониса в Древней Греции. И хотя, обрядовая сторона дионисийского культа в Элладе довольно хорошо изучена и освещена в зарубежной и отечественной литературе, материалы, представленные в этой главе, позволяют выявить характерные черты почитания Диониса в Древней Греции, провести аналогии и сравнить с его культом на периферии античного мира, в греческих колониях Северного Причерноморья. Новым в данной главе является попытка проследить происхождение Диониса и его культа, выявить его связь с другими богами и раскрыть общественно-политическую значимость почитания Диониса в древней Греции.
Третья и четвёртая главы посвящены всестороннему исследованию культа Диониса в античных городах Северного Причерноморья. Это главная по значению часть работы, поскольку именно она содержит элемент новизны. В третьей главе рассматриваются время и причины распространения культа Диониса в регионе, иконография бога анализируется на основании материалов, представленных в Каталоге, существенное внимание уделяется изучению роли культа Диониса в государственной, общественной и культурной жизни античных Ольвии, Херсонеса, Боспорского государства. В чётвертой главе анализируются особенности культа Диониса в Северном Причерноморье, и выделяются причины, обусловившие специфику почитания этого бога в упомянутом регионе.
На основании исследованного материала сделаны соответствующие выводы, которые нашли отражение в Заключении и стали результатом проделанной работы.
Работа снабжена двумя приложениями и Каталогом. Приложение № 2, в котором представлены граффити, связанные с культом Диониса, и Каталог «Дионисийские сюжеты в памятниках античного искусства из Северного Причерноморья» выполняют не столько иллюстративную функцию, сколько являются сводом источников для изучения дионисийского культа в северопонтийском регионе.