Световая панорама города
Освещение города - это не только средство обеспечения светового режима, но и средство для выявления достоинств застройки в темное время суток. Вместе с тем это средство пропаганды, информации и рекламы.
Выявить «световые» доминанты, решить смысловую и колористическую сторону освещения, т.е. разработать стратегию освещения города.
Освещение городских территорий в вечернее и ночное время - одна из важных задач инженерного благоустройства.
В зависимости от своего назначения освещение города бывает:
- архитектурное освещение - освещение фасадов зданий, сооружений, произведений монументального искусства для выявления их архитектурно-художественных особенностей и эстетической выразительности;
- ландшафтное освещение - декоративное освещение зеленых насаждений, других элементов ландшафта и благоустройства в парках, скверах, пешеходных зонах с целью проявления их декоративно-художественных качеств;
- декоративное освещение - привлекательное художественно-декоративное оформление светом элементов ландшафта, водоемов, фонтанов и малых архитектурных форм, а также участков территорий парков, скверов, набережных, площадей и общественных зданий различного назначения;
- функциональное наружное освещение - освещение проезжей части магистралей, тоннелей, эстакад, мостов, улиц, площадей, автостоянок, функциональных зон аэропортов и территорий спортивных сооружений, а также пешеходных путей городских территорий с целью обеспечения безопасного движения автотранспорта и пешеходов и для общей ориентации в городском пространстве;
- световая реклама и информация - конструкции с внутренним или внешним освещением, функционально предназначенные для распространения коммерческой или социальной рекламы, размещения ориентирующей информации о маршрутах движения и находящихся на них объектах;
- иллюминация - праздничное декоративное освещение, оформление, предназначенное для украшения улиц, площадей, зданий, сооружений и элементов ландшафта без необходимости создания определенного уровня освещенности.
По назначению различают следующие виды постоянных городских осветительных установок:
- для уличного освещения
- освещения территорий микрорайонов
- освещения спортивных сооружений
- освещения территории зеленых насаждений
- декоративного освещения водоемов и фонтанов
- освещения архитектурных ансамблей и отдельных объектов
- световых сигналов.
В городах есть и временно действующее иллюминационное освещение для светового оформления в праздничные дни.
Световая панорама города включает в себя акценты светом наиболее интересных городских ансамблей, промышленных зданий и инженерных сооружений (мосты, башни и т.д.).
Архитектоника световой панорамы строиться на основе анализа планировочной структуры города: его районов, сетки улиц, набережных, мостов, площадей, отдельных исторических и общественных зданий, промышленных предприятий. В результате такого анализа выявляют основные объекты освещения.
Принципы и основные требования к освещению улиц и дорог
При проектировании осветительных установок уличного освещения необходимо поэтапно решить следующие задачи:
· определение категории освещаемого объекта в зависимости от интенсивности движения транспорта и значимости улицы в общей городской системе;
· нормируемый уровень средней яркости дорожного покрытия и равномерности ее распределения;
· выбор светильников и источников света, проведение расчета осветительной установки (шаг между светильниками, высота и угол их установки, схема расположения осветительных приборов).
Зрительное восприятие определяется средней яркостью покрытий проезжей части улиц, дорог и площадей. Единицей яркости является кандела (кд) на 1м² (кд/м²).
Городские улицы и дороги, а также искусственные сооружения на них должны быть оборудованы стационарным наружным освещением.
Существует три категория по освещению улиц и дорог:
А - Скоростные дороги, магистральные улицы общегородского значения; площади: главные, вокзальные, транспортные, предмостные и многофункциональных транспортных узлов
Б - Магистральные улицы районного значения, дороги грузового движения (общегородского значения), площади перед крупными общественными зданиями и сооружениями (стадионами, театрами, выставками, торговыми центрами, колхозными рынками и другими местами массового посещения)
В - Улицы и дороги местного значения: жилые улицы, дороги промышленных и коммунально-складских районов, поселковые улицы и дороги. Поселковые улицы, площади перед общественными зданиями и сооружениями поселкового значения.
Освещение городских улиц и дорог, площадей должно обеспечивать безопасность движения транспорта и пешеходов. Поэтому осветительные установки должны обеспечивать равномерность распределения яркости и ограничение слепящего действия установок.
Для уличного освещения применяются лампы накаливания и газоразрядные лампы - люминесцентные и ртутные.
Светильники размещают на столбах или мачтах, редко на тросах-растяжках.
Одностороннее расположение светильников допускается при ширине проезжей части до 12м. При ширине проезжей части до 24м светильники могут располагаться в шахматном порядке.(рис.1)
На перекрестках светильники устанавливают на подходах к ним (рис.2.), а при подвеске на тросах - на оси перекрестка.
При освещении пешеходного перехода светильники устанавливают у дальней границы перехода по пути движения транспорта (рис.3)
Рис.1. Схемы расположения светильников на улицах:
1 - односторонняя; 2 - двухрядная в шахматном порядке; 3 - двухрядная прямоугольная; 4 - осевая; 5 - двухрядная прямоугольная по осям движения; 6 - двухрядная прямоугольная по оси улицы.
а б
Рис.2. Схемы расположения светильников на пересечениях:
а - на примыкании; б - на перекрестке; Н – высота установки светильников
Рис.3. Схема расположения светильников на пешеходном переходе. Н - высота светильника
На криволинейных участках улиц или дорог при одностороннем расположении светильников их размещают по наружной стороне кривой.(рис.4)
Рис.4. Схемы размещения светильников на закруглениях улиц и дорог.
Для крепления светильников используют железобетонные опоры, которые располагаются на расстоянии ≤0,6м от лицевой грани бортового камня до наружной поверхности ее цоколя. На жилых улицах с движением только легкового транспорта это расстояние можно уменьшить до 0,3м. На перекрестках опоры устанавливают до начала закругления тротуара и на расстоянии не менее 1,5м от различного рода въездов.
Отношение шага фонарей или отдельных светильников к высоте подвеса светильников:
- не более 5:1 при одностороннем, осевом или прямоугольном их размещении
- не более 7:1 при шахматной схеме размещения.
В зависимости от типа и ширины проезжей части светильники подвешивают на высоту от 6,5 м до 13м. В осветительных установках больших транспортных развязок и городских площадей для сокращения числа опор и улучшения условий видимости рекомендуется использовать высокие опоры (24 м. и выше) при условии обеспечения удобства обслуживания высокорасположенных светильников.
Тротуары могут освещаться как отдельно стоящими фонарями, так и светильниками предназначенными для проезжей части. Если тротуар отделяется от проезжей части разделительной полосой шириной 5 м и более, для его освещения следует предусматривать дополнительную осветительную линию. Но широко используются светильники одновременного освещения улицы и тротуара (рис.5).
Рис.5. Фонарь для освещения тротуара и проезжей части улицы.
Для максимального сохранения сложившейся системы озеленения, не позволяющей привести расстояния от осветительных опор до деревьев и размеры крон деревьев в соответствие с требованиями, рекомендуется:
а) использовать тросовый подвес светильников или удлиненные кронштейны, позволяющие вынести светильники за пределы крон;
б) снижать шаг светильников не менее чем в 1,2 раза;
в) увеличить световой поток светильников не менее чем в 1,2 раза путем замены источника света на более мощный или устанавливать дополнительный светильник на опоре.
В пределах проектируемого объекта (улица, дорога, проезд, площадь) рекомендуется сохранять один тип светильников, опор и кронштейнов. При необходимости усиления освещения отдельных участков следует повышать мощность источника света в светильнике (если это возможно) или устанавливать дополнительные светильники той же серии, что и основные.
Территории микрорайонов освещаются для создания благоприятных условий передвижения жителей и автотранспорта. В первую очередь освещаются:
- проезды к домам, школам, детским садам, магазинам, гаражам, пешеходные аллеи.
- автостоянки
- разворотные площадки.