Взаимосвязь программы с целями и задачами ДОУ.




ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»

Актуальность программы.

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.

Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.

Введение

Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем И березки у дороги, По которой мы идем Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом. И под небом синим-синим Флаг России над Кремлём И душистый, золотистый Хлеб за праздничным столом Что мы Родиной зовем? Край, где мы с тобой живем.

В. Степанов

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, селом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Надо показать ребенку, что родное село славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле… »

Для каждого человека понятие Отечество неразрывно связано с родной природой, культурой, историей. Речка, хлебные поля и березовая роща, песни своей бабушки – все эти с детства знакомые картины сливаются в единый большой образ Родины. Беречь все это - значит беречь свою Отчизну. Воспитывать у подрастающего поколения гражданскую ответственность за судьбу родной природы, культуры, сохранение истории – одна из важных задач сегодняшнего дня. Поэтому в настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории, культуры, природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать.

Необходимость развития интересов у детей в области краеведения связана и с социальным запросом общества: чем полнее, глубже и содержательнее будут знания воспитанников о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании уважения к традициям своего народа, любви к родной природе и земле.

Академик Д. С. Лихачев говорил «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

В. А Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия, через красоту родного края.

Современные педагоги считают, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление детей с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием родного региона.

Считается, что краеведческий подход в образовании дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для детей не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным селом, с его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщатся к богатствам национальной и мировой культуры.

Краеведение – одно из важных средств патриотического воспитания. Воспитание дошкольников средствами краеведения – это целенаправленный, особым образом организованный процесс передачи общественно-ценного патриотического опыта старшего поколения младшему и формированию последнего собственного патриотического опыта.

Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста, необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли на которой родился и рос.

Поскольку у детей дошкольного возраста еще нет достаточно сложившихся исторических представлений, не сформировалось логическое мышление, познание своей Родины необходимо начинать с родины малой, т. е. семьи, рода, родного села. Далее с возрастом будет расширяться круг представлений за счет новых знаний, а также пойдет углубление прежних представлений.

В основу программы положены следующие принципы: - учет возрастных особенностей детей при отборе содержания и обучения; - обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей; - уважение к личности каждого ребенка.

- наглядности.

- интеграции.

-развивающего характера образования.

- единства с семьей.

Объектом изучения на занятиях является родной край: его социальная, культурная и природная среда. Именно в детском саду закладываются основы познавательного интереса к изучению края, как окружающего ребенка микромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения (что составляет базу для духовно-ценностной и практической ориентации ребёнка). Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность окружающего его микромира; в привычном окружении открывает новые стороны; учится грамотно взаимодействовать с микромиром.

Средства краеведения необычайно богаты, так как включают в себя все виды знаний и деятельности человека. Это документы семей, альбомы, газеты, архивные и музейные документы и экспонаты, книги о природе, истории и культуре родного края. Это все объекты природы и социума, которые окружают ребенка, а, прежде всего – его семья, род, детский сад, школа, замечательные люди, общаясь с которыми можно чрезвычайно обогатить свою личность.

Работа по краеведению заключается в формировании культуры ребенка, его личности, начиная уже с дошкольного возраста. Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа; что у каждого человека есть своя Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг. И людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано.

Цель программы:
Содействовать развитию интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, Формирование у воспитанников целостных представлений об окружающей природе и социальной среде родного края, места человека в ней, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств, культуры общения любви к малой родине.. В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи программы:
Обучающие:
• Развивать познавательный интерес к изучению родного края.
• Формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях народа, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
• Способствовать социализации воспитанников.
• Обогатить знания дошкольников о нашем селе, его истории, достопримечательностях, богатствах села, людях-тружениках.
Развивающие:
• Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.
• Прививать навыки познавательной творческой деятельности.
• Развивать творческие способности детей.
• Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства родного края.
Воспитательные:
• Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края.
• Прививать навыки здорового образа жизни.
• Воспитывать уважение к труду людей.
• Усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей. Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, селу, содействовать становлению желания принимать участие в традициях села, района, региона, социальных акциях.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Знать: • о профессиях своих родителей; • правила поведения в природе; • о культуре своего края; • некоторые сведения из истории своего села, края; • о достопримечательностях своего села, края; • о традиционных праздниках русского народа; • помнить о ветеранах Великой Отечественной войны, об инвалидах; оказывать им практическую помощь;

Уметь: • называть некоторые растения и животные занесенные в Красную книгу; • уметь рассказывать о назначении объектов села, о достопримечательностях края;

Понимать: • что надо выполнять правила экологически грамотного поведения в быту, в природе; • что необходимо личное участие каждого в общем, деле охраны природы; • что надо внимательно и доброжелательно относиться к сверстникам, уважать старших, любить свою Родину. Село Бережное - часть Усть- Кубинского района, Вологодской области, Вологодская область- часть России, Россия - одно из крупнейших государств мира. Это многонациональная страна, где все народы равны между собой. • что надо уважительно относиться к культуре, обычаям русского народа. Село, в котором мы живем, это наша малая Родина, которую надо беречь и любить. • что надо поддерживать чистоту в доме, на улице, в селе в целом и беречь зеленые насаждения.

Дети должны знать:

3–4 года - знать имя, отчество родителей; - знать где работают их родители; - знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями; - знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым; - знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых; - знать название своего села; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.

4–5 лет - с удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей; - уметь рассказывать о своем родном селе; - рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.); - участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

5–6 лет - знать свой домашний адрес, название села, района, области, страны; - иметь представление о символике района, области, страны; - знать название близлежащих улиц; - иметь представление о жизни и быте народа; - узнавать на фотографиях достопримечательности села, уметь рассказывать о них; - знать профессии своих родителей; - знать правила поведения в природе; - уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей; - различать некоторые рода войск.

6–7 лет - знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада; - знать герб, флаг района, области, страны; - иметь представление о Президенте, Правительстве России; о воинах-защитниках Отечества, о ветеранах Великой Отечественной войны; - иметь представление о родном крае; об обычаях, о традициях, фольклоре, о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.; - правила безопасности поведения в природе и на улице села; - понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

Механизм отслеживания результатов:
- анализ детской деятельности (рассказы о селе, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры)
— наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах)
— анкетирование родителей. Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик. Уровни усвоения программы Низкий
Объем представлений о растениях и животных края незначителен. Ребенок знает некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения движения, отдельные части растений. Интерес к природе не постоянен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо развиты. Знает домашний адрес. Умеет ориентироваться в помещении детского сада и на территории детского сада. Средний
Ребенок узнает и называет несколько растений, некоторых животных, опираясь на отдельные признаки. Интерес и желание ухаживать за растениями и животными не устойчивы. Имеет представление о природных богатствах края. Знает, что такое Красная книга; какие растения и животные края занесены в нее. Знает понятие «улица» «город», знает название прилегающих к детскому саду улиц. Знаком с достопримечательностями села. Высокий
Ребенок знает достаточно большое количество растений и животных края, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие попавшим в беду. Знаком с проблемой загрязнения окружающей среды. Знает свой полный адрес, памятные места и историю села. Знает о символике страны, области, района. Знает обычаи, традиции русского народа. Основное содержание программы Работая по данной программе, будет более эффективной при создании в группе предметно-пространственной среды, которая включает в себя:
- Уголок «Наше край на карте области», в котором дети могут заниматься разными видами деятельности – рассматривать книги, буклеты, наборы открыток, альбомы, фотографии о нашем крае современном и старинном; решать познавательные задачи о крае; путешествовать по карте;
-Уголок «Моя семья», где дети могут не только показать свои семейные фотографии, но и составить семейное дерево; или наоборот уединится одному, рассматривая фото;
— Центр Экологии и экспериментирования, где собраны коллекции полезных ископаемых, гербарии, растения и животные. Здесь дети проводят опыты, ведут наблюдения, изучают свойства предметов и материалов и утверждаются в своих предположениях;
— Библиотека — книги о родном крае; картотеки: «Игры разных народов», «Пословицы, поговорки», подборка произведений и стихов местных авторов.

   
  Участники программы Воспитанники, воспитатели, родители.
  Направления реализации программы Работа с дошкольниками, родителями, педагогами и работа над предметно-развивающей средой.
   
Ожидаемые результаты Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к русским традициям, к традициям своей семьи. Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному селу, краю. Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности. Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни села.  
     

Взаимосвязь программы с целями и задачами ДОУ.

Любовь к своему дому, к своему детскому саду, к селу, где он родился, чувство восхищения родным селом, родным краем – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками, это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей родине. К культуре русского народа.

Одной из задач нашего детского сада является развитие у дошкольников представлений о человеке в истории культуры, любви семье, к родному селу, родному краю, окружающей природе. На протяжении длительного времени эта задача решалась скорее формально, отсутствовала система работы в данном направлении.

Система работы не ставит цель достичь высоких результатов за короткий отрезок времени путем форсирования процесса формирования патриотизма дошкольников, проявлению любви и преданности родному краю. Главное – помочь детям максимально развить их интеллектуальный и творческий потенциал, максимально использовать образовательный и воспитательный потенциал краеведения, чтобы, взрослея, каждый из них смог проявить их собственные потенциальные возможности.

. Механизм реализации программы.

Организация опыта освоения содержания.

Знакомство дошкольников с родным селом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю можно достичь только систематической работой. Представления о малой родине успешно интегрируются практически со всеми образовательными областями основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»).

Краеведческие знания интегрируются:

· в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную;

· в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую двигательную активность и способствует со хранению и укреплению здоровья дошкольников);

· в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций);

· в процесс взаимодействия с семьями (участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт поселка, составление маршрутов экскурсий и прогулок по селу; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков; участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях и прочее).

Основные организационные формы:

· непосредственно-образовательная деятельность;

· в свободной деятельности;

· целевые прогулки по селу;

· экскурсии;

· праздники, развлечения;

· тематические выставки;

· встречи с участниками исторических событий;

· работа в комнате старины

Методы и приемы:

· диалоги, беседы, рассказ воспитателя, родителей;

· игры-практикумы, сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры;

· проблемные ситуации;

· проектирование;

· конкурсы, викторины;

· экспериментирование;

· наблюдения;

· целевые прогулки и экскурсии;

· рассматривание картин, иллюстраций

Работа с родителями.

Решение задач воспитания у дошкольников любви к своему дому, к своей родине зависит от позиции близких. Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка необходимо привлечение родителей, преемственность семьи и детского сада.

Цель работы с родителями: организация работы с родителями, стимулирующей повышение их активности в воспитании у ребенка любви к родному краю, селу, традициям семьи и русского народа.

Задачи:

1.Побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям, характеризующим национальный колорит.

2.Формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного края.

3.Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада,

раскрытию творческих способностей в семье.

Планирование.

   
   
   
Сентябрь ٭ Беседа с детьми о летнем отдыхе. ٭ Путешествие по селу. «Моё любимое село» Формировать у детей понимание, что страна большая (где были, что видели, просмотр фотографий с мест отдыха). Экскурсия по улицам села - познакомить детей с названиями улиц села, с названием улицы, где живут Рассмотреть достопримечательности села. Формировать представление о малой Родине. Для нас - это село Бережное.
Октябрь ٭Природа Вологодской области. ٭Экскурсия в музей «Русская изба» в детском саду. Формировать представления детей о природе Вологодской области, об ее разнообразии, рассмотреть книги, иллюстрации, фотографии. Прививать любовь к родному краю. Начать знакомить с растениями родного края (постепенно весь год)  
Ноябрь * Уголок России - отчий дом. * 3накомство с государственной символикой района, области. * Знакомство с флагом и гербом России Довести до сознания детей, что такое Родина, почему так называют. Формировать представление о столице нашей Родины - Москве, государственной символике. Рассмотреть изображения главных достопримечательностей Москвы (Кремль, Кремлевская башня и куранты, Красная площадь). Формировать представление о государственной символике страны, области, района.
Декабрь ٭ «Они готовятся к зиме» Закрепить знания у детей о диких животных родного края, о перелётных и зимующих птицах Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, инсценировка русских сказок о животных  
Январь ٭Экскурсия в краеведческий музей нашей школы. Профессии моих родителей. Прививать уважение к труду родителей.  
Февраль ٭ «Богатыри земли Русской» 1. Защитники Отечества. 2. Сретенье, готовимся к Масленице 1. Рассказ о мужественной борьбе русского народа в ВОВ, о ветеранах, тружениках тыла. (пение и слушание песен военных лет, рассматривание фотографий родных, которые были на войне или служили в «горячих точках»). 2. Рассказ о Масленице, о том, как она празднуется на Руси. Разучивание закличек солнца на Сретение (15 февраля, масленичных приговоров, игр. Знакомство с приметами Сретенья. Чтение русской народной сказки «Как весна зиму поборола».  
Март 1 «Моя любимая мамочка» 2 «Крылатые друзья» 1. Дать знания детям о профессии женщин и их роли в семье, воспитывать интерес и желание помогать в домашней работе Праздник мам, организация выставки «Портрет любимой мамочки», художественно-творческая деятельность по изготовлению подарков. 2. Закреплять знания детей о перелетных птицах, умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц. Наблюдение за птицами, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.    
Апрель ٭ «Наш цветник» Знакомство с процессом посева семян цветов, и высадка рассады в грунт на клумбы участка детского сада Посев растений, знакомство с цветочными растениями нашего края. Посадка лука. Д. и. «Подбери цветок». Художественно-творческая деятельность «Наша клумба» (рисование, аппликация) «Посеем цветы для клумбы». Воспитываем умение сеять рассаду для цветника детского сада, закрепляем название растений, умение пользоваться оборудованием для посадки растений, посадка рассады в ящике, уход за ней.  
Май ٭ «Мы идём на митинг» Продолжать формировать знания детей о защитниках нашей Родины, художественно-творческая деятельность «Наши защитники». Беседа «Они защищали Родину». Дать знания о защитниках Отечества, воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине, гордости за ее историческое прошлое. Рассматривание иллюстраций, открыток о войне. Выставка детских рисунков «Пусть всегда будет мир».  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: