Колдовство, колдуны, прорицатели, приметы, сглаз...
Рассматриваемые вопросы:
· Вопрос 164. Каковы установления шариата относительно колдовства и колдунов?
· Вопрос 165. Что такое «нушра» и каковы установления шариата относительно этого?
· Вопрос 166. Что представляют собой узаконенные шариатом и запретные заговоры (рука)?
· Вопрос 167. Каковы установления шариата относительно всевозможных подвешиваемых в различных местах вещей наподобие амулетов, сухожилий, колец, нитей, раковин и тому подобных предметов?
· Вопрос 168. Что можно сказать о прорицателях (куххан)?
· Вопрос 169. Какое суждение следует вынести о том, кто верит прорицателю?
· Вопрос 170. Какое суждение следует вынести о гадании по звёздам?
· Вопрос 171. Что можно сказать об испрашивании дождя у небесных светил?
· Вопрос 172. Что можно сказать о вере в дурные предзнаменования и том, что её удаляет?
· Вопрос 173. Что можно сказать о дурном глазе?
Вопрос 164. Каковы установления шариата относительно колдовства и колдунов?
Ответ: Колдовство действительно существует, что же касается его воздействия, то это - не более чем совпадение с предопределённым, как указал на это Аллах Всевышний, который сказал: «И (люди) учились у них* тому, как разлучать мужа с его женой, однако с помощью этого они могли повредить кому-нибудь только с позволения Аллаха». Корова, 102. *[Здесь речь идёт об ангелах Харуте и Маруте, которые обучали людей колдовству в Вавилоне, предупреждая их об этом].
О воздействии колдовства сообщается также в достоверных хадисах. [Колдовство действительно может оказывать воздействие, чего не станет отрицать никто, кроме упорствующих или неверующих в то, что было ниспослано Мухаммаду, (саля Ллаху алейхи ва салам), ведь даже он, лучший из людей и господин потомков Адама, подвергся воздействию колдовства одного человека из племени бану зурайк по имени Лябид Ибн аль-А'сам, что продолжалось в течение шести месяцев. В "Фатх аль-Бари" Ибн Хаджар приводит слова аль-Мазири, который сказал: «Некоторые из приверженцев нововведений отрицали достоверность этого хадиса, утверждая, что он умаляет значение пророчества и внушает людям сомнение в нём. Они говорили: «Несостоятельно всё то, что имеет подобный смысл «, - и утверждали, что допущение этого подрывает доверие к тем законам, которые они установит, так как если исходить из достоверности таких сообщений, то можно допустить и то, что пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам), видел Джибрила там, где на самом деле его не было, как и то, что ему только казалось, будто ему ниспосылаются откровения, тогда как на самом деле ему ничего не ниспосылалось». Аль-Мазири также сказал: «Все подобные заявления должны быть отвергнуты, поскольку существуют указания на достоверность того, что пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам), передавал людям от Аллаха Всевышнего, и на то, что передавая это, он был защищён от всяких посторонних влияний. Свидетельством, подтверждающим эту мысль, могут служить чудеса, а всё то, что указывает на противоположное, является несостоятельным. Если же говорить о том, что связано с некоторыми мирскими делами, не ради которых он был послан к людям и не ради которых им было направлено послание, то он мог подвергаться воздействию этого как и все прочие люди, что касается, например, болезней. Ввиду этого вполне можно допустить, что ему показалось что-нибудь не существовавшее на самом деле, если речь идет о мирских делах, тогда как в делах религиозных ему была обеспечена защита»]. Что же касается колдуна, то он является неверным, если его умение колдовать воспринимается им от шайтанов, как говорится об этом в вышеупомянутом аяте из суры "Корова", ведь Аллах Всевышний сказал: «И ни тот, ни другой не обучали никого, не предупредив (предварительно): "Поистине, мы только искушаем, не будь же неверующим!" И (люди) учились у них тому, как разлучать мужа с его женой, однако с помощью этого они могли повредить кому-нибудь только с позволения Аллаха. И они обучались тому, что им вредит и не приносит пользы (, хотя и) знали, что в мире вечном не будет доли тому, кто приобрёл это*». Корова, 102. *[То есть: тому, кто научился колдовству вопреки запрету Аллаха].
Вопрос 165. Что такое «нушра» и каковы установления шариата относительно этого?
Ответ: Так называется снятие колдовских чар с околдованного. Если это осуществляется с помощью такого же колдовства, то оно относится к делам шайтана, а если это делается с помощью узаконенных шариатом заговоров*, то в этом нет ничего плохого. *[Имеется в виду чтение Коран или ду`а которые пришли в Сунне. Например, чтение сур «Рассвет» и «Люди» (му'аввазатани)].
Вопрос 166. Что представляют собой узаконенные шариатом и запретные заговоры (рука)?
Ответ: Узаконенными заговорами являются взятые только из Корана или из сунны и произносимые по-арабски слова, если и заговаривающий и заговариваемый считают, что слова эти могут оказать воздействие только с дозволения Аллаха Всемогущего и Великого. Так, например пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), заговаривал Джибрил, мир ему, а сам он заговаривал многих своих сподвижников* и не только допускал подобное для них, но и повелевал им заниматься заговорами такого рода, разрешая им брать за это плату, о чём сообщается в хадисах, приводимых в обоих "Сахихах", и многих других источниках. *[Сообщается, что среди тех, кого заговаривал посланник Аллаха, (саля Ллаху алейхи ва салам), были аль-Хасан и аль-Хусайн. При этом он говорил: «Поистине, отец ваш с помощью этого обрашался к Аллаху с мольбами о зашите Исмаила и Исхака», - имея в виду Ибрахима, мир ему, и произнося такие слова: «Прибегаю к совершенным словам Аллаха от любого шайтана, и насекомого и от всякого дурного глаза. /А,узу би-калимати-Лляхи-т-таммати мин кулли шайтанин, ва хамматин, ва мин кулли 'айнин лямматин!/ Аль-Бухари]. Запретным является всё то, что не имеет отношения к Корану и сунне и произносится не по-арабски. Подобное относится к делам шайтана, к его использованию и приближению к нему с помощью того, что он любит, чем и заняты многочисленные обманщики, шарлатаны и выжившие из ума люди, а также многие из тех, кто читает книги, где речь идёт о всевозможных символах и талисманах, якобы способных защищать людей, которые были составлены врагами ислама и не имеют никакого отношения к истинному исламу.
Вопрос 167. Каковы установления шариата относительно всевозможных подвешиваемых в различных местах вещей наподобие амулетов, сухожилий, колец, нитей, раковин и тому подобных предметов?*
*[К этому же имеет отношение подвешивание на шеи детей голубых бус теми, кто утверждает, что они защищают их от дурного глаза. Иногда они кладут внутрь изображение руки с рисунком глаза, утверждая, что это защищает от зависти, иные же прибивают к дверям дома или в саду подкову с теми же целями. Всё это относится к проявлениям многобожия, поскольку те люди, которые занимаются подобными вещами, считают, что это может отвратить предопределённое Аллахом].
Ответ: Сообщается, что во время некоторых своих поездок посланник Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), посылал вперёд посланца предупреждать людей, чтобы они не оставляли на шеях верблюдов ожерелий из сухожилий или любых иных подобных вещей, но обязательно срезали их.
Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Поистине, заговоры (рука)*, амулеты (тама'им)** и колдовство (тиваля)*** есть (не что иное как) многобожие». Абу Дауд, Ибн Маджа, Ахмад.
*[Здесь речь идёт о запретных заговорах, подразумевающих обращения за помощью к джиннам или содержащих в себе нечто непонятное].
**[Речь идёт о бусах, которые арабы подвешивали на шеи своих детей, считая, что это могло защищать их от дурного глаза. Шариат объявляет подобные вещи недействительными, но сколь много в наши дни людей, которые идут наперекор шариату!
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: "Амулет (тамима) есть то, что вешается (на шею) до того, как случается беда, чтобы с помощью этого отвратить предопределённое Аллахом"].
***[Здесь речь идёт о тех видах колдовства, цель которых состоит в том, чтобы внушить мужу любовь к своей жене].
Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Впал в многобожие тот, кто повесил амулет». Ахмад
Сообщается, что однажды пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), увидел в руке какого-то человека медное кольцо и спросил его: «Что это?» Тот сказал: "Это - от слабости", - и тогда пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), велел: «Поистине, оно только добавит тебе слабости, выбрось же его, ибо если ты умрёшь, так и не сняв его, то никогда не преуспеешь». Аль-Хаким, Ахмад
Сообщается, что однажды Хузайфа, да будет доволен им Аллах, перерезал нить, которую намотал на руку один человек, а потом прочитал следующий аят: «И в большинстве своём не веруют они в Аллаха без того, чтобы не поклоняться наряду с Ним и другим». Йусуф, 106