Исходные данные.
вариант | группа грузоподъёмности | колесная формула | грузоподъемность | снаряженная масса автомобиля | полная масса автомобиля | распределение массы по осям | двигатель | колея | габаритная высота | коэффициент обтекаемости | передаточное число коробки передач | передаточное число главной передачи | размер шин |
Л7 | 2М | 4x2 | 682 798 | Б3 | 1,27 | 1,48 | 0,51 | 3,81 2,42 1,45 1,0 | 4,22 | 6,40-13 |
Двигатель
№ Двигателя | Число и расположение цилиндров | Диаметр цилиндра, мм | Ход поршня, мм | Рабочий объем, л | Степень сжатия |
Б3 | 4 Р | 1,367 | 7,0 |
Внешняя характеристика.
Частота вращения колен. вала, мин-1 | ||||||||
Эффективная мощность, кВт | 15,2 | 21,3 | 31,6 | 36,8 |
Нагрузочная характеристика
Часовой расход топлива Gt, кг/ч
ne\%Ne | |||||
1,86 | 1,9 | 1,97 | 2,42 | 4,27 | |
2,78 | 3,12 | 3,51 | 4,72 | 8,32 | |
3,65 | 4,07 | 4,76 | 6,44 | 11,3 | |
5,15 | 5,13 | 8,24 | 14,2 |
Внешняя скоростная характеристика автомобильного двигателя.
Т.к. в исходных данных в качестве внешней характеристики двигателя приведена только зависимость мощности Ne (в кВт) от частоты вращения вала двигателя ne (об/мин), то зависимость крутящего момента от частоты можно рассчитать по следующей формуле:
Здесь:
Me - крутящий момент в Нм;
Ne - мощность в кВт;
ne - частота вращения коленчатого вала в об/мин.
Частота вращения коленвала, мин-1 | ||||||||
Эффективная мощность, кВт | 15,2 | 21,3 | 31,6 | 36,8 | ||||
Крутящий момент, Нм | 90,8 | 92,5 | 92,13 | 88,8 | 83,6 | 60,8 |
Тяговый баланс автомобиля.
Условная сила тяги определяется по выражению:
Здесь:
Fk – условная сила тяги на колесах автомобиля (Н);
Me – крутящий момнет двигателя;
iкн – передаточное число коробки передач;
i0 – передаточное число главной пары;
rk – радиус качения колеса в ведомо режиме;
ηтр – КПД трансмиссии.
rст = 0,28 м
Скорость автомобиля, соответствующая данному значению условной силы тяги, определяется по формуле:
Здесь:
ne – частота вращения вала двигателя в об/мин, соответствующая выбранному по внешней характеристике значению крутящего момента.
Сила сопротивления качению:
Здесь:
Ga – полный вес автомобиля (Н);
fo – коэффициент сопротивления движению при малой скорости (f0=0.014 – для легковых автомобилей);
Af – коэффициент влияния скорости. Принимаем Af = 5x10-5
Va – скорость движения автомобиля (км/час).
Силу аэродинамического сопротивления рассчитываем по формуле:
Здесь:
cx – коэффициент аэродинамического сопротивления;
ρв – плотность воздуха (принимаем в расчетах = 1,24 кг/м3)
F – площадь поперечной проекции автомобиля.
Значение F вычисляем по формуле:
Где: B – колея автомобиля, H – габаритная высота автомобиля.
ne, об/мин | i1=3,81 | i2=2,42 | i3=1,45 | i4=1,00 | ||||
Va1, км/ч | Fk1, Н | Va2, км/ч | Fk2, Н | Va3, км/ч | Fk3, Н | Va4, км/ч | Fk4, Н | |
6,565 | 10,34 | 2822,5 | 17,25 | 1691,2 | 25,01 | 1166,3 | ||
10,5 | 16,54 | 2979,3 | 27,6 | 1785,1 | 40,02 | 1231,1 | ||
14,44 | 22,74 | 3036,4 | 37,95 | 1819,3 | 55,03 | 1254,7 | ||
18,38 | 28,94 | 3024,1 | 48,3 | 70,04 | 1249,6 | |||
22,32 | 35,14 | 2914,8 | 58,65 | 1746,5 | 85,05 | 1204,5 | ||
26,26 | 41,35 | 2744,1 | 1644,2 | 100,1 | 1133,9 | |||
31,19 | 49,1 | 2429,7 | 81,94 | 1455,8 | 118,8 | |||
36,11 | 56,85 | 1995,7 | 94,88 | 1195,8 | 137,6 | 824,68 |
Va, км/ч | Ff, Н | Fw, Н | FΣ, Н | |
203,1 | 203,1 | |||
204,1 | 4,586 | 208,7 | ||
207,1 | 18,34 | 225,5 | ||
212,2 | 41,27 | 253,5 | ||
219,3 | 73,37 | 292,7 | ||
228,4 | 114,6 | 343,1 | ||
239,6 | 165,1 | 404,7 | ||
252,8 | 224,7 | 477,5 | ||
293,5 | 561,5 | |||
285,3 | 371,5 | 656,7 | ||
304,6 | 458,6 | 763,2 | ||
325,9 | 554,9 | 880,8 | ||
349,3 | 660,4 | |||
374,6 | ||||
402,1 | 898,8 | |||
Динамический баланс автомобиля.
Динамический фактор определяется по выражению:
ne, об/мин | |||||||||
Крутящий момент, Нм | 85,986 | 90,763 | 92,5 | 92,128 | 88,796 | 83,598 | 74,018 | 60,798 | |
i1 = 5,26 | Va1, км/ч | 6,5654 | 10,505 | 14,444 | 18,383 | 22,322 | 26,262 | 31,186 | 36,11 |
Fk1, Н | 4443,8 | 4690,6 | 4780,4 | 4761,2 | 4320,3 | 3825,3 | |||
Fw1, Н | 1,9767 | 5,0604 | 9,5673 | 15,498 | 22,851 | 31,628 | 44,6 | 59,796 | |
D1, % | 30,624 | 32,305 | 32,893 | 32,72 | 31,482 | 29,569 | 26,066 | 21,251 | |
i2 = 2,90 | Va2, км/ч | 10,336 | 16,538 | 22,74 | 28,942 | 35,144 | 41,346 | 49,098 | 56,85 |
Fk2, Н | 2822,5 | 2979,3 | 3036,4 | 3024,1 | 2914,8 | 2744,1 | 2429,7 | 1995,7 | |
Fw2, Н | 4,8997 | 12,543 | 23,714 | 38,413 | 56,64 | 78,394 | 110,55 | 148,21 | |
D2, % | 19,427 | 20,455 | 20,771 | 20,586 | 19,706 | 18,379 | 15,99 | 12,738 | |
i3 = 1,52 | Va3, км/ч | 17,251 | 27,602 | 37,953 | 48,303 | 58,654 | 69,005 | 81,943 | 94,882 |
Fk3, Н | 1691,2 | 1785,1 | 1819,3 | 1746,5 | 1644,2 | 1455,8 | 1195,8 | ||
Fw3, Н | 13,648 | 34,938 | 66,055 | 157,77 | 218,36 | 307,93 | 412,84 | ||
D3, % | 11,566 | 12,067 | 12,088 | 11,755 | 10,953 | 9,8307 | 7,9142 | 5,3982 | |
i4 = 1,00 | Va4, км/ч | 25,014 | 40,023 | 55,031 | 70,04 | 85,048 | 100,06 | 118,82 | 137,58 |
Fk4, Н | 1166,3 | 1231,1 | 1254,7 | 1249,6 | 1204,5 | 1133,9 | 824,68 | ||
Fw4, Н | 28,694 | 73,457 | 138,88 | 224,96 | 331,71 | 459,11 | 647,42 | ||
D4, % | 7,8437 | 7,9818 | 7,6932 | 7,0648 | 6,0173 | 4,6527 | 2,4586 | -0,299 |
Va, км/ч | |||||||||||||||
f, % | 1,4 | 1,40 | 1,42 | 1,46 | 1,51 | 1,57 | 1,65 | 1,73 | 1,85 | 1,97 | 2,1 | 2,25 | 2,41 | 2,58 | 2,77 |
Характеристика ускорений автомобиля.
Ускорения рассчитывают по выражению:
Здесь:
ja – ускорение автомобиля (м/с2);
g – ускорение свободного падения (9,8 м/с2);
δi – коэффициент учета инерции вращающихся масс двигателя, рассчитывается по выражению:
σ1 – коэффициент учета инерции вращающихся масс двигателя, рассчитывается по выражению:
Здесь: Je – приведенный момент инерции вращающихся деталей двигателя (Je = 0,147 кг.м2)
σ2 – коэффициент учета инерции колес, рассчитывается по формуле:
Здесь:
Jk – момент инерции одного колеса (Jk = 0,8 кг.м2)
ne, об/мин | |||||||||
i1 = 3,81 δ1=1,322 | Va1, км/ч | 6,5654 | 10,505 | 14,444 | 18,383 | 22,322 | 26,262 | 31,186 | 36,11 |
D1 | 0,3062 | 0,3231 | 0,3289 | 0,3272 | 0,3148 | 0,2957 | 0,2607 | 0,2125 | |
f1 | 0,01403 | 0,01408 | 0,01415 | 0,01424 | 0,01435 | 0,01448 | 0,01468 | 0,01491 | |
ja1, м/с2 | 2,166 | 2,290 | 2,333 | 2,319 | 2,227 | 2,084 | 1,823 | 1,464 | |
i2 = 2,42 δ2=1,147 | Va2, км/ч | 10,336 | 16,538 | 22,74 | 28,942 | 35,144 | 41,346 | 49,098 | 56,85 |
D2 | 0,1943 | 0,2046 | 0,2077 | 0,2059 | 0,1971 | 0,1838 | 0,1599 | 0,1274 | |
f2 | 0,01407 | 0,01419 | 0,01436 | 0,01459 | 0,01486 | 0,01520 | 0,01569 | 0,01626 | |
ja2, м/с2 | 1,540 | 1,627 | 1,653 | 1,635 | 1,557 | 1,441 | 1,233 | 0,950 | |
i3 = 1,45 δ3=1,070 | Va3, км/ч | 17,251 | 27,602 | 37,953 | 48,303 | 58,654 | 69,005 | 81,943 | 94,882 |
D3 | 0,1157 | 0,1207 | 0,1209 | 0,1176 | 0,1095 | 0,0983 | 0,0791 | 0,054 | |
f3 | 0,01421 | 0,01453 | 0,01501 | 0,01563 | 0,01641 | 0,01733 | 0,01870 | 0,02030 | |
ja3, м/с2 | 0,929 | 0,972 | 0,969 | 0,933 | 0,853 | 0,741 | 0,553 | 0,308 | |
i4 = 1,00 δ4=1,048 | Va4, км/ч | 25,014 | 40,023 | 55,031 | 70,04 | 85,048 | 100,06 | 118,82 | 137,58 |
D4 | 0,0784 | 0,0798 | 0,0769 | 0,0706 | 0,0602 | 0,0465 | 0,0246 | -0,003 | |
f4 | 0,01444 | 0,01512 | 0,01612 | 0,01743 | 0,01906 | 0,02101 | 0,02388 | 0,02725 | |
ja4, м/с2 | 0,599 | 0,605 | 0,569 | 0,498 | 0,384 | 0,239 | 0,007 | -0,283 |