Характеристика источников




{Пример характеристики разных групп исторических источников}

В настоящее время, в распоряжении исследователей имеются достаточно многочисленные и разнообразные источники, позволяющие судить о культе Диониса в Северном Причерноморье. Тем не менее, мы не можем считать источниковую базу данного исследования достаточной, поскольку в нашем распоряжении нет оригинальных повествовательных памятников, то есть прямых свидетельств древнегреческих авторов о культе Диониса в изучаемом регионе. Достаточно многочисленные археологические источники, в особенности из сакральных комплексов, безусловно, нуждаются в интерпретации и толковании, что приводит к далеко неоднозначным авторским выводам. Весьма неоднозначной является и трактовка «дионисийских вотивов» в погребальном инвентаре. Попытаемся разобраться в характере и качестве, имеющихся в нашем распоряжении источников, условно разделив их на следующие группы:

–– античная письменная традиция;

–– памятники эпиграфики;

–– данные археологии;

–– памятники античного искусства.

Среди них главными следует считать сведения античных авторов. Эти источники разнообразны и обширны, дают всестороннее представление о культе Диониса в древней Греции. Однако лишь немногие из них содержат свидетельства, касающиеся Северного Причерноморья (Геродот, Страбон, Полиен, Стефан Византийский).

Наиболее ранее свидетельство о существовании культа Диониса в Северном Причерноморье содержится в IV книге «Истории» Геродота [2], в так называемом скифском логосе. Описывая Скифию, Геродот приводит рассказ о скифском царе Скиле, который за отправление таинств в честь Диониса–Вакха, поплатился жизнью (Herod., IV, 78–80). И хотя этот пассаж несет косвенную информацию о дионисийском культе, сведения античного историка представляют существенную ценность. Благодаря сообщению Геродота, мы знаем об отправлении в V в. до н.э. мистерий в честь Диониса в Ольвии. Кроме того, сведения Геродота позволяют проследить отношение к культу Диониса варварского населения в указанное время.

В сочинении Страбона «География»[3] содержатся ценные замечания относительно происхождения культа Диониса. Географ отмечает восточные корни дионисийского культа, связывая их с областями Фригии и Фракии. Однако прямых данных о почитании Диониса в северопонтийском регионе Страбон не сообщает. Вместе с тем, его замечания относительно существования виноградарства на берегах Понта, позволяет предположить и наличие традиционного для греков культа Диониса –– покровителя земледельческого труда, бога виноградарей и виноделов (Страбон. VIII, 3, 8).

Особое значение среди отмеченных источников представляют памятники эпиграфики. К ним относятся лапидарные надписи, сообщающие о посвящении дара Дионису либо от имени официальных лиц, либо состоятельных граждан, а также граффити –– надписи, процарапанные на поверхности керамических вотивов. Последние, как правило, происходят из раскопок сакральных комплексов: святилищ и некрополей. В качестве источника сведений о распространении дионисийского культа, о его роли в общественной жизни античных полисов региона могут быть привлечены также почетные декреты и эпитафии, содержащие дополнительную информацию.

Эпиграфические источники, как правило, лаконичны по содержанию и сравнительно немногочисленны, вместе с тем, представляют существенную ценность, поскольку являются оригинальными по происхождению источниками.

Большинство памятников эпиграфики опубликовано. Важным источником по религии античных центров Северного Причерноморья является свод греческих и латинских надписей, подготовленный В.В. Латышевым и издававшийся в период с 1890 по 1916 годы. В нём содержаться сведения об отправлении культа Диониса в Ольвийском полисе, Херсонесе и городах Боспора[4]. Большинство надписей, опубликованных В.В. Латышевым, затем вошло в Корпус боспорских надписей[5] и работы Э.И. Соломоник, посвященные эпиграфике Херсонеса[6]. Это –– прежде всего, три почетных декрета III и II вв. до н.э. из Ольвии и Херсонеса (IOSPE, I, № 25, 343, 344), содержащие информацию о дионисийских празднествах, мусический каталог, сообщающий о проведении театральных состязаний, возможно, связанных с торжествами в честь Диониса в Херсонесе (IOSPE, I, № 433) и посвятительные надписи из Пантикапея (IOSPE, II, № 315, IOSPE, IV, 199).

Богатый материал о культе Диониса в северопонтийском регионе дают археологические исследования сакральных памятников: святилищ и некрополей. Первостепенное значение для изучения обрядовой стороны и особенностей дионисийского культа имеют археологические данные, полученные в ходе раскопок храмов и святилищ, расположенных в на территории городов и сельских поселений. В своём исследовании мы опирались, главным образом, на опубликованные материалы археологических изысканий, представленные в работах В.Ф. Гайдукевича[7], Е.А. Молева, Н.В. Молевой[8].

Значительную по объёму группу источников составляют памятники античного искусства с дионисийскими сюжетами, происходящие из античных центров Северного Причерноморья: расписные сосуды, скульптура, терракоты, памятники торевтики, произведения фресковой живописи.

Произведения искусства чрезвычайно информативный источник, позволяющий судить о распространении дионисийского культа, особенностях иконографии бога и фиаса, о различных аспектах его почитания: о связи с идеей плодородия, с виноградарством, виноделием, хтоническим миром, театром; дают представление об обрядовой практике, поскольку являются важным элементом культовой атрибутики (как например, скульптура, терракоты, сосуды).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: