Принципы и основные требования к освещению улиц и дорог




Световая панорама города

Освещение города - это не только средство обеспечения светового режима, но и средство для выявления достоинств застройки в темное время суток. Вместе с тем это средство пропаганды, информации и рекламы.

Выявить «световые» доминанты, решить смысловую и колористическую сторону освещения, т.е. разработать стратегию освещения города.

Освещение городских территорий в вечернее и ночное время - одна из важных задач инженерного благоустройства.

В зависимости от своего назначения освещение города бывает:

- архитектурное освещение - освещение фасадов зданий, сооружений, произведений монументального искусства для выявления их архитектурно-художественных особенностей и эстетической выразительности;

- ландшафтное освещение - декоративное освещение зеленых насаждений, других элементов ландшафта и благоустройства в парках, скверах, пешеходных зонах с целью проявления их декоративно-художественных качеств;

- декоративное освещение - привлекательное художественно-декоративное оформление светом элементов ландшафта, водоемов, фонтанов и малых архитектурных форм, а также участков территорий парков, скверов, набережных, площадей и общественных зданий различного назначения;

- функциональное наружное освещение - освещение проезжей части магистралей, тоннелей, эстакад, мостов, улиц, площадей, автостоянок, функциональных зон аэропортов и территорий спортивных сооружений, а также пешеходных путей городских территорий с целью обеспечения безопасного движения автотранспорта и пешеходов и для общей ориентации в городском пространстве;

- световая реклама и информация - конструкции с внутренним или внешним освещением, функционально предназначенные для распространения коммерческой или социальной рекламы, размещения ориентирующей информации о маршрутах движения и находящихся на них объектах;

- иллюминация - праздничное декоративное освещение, оформление, предназначенное для украшения улиц, площадей, зданий, сооружений и элементов ландшафта без необходимости создания определенного уровня освещенности.

По назначению различают следующие виды постоянных городских осветительных установок:

- для уличного освещения

- освещения территорий микрорайонов

- освещения спортивных сооружений

- освещения территории зеленых насаждений

- декоративного освещения водоемов и фонтанов

- освещения архитектурных ансамблей и отдельных объектов

- световых сигналов.

В городах есть и временно действующее иллюминационное освещение для светового оформления в праздничные дни.

Световая панорама города включает в себя акценты светом наиболее интересных городских ансамблей, промышленных зданий и инженерных сооружений (мосты, башни и т.д.).

Архитектоника световой панорамы строиться на основе анализа планировочной структуры города: его районов, сетки улиц, набережных, мостов, площадей, отдельных исторических и общественных зданий, промышленных предприятий. В результате такого анализа выявляют основные объекты освещения.

 

Принципы и основные требования к освещению улиц и дорог

При проектировании осветительных установок уличного освещения необходимо поэтапно решить следующие задачи:

· определение категории освещаемого объекта в зависимости от интенсивности движения транспорта и значимости улицы в общей городской системе;

· нормируемый уровень средней яркости дорожного покрытия и равномерности ее распределения;

· выбор светильников и источников света, проведение расчета осветительной установки (шаг между светильниками, высота и угол их установки, схема расположения осветительных приборов).

Зрительное восприятие определяется средней яркостью покрытий проезжей части улиц, дорог и площадей. Единицей яркости является кандела (кд) на 1м² (кд/м²).

Городские улицы и дороги, а также искусственные сооружения на них должны быть оборудованы стационарным наружным освещением.

Существует три категория по освещению улиц и дорог:

А - Скоростные дороги, магистральные улицы общегородского значения; площади: главные, вокзальные, транспортные, предмостные и многофункциональных транспортных узлов

Б - Магистральные улицы районного значения, дороги грузового движения (общегородского значения), площади перед крупными общественными зданиями и сооружениями (стадионами, театрами, выставками, торговыми центрами, колхозными рынками и другими местами массового посещения)

В - Улицы и дороги местного значения: жилые улицы, дороги промышленных и коммунально-складских районов, поселковые улицы и дороги. Поселковые улицы, площади перед общественными зданиями и сооружениями поселкового значения.

Освещение городских улиц и дорог, площадей должно обеспечивать безопасность движения транспорта и пешеходов. Поэтому осветительные установки должны обеспечивать равномерность распределения яркости и ограничение слепящего действия установок.

Для уличного освещения применяются лампы накаливания и газоразрядные лампы - люминесцентные и ртутные.

Светильники размещают на столбах или мачтах, редко на тросах-растяжках.

Одностороннее расположение светильников допускается при ширине проезжей части до 12м. При ширине проезжей части до 24м светильники могут располагаться в шахматном порядке.(рис.1)

На перекрестках светильники устанавливают на подходах к ним (рис.2.), а при подвеске на тросах - на оси перекрестка.

При освещении пешеходного перехода светильники устанавливают у дальней границы перехода по пути движения транспорта (рис.3)

 


Рис.1. Схемы расположения светильников на улицах:

1 - односторонняя; 2 - двухрядная в шахматном порядке; 3 - двухрядная прямоугольная; 4 - осевая; 5 - двухрядная прямоугольная по осям движения; 6 - двухрядная прямоугольная по оси улицы.

 

       
   
 

а б


Рис.2. Схемы расположения светильников на пересечениях:

а - на примыкании; б - на перекрестке; Н – высота установки светильников


Рис.3. Схема расположения светильников на пешеходном переходе. Н - высота светильника


 

На криволинейных участках улиц или дорог при одностороннем расположении светильников их размещают по наружной стороне кривой.(рис.4)

 

Рис.4. Схемы размещения светильников на закруглениях улиц и дорог.

 

Для крепления светильников используют железобетонные опоры, которые располагаются на расстоянии ≤0,6м от лицевой грани бортового камня до наружной поверхности ее цоколя. На жилых улицах с движением только легкового транспорта это расстояние можно уменьшить до 0,3м. На перекрестках опоры устанавливают до начала закругления тротуара и на расстоянии не менее 1,5м от различного рода въездов.

Отношение шага фонарей или отдельных светильников к высоте подвеса светильников:

- не более 5:1 при одностороннем, осевом или прямоугольном их размещении

- не более 7:1 при шахматной схеме размещения.

В зависимости от типа и ширины проезжей части светильники подвешивают на высоту от 6,5 м до 13м. В осветительных установках больших транспортных развязок и городских площадей для сокращения числа опор и улучшения условий видимости рекомендуется использовать высокие опоры (24 м. и выше) при условии обеспечения удобства обслуживания высокорасположенных светильников.

Тротуары могут освещаться как отдельно стоящими фонарями, так и светильниками предназначенными для проезжей части. Если тротуар отделяется от проезжей части разделительной полосой шириной 5 м и более, для его освещения следует предусматривать дополнительную осветительную линию. Но широко используются светильники одновременного освещения улицы и тротуара (рис.5).

 

 

 

 
 

 

Рис.5. Фонарь для освещения тротуара и проезжей части улицы.

 

Для максимального сохранения сложившейся системы озеленения, не позволяющей привести расстояния от осветительных опор до деревьев и размеры крон деревьев в соответствие с требованиями, рекомендуется:

а) использовать тросовый подвес светильников или удлиненные кронштейны, позволяющие вынести светильники за пределы крон;

б) снижать шаг светильников не менее чем в 1,2 раза;

в) увеличить световой поток светильников не менее чем в 1,2 раза путем замены источника света на более мощный или устанавливать дополнительный светильник на опоре.

В пределах проектируемого объекта (улица, дорога, проезд, площадь) рекомендуется сохранять один тип светильников, опор и кронштейнов. При необходимости усиления освещения отдельных участков следует повышать мощность источника света в светильнике (если это возможно) или устанавливать дополнительные светильники той же серии, что и основные.

Территории микрорайонов освещаются для создания благоприятных условий передвижения жителей и автотранспорта. В первую очередь освещаются:

- проезды к домам, школам, детским садам, магазинам, гаражам, пешеходные аллеи.

- автостоянки

- разворотные площадки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: