Под дисконтными картами по Б.В.Прокопову понимаются чип-карты, которые позволяют хранить в своей памяти кроме данных о клиенте банка данные о всех покупках этого клиента за определённый период времени. На основании анализа компьютером количества и денежного объёма этих покупок клиенту представляются льготы определённой величины (призы, бонусы, поощрительные баллы, купоны, скидки в цене по определённой ставке дисконта, сертификаты на получение подарков и даже права делать иногда бесплатные покупки), зависящие от уровня сделанных клиентом покупок. Дисконтные программы, как разновидность систем поощрения покупателей (систем лояльности), наиболее сильное развитие получили в сетях магазинов. Различают несколько разновидностей систем лояльности – перезагружаемый электронный кошелёк, простой дисконт, простой дисконт с накоплением, обратный дисконт, обратный дисконт с накоплением.
Дисконтные карты могут быть с чипом или с магнитной полосой (в зависимости от требований к защищённости информации в карте), контактные или бесконтактные (вместо контактов питание в чип бесконтактной карты подаётся через микроантенну в карте, работающую на определённой частоте, например, 125 кГц).
Пластиковая дисконтная карта имеет лицевую и оборотную стороны. На лицевой стороне обычно печатается красочный логотип фирмы. На оборотной стороне, как правило, содержится текстовая информация – правила пользования картой, адрес и телефон фирмы и др.
Дополнительно на лицевой стороне пластиковой карты может помешаться:
1.Номер карты.
2.Срок действия карты.
3.Фамилия, инициалы владельца карты.
Эти данные наносятся после изготовления карт с помощью специального принтера либо тиснением (выдавливание на эмбоссере).
|
На лицевую сторону может наноситься голограмма, используемая для защиты пластиковой карты от подделки.
Некоторые элементы дизайна пластиковой карты могут быть напечатаны специальными красками, которые видны только в ультрафиолетовом свете.
На оборотной стороне карты может размещаться:
1. Магнитная полоса;
2. Штрих-код;
3. Полоса для подписи. Специальная полоска, на которой можно делать надписи шариковой ручкой. Используется для нанесения образца подписи клиента, указания срока действия карты и т.п.
На магнитной полосе имеется три дорожки для записи информации.
На первую дорожку могут быть записаны как символы, так и цифры. На вторую и третью дорожки записывается только цифровая информация.
Объем первой дорожки – 78 символов;
Объем второй дорожки – 39 символов;
Объем третьей дорожки - 106 символов.
Информация, записываемая на магнитную полосу, открыта для считывания и ничем не защищена. Эта информация легко может быть прочитана любым стандартным устройством чтения магнитных карт. Поэтому, на магнитных картах никогда не хранятся важные сведения. Как правило, на магнитную полосу записывается:
– код эмитента (код организации, выпускающей пластиковую карту);
– номер карты;
– срок действия карты.
Все три дорожки магнитной полосы используются, как правило, в крупных банковских платежных системах (например, VISA).
В дисконтных системах, в локальных платежных системах, а также в системах доступа используется чаше всего одна дорожка (обычно вторая).
|
Магнитные полосы, наносимые на пластиковые карты, бывают двух типов:
– LoCo (Low Coercitive);
– HiCo (High Coercitive).
Карты с магнитной полосой HiCo стоят дороже, чем карты с магнитной полосой LoCo.
По способу нанесения на пластиковую карту бывает два типа магнитных полос:
– нанесение магнитной полосы способом Roll-on;
– нанесение магнитной полосы способом Flash-on.
Выбор типа магнитной полосы определяется тем, в какой системе будет использоваться магнитная карта. Например, для дисконтной системы (когда карта используется относительно редко) выбирается магнитная полоса LoCo. С другой стороны, магнитная полоса HiCo выбирается для промышленного предприятия, где магнитная карта используется работниками ежедневно для прохода через проходную.
В технической части все работающие в Минске дисконтные системы примерно одинаковы. В их состав входят компьютер-сервер, ридер (считыватель карт), кассовый аппарат и сами карты (с чипом или с магнитной полосой, контактные или бесконтактные). В большинстве случаев технические средства дисконтных систем включают различные устройства сопряжения. Общей отличительной особенностью всех работающих в Минске дисконтных систем является их разноплановость и отсутствие унификации – как в технике, так и в программном обеспечении, и, конечно, в технологии и идеологии работы. Другие системы дают несколько вариантов скидок в зависимости от суммы покупок. Это объясняется внедрением частными фирмами дисконтных систем преимущественно заграничных разработчиков (из России, из дальнего зарубежья).
Наиболее широко электронные пластиковые карты всех видов применяются в нашей республике в связи (таксофонные карты, чипы для мобильных телефонов), на транспорте (проездные в метро), в банковской сфере как платежные средства, на предприятиях и в организациях как средства доступа на территорию (пропуска) или к ресурсам, например, компьютерной сети. Анализ статистических ежегодных сборников Республики Беларусь показывает, что объём оказанных платных услуг в связи за 2008 г. составил 664 млрд. р. Основные показатели потребительского рынка республики Беларусь на 2008 год приведены в прил. 1. В то же время товарооборот предприятий общественного питания составил 770 млрд. рублей, а товарооборот предприятий розничной торговли продуктами питания и промтоварами – 15 170 млрд. рублей. Таким образом, торговля и общепит вместе являются самым крупным рынком возможных потребителей пластиковых карт, превышающим рынок возможных потребителей услуг связи в 24 раза. Применение пластиковых карт в производстве в РБ только начинается, однако, смеем надеяться, данное направление использования пластиковых карт будет расширяться.
|
Применение пластиковых карт в торговле, общепите и в производстве возможно в нескольких сферах. Это, во-первых, карты как средство безналичного платежа (здесь экономически более выгодны карты с магнитной полосой), во-вторых, дисконтные карты, позволяющие продавцу анализировать число и объём покупок каждого покупателя и на этом основании снижать цены для постоянных покупателей, заставляя их тем самым увеличивать объём своих покупок.
У рынка дисконтных карт в торговле есть определённые перспективы. Как показывает анализ табл. 2, составленной на основе данных, наиболее устойчивый рост товарооборота и наиболее высокий товарооборот наблюдается у частных и иностранных торговых предприятий. У них же имеется больше оборотных средств на внедрение дисконтных систем. Следовательно, именно эти предприятия могут быть потенциальными потребителями дисконтных чип-карт в республике. Тем не менее, малые частные предприятия также могут быть потенциальными потребителями дисконтных чип-карт, поскольку все они являются более разворотливыми (венчурными) предприятиями.
Таблица 2
Темпы роста товарооборота в розничной торговле
Предприятия розничной торговли | Товарооборот в млрд. р. по годам | ||
Государственные | |||
Частные | 12 103 | ||
Иностранные | |||
Всего | 11 910 | 15 170 |
Одним из нестандартных для нашей республики приёмов маркетинга может быть создание дисконтных систем, которые на основании анализа компьютером количества и денежного объёма покупок клиента представляют клиенту льготы определённой величины (призы, бонусы, поощрительные баллы, купоны, скидки в цене по определённой ставке дисконта, сертификаты на получение подарков и даже права делать иногда бесплатные покупки), зависящие от уровня сделанных клиентом покупок.
ЛИТЕРАТУРА
1. СТБ 1179-99 (ИСО/МЭК 7810:1995). Карточки идентификационные. Общие технические требования. Минск: Госстандарт, 2000-6 с.
2. СТБ 1211.1-2000 (ИСО/МЭК 7816-1:1998). Карточки идентификационные. Карточки с интегральными схемами контактные. Ч. 1. Общие технические требования. Минск: Госстандарт, 2000-4 с.
3. СТБ 1211.2-2000 (ИСО/МЭК 7816-2:1999). Карточки иденти фикационные. Карточки с интегральными схемами контактные. Ч. 2. Размеры и расположение контактов. Минск: Госстандарт, 2000-5 с.
4. СТБ 1211.3-2000 (ИСО/МЭК 7816-3:1997). Карточки иденти фикационные. Карточки с интегральными схемами контактные. Ч. 3. Электронные сигналы и протоколы передачи. Минск: Госстандарт, 2000-46 с.
5. Энциклопедический словарь по экономике. Минск.: Полымя, 1997.
6. Савко, П. В. Электронные пластиковые карточки в республике Беларусь: Особенности и перспективы развития//Банковская и финансовая экономика: Материалы науч.-практ. конф. «Экономисты БГУ – народному хозяйству». Минск: БГУ, 2007-91 с.
7. Прокопов, Б. В. Платежные карточки – инструмент информатизации финансового рынка. Минск.: УП «БРМЦ», 2008-99 с.