Рыночное равновесие: сущность понятия; модель равновесия по Вальрасу и Маршаллу.




Раскройте понятие «эффект сноба».

Потребителем движет желание не быть похожим на других. Стремление выделиться из толпы приводит к тому, что индивидуальный спрос некоторых людей падает при росте рыночного спроса.

Эффект сноба-проявляется в увеличении величины спроса на товар при росте его цены; связан с понятием престижного проса, ориентированного на приобретение товаров, свидетельствующих, по мнению их покупателя, о его высоком социальном статусе, больших финансовых возможностях и т.д.

Графическая иллюстрация

Графическое представление эффекта сноба

Уменьшение цены с P0 (изначальной цены) до P1 сначала будет побуждать такого потребителя увеличить потребление товара с q0 (изначального потребления) до q1, однако, при значительном росте рыночного спроса на товар, потребитель-сноб может сократить потребление товара до уровня q'. На графике потребление (спрос) снобом такого товара иллюстрирует линия dc.

Раскройте суть парадокса Гиффена.

Из закона спроса, как из любого другого закона, существуют исключения. Ситуацию, когда население при растущих ценах покупает товара больше, а при уменьшающихся – меньше описал английский экономист Роберт Гиффин. Он обнаружил, что при росте цен на хлеб его потребление не падает, а увеличивается. Причина в том, что рост цен на хлеб не может заставить бедняков отказаться от него, зато увеличение расходов на хлеб вынуждает людей с низкими доходами сокращать покупки других, более дорогих продуктов. В итоге объем потребления подорожавшего хлеба увеличивается.

Рыночное равновесие: сущность понятия; модель равновесия по Вальрасу и Маршаллу.

Совпадение интересов покупателей и продавцов на графике характеризует точка пересечения кривых спроса и предложения (О). Данная точка- точка равновесия, поскольку спрос в ней точно уравновешен предложением. А соответствующие этой точке Р0 и Q0 называют равновесной ценой и равновесным количеством. Итак, равновесие на рынке достигается при установлении равновесной цены. При определенных условиях рынок может выходить из состояния равновесия, но рыночные механизмы способны обеспечить возврат к равновесию. Есть 2 модели, которые объясняют, как рынок способен вернуться обратно к равновесию.

 

Модель Вальраса (установление равновесия за счет колебания цен, в ходе которого их повышение или понижение приводит рынок в состояние равновесия).

Она показывает возвращение к равновесию в краткосрочном периоде на основе изменения цены.

Допустим, что в результате действия каких-то рыночных сил цена отклонилась от равновесного уровня Р0 и выросла до уровня Р1. Рис. 4.8 наглядно демонстрирует, что объем предложения (Q1S) в этом случае превышает объем спроса (Q1D). Возникшая ситуация означает наличие избытка товара, т. е. при сложившемся уровне цен часть продавцов не сможет продать свой товар.

Рис. 4.8. Установление равновесной цены по Вальрасу

Наиболее действенным способом выхода из нее для продавцов будет снижение цены, что увеличит количество продаж, поскольку по уменьшившейся цене покупатели предъявят больший объем спроса. Понятно, что процесс снижения цен и параллельного роста продаж будет идти до точки равновесия О, когда продавцы смогут реализовать весь предлагаемый товар и у них исчезнет стимул к дальнейшему снижению цен.

Противоположная ситуация, т. е. снижение цены ниже равновесной Р0 до Р2, характеризуется превышением объема спроса (Q2D) над предложением (Q2S), или дефицитом товара. Понятно, что при свободном ценообразовании, когда по более низкой цене всем потребителям товара не хватит, продавцы воспользуются ситуацией и будут его предлагать по цене более высокой. Это уменьшит спрос и сократит дефицит. Так будет продолжаться до достижения точки равновесия, в которой спрос и предложение совпадут.

Иначе говоря, оба возможных варианта отклонения цены от равновесной являются неустойчивыми. При этом в самой рыночной ситуации возникают внутренние силы, стремящиеся вернуть его в состояние равновесия1.

Равновесие по Маршалу (реагируя на нарушение рыночного равновесия, продавцы могут манипулировать не ценами, а объемом предложения).

При любом объеме производства ниже равновесного (например, при QA) цена предложения меньше цены спроса (PAS < PAD). Это весьма выгодно для продавцов: выставив свои товары на продажу по цене PAD, они легко продадут их (спрос готов поглотить по этой цене именно количество QA), получив огромную прибыль. Столь выгодная ситуация заставит фирмы наращивать производство и, вероятно, привлечет на данный рынок производителей других отраслей. Предложение будет расти, а цены понемногу падать, пока не дойдут до равновесного уровня.

Рис. 4.9. Формирование равновесной цены по А. Маршаллу

Аналогичным образом, когда реальный объем производства (QВ) превысит равновесный уровень, цена предложения будет выше цены спроса (PBS>PBD). Как и всегда в рыночной, спросоограниченной экономике реально это будет означать, что продать товары удастся лишь по цене спроса PBD, т. е. ниже себестоимости. Очевидно, что желающих производить товары на таких условиях окажется немного. Предложение будет падать, пока не достигнет равновесного уровня. Цена при этом постепенно поднимется до равновесной.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: