Реферат
Магистерская диссертация: c., источников.
Ключевые слова: ХРИСТИАНСТВО, ПРАВОСЛАВИЕ, КАТОЛИЦИЗМ, ПРОТЕСТАНТИЗМ, ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ, СЕВЕРНАЯ АФРИКА, АЛЖИР, ТУНИС, ЛИВИЯ, МАРОККО.
Цель работы – анализ роли Христианства, и, его направлений в Северной Африке на примере стран Магриба.
Объект исследования – Христианство в Северной Африке.
Предмет исследования – особенности и специфика развития Христианства в Северной Африке.
Методы исследования: описание, анализ, синтез, индукция, дедукция.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….
1 Христианство в Северной Африке……………………………………………
1.1 Появление и распространение Христианства……………………………
1.2 Христианство как государственная религия……………………………
1.3 Христианский исход в Северной Африке – исламизация…..................
2 Возрождение Христианства в странах Магриба………………….................
2.1 Алжир……………………………………………………………………...
2.2 Тунис……………………………………………………………………….
2.3 Марокко……………………………………………………………………
2.4 Ливия…………………………………………………………………........
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...
Введение
Христианство в северной Африке
Появление и распространение Христианства
Стоит начать с того, что в современной литературе, до сих пор остаются исторически белые пятна о том, каким же образом, Христианство, пришло в Северную Африку, жившую в подчинении Римской империи – из Рима, Палестины или же через малоазийских переселенцев. В поддержку первого варианта, говорит географическая близость столицы. Теория о переселенцах, подкрепляется фактом наличия греческого языка среди африканских христиан. Однако наиболее правдоподобным, выглядит вариант о том, что христианские идеи, а также рассказы о Палестине, доносились благодаря еврейским путешественникам и торговцам, контактировавшими с местной диаспорой. Стоит отметить и то, что в Северной Африке, источниками распространения христианства, на протяжении всего I века, весьма успешно, служили синагоги, и их проповедники-путешественники, имена которых, были утрачены с ходом истории, а отсутствие достоверной литературы о работе местных общин до конца II века, не позволяет в полной мере раскрыть данный вопрос [4].
Логическим продолжением в раскрытии данного вопроса является упоминание Доникейского периода, датируемого I веком нашей эры, и, охватывающим период церковной истории вплоть до первого Вселенского Собора. В то время, большая часть провинциальных жителей Северной части Африки, в частности стран Магриба, были схожего происхождения, владели языком похожим на европейский, а во времена римского господства, был осуществлён переход на классическую латынь. Именно по этой причине, местная церковь, корнями уходит к латинскому христианству играя главенствующую роль в прошлом исследуемого региона.
Переходя, непосредственно к Христианству, стоит отметить то, что оно, пришло в Африку в конце I – начале II века, вместе с латинским богословием, но, точную дату, как уже было сказано ранее, определить не представляется возможным.
Основателем латинского богословия, принято считать Тунисского теолога Квинта Тертуллиана, ставшего в 195 году н.э. пресвитером – церковным старостой местной церкви. А такие личности, как Минуций Феликс, Арнобий, Киприан и Оптат – Алжирские и Тунисские апологеты и епископы, соответственно, а также североафриканский ритор – Лактанций, латинский экзегет – Викторин, и, наконец, святой Августин, говорят о процветании Карфагенской церкви, и христианства в целом, по всей территории Северной Африки на протяжении всего III века, достигшего апогея к IV веку, и, пришедшего в упадок со смертью Августина в 430 году н.э., вкупе с натиском варваров-вандалов.
Далее, затрагивая вопрос о христианских общинах, как одной из форм распространения данной религии, стоит сказать о том, что именно они, в 313 году н.э., породили донатистское движение, тем самым, положив начало, расколу Карфагенской церкви, а в последствии, став, прародителями христианской латыни, и, наконец, сформировав конфессиональную лексику западных церквей. Обобщая, можно сказать о том, что Христианство, становиться неотъемлемой частью североафриканской Церкви [1].
Продолжая рассуждения о вопросе церкви, и, её растущем влиянии, стоит отметить общую численность общин, сформировавшихся на территории Северной Африки, где насчитывалось, более сто двадцати христианских общин, а это, говорит о том, что к середине III века, ещё до Миланского эдикта, данный регион, предстаёт как один из самых христианизированных во всей империи.
Нельзя не упомянуть, и, один из главных столпов религии - церковные источники. Первым же документом, латинской церкви, считают Карфагенские «Акты Сцилитанских мучеников», созданные в 180 году н.э.
Содержание документа, базируется на важной, с исторической точки зрения, информации о том, что местные христиане, собиравшиеся в группы, подвергались гонениям, за открытое вероисповедание, со стороны проконсула и, в частности Сатурнина – римского политика, являющимся главным действующим лицом данного документа.
Немаловажным, в содержании актов, является и то, что приговорённые христиане, были Сцилитанскими крестьянами, по причине того, что Римская Африка, к концу II века, хоть и была весьма урбанизирована, но, всё же большинство, её городов, оставались большими деревнями, а их население, было, в большинстве своём, завязано на с/х, нежели на ремесле и торговле, что делало их, более закрытыми для восприятия новых религиозных учений.
Также, в документе, упоминается имя, первомученика африканской церкви, христианина – Намфамо, который, вместе с группой единоверцев, был осужден, всё тем же, Римским политиком Сатурнином в Нумидийском городе – Мадавре. В дополнение, стоит сказать, и о приложенном к документу списке мучеников, свидетельствующем о том, что к концу II века, на данной территории, христианство, распространялось среди местных в равной степени, по сравнению с их соседями – италийскими переселенцами.
Наконец, в актах, рассказывается о положении христиан, кардинально изменившимся с приходом к власти, в 313 году н.э., монарха Константина, который, предоставил Церкви свободу вероисповедания в лице «Миланского эдикта». В ответ, африканские епископы, во главе с Донатом, добились раскола церкви, провозгласив себя и свою паству – «Церковью мучеников», а прочих, нарекли безбожниками с атеистической властью.
Современное изучение актов, привело учёных к следующим выводам.
Во-первых, работа в сфере с/х, а не ремесла и торговли, негативно влияло на гибкость сознания, для восприятия новых идей и религиозных верований, что объясняет отсутствие источников о первых христианах.
Во-вторых, интернациональный состав христиан, говорит, о глубоком интегрировании новой религии в Римскую Африку к концу II века н.э. [4].
На основании вышесказанного, можно сделать вывод, о том, что с одной стороны, «Акты Сцилитанских мучеников», положили начало движению, против подчинения Церкви государству с целью сохранения её свободы, но, с другой стороны, послужили, причиной разрушения Карфагенской Церкви, став, в последствии, причиной её упадка.
Возвращаясь, к вопросу о распространении христианства, стоит упомянуть о помесном соборе, созванном в 215 году н.э., с целью перекрещивания еретиков. В его состав, вошло семьдесят епископов из Нумидии, во главе с Агриппином. Итогами собора, можно назвать, дальнейшее распространение Христианства по землям Северной Африки, и, усилившееся наращивание влияния Церкви.
Обобщая, можно сказать, что основными причинами, достаточно быстрой популяризации христианства в Северной Африке являются:
Во-первых, изменения пунической религии – сохранение языка, а также, религиозный синкретизм, проявляющийся через смешение старой и новой религий, и, как следствие, переплетение североафриканских, финикийских, египетских и греко-римских элементов.
Во-вторых, соперничество процессов романизации и христианизации, которые, приобрели собственную специфику, развивающуюся на протяжении последующих веков.
Подводя промежуточный итог, можно сказать, что «североафриканское» христианство, стало особым явлением раннехристианской истории со своей спецификой, определяемой несколькими факторами.
Во-первых, рассматриваемый регион, можно назвать, одной из основ «латинского» христианства, поскольку, именно Северная Африка, стала родиной для таких великих умов как Тертуллиан, Киприан, Арнобий, Лактанций, Оптат, Викторин, и Августин.
Во-вторых, именно в Северной Африке, появляются христианские движения, десятилетиями, беспокоившими Рим, и, империю в целом.
В-третьих, история христианства, в Северной части Африки, обладает конкретной периодизацией, идентичной общехристианской истории, что даёт возможность, намного точнее, структурировать текстовые и археологические находки.
На основании вышесказанного, можно выделить следующие этапы в истории развития христианства в Северной Африке:
1. II век – появление протохристианских общин, а также, становление церкви на территории Северной Африки.
2. Конец II века-313 год н.э. – период гонения христиан, а также, притеснение местной североафриканской церкви.
3. 313-429 год н.э. – христианизация Севера Африки, как следствие подписания Миланского эдикта.
4. 429-533 год н.э. – эпоха утверждения и главенствования арианства, а также, вандальских завоеваний.
5. 533-698 год н.э. – эпоха распространения византийского христианства.
Касательно выделенных этапов в развитии Христианства на исследуемой территории, стоит отметить то, что несмотря на конкретику в определении периодизации данного региона, первичную дату, распространения христианства на территории Северной Африки, как и было сказано, в самом начале обозначить, на данный момент – невозможно, в силу, отсутствия проверенных, и, достоверных сведений истории Церкви, а также её общин появившихся предположительно к середине I века н.э. [4].
Продолжая анализ распространения христианства, которое, проходило повсеместно, на всей территории Северной Африки, и, стран Магриба в частности, стоит углубится, и, изучить данный вопрос, более локально, начав с Туниса, ведь именно в здесь, расположен Кафедральный Георгиевский собор, а также, кафедра епархии Александрийской Православной церкви, именуемой Карфагенской митрополией, ставшей, преемницей древней Карфагенской Церкви. Также, под юрисдикцией данной митрополии, находиться Алжир и Марокко.
Изучение, распространения христианства в Тунисе, стоит начать с того, что именно в этой стране, уже со II века, начинается расцвет Православия – самой древней ветви Христианства, а Карфаген, становиться одним из виднейших и важнейших христианских центров.
Затрагивая, подробности существования Карфагенской Церкви, как неотъемлемой части истории Христианства в Тунисе, и, странах Магриба в целом, стоит сказать о том, что её первым епископом, стал, один из семидесяти апостолов – Епенет. Следствием, роста митрополии, и, распространения её влияния, во главе с новым епископом, является то, что уже к 180 году н.э., под юрисдикцией апостола, было 70 епископских кафедр, а Карфагенская Церковь, к этому периоду, стала центром пересечения двух школ богословия – Александрийской и Карфагенской соответственно. В дальнейшем, в период с III по IV век, митрополия, стала центром проведения множества церковных соборов, а епископ, получил титул патриарха. Один из главных церковных событий, данного периода, стал собор 451 года н.э., который, ознаменовался тем, что конкретизировал границы пяти округов, главенствующих епископов, даруя им титул патриархов, а Карфагенская церковь, стала частью Римского округа, но, получила самоуправление лишь в лице независимой митрополии. Наконец, просуществовав до 698 года н.э., округ, был захвачен арабами, а Карфагенская митрополия, стала частью Римско-католической церкви [7].
Второй рассматриваемой страной выступает Алжир. Православие, получило распространение на данной территории уже со II века н.э., с общим для всех стран Магриба, центром, в лице Карфагенской митрополии. Большая часть местного населения без сопротивления приняла Христианство, но, Донатистский церковный раскол Доната, датируемый IV веком, о котором упоминалось выше, значительно ослабил Алжирскую Церковь, а количество прихожан в среде берберов – тех, кто принял ислам стало сокращаться [5].
Нельзя не упомянуть и самого известного святого отца Алжирской Церкви – блаженного Августина. Родился он, на границе между Алжиром и Тунисом, в местечке под названием Сук-Арес, являющийся владениями берберов. Его кафедрой, стал город, именуемый Иппоном – современная Аннаба, попадающим под юрисдикцию Туниса. Центральным событием, того времени, на рассматриваемой территории, стал Донатистский раскол, суть которого, заключалась в выдвижении Донатистами обвинений архиереев и священников в заговоре с властями, а решение проблемы, они, видели в «очищении Церкви», а также создании параллельной организации. На основе выше сказанного, можно утверждать, что одним из главных успехов святого Августина, является предотвращение Донатистского раскола, и как следствие, преодоление раскола местной церкви, через его личное участие в череде Карфагенских Церковных соборов, прошедших в период с 401 по 407 года н.э. Ныне, мощи Августина, находятся в северном городке Италии – Павии, а его влияние неоспоримо и по сей день [6].
Следующей рассматриваемой страной, в данном контексте, является Ливия. Стоит начать с того, что Христианство пришло на данную территорию ещё в I веке н.э., а центром расселения христиан, стал один из величайших городов античности – Кирена, являющийся центром исторической области Киренаики, которая, в свою очередь, была римской провинцией.
В возвышении христианства в Киренаике, важнейшую роль сыграла местная епархия возглавляемая святым Луцием, который, стал ординантом благодаря апостолу Марку. Немаловажным фактом, является и то, что гонение христиан, не обошло стороной и Ливию. Во времена правления императора Диоклетиана, датируемого 244-311 годом н.э., мучениками стали епископ Феодор, дьякон Ириней, а также чтец Лектор и дева Кирилла. Тёмные времена христианства для Киренаики пришли вместе с их завоеванием вандалами, исповедавшими арианство.
Касательно Православия, стоит отметить то, что в Ливии оно зиждилось на Коптской православной церкви, являющийся крупнейшей в стране. Данная церковь, пришла в Ливию из Египта, а Синезий Киренский – епископ Птолемаидский, стал центральной фигурой для местной церкви будучи в 410 году н.э. возведённым в ранг епископа патриархом Феофилом. Наконец, необходимо отметить то, ранее, в 325 году н.э., Никейский собор сделал Киренаику церковной провинцией Александрийского патриархата [8].
Наконец, стоит сказать пару слов и о Марокко, где Христианство, получило распространение наравне с другими странами Магриба в начале II века, а большая часть христианских епархий, была создана лишь в эпоху поздней Римской империи. К сожалению, более подробная информация о Христианстве, а также о его распространении в Марокко – недоступна, в силу отсутствия достоверных источников [9].
Завершение Доникейского периода, было омрачено «Диоклетиановым гонением», датируемым 302-311 гг. н.э., и, носившим целью, полное уничтожение Церкви, но, ставшим катализатором утверждения и распространения христианства [1].
К примеру, в IV веке, христианство, существовало параллельно расколу церкви по причине донатического движения, а в V веке особенности христианизации диктовались вандалами и их завоеваниями, и наконец, VI век принес на данную землю Византийское Православие [4].