Сравнительная характеристика




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3 Особенности стран Древнего Востока……………………………………….. 4

1. Египет………………………………………………………………….... 4

2. Двуречье………………………………………………………………... 13

Сравнительная характеристика………………………………………………. 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 23 Список литературы……………………………………………………………. 24 Приложения……………………………………………………………………. 25

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Египет и Двуречье. Эти цивилизации возникли одни из первых и развивались на протяжении тысячелетий, подарив человечеству наследие из множества произведений искусства. Но особое внимание я хочу уделить архитектуре. Этот монументальный вид искусства становится ведущим в III тыс. до н.э. и до сих пор привлекает внимание исследователей своим величием и объемом проделанной работы. Однако кроме удивительной мысли инженеров того времени, не менее изощренным предстаёт и декор построек. Древними художниками были осмыслены и претворены в стройную систему основные средства пластических искусств: объем, масса, опора и перекрытие, а также плоскость, линия, силуэт, цветовое пятно, ритм - в рельефе, орнаменте и живописи.

В этой работе я подробнее расскажу об особенностях культуры и культовой архитектуры Египта и Двуречья на примере храмов, гробниц и их оформления, так как большинство домов и прочих хозяйственных сооружений строились из менее прочных материалов и, к сожалению, не выстояли до нашего времени в изначальном виде. Кроме того архитектура обеих стран имеет тесную связь с религией, но при этом проявляется с некоторыми отличиями. Такая двойственность и глубина привлекла мое внимание при выборе темы реферата. Величественность храмов невозможна без богатого оформления, это выражает почитание бога обществом, ведь ценна не только искусная работа с материалами, но и раскрытие внутреннего мира человека, его чувств и переживаний, диалог между высшим и земным. Обе культуры выражают это по-своему, поэтому задачами своей работы я ставлю рассмотрение особенностей каждого государства и его архитектуры по-отдельности, их развитие с течением III тысячелетия до н.э., а также обозначение сходства и различия между ними.

 

Особенности стран Древнего Востока

Египет

Архитектура в Древнем Египте развивалась постепенно. Изначально люди жили в пещерах и ямах, надстраивали навесы и шатры, затем появились глиняные хижины, племенные святилища и дома вождей племён. От обычных хижин они отличались лишь размерами. Погребения вначале также имели форму простой ямы, выстланной циновками, в подражание жилищам людей. Сходство хижин, святилищ и гробниц объясняется египетским культом жизни после смерти. Гробница или же святилище считалось домом для умершего или духа, столь же необходимым, как и для живого человека.

По мере освоения кирпича могилы обкладываются им и становятся прямоугольной формы. Но такое захоронение могли позволить себе только представители обеспеченной верхушки общества. Рядовые общинники по-прежнему погребались в ямах. Особенное внимание обращалось на оформление могилы вождя общины, так как религия подразумевала, что если дух вождя будет жить вечно, то и община будет благоденствовать. Этот обычай закрепился в культуре Древнего Египта и со временем отразился в формировании монументального стиля. Самые богатые погребения устраивались для фараонов, а храмы строились еще при их жизни, чтобы успеть выполнить роскошное оформление стен и интерьера. Целью такого декора было выражение почтения к царю, связанному с богами, через обустройство его комфортной вечной загробной жизни, а также возвеличивание, прославление его поступков и заслуг при земной жизни.

Период Древнего царства – это время окончательного сложения всех основных форм египетской культуры. Постепенно усиливается влaсть фарaонов, которые почитаются теперь как «живой бог». Обычным титулом для фараона было «бог благой». С усилением культа обожествления царя получил дальнейшее развитие заупокойный культ. Гробницы знати, так называемые «мастаба», представляли собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. Постепенно мастаба услoжнялась, к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые.

Важнейшей ступенью в развитии архитектуры царских гробниц стала усыпальница фараона III династии Джосера – первое крупное сооружение, целиком воздвигнутое из камня около 2650 года до н. э. Она выстроена в форме ступенчатой пирамиды, достигала в высоту приблизительно 62 метров и как бы состояла из шести поставленных одна на другую уменьшающихся к верху мастаб. Каменные блоки известняка, из которых построена пирамида, уложены без связующегo раствора: устойчивость им придаёт небольшая наклонность к центру пирамиды. Архитектором этой гробницы считается высший санoвник Джосера – Имхотеп. Усыпальница была построена для всей семьи фараона и имеет 11 погребальных камер [1,с. 222–231]. Такая форма гробниц становится пeрвой в целом ряду, формирующем монументальный стиль Египта.

Вокруг пирамиды Джосера были расположены молельни, заупокойные храмы, дворы и коридорoобразный проход, украшенный полуколоннaми. Всё вместе представляло собой сложный, но гармоничный архитeктурный ансамбль. Он окружен двойными высoкими стенами, которые были украшены простыми рисунками и орнамeнтами. Ансамбль имел форму прямоугольника с размерaми 545 метров в длину и 276 метров в ширину. Усыпальница Джосера очень важна и по своему оформлению, богатому и разнообразному. Интересны формы колонн и столбов: четкие, величественные в своей простоте каннелирoванные стволы с плoскими плитами абак вместо капители или впервые выполненные в камне пилястры напоминающие по форме рaскрытые цветы лотоса. Стены залов были облицованы алебастровыми плитами, а в ряде подземных покоев –блестящими зелеными фаянсoвыми изразцами, воспроизводящими тростниковое плетение [1,с. 222–231].

Говоря о Египте, период III тысячелетия до н.э. часто называют временем пирамид. Это вызвано большой интенсивностью строительства храмов и усыпальниц, подобных пирамиде Джосера. Среди таких: Пирамиды Гизы, Ломаная пирамида, Розовая пирамида и Пирамида в Медуме. Постараюсь кратко сказать об особенностях каждого памятника.

Пирамида в Медуме, также как и пирамида Джосера имеет нестандартную форму. Была пострoена для фараона Хуни, последнего правителя III династии примерно в 2680 г. до н.э. Мeдумская пирамида представляет собой промежуточный тип между ступенчатой и клaссической. Хуни начал возводить её, как ступенчатую. При Снофру одновремeнно со строительством новых ступеней начались работы по облицовке уже построенных. Помимо горизонтaльных рядов каменных блоков возводились также вертикальные, на которые укладывались облицовочные плиты. Остававшиеся под плитaми пустоты засыпались камнями и строительными обломками. Таким образом, грани из ступенчатых превращались в плоские. Вокруг усыпальницы распoлагался поминальный комплекс, обнесенный стеной. У самого ближнего входа к храму находятся две каменные стелы с иероглифами [2].

Еще одна пирамида переходной формы – Ломаная пирамида, ее силуэт напоминает ромб. Эта Южная пирамида в Дахшуре посвещена фараону Снофру и была возведена около 2596 г. до н.э. Её особенность – это разделение на верхний и нижний хрaм, а также наличие малой пирамиды или «пирамиды-спутника» расположенной на расстоянии 55 м. Имя фараона написано красной краской на нескольких стенах пирамиды и встречается на двух девятиметровых известняковых стелaх в верхней части храма, в виде рельефа с иероглифами. Кроме Южной пирамиды в Дахшуре находится Северная, более известное её название – Розовая пирамида. Название связано с цветом каменных блоков известняка, приобретающих в лучах заходящего солнца розовый цвет. Эта пирамида также приписывается Снофру, так как было обнаружено его имя, начертанное красной краской на нескольких блоках облицовки. На момент своего строительства – ок. 2620 г. до н.э. Розовая пирамида является самым высоким сооружением на Земле и считается первой успешной в мире попыткой построения правильной равнобедренной пирамиды [2].

Самым известным и величественным можно назвать Комплекс пирамид Гизы. Его постройка датируется первой половиной III тыс. до н.э. Древнеегипетский некрополь включает в себя Пирамиду Хуфу известную как Пирамиду Хеопса, меньшую по размерам Пирамиду Хафра или же Хефрена и Пирамиду Менкаура (Микерина). Сооружения каждой пирамиды можно назвать отдельным комплексом, так как кроме самих гробниц на плато Гизы находятся их пирамиды-спутники, заупокойные храмы, дворы и статуя Большого Сфинкса.

Ниболее грандиозная из трех – Пирамида Хуфу (Хеопса), предположительно построенная зодчим Хемиуном. Ее высота равна 146,6 м, а длина стороны ее основания - 233 м. Пирамида Хуфу была сложена из точно отесанных и плотно пригнанных известняковых блоков весом в основном около 2,5 тонн каждый. С северной стороны был вход, который соединялся длинными коридорами с расположенной в центре пирамиды погребальной камерой, где стоял саркофаг царя. Камера и часть коридора были облицованы серо-коричневым гранитом, остальные коридоры – известняком лучшего качества. Снаружи пирамида также изначально была облицована плитами полированного белого известняка. Рядом с пирамидой Хуфу сохранились развалины заупокойного храма, который тоже был сложен из белого известняка. В его дворе располагалось 38 квадратных столбов из гранита. Перед святилищем располагался вестибюль, в котором находились 12 точно таких же столбов. По двум сторонам от вестибюля располагались камеры, в которых, вероятно, хранились «солнечные ладьи» [2, с. 279-284]. Также к комплексу пирамиды Хуфу относятся 3 пирамиды-спутницы, расположенные на востоке.

Пирамида фараона Хафра (Хефрена) расположена к юго-западу от пирамиды Хеопса. Первоначальная высота пирамиды составляла 143,9 метра, а длина стороны ее основания – 215,3. Погребальная камера располагается около оси пирамиды. Потолок в ней сводчатый. В камере располагается саркофаг из отшлифованного гранита. Заупокойный храм Хафры располагался на востоке от пирамиды. Он был сложен из массивных известняковых блоков и размещен на специальной гранитной террасе. Внутри располагалось пять молелен, а также двор, в котором находилось 12 скульптур с изображением фараона Хафры. По бокам храма обнаружено 5 камер для «солнечных ладей». От Заупокойного храма отходила каменная дорога, которая вела в Нижний храм, более известный под названием «Гранитный храм». В его центральном зале размещались 23 статуи Хафры из алебастра и сланца, а также 16 четырехгранных гранитных столбов. Соотношение высоты к ширине в этих четырехгранных столбах равняется 4:1. Элементы массы в столбе, гладь четких гранитных плоскостей, лишенных рельефов помогают сделать вывод о лаконичности стиля этого периода. Входом ко всему комплексу пирамиды служил фасад ворот в долине, достигавший 12 м в высоту и имевший две двери, которые стерегли поставленные по их сторонам сфинксы [2, с. 286-291]. На юге от пирамиды Хефрена размещалась небольшая пирамида-спутник.

Большой Сфинкс расположен к востоку от пирамиды Хефрена. Статуя, которого была вытесана из единой глыбы того же материала, что и пирамиды Хеопса и Хефрена, представляет собой лежащего льва с головой человека. Её длина от передней лапы до хвоста составляет 57,3 метра, высота — 20 метров. На основании записи, найденной у ног статуи, предполагается, что Сфинкс был построен по приказу фараона Хафры, а черты его лица повторяют черты лица самого фараона [2, с. 296-299].

Самая низкая из трёх великих пирамид, гробница фараона Менкаура (Микерина) располагается на юго-западе некрополя на значительном удалении от пирамид Хуфу и Хафра. Сторона её основания составляет 108,4 метра, высота первоначально составляла 66 метров. Она на треть была облицована плитами из красного гранита, а верхняя часть была оформлена из белого известняка. Потолок камеры представляет собой два полублока, которые были вытесаны с нижней стороны в виде полуарки. Погребальная камера и ведущий в неё коридор облицованы шлифованным гранитом. Схема внутренних помещений сложная, поскольку во время строительства было три изменения от первоначального плана. Первоначальная погребальная камера и ведущий в неё коридор соединялись с входным коридором лестницей [2, с. 291-295].

Отличительной чертой архитектуры пирамид Гизы является лаконичность, равно как и знание конструктивной и пластичной роли камня, его декоративных возможностей. В храмах при пирамидах Гизы впервые для Египта встречаются отдельно стоящие столбы. Весь декор зданий построен на сочетании различных плоскостей и фактур пород. Блестящие грани колонн заупокойного храма прекрасно гармонировали с облицовывавшими его стены, плитами розового гранита и с алебастровыми полами, так же как оформление зала ворот в долине составляло замечательное по красочности целое, со статуями из зеленого диорита, сливочно-белого алебастра и желтого шифера.

В дальнейшем процессе развития архитектурного стиля эпохи Древнего царства намечается прежде всего отход от подобного лаконизма широких плоскoстей. Форма рaздробляется, стены начинают покрываться цветными рельефами, колонна заменяет столб. Подобную парaллель в пластике представляют собой рельефные циклы из «Солнечных храмов» фараонов V и VI династий или же гробницы, например, Ти в Саккара (V династия, середина третьего тысячелетия до н. э.) по сравнению хотя бы с рельефами Хеси-Ра (III династия, начало III тыс. до н. э.). Стремление к изяществу, к элегантности мягкoй линии сменяет сдержанную четкость прежнего искусства.

На этой линии поисков стиля, врeмени V династии, типично зарождение растительных видов колонн, удержавшихся на всем протяжении развития египетской архитектуры. Оформление храмов этого периода получает главенствующую роль, величие размеров пирамид встает на второй план. В сравнении с пирамидами III и IV династий, они не превышают 70м в высоту. Появляется новый вид зданий – так называемые солнечные храмы. Важнейшим элементом такого храма был колоссальный каменный обелиск, верхушка которого обивалась медью и ярко блестела на солнце. Он стоял на возвышении, перед которым устраивался огромный жертвенник. Как и пирамида, солнечный храм соединялся крытым проходом с воротами в долине. Реконструкция подобного храма — Наузир-Ра (середина III тыс. до н. э.) — дает представление о композиции этих храмов.

Расскажу подробнее о зарождении растительных видов колонн. Переход от монументального стиля III династии происходит постепенно. В искусстве V династии столб удлиняется (соотношение высоты к ширине —5:1), на нем появляются надписи; к концу этой династии столб вытесняется колонной. В этом можно заметить, как и в пластике, утрату монументального лаконизма. Стебли и бутоны растений, перенесенные египтянами из жизни в колонны, представляют собой не натуралистическую имитацию действительности, а скорее ее идеализацию. Возможно, что прототипом послужил декоративный мотив связки стеблей водяных растений на столбах хижин в раннее время. Среди видов растительных колонн встречаются: лотосообразная, папирусообразная и пальмовидная (см. прил.1). В настенных росписях гробницы Ти (V династия) встречается изображение колонны. На этом периоде развития архитектурного стиля тип колонны уже вполне выработался. Форма древнейших колонн напоминает лотос — растение, очень близкое к европейским кувшинкам. Стволу колонны придана форма стебля лотоса, капители — форма цветка. Сохраняется даже утончение стебля у корня в ущерб прочности конструкции, требующей ее расширения у основания. Колонны представляют то только один стебель, то связку стеблей [3]. Меньшее распространение в этот период имеет папирусообразная колонна (папирус — высокий гладкий тростник), с открытым и закрытым бутоном — основной тип колонны Нового царства. Самая грациозная — пальмовидная колонна. Гранитные колонны храма Саху-Ра, с их тонко стилизованной капителью из отогнутых наружу листьев пальмы, никогда не повторялись в зодчестве с такой предельной грацией [3].

Кроме форм архитектурных изысков важной частью декора становится скульптура и рельеф. Стиль скульптуры этого периода сложился на основе заупокойного культа с его строгим требованием соблюдения портретного сходства, спокойствия и равновесия поз, фронтальности постановки фигур. Условность и торжественность изображения достигалась симметрией, строжайшей уравновешенностью левой и правой частей фигуры. Тела мужских статуй окрашивались красновато-коричневой, а женских - светло-жёлтой охрой, передавая цвет загорелой кожи. Одежды покрывали белой краской, имитируя льняную ткань, волосы раскрашивались чёрной краской, глаза инкрустировались светлым и тёмным камнем. Общая композиция египетской скульптуры всегда находилась в единстве с общим архитектурным замыслом, она как бы вторила лаконичным плоскостям и объёмам архитектуры [4]. В рельефах и росписях больше, чем где бы то ни было в египетском искусстве, монументальность сочетается с декоративным пониманием формы. Принцип фризового развития сюжета, типичного для рельефов Древнего царства, создаёт исключительно декоративные композиции. В это время было известно уже два вида техники стенной росписи: большинство росписей выполнялось темперой по сухой поверхности, в некоторых же гробницах этот способ сочетался с вкладкой цветных паст в заранее приготовленные углубления, то есть сочетали в себе живопись и рельеф. Краски были минеральные: белая краска добывалась из известняка, красная – из красной охры, черная – из сажи, зеленая – из тертого малахита, синяя – из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая – из желтой охры. Росписи в ряде случаев отличаются тонко подобранным сочетанием красок. В известных изображениях гусей из одной гробницы в Медуме коричневые, желтые и красные тона фигур одних птиц и серые, черные и красные тона других прекрасно оттеняются зеленью растений (см. прил.2).

В искусстве Древнего царства сложилось не только содержание росписей, но и главные правила расположения их на стенах, ставшие впоследствии традиционными для композиции целых сцен, отдельных эпизодов, групп и фигур. Содержание изображений на росписях было определено их назначением. Росписи в заупокойных царских храмах содержали, с одной стороны, сцены, прославлявшие царя как могучего владыку, - битвы, захват пленных и добычи, удачные охоты – и как сына бога (царь среди богов), а с другой, - ритуальные изображения, целью которых было доставить царю загробное блаженство. Построение сцен очень канонично – несмотря на то, что художники и стремились внести разнообразие и живость в изображаемые сцены, в первую очередь росписи должны были возвеличивать царя или вельможу, таким образом главное место всегда занимала фигура наиболее видного по своему положению лица. Эта фигура намного превышает по размерам все другие и, в противоположность разнообразным находящимся в движении группам работающих людей, совершенно спокойна и неподвижна [4].

Такой декор храмов и усыпальниц древнего царства позволяет сделать вывод о формировании монументального стиля Египта как лаконичного, но при этом величественного, а также об эстетическом развитии цивилизации и существенном влиянии на последующие периоды в строительстве архитектурных сооружений.

 

Двуречье. Шумер и Аккад

Особенности архитектуры Двуречья в значительной мере объясняются природными условиями. На безлесной равнине, где почти не было камня, и разливы рек нередко вели к катастрофам, для поселений старались выбирать относительно возвышенные места, часто для новых сооружений использовались развалины старых зданий.

Древнейшим видом жилища в Двуречье были хижины из тростникового плетня, обмазанного глиной, где согнутые верхушки тростника образовывали сводчатое покрытие. Одновременно с тростниковыми существовали глинобитные бескаркасные постройки, непрочность которых, по причине высыхания глины, довольно скоро привела к изобретению и применению сырцового кирпича. Глинобитные дома были приближены к принятой позднее прямоугольной схеме. Встречались также глинобитные и даже сырцовые постройки круглой в плане формы, возникшие, скорее всего, по образцу тростниковых хижин. Украшением и одновременно утеплением жилищ в то время служили циновки.

При переходе к кирпичным постройкам, вид материала приобретал разную форму. В начале III тысячелетия до н. э. сделанный вручную односторонне-выпуклый кирпич сменился кирпичами, изготовлявшимися в деревянных формах, вначале продолговатыми, затем квадратными. Основной массив кладки стен состоял из кирпича-сырца. Обожженный кирпич применялся только для облицовки и то лишь в исключительных случаях. Вяжущими для кирпичей служили глина, иногда с примесью золы, и битума.

Небольшие поселения, состоящие из хрупких глиняных домов, развивались в относительно крупные города с характерной архитектурой. В III тысячелетии до н. э. Шумер состоял из множества городов-государств, обнесенных стеной, за которой находились прилегающие к ним соседние селения. Например, Урук, аль-Убайд, Лагаш, Эшнунна, Ур и др. Выдающейся чертой каждого города был главный храм, расположенный на высокой террасе, превращающейся постепенно в массивную ступенчатую башню – зиккурат. Вокруг него беспорядочно теснились дома горожан.

На фоне других шумерских городов в III тыс. до н.э. выделялся Ур. Это был достаточно крупный по тем временам город. Его площадь достигала 70 га, а также он господствовал над прилегающей сельской округой площадью около 90 км² и несколькими меньшими городами — Эриду, Муру и городищем Убайд. Контролируя южную часть дельты Евфрата и выход к Персидскому заливу, Ур соперничал в борьбе за главенство с Уруком. В плане он имел форму яйца, развернутого острым концом к югу. Город был полон великолепными храмами, дворцами, площадями и общественными зданиями, а его жители любили украшения.

Образцом храмовой постройки можно назвать небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в аль-Убайде (Тель-эль-Обейде), предместье города Ура (построен ок. 2600 г до н. э.). Он находился на искусственной платформе из плотно утрамбованной глины, на которую вела лестница с навесом на столбах перед входной дверью. Стены храма и платформы по древнешумерской традиции были расчленены неглубокими вертикальными нишами и выступами. Подпорные стены платформы были обмазаны в нижней части чёрным битумом, а вверху побелены и таким образом членились также и по горизонтали. Этому горизонтальному ритму вторили ленты фриза на стенах святилища. Карниз был украшен вбитыми гвоздями из обожженной глины со шляпками в виде символов богини плодородия — цветов с красно-белыми лепестками. В нишах над карнизом стояли медные фигурки идущих бычков высотой 55 см. Ещё выше по белой стене на некотором расстоянии друг от друга были выложены три фриза: горельефный с фигурами лежащих бычков, выполненными из меди, и над ним два плоские, инкрустированные по чёрному шиферному фону белым перламутром. На одном из них целая сцена: жрецы в длинных юбках, с бритыми головами доят коров и сбивают масло. На верхнем фризе по такому же чёрному шиферному фону располагались изображения белых голубей и коров, обращённые к входу в храм. Можно сказать, что цветовая гамма фризов была общей с окраской платформы храма, составляя единое, целостное цветовое решение. По сторонам входа были помещены две статуи львов, сделанные из дерева, покрытого по слою битума медными чеканными листами. Глаза и высунутые языки львов были сделаны из цветных камней, что очень оживляло скульптуру и создавало красочную насыщенность. Над входной дверью был помещён медный горельеф, переходящий местами в круглую скульптуру, с изображением фантастического львиноголового орла Имдугуда, держащего в когтях двух оленей [5, с.110–185](см. прил.3). Вполне сложившаяся геральдическая композиция этого рельефа повторялась с небольшими изменениями в целом ряде памятников середины III тысячелетия до н. э., например, серебряной вазе правителя города Лагаша Энтемены; печатях, посвятительных рельефах, например палетке, Дуду из Лагаша. Небольшие колонны, поддерживавшие навес над входом, также были инкрустированы, одни — цветными камнями, перламутром и раковинами, другие — металлическими пластинками, прикреплёнными к деревянному основанию гвоздями с расцвеченными шляпками. Ступени лестницы были выложены из белого известняка, а боковые стороны лестницы облицованы деревом.

Новым в архитектуре храма в аль-Убайде было использование в качестве декорации здания круглой скульптуры и рельефа, применение колонны как несущей части. Храмы, аналогичные храму в аль-Убайде, были открыты в поселениях Телль-Брак и Хафадже. Например, Овальный храм в Хафадже (ок. III тыс. до н. э.) был обнесен двойной гладкой стеной, центральная часть участка была наиболее высокой; прямоугольный в плане храм стоял на платформе. Стены храма и платформа имели вертикальные членения из чередовавшихся выступов и ниш. Единственный вход на священный участок вел по прямой оси через обе стены к подножию храмовой платформы, но лестница и вход в храм размещались по другой оси. Стены храмовой ограды были выбелены известковым раствором.

К особой категории построек относится единственный дошедший до нас образец общественного сооружения — по-видимому, помещение для народных собраний — в Уруке (ок. III тыс. до н. э.). К стенам обширного замкнутого двора примыкали колонны и полуколонны. В их нижней части сохранилась трехцветная: красно-бело-черная мозаика с преобладанием красного, отсюда условное название «Красное здание». Мозаика состояла из раскрашенных шляпок обожженных глиняных конусов, забитых в сырцовые стены (см. прил.4). Узор имитировал связки тростников и тростниковое плетение. На одной из сторон двора находилась небольшая эстрада-платформа, на которую вели боковые лестницы [3].

С середины III тысячелетия до н.э. цари начали строить дворцы, которые представляли собой разросшийся дом, с рядом внутренних дворов, иногда с наружной отдельно стоящей крепостной стеной. Примером служит дворец «А» в Кише. Важным отличием от богатого жилого дома является также то, что дворец «А» имеет прямую, выходящую на двор для собраний парадную лестницу, у вершины которой, на фоне богатого архитектурного декора царь появлялся перед народом. Двор оформляла также располагавшаяся под углом к парадной лестнице дворцовая терраса, навес которой опирался на сырцовые столбы. Другим нововведением был большой приемный зал, пролет которого был увеличен при помощи четырех круглых, поставленных по оси зала массивных столбов [3].

Также с течением III тысячелетия до н. э. наряду с храмом на платформе появляется новый тип храма — зиккурат, который становится одним из характерных зданий архитектуры Двуречья до конца эпохи древности. Зиккурат представлял собой массивную сплошную сырцовую ступенчатую пирамиду, на вершине которой воздвигался храмик — местопребывание главного божества города. Наклонные или отвесные террасы зиккурата имели разные цвета: черный (обмазка битумом), красный (облицовка обожженным кирпичом), белый (побелка); позже применялись и другие цвета. Возможно, что иногда террасы озеленялись. Стены, как и у обычных храмов, членились прямоугольными нишами. Рядом с «верхним» храмом обязательно существовал и «нижний» храм, ранее выработанного типа [6, с. 46-48]. Лучше всего сохранились зиккураты в Уре (знаменитый зиккурат Ур-Намму, конец III тысячелетия до н. э.; см. прил.5), в Чога-Замбиле (в соседней с Двуречьем области Эламе, середина II тысячелетия до н. э.). Чтобы документально увековечить свой строительный пыл, каждый царь считал должным замуровать в толще стен ступенчатой башни клинописную табличку или цилиндр с перечнем своих заслуг перед потомками. Священный участок с храмами и зиккуратом был неизменно ведущим типом монументальной архитектуры в Двуречье.

Основные элементы оформления этих храмов, дворов и гробниц можно разделить на настенную живопись, мозаичный орнамент, рельефы и круглую скульптуру.

Настенная живопись IV-III тыс. до н.э. пользовалась двумя канонами в изображении человеческих фигур – геральдической, то есть зеркальной и линейной – построчной, трансляционной композициями. Геральдическая симметрия была применена в ранее описанном храме Нинхурсаг в Убайде (III тыс. до н. э.). Суть этой композиции заключается в том, что в ней четко прослеживается вертикальная ось, левая половина изображения почти в точности повторяет очертания правой половины: «Все в мире имеет свою противоположность – день и ночь, жизнь и смерть, добро и зло…». Линейная симметрия – тема «шествия» чередой повторяющихся однотипных фигур (людей, зверей, птиц): «Мир полон ритма и чередования, подобно неизбежно бегущему Времени…».

Мозаичный орнамент представляет собой фигуры из мелких круглых шляпок обожжённых глиняных гвоздей красного, черного и белого цвета. Мотивы орнамента были растительными и имитировали плетение тростниковой циновки в виде чередующихся разноцветных треугольников, ромбов, зигзагов, волнистых линий и прочих фигур. Примером абстрактного орнамента может служить также ранее упомянутое декоративное оформление «Красного Здания» в городе Уруке (ок. III тыс. до н.э.).

Рельефы встречаются в виде элементов декора зданий, оттисков печатей или же наполнений захоронений богатого слоя населения. Изображения на них в незначительной мере выступают над поверхностью, содержат целые сюжетные композиции бытового, памятного или прославляющего назначения, включающие в себя фигуры людей, животных или же предметы интерьера. Характерные особенности рельефов Двуречья – это округлые лини; положение персонажа в нескольких ракурсах, например, голова и ноги в профиль, а тело в фас; плетеные узоры одеяний и инкрустация минералами. Примеры рельефов: Посвятительная плитка Ур-Нанше, отверстие в центре для крепления плитки к стене. Вверху – Ур-Нанше на строительстве храма, внизу – пир по случаю завершения строительства. Ур-Нанше в два раза больше остальных персонажей по размерам (см. прил.6); Стела Эаннатума («Стела коршунов»; см. прил.7), найдено несколько фрагментов, так как она разрушена. Посвящена военным подвигам правителя Эаннатума под покровительством бога Нингирсу [7].

Круглая скульптура не достигает больших размеров и часто становится утонченным украшением особого назначения, как правило, ритуального. Представлена многочисленными предметами из царских захоронений, статуэтками ушебти, декоративными масками, украшавшими фасады зданий, колоннами в форме человеческих и звериных фигур. Отличительной особенностью скульптуры Двуречья являются огромные глазницы, инкрустированные белой эмалью – белки глаз, и черно-синими драгоценными камнями – зрачки. По мнению шумерских и аккадских скульпторов, такая форма глаз олицетворяла мудрость, всеведение и проницательность. Руки месопотамских статуй были тесно прижаты к туловищу – сложены на груди или на коленях. Позы фигур были стандартно статичны, лишены движения, хотя лица полны внутренней экспрессии (см. прил.8).

Обобщая все особенности монументально-декоративного искусства стран Двуречья можно сказать, что стиль цивилизации в III тыс. до н.э. представлен детальной работой с ограниченным количеством материалов, но это не помешало добиться богатого и интересного убранства дворцов и храмов. Развиваясь, художники и скульпторы Двуречья осваивают новые, более благородные материалы и сложные техники, а архитекторы разрабатывают сложные планы помещений и конструкции сооружений, формируя наследие для последующих поколений.

 


 

Сравнительная характеристика

При сравнении декора архитектурных сооружений Египта и Двуречья III тыс. до н. э. видны как сходства, так и различия. Начнем с самих форм архитектурных сооружений. В Двуречье, как и в Египте была применена ступенчатая форма строений, но ее различия наблюдаются во многих чертах. Во первых, зиккураты в отличие от ступенчатых пирамид строились хоть и для религиозных целей, но не являлись местом захоронения. Верхний храм зиккуратов считался «жилищем бога» и строился обычно при нижнем храме главного местного божества, как правило, связанного со стихией. Предположительно предназначался для того, чтобы возвысить главного городского бога над другими божествами и отдалить его от «мирян», а лестница или мост, соединявшие расположенные ниже храмы, где проводились ежедневные ритуалы, и находившееся наверху святилище, символизировали связь между землей и небом, где в определённых случаях люди могли встретиться с богами. В то время как в Египте, с преобладанием культа мертвых, ступенчатые пирамиды и, как следствие гладкие пирамиды, предназначались для захоронения представителей правящей династии. Их часто отождествили с местными богами и через богатое убранство гробниц старались поддерживать вечную, комфортную жизнь души, а значит и благополучие государства, которое, по мнению древних египтян во многом зависело от милости богов. Во вторых, материалы, выбранные для строительства зиккуратов и ступенчатых пирамид, различались по своей прочности. Зиккураты возводились из глины с примесью тростника, точнее сформированных из нее кирпичей: кирпича сырца, реже обожжённых кирпичей, а ступенчатые египетские пирамиды строились с использованием известняка, иногда облицовывались плитами. Разница в использовании материалов кроется в природных особенностях расположения каждого государства. Двуречье в III тыс. до н.э. было не столь богато камнем, как Египет этого же периода. В целом Архитектурное оформление этих двух цивилизаций выполняется с применением абсолютно разных материалов. Египет мог позволить себе облицовку стен благородными породами камня с содержанием различных цветов и фактур: гранит, алебастр, шлифованный известняк, шифер и т.д. В то время как территориям Двуречья приходилось экспериментировать с глиной в разной степени обработки. В более позднее время, с налаживанием транспортных связей, среди материалов отделки стали встречаться шлифованный известняк, металл и благородные породы камня в особенных деталях декораций. В целом, кроме ступенчатых форм архитектурных сооружений, применялись также округлая, характерная больше для Шумеро-Аккадской культуры, и прямоугольная, больше распространенная в Древнем Египте.

Особенности монументально-декоративного искусства стран схожи по основным видам оформления. И в Египте и в Двуречье периода III тыс. до н.э. распространены рельефы, настенная роспись и скульптура, но у каждой страны есть свои уникальные особенности. Рельефы на стенах строений Двуречья не были заполнены пигментами, как в некоторых рельефах храмов Древнего Египта, чаще их изюминкой была инкрустация и растительные узоры. Сюжеты рельефов и росписей обеих цивилизаций представлялись через изображение композиций с участием, как людей, так и животных, и несли бытовой, батальных или же прославляющий смысл. Однако изображение фигур различалось, египетский стиль характерен своими вытянутыми и угловатыми формами, а в искусстве Двуречья чаще встречаются плавные и округлые линии.

Стиль скульптур Египта и Двуречья III тыс. до н.э. также подвержен сравнению. Несмотря на то, что человеческие позы в искусстве обоих государств этого периода несут монументальных и статичный характер, их внешний вид различен. Египетская скульптура имеет более вытянутые и слаженные пропорции человеческого тела, а также гармоничные практически безэмоциональные лица. Скульптура Двуречья представляет собой причудливые пропорции и сглаженные углы. Лица скульптур выражают эмоции более богато, чем положение тела, для деталей лица характерны большие глаза и часто сросшаяся бровь. Кроме этого существенным отличием скульптур Египта от скульптур Двур



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: