Дата урока – 8 апреля
Предмет – литературное чтение.
Тема: М. Лермонтов "Утёс". Поход в "Музейный дом". Иллюстрация И. Рериха "Стражи ночи".
Цели урока: Ознакомить учащихся со стихотворением «Утёс»; развивать словесно-логическое мышление, воображение и речь учащихся; способствовать развитию у учащихся познавательного интереса.
Планируемые результаты:
ü Предметные: умение рассуждать и правильно отвечать на вопросы; развивать читательские навыки; учиться выразительно читать; научиться выполнять анализ текста; указывать главную мысль произведения.
ü Личностные: формировать познавательный интерес к новому учебному материалу.
Оборудование: Литературное чтение, автор: Н.А. Чуракова, 2 класс
Этапы | Содержание урока и деятельность учителя |
Мотивационный этап. . | . Тема нашего урока М. Лермонтов "Утёс". Поход в "Музейный дом". Иллюстрация И. Рериха "Стражи ночи". -Ребята какие цели на сегодняшний урок мы можем поставить? (Познакомиться со стихотворением «Утёс», понять смысл и образы стихотворения). -Чему мы с вами будем учиться? (Выразительно читать) -Ребята, давайте познакомимся с биографией М.Ю.Лермонтова. (Михаил Юрьевич Лермонтов, годы жизни 3 октября 1814 — 15 июля 1841.Русский поэт, художник. Родился в Москве, в дворянской семье. Воспитывала его бабушка. Первые стихи Лермонтов начал писать в 14 лет. Известность пришла к Лермонтову со стихотворением "Смерть поэта", которое он написал в 1837 году. Стихотворение было посвящено гибели на дуэли Александра Сергеевича Пушкина. 5 июля 1841 года Лермонтов погиб на дуэли в городе Пятигорске, прожив всего 27 лет.) Сегодня мы познакомимся со стихотворением Михаила Лермонтова «Утёс» |
Речевая разминка. Постановка учебной задачи и её решения. | Прежде чем мы приступим к изучению стихотворения, давайте поупражняемся в чтении чистоговорок Ти – ди - ти – мне домой идти. Ти – ти – ди –за руку его веди. Те – те – де – рыба водится в воде. Те – де – те – хорошо читайте. Ва – фа – ва – в лесу живет сова. Фы – фы – вы – в саду росли сливы. Ва – ва – фа – платье новое из шкафа. Фе – ве – фе – подушка на софе. Ребята, как вы думаете, что такое утёс? Лазурь? Великан? Утёс-высокая скала, Лазурь- голубое небо. Великан- человекоподобное существо огромного размера. Работа с учебником. Стр.127 Прочитайте стихотворение. Какое настроение у этого стихотворения? Словарная работа. Прочитайте стихотворение, запомните или подчеркните слова карандашом, которые показались вам непонятными, спросите значение слов у родителей. |
Анализ произведения. | Какие чувства — это стихотворение у вас вызвало? Как вы думаете, какие чувства испытывал автор когда, писал это стихотворение? (Лермонтов был сильный, храбрый, военный человек, но чувствительный, ранимый и очень одинокий.) Я думаю, что он испытывал чувство одиночества и грусти. Как вы думаете от чьего лица оно написано: автора или утёса? (От лица-автора) Сейчас прочитайте ещё раз это стихотворение.. Сколько частей в этом стихотворении? (2) В первом четверостишье, о каком герое идёт речь? Охарактеризуйте его, какой он? Подберите к этому герою как можно больше эпитетов. (Говорится о тучке, она: золотая, красивая, легкомысленная, молодая, весёлая, игривая). Во втором четверостишье о ком идёт речь? Охарактеризуйте его. (Говорится об утёсе. Он старый, морщинистый, грустный, задумчивый, неподвижный одинокий, великан.) Работа с учебником. А теперь прочитаем размышления Маши и Миши на стр. 128. Ребята, а кому присущи эти качества? (Людям) Можно ли сказать, что тучка и утёс для поэта живые? (Для поэта они живые.) В литературе есть приём, который называется олицетворение. (Олицетворение- прием в литературе, приписывает признаки одушевлённых предметов неодушевлённым). М.Ю.Лермонтов хотел сказать, что в жизни мы иногда не задумываясь оставляем след в душах разных людей, близких или друзей, не задумываясь обижаем кого-то. Несмотря на то, что Лермонтов был молод, но он всегда размышлял о жизни и о судьбах людей, и хотел, чтобы люди были внимательны друг к другу. Поэты выражают свои чувства, наблюдения, переживания в стихах, а художники пишут картины. (Рерих Николай Константинович Русский художник, философ, писатель, путешественник, археолог. В течение жизни создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира, и около 30 томов литературных трудов, включая два поэтических. Годы жизни 9 октября 1874 г-13 декабря 1947 г. (Художник прожил 73 года), Перед вами иллюстрация Н. Рериха «Стражи ночи». Как вы понимаете смысл названия картины? На кого, с твоей точки зрения, похожи горы? На великанов? На старцев, на монахов? Охарактеризуйте горы, какие они? (Неподвижные, молчаливые). Для художника горы живые? Как вы думаете, что общего у стихотворения Лермонтова и картины Н Рериха? (И там и там есть горы.) Какие объекты природы одушевляет художник? Близка ли картина Рериха к стихотворению Лермонтова? В чем их сходство? С помощью каких видов искусства человек выражает свои чувства? (Литературы, живописи и музыки) Мы можем видеть, как два человека, которые жили в разное время, перекликаются между собой, потому что во все времена человек думает о смысле жизни. |
Итог урока. Домашнее задание | Какие цели в начале урока мы ставили? Что вы, узнали нового? Чему научились? Каким же был поэт? Выучить стихотворение. Учебник стр. 127. |
|
|