Фока. Ираклий. Константин, Мартина и Ираклий Младший. Констант. Константин IV. Юстиниан II. Леонтий и Тиверий. Вардан. Анастасий и Феодосий




Ю. А. КУЛАКОВСКИЙ

ИСТОРИЯ ВИЗАНТИИ

том III

602 - 717

ГОДЫ

Издательство

«АЛЕТЕЙЯ»

Санкт-Петербург


ББК Кул. (Рос.)

Кулаковский 14

Основатель и руководитель серии:

Абышко О. Λ.

Ю. А. Кулаковский (1855-1919) — выдающийся русский антиковед, археолог и византинист, впервые в русской историогра­фии создавший обобщающий труд по истории Византии в 3-х то­мах. В заключительном третьем томе автор доводит свое изложе­ние до 717 года и основания новой династии Льва Исавра. В сочинении Ю. А. Кулаковского прекрасно изложена внешне­политическая история и духовная эволюция Византии, описана жизнь столицы, императорского двора, достаточно много говорится о церковных делах и государственных учреждениях. По словам автора, он «ведет читателя своим изложением в самый templum historiae byzantinae (храм истории Византии)». Ярко и талантли­во написанная работа адресуется как специалистам, так и всем интересующимся историей и культурой государства, которому столь многим во всех отношениях обязана Россия.

Текст книги заново отредактирован, значительно дополнен раз­нообразными вспомогательными материалами и хронологическими таблицами. Приведены очерк жизни и творчества Ю. А. Кулаков­ского, дана новейшая библиография по отдельным разделам.

«История Византии» открывает новую серию издательства «Алетейя» (г. СПб) — «Византийская библиотека», в рамках ко­торой будут опубликованы основные первоисточники и исследо­вания современных византинистов по истории и культуре Визан­тии.

ISBN 5-89329-005-4

© Издательство «Алетейя»(г. СПб) — подго­товка текста, составление, художественное оформление, 1996 г.

© «Византийская библиотека» — название сери

© А. Г. Грушевой — вступительная статья, на­учная редакция, 1996 г.


Ю. А. КУЛАКОВСКИЙ

ИСТОРИЯ ВИЗАНТИИ

 

том III

Фока. Ираклий. Константин, Мартина и Ираклий Младший. Констант. Константин IV. Юстиниан II. Леонтий и Тиверий. Вардан. Анастасий и Феодосий


ПРЕДИСЛОВИЕ

Три года тому назад, когда был закончен второй том моей Истории Византии, я имел надежду, что мне удастся обработать в третьем период двух веков и двух династий императоров. Но по мере обработки материала для меня выяснилась необходимость поставить иную грань, и законченный ныне в печати третий том доводит историю Византии до эпохи, какой явилось в ее судьбах вступление на царство Льва-Исавра в 717 году. Как продолжение начатого труда, этот том обработан по тому же плану, как два предшествующие: моей целью было представить последовательную, точную в хронологиче­ском отношении и по возможности полную картину жизни империи на основании непосредственного изучения свидетельств источников на уровне современной разработки материала, как она дана в монографи­ях относящихся к этому периоду, а также и в многочисленных иссле­дованиях по отдельным частным вопросам, появлявшихся в разных периодических изданиях, посвященных византиноведению. Так как империя жила под мощным воздействием старого принципа слияния церкви и государства, то в своем изложении я старался уделять равное внимание событиям как политической, так и церковной жизни Визан­тии. Обзор источников и научной литературы представлен в списке, который является продолжением тех, какие были даны в двух пред­шествующих томах.

Хотя мое изложение сопровождается постоянными ссылками на источники и примечаниями, но в конце тома я нашел нужным приба­вить «дополнительные примечания», которых набралось почти два листа. Они содержат по большей части указания на источники в до­полнение к тому, что приведено под строкой в тексте, или более под­робное обоснование высказанного в тексте утверждения, или поправ­ку, а иногда возражения на ошибки и недоразумения, допущенные в работах других ученых.[1] Кроме этих примечаний дано также «Приложение», состоящее из пяти экскурсов, из которых четыре яв­ляются перепечаткой моих работ прежнего времени: три из них были изданы в 1904 году и относятся к разработке вопроса о земельном строе империи, а одна — написана два года тому назад и по своему со­держанию является обоснованием установленной мною хронологии возвращения Креста Господня в Иерусалим. Работы эти перепечатаны с некоторыми мелкими поправками, где это оказалось нужным, и две из них с дополнением в конце. Вновь написан лишь второй экскурс, котором я старался обосновать принятую мною локализацию войн имп. Константина с болгарами и считал нужным дать краткий отчет том живом и интересном споре, который вызвала теория проф. Бьюри о болгарском летоисчислении. Я хотел было дополнить число экскурсов еще одним: о хронологии эпизода истории Фессалоники, связанного с именем Кубера, ввиду неправильного, как я думаю, приурочения этого событии как акад. Успенским, так и Марквартом. Но этот вопрос требует подробного изложения и с бόльшим удобством может быть рассмотрен в специальной статье.

В заключение считаю своим долгом выразить признательность Правлению нашего Университета за назначение пособия из университетских средств на издание этого тома, которое покрыло две трети типографских расходов.

15 апреля 1915. Киев.

ю. к.


ИСТОЧНИКИ И НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

(продолжение списков, представленных в I и II томах)

ИСТОЧНИКИ

Nicephori archiepiscopi Const. opuscula histórica, ed. De Boor. Lipsiae. 1880.

Georgii Pisidae. De expeditione persica. I—II—III; Bellum avaricum; Heraclias, I—II (Bonnae. 1837).

—Carmina inedita, ed. Leo Sternbach (Wiener Studien, XIII, 1891).

Analecta Avarica, ed. Leo Sternbach. Cracoviae. 1900.

Corpus scriptorum christianorum orientalium. Scriptores Syri, ser. tertia, tomus IV.

Chronica minora, pars prior. 1903; pars secunda. 1904; pars tertia. 1905.

—t. VII. Eliae metropolitae Nisibeni opus chronologicum. I—II. 1910.

Chronique de Denys de Tell Mahré, quatrième partie, publiée et traduite par Chabot. Paris. 1895.

Budge. The Book of Governors. The Historia Monastica of Thomas, Bishop of Margâ. I—II. London. 1893.

Severus ibn Mukaffa. Evetts. History of the Patriarchs of the coptic Church of Alexandria (Patr. Orient. I). Paris. 1907.

Chronique de Jean de Nikiou, trad, par Zotenberg (Notices et Extraits, XIV). Paris. 1883.

Eutychii Patriarchae Alexandiae Annales. P. G. IH, 907-1156.

Kitab al Unvan. Histoire universelle, écrite par Agapius de Menbidgj, trad, par A. Vasiliev. (Patr. Orient. VII).

Барон Розен. Заметки о летописи Агапия Манбиджского. Жур. Мин. Пр. 1884, январь.

Agnellus qui et Andeas, Liber Pontificalis Ecclesiae Ravennatis, ed. Holder-Egger (M. G. h. Scr. rerum Langobardicarum). 1878.

Fredegari et aliorum chronica, ed. Krusch (M. G. h.). 1888.

Себеос. История императора Иракла. Перев. с армянского (Патканова). Спб. 1862. - traduite de l’arménien et annotée par Macler. Paris. 1904.

Hübschmann. Zur Geschichte Arméniens und der esten Kriege der Araber aus dem armenischen übersetzt.

Гевонд. История Халифов. Перевод с армянского (Патканова). Спб. 1862.

Моисей Каганкатваци. История Агван. Перевод с армянского (Патканова). Спб. 1861.

Георгий Мтацминдели. Осада Константинополя скифами, кои суть русские, поход императора Ираклия в Персию. (Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. XXVII). Тифлис. 1900.[2]

Isaaci Armeniae catholici Narratio de rebus Armeniae. P. G. 132, 1237-1257.

Géographie de Moise de Corène d’après Ptolèmèe. Texte arménien traduit français par Arsène SouJcry. Venise. 1881.[3]

Антиох Стратиг. Пленение Иерусалима персами в 614 году. Изд. проф. Марр. (Тексты и разыскания по арм.-груз. фил. Кн. IX. 1909).

Couret. La prise de Jérusalem par les Perses en 614. Rev. de l’ Or. Chr. II (1897), 125-164. (Элегии Софрония и арабский отрывок).

Завоевание Иерусалима персами (перевод с арабского того же текста). Cooбщения Имп. Прав. Пал. Общ. 1897, стр. 598-614.

Incerti De persica captivitate. P. G. 86, 2, 3236-3268.

Vita s. Theodori Siceotae. Acta Sanct. Aprilis, III. 32-61.

Leontios von Neapolis. Leben des heiligen Johannes des Barmherzigen, Erzbischofs von Alexandrien, herausgeg. v. H. Gelzer. Freiburg. 1893.

Acta martyris Anastasii Persae graece primum edidit H. Usener. Bonnae. 1894.

Doctrina Jacobi nuper baptizati ed. Bonwetsch. Berlin. 1910.

S. Demetrii miracula, Acta Sanct., Octobris, IV, 104-209.

Tougard. De l'Histoire profane dans les actes grecs de Bollandistes. Paris. 1874

Mansi. Collectio conciliorum, XI-XII.

S. Martini Epistolae. P. L. 87, 119-204.

S. Maximi Confessoris Opera. P. G. 90; 91.

Anastasii bibliothecarii sedis Apostolicae Collectanea ad Joannem diaconum P. L. 129, 557-690.


ЛИТЕРАТУРА

(монографии и исследования)

Spintler. De Phoca imperatore Romanorum. Jena. 1905.

Drapeiron. L’empereur Heraclius et l’Empire byzantin au VII siede. Paris, 1869.

Ласкин. Ираклий. Византийское государство в первой половине VII века. Харьков. 1889.

Pernice. L’Imperatore Eraclio. Firenze. 1905.

Kaestner. De imperio Constantini III (641-668). Lipsiae. 1907.

Vailbé. La prise de Jérusalem par les Perses, en 614. Rev. de l' Or. Chr. V (1901), 647-649.

Kretschmann. Die Kâmpfe zwischen Heraclius I und Chosroes II. Programm der Domschule zu Gastrow. I-II. 1875, 1876.

Gerland. Die persischen Feldziige des Kaisers Heraclius. Byz. Zeitsch. III (1898). 330-373.

Болотов. К истории императора Ираклия. Виз. Врем. XIV (1907), 68-124.

Norman Baynes. The first Compaign of Heraclius against Persia. Eng. Hist. Rew. XIX (1904), 694-702.

The Date of the Avar surprise. Byz. Zeitsch. XXI (1911), 110-128.

The military operations of the Emperor Heraclius. 609-630 A. D.[4]

Butler. The Arab Conquest of Egypt and the thirty years of the Roman dominion. Oxford. 1902.

Maspero. Organisation militaire de l’Egypte byzantine. Paris. 1912.

Patkanian. Essai d’une histoire de la dynastie des Sassanides. Journal Asiatique.Six. Sér. t. VII (1866), 101-235.

Duval. Histoire d’Edesse, ib. VIII Sér. t. XIX (1892), 5-102.

Ю. Кулаковский. К критике известий Феофана о последнем годе правления Фоки. Виз. Врем. XXI (1914), 1-14.

Васильевский. Авары, а не русские, Феодор, а не Георгий. Виз. Врем. III (1896), 81-95.

Brooks. The Sicilian Expedition of Constantine IV.

—Who was Constantinus Pogonatus? Byz. Zeitsch. XVII (1908), 455-462.

—The Brothers of the Emperor Constantine IV. Eng. His. Rew. XXX (1915), January, 42-51.

Görres. Justinian II und das rômische Papsttum. Byz. Zeitsch. XVII (1908), 332- 454.

Успенский. О вновь открытых мозаиках в церкви св. Димитрия в Солуни. Изв. Рус. Арх. Инст. в К-поле, XIV (1901), 1-61.

Ch. Diehl. Les mosaïques de Saint Démétrius de Salonique. Acad. des. Inscr. et Belles Lettres. Comptes rendus. 1911, 25-32.

S. Vailhé. Sophrone le Sophiste et Sophrone le patriarche. Rev. de l' Or. Chr. VII (1902), 360-385; VIII (1903), 32-69; 356-387.

Hefelle. Conciliengeschichte. В. III, 2-te, Autl. Freiburg. 1877.

G. Owsepian. Die Entstehungsgeschichte des Monothelismus nach ihren Quell geprüft und dargestellt. Leipzig. 1897.

Audollent. Carthage Romaine. Paris. 1899.

Кекелидзе. Сведения грузинских источников о препод. Максиме Исповеднике. (Труды Киевской Духовной Академии, 1912, т. 3, 1-41, 451-486).

Епифанович. Максим Исповедник и византийское богословие. Киев. 1915.

Weìl. Geschìche der Chalifen. I. Manheim. 1846.

Мюллер. История Ислама. I—II. Перев. под ред. Медникова. Пбр. 1895.

De Goeje. Mémoires d’Histoire et de Géographie orientales, 2, Leiden. 1900.

Медников. Палестина от завоевания ее арабами. I. Исследование источников. Пбр. 1902.

Wellhausen. Die Kàmpfe der Araber mit den Româern in der Zeit die Umaijiden. (Nachrichten von der K. Gesel. der Wiss. zu Gôttingen, Ph.-hi Klasse aus dem Jahre 1901).

Goldzieher. Vorlesungen über den Islam. Heidelberg. 1910.

J. Marquait. Eransahr nach der Geographie des Ps. Moses Xorenaci. Berlin 1901.

Hübschmann. Die armenischen Ortsnamen. Indogermanische Forschungen. XV (1904), 197-532.

Царевич Вахушти. География Грузии. Введение, перевод и примечания М. Джанашвили. Тифлис. 1904.

Ramsay. The historical Geographie of Asia Minor. London. 1890.

Amélineau. La Géographie de l’Egypte à l’époque copte. Paris. 1893.

Rawlinson. Memoir on the Site of the Atropaneian Ecbatana. The Journal of the Royal Geographical Society in London. X (1841), 65-158.

Hoffman. Auszüge aus den syrischen Acten der persischen Martyrer. Leip. 1880.

S. Uvarov. De Bulgarorum utrorumque origine et sedibus antiquissimis. Dorpati 1853.

K. Jirecek. Die Romanen in den Stádten Dalmatiens wàhrend des Mittelalters. Sitz. Ber. d. W. Ak. Η-Ph. KI. 48 (1902), 3.

J. Marquart. Die altbulgarischen Ausdrücke in der Inschrift von Catalar und der altbulgarischen Fiirstenliste. Изв. Рус. Археол. Инст. в Кон-поле. T. XV (1911), 1-30.

Смирнов. Очерк культурной истории южных славян. Вып. II. Казань. 1900.

М. Соколов. Из древней истории Болгар. Пбр. 1879.

К. Грот. Известия Константина Багрянородного о Сербах и Хорватах и их расселении на Балканском полуострове. Пбр. 1880.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Предисловие..................................................................................................................................................................................... VII

Источники и литература................................................................................................................................................................ IX

ИСТОРИЯ ВИЗАНТИИ

Фока

Начало правления. Дела на Востоке. Заговоры в столице. Успехи Хосрова и их последствия.

Отношение Фоки к Ита­лии............................................................................................................................................................3

Бунт Ираклия и низвержение Фоки............................................................................................................................................ 18

Ираклий

Первое десятилетие правления Ираклия................................................................................................................................. 27

Избрание на царство. Династический принцип верховной власти. Общее состояние государства и правительства............................................................................................................................................................................................................... 27

Успехи персов в войне с империей. Завоевание Сирии и Палестины. Судьба Иерусалима. Посольство к Хосрову от сената. Деятельность Никиты в Египте. Завоевание Египта персами.............................................................................. 31

Дела в Италии и Испании.......................................................................................................................................................47

Водворение славян на Балканском полуострове. Авары. Эпизод 617 года. Мир с аварским ханом.................... 49

Первая кампания Ираклия против персов

Приготовление Ираклия к войне с персами. Переезд в Пи­лы. Подготовка армии. Встреча с персами. Отъезд в столицу. Возвращение к армии. Вторжение в Атропатену. Отступление в Албанию. Характер войны в течение 624 года. Вытеснение Ираклия в Малую Азию................................................................................................................................................................. 54

Осада Константинополя аварами. Поражение Шахина. Ос­лабление аварской державы.................................... 73

Вторая экспедиция Ираклия против персов

Хазары. Вторжение Ираклия в Ассирию. Битва при Нине­вии и дальнейшие успехи Ираклия. Заговор против Хосрова и его низвержение. Широе и его сношения с Ираклием. Шахрбараз и его измена Хосрову. Свидание в Арависсе и его по­следствия. Возвращение Ираклия в Константинополь......................................................................................................... 87

Возвращение Креста Господня в Иерусалим. Дела в Пер­сии....................................................................................... 109

Церковные дела

Усиление монофизитской церкви на Востоке под владыче­ством персов. Начало монофелитства. Политические и цер­ковные отношения в Армении. Попытка унии, осуществленная Ираклием в Сирии. Дела в Персии и посольство Ишояба. Собор в Феодосиополе. Уния в Египте. Софроний. Издание Эктесиса. Дела в Риме. Протест папы Иоанна против Эктесиса............................................................................................................................................................................................................... 114

Арабы и их завоевания

Арабы до Мухаммада. Ислам. Вторжение арабов в Сирию. Ираклий в Эдессе. Указ о крещении иудеев. Битвы при Габифе и на Ярмуке. Дальнейшие успехи арабов. Завоевание Пер­сии. Вторжение арабов в Египет и его покорение 130

Последние годы жизни Ираклия и его кончина............................................................................................................... 152

Константин, Мартина и Ираклий Младший

События в столице и дела в Египте..................................................................................................................................... 161

Констант (Константин)

События в Риме. Мятеж Валентина. Дела в Армении. Ус­пехи арабов в Африке. Попытка отвоевать Александрию. Борьба против монофелитства на западе. Восстание Григория в Африке. Типос........................................................ 174

Муавия и его морские предприятия. Дела в Армении. По­ход Константа против славян................................... 188

Латеранский собор 649 года. Судьба папы Мартина. Пре­кращение раскола. Максим Исповедник................. 196

Отъезд Константа на запад. Война с лангобардами. Посе­щение Рима. Пребывание в Сиракузах. Смерть Константа............................................................................................................................................................................................................... 207

Константин IV

Начало правления. Война с арабами.................................................................................................................................... 213

Шестой вселенский собор....................................................................................................................................................... 226

Водворение болгар за Дунаем и начало болгарского царст­ва. Последние годы жизни Константина

и его смерть................................................................................................................................................................................. 232

Юстиниан II

Мир с арабами. Переселение мардаитов. Покорение славян и славянская колонизация в Вифинии. Переселение киприотов в Кизик. Возобновление войны с арабами. Строительство в столице. Временщики............................ 239

Церковные дела. Сношения с Римом. Трулльский собор. Раздор с папой. Низвержение Юстиниана............ 254

Леонтий. Апсимар-Тиверий

Утрата Африки. Дела с арабами. Судьба Армении......................................................................................................... 262

Вторичное правление Юстиниана

Пребывание Юстиниана в Херсоне и у хазар. Восстановле­ние на царстве. Дела с болгарами и арабами. Посещение папой Константинополя. Дела Юстиниана в Равенне и Херсоне. Низвержение его и гибель................................. 269

Филиппик (Вардан)

Предречение царства. Торжество монофелитства. Внешние бедствия империи. Низложение........................ 287

Анастасий и Феодосий. Лев, его прошлое и восшествие на престол................................................... 295

ПРИЛОЖЕНИЕ

Экскурс I. К вопросу о дате возвращения Креста Господня в Иерусалим из персидского плена........................ 314

Экскурс II. Свидетельства о водворении болгар за Дунаем и Именник болгарских ханов................................... 323

Экскурс III. К вопросу о происхождении фемного строя Византийской империи................................................ 334

Экскурс IV. К вопросу о фемах Византийской империи................................................................................................ 346

Экскурс V. К вопросу об имени и истории фемы «Опсикий»...................................................................................... 367

Указатели ко всем томам «Истории Византии.................................................................................................................. 381

А. Г. Грушевой. Несколько взглядов на раннюю византий­скую историю................................................................. 456


 

Ю. А. КУЛАКОВСКИЙ

ИСТОРИЯ ВИЗАНТИИ

Том III

Фока. Ираклий. Константин, Мартина и Ираклий Младший. Констант.

Константин IV. Юстиниан II. Леонтий и Тиверий. Вардан.

Анастасий и Феодосий


ΦΟΚΑ

НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ. ДЕЛА НА ВОСТОКЕ. ЗАГОВОРЫВ СТОЛИЦЕ. УСПЕХИ ХОСРОВА И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ. ОТНОШЕНИЯ ФОКИ К ИТАЛИИ

Жестокие казни, которыми ознаменовалось избрание Фоки на царство, обеспечили положение старого безродного солдата, которо­му ирония судьбы предоставила трон римских императоров. Корена­стый небольшого роста, с широкой грудью и безобразным лицом, на котором виднелся шрам от старой раны, черневший, когда он раз­дражался, рыжеволосый, свирепый по характеру, грубый и резкий в обращении, лишенный всякого образования и совершенно неподго­ товленный своим прошлым к высокому положению, Фока не мог привлечь к себе расположение придворных кругов и населения сто­лицы.[5] Но на первое время столичная знать примирилась с переворо­том, и один из самых видных членов ее, лучший полководец времени Маврикия, Приск, много раз стоявший во главе армии, в рядах которой служил Фока в звании центуриона, не счел ниже своего достоинства занять при новом императоре ближайший к его особе военный пост комита экскувитов. Высший гражданский пост магист­ра оффиций Фока предоставил своему брату Доменциолу.[6]

По установившимся издавна порядкам Фока принял консульство на первый год правления и справил консульский выезд не ближай­шего 1 января, а в день Рождества Христова, как сделал это в свое время Маврикий.[7] Это торжество сопровождалось щедрыми дарами столичному населению из сокровищ, скопленных бережливым Мав­рикием. По всей империи рассылались, по обычаю, изображения императора и императрицы, и повсюду их встречали с почетом по старым формам, создавшимся под воздействием культа императоров давних времен.[8] Непопулярный в столице Маврикий не пользовался расположением в империи и особенно на Востоке, где его родственник епископ Домициан, принимал в последние годы его правления меры насилия против монофизитов.[9] В старом Риме, где папский престол занимал Григорий, прибытие портретов нового императора и его супруги явилось торжественным событием, о котором сохранилась современная запись в местной хронике. Клир, сенат и народ вышли на встречу в торжественной процессии со свечами и из толпы раздавались клики: «Exaudí Christe! Focae Augusto et Leontia Augustae vita!» Портреты были водворены в капелле св. Цезаря в императорском дворце на Палатине. Событие это записано под 2 апреля 603 года.[10] Первое письмо папы к новому императору (май 602 года) начинается с возгласа: «Слава в вышних Богу». Папа видит перст Божий в предоставлении власти Фоке, славит зарю нового правления, высказывает надежду на наступление лучших времен для империи.[11] В том же году папа заместил остававшийся вакантным пост апокрисиария при императорском дворе, о чем сообщил императору в весьма почтительном письме.[12] Весьма любезное послание направлено было к императрице Леонтии, а также и к патриарху Кириаку.[13] Фока сменил неугодного папе экзарха и назначил вновь любезного ему Смарагда, который поспешил заключить с лангобардами перемирие. Установившиеся добрые отношения между визан­тийским двором и властным папой Григорием держались до его смерти (604 г.) и сохранились затем при его преемниках за все время правления Фоки.

Если на западе вступление Фоки на трон императоров было при­ветствовано, как заря лучшего будущего, то на востоке было иначе. Первым тревожным событием было восстание заслуженного полко­водца Нарзеса. Отставленный еще Маврикием от командования в угоду Хосрову, Нарзес отказался признать императором убийцу Маврикия и, опираясь, очевидно, на личную дружину, какие были в ту пору у всех командиров, и на свой заслуженный авторитет среди военных людей, захватил город Эдессу. К сожалению, наше преда­ние сохранило слишком мало сведений о выступлении Нарзеса. Известно лишь одно, что захват Эдессы имел своим последствием казнь епископа Севера, который занял кафедру еще в правление Тиверия.[14] Местные люди обвинили его в верности Фоке, и Нарзес после допроса подверг его жестокой казни побиения камнями. Близ­кий по времени свидетель, Кир Батнский, сохранил описание этого события с точным обозначением места казни, совершенной в присут­ствии Нарзеса.[15] Византийское летописное предание приписывает Нарзесу сношения с Хосровом и прямой вызов его на войну с узур­патором,[16] а армянский историк Себеос, писавший в середине VII века, занес в свое произведение известие, будто Нарзес прислал Хосрову самозванца, выдавшего себя за сына Маврикия, Феодосия.[17] Из хода дальнейших событий не видно, однако, чтобы Нарзес имел сношения с Хосровом, и эти свидетельства предания являются, по всему вероятию, лишь осмыслением последующих событий.

Обязанный Маврикию своим восстановлением на царстве, Хосров не питал добрых чувств к империи, и последние годы правления Маврикия были омрачены угрозой возобновления войны на восточ­ной границе. Маврикию удалось смягчить гнев своего названного сына, и мир не был нарушен. Весть о низвержении Маврикия и гибели его семейства послужила для Хосрова поводом выступить в роли мстителя и начать этим осуществление широких завоевательных планов, которые, по-видимому, давно назревали в его гордом сердце. Весною 603 г., на пятом месяце своего правления, Фока снарядил посольство к персидскому двору с извещением, согласно старому этикету, о совершившейся перемене на троне императоров. Исполне­ние посольства было поручено одному из ближайших помощников Фоки во время переворота, офицеру Лилию. Герман, сменивший Нарзеса в командовании на восточной границе, с почетом принял Лилия в Даре, откуда последний направился в Персию.[18] Но Хосров не принял посла, отверг привезенные им подарки и заточил его, а быть может, и казнил. Обошедший всю империю слух о том, что Феодосию удалось бежать к Хосрову, дошел до персидского двора, и в руках Хосрова оказался самозванец, выдававший себя за сына Маврикия. По сообщению анонимного сирийского летописца, писав­шего в 80-х годах VII века, Хосров приказал монофизитскому патри­арху венчать его на царство по римскому обычаю, т. е. с возложени­ем венца на престол, снабдил его войсками и послал добывать себе царство.[19] Против мнимого Феодосия, вторгшегося в пределы импе­рии, выступили римские войска под начальством Германа и нанесли ему поражение в местности Бет-Ваши (к западу от Дары и к югу от Мард).[20] Получив известие об этом, Хосров поспешил на помощь и выступил из Ктесифона еще зимой. Первая встреча с войсками Гер­мана была неудачна для персов, и сам Хосров едва не погиб: на него был наброшен аркан, но один из телохранителей успел его перере­зать .[21] В сражении, которое произошло на следующий день, персы нанесли тяжкое поражение противнику. Раненый Герман бежал с поля битвы к Константину (Теллу), где и скончался от раны на десятый день после битвы.[22]

Так началась последняя война между Персией и империей, которая затянулась почти на 25 лет. Она имела роковые последствия для обеих соперничавших держав и окончилась сокрушением Персии, как предсказывал это сам Хосров послу Маврикия.[23]

Слухи о том, будто Феодосию удалось спастись к Хосрову, поддержал сам Фока своим отношением к его убийце, Александру. Молва утверждала, что Александр дал себя подкупить Герману и, позволив царевичу бежать, подменил его для казни другим лицом. Александр вместе с некоторыми другими лицами, заподозренными в соучастии, был сослан в Александрию и там казнен.[24] В Александрии ходил слух, будто Феодосий нашел убежище в одном из тамошних монастырей. На архимандрита этого монастыря, по имени Мина, был сделан донос, вследствие чего он попал в тюрьму. Дело доходило до императора, доносчик был изобличен и понес наказание. — Этот эпизод увековечил в стихотворном произведении современник, знаменитый впоследствии патриарх иерусалимский Софроний, находившийся тогда в Александрии вместе с Иоанном Мосхом.[25]

Слухи о спасении Феодосия подняли настроение пострадавших от переворота, и в столице в придворных кругах составился заговор, имевший целью поставить царем Германа. Во главе заговорщиков стал придворный евнух Схоластик. Партия венетов была на стороне Германа, который пытался склонить на свою сторону и прасинов. Он послал димарху прасинов Иоанну Крукису кентенарий золота; но главари партии не пошли на соглашение. Заговорщики воспользо­вались особой императрицы Константины, которая проживала, по распоряжению Фоки, в доме префекта города Леонтия. Ночью Схо­ластик провел императрицу и трех ее дочерей в храм св. Софии, и на утро разыгрался бунт. Сохранившие верность Фоке прасины, со­бравшись в кохлии, поносили императрицу. Беспорядки сопровожда­лись поджогом претория, и пожар распространился от дворца Лавза до арки на Форуме Константина. Во время побоища погиб в огне димарх прасинов. Когда бунт был подавлен, Фока приказал вывести из храма императрицу с дочерьми. Патриарх вступился за царицу и потребовал от Фоки клятвенного обещания сохранить жизнь ей и ее дочерям. Фока сдержал обещание и заточил царицу в одном из столичных монастырей. Следствие по делу о бунте вел Леонтий. Схоластик умер под пыткой, а Герман принял духовный сан, кото­рый лишил его на будущее время возможности явиться претендентом на царский венец. Тогда же принял пострижение в монашество зять императора Маврикия Филиппик и поселился в основанном им монастыре в Хрисополе.[26]

Хотя прасины во время этого бунта стояли, по сведениям, сохра­ненным Феофаном, на стороне Фоки и тем содействовали его успеху, но в одном новооткрытом источнике, Doctrina Jacobi nuper baptizati, принадлежащем современнику, дело выставляется так, что виновни­ками пожара были прасины, которые подверглись затем жестоким преследованиям, причем их противники давали им кличку «поджи­гателей» и «манихеев». Автор был в ту пору молодым человеком и, прикидываясь венетом, чинил из ненависти к христианам всякие беды прасинам.[27]

В ту пору, когда Фока утверждал свое положение жестокими казнями своих врагов, дела на востоке принимали более тревожный вид. Разгромив армию Германа, Хосров осадил Дару, которую неко­гда сам отдал Маврикию.[28] Необходимость послать подкрепления на восточную границу заставила Фоку войти в соглашение с аварским ханом. Щедрым увеличением дани, которую получал хан от импе­рии, куплено было обещание не тревожить соседних областей.[29] Из­давна экспедиционные армии формировались во Фракии из федера­тов; но Фракия тяжко пострадала от славянских и аварских набегов и вторжений при Маврикии и вряд ли могла предоставить достаточ­ные средства. Уже Тиверий формировал свой корпус федератов из задунайских варваров для войны с персами, не довольствуясь силами местного населения.[30] Положение дела с тех пор могло только ухуд­шиться. По всей вероятности, Фока воспользовался гарнизонной армией, из рядов которой сам вышел. Армия была сформирована и направлена на восток под начальством Леонтия, доказавшего свою верность Фоке во время подавления заговора.

Отправляясь на восток, Леонтий, кроме главной задачи — отра­жения персов, имел другое поручение — справиться с бунтом Нарзеса. Когда он подходил с войсками к Эдессе, население города не поже­лало подвергаться бедствиям осады, и Нарзес с верным ему войском ушел в Сирию и укрепился в Иераполе.[31] Появление новых сил не спасло Дару. Близ Арзамона персы разбили Леонтия, и Фока, полу­чив известие об этом, приказал доставить его в цепях в столицу. Гарнизон Дары храбро оборонялся. Хосров требовал от местного епископа воздействия на защитников и население в смысле скорей­шей сдачи города и грозил ему за неисполнение этого требования страшными карами. Осада Дары затянулась, по сообщению Себеоса, на полтора года. Обычный в ту пору прием — подкопы городской стены — увенчался успехом, и когда стены дали бреши, персы ворва­лись в город и произвели страшное кровопролитие. Епископ Дары, предупреждая кары, которыми грозил Хосров, лишил себя жизни.[32] Мощные стены Дары были срыты, и Дара окончила свое существо­вание, как пограничная твердыня империи. Гарнизон соседней крепо­сти, Марды, опасаясь такой же участи, какая постигла Дару, поки­нул свою стоянку, и туда во множестве стеклись монахи из соседних местностей.[33] Взятие Дары, по свидетельству анонимной сирийской хроники, относится к 14 году правления Хосрова. Так как годы его правления начинаются с 24 июня 590 года, то 14-й будет соответство­вать 604-605 г.[34]

На смену Леонтия в командовании на востоке Фока послал сво­его брата Доменциола. Историческое предание не сохранило никаких свидетельств о ходе войны с персами под его начальством; но в одном агиографическом памятнике, Житии Феодора Сикейского, составление которого относится к первым годам правления Ираклия, находится упоминание, что Доменциол потерпел поражение, спасся бегством с поля битвы и вернулся в столицу.[35] По свидетельству Феофана, Доменциолу удалось склонить Нарзеса к миру с императо­ром; он дал ему ручательство от имени Фоки в личной безопасности и отослал в столицу. Но Фока не сдержал слова, и заслуженный полководец, именем которого в Персии матери пугали своих детей, погиб жестокой смертью на костре.[36]

Беспомощность Фоки в войне с персами и недостойное его пове­дение в личной жизни переполнили меру терпения столичной знати, окружавшей его трон, и в 3-й год правления (604-605) составился заговор на его жизнь. Заговор группировался около царицы Кон­стантины, заточенной в монастыре, и по этому делу в сношениях с нею состоял Герман. В заговоре принимали участие многие видные сановники. В числе их были префект претория Феодор, магистр императорской канцелярии Иоанн, Феодосий — субадъюва (помощ­ник) магистра, комит царских щедрот Афанасий, схоластик Роман, иллюстрий Патрикий, спафарии и кандидаты Иоанн и Тцитта и другие. По доносу некоей Петронии, при помощи которой Герман сносился с царицей Константиной, заговор был открыт. Префект города Феопемт произвел строгое следствие, в результате которого были жестокие казни. Царица Константина была казнена вместе со своими дочерьми на том самом месте, где погиб ее муж с сыновьями: на моле Евтропия в Халкидоне.[37] Герман и его дочь, бывшая в заму­жестве с Феодосием, сыном Маврикия, были казнены на острове Проти, где они были заточены. Казнены были все замешанные в заговоре лица, и самой жестокой казни подвергся иллюстрий Ельпи дий. Ему вырезали язык, отрубили руки и ноги, выкололи глаза, и в этом истерзанном виде бросили в лодку, которую подожгли. По записи Пасхальной Хроники казни эти были совершены 7 июня 605 года.[38]

Отвоевание Дары было для Хосрова началом осуществления ши­роких военных замыслов. Из лагеря под стенами осажденной крепо­сти он отправил войско в Армению с целью прежде всего отвоевать уступленные Маврикию области. В течение двух лет шла война в областях Айрарата и Тарона, а в 606 году персидский вождь Аштар-Иестайар вступил в Великую Армению, издавна принадлежавшую империи, и, разбив выступившие против него войска, гнал их до города Саталы на западной границе Армении. При участии мнимого Феодосия персам удалось овладеть этим городом, а после того был осажден старый опорный пункт римской власти в стране — Феодосиополь.[39]

После взятия Дары Хосров организовал две армии, во главе ко­торых стали лучшие его полководцы, Расми-Озан и Шахин.[40] Первый из них имел прозвище, данное ему Хосровом, — Шахрбараз, т. е. дикий кабан, по объяснению Михаила Сирийца, а византийцы искази­ли его в слово Σάρβαρος. У армянских писателей он называется Хоре­ям.[41] Оба полководца открыли военные действия против империи, по-видимому, не раньше 607 года. Шахин сменил Аштар Иестайара в Армении, довел до конца осаду Феодосиополя[42] и, утвердив власть персидского царя на всем пространстве римской Армении, перенес военные действия далее на запад, в Каппадокию, и подступил к горо­ду Кесарии. Многочисленное иудейское население стало на сторону персов, христиане покинули город, и персы вступили в него. Шахин сделал после того конный выезд через Малую Азию и достиг Халкидона на азиатском берегу Босфора (610 год).[43]

О военных действиях Шахрбараза в Месопотамии сохранились лишь скудные летописные данные. Овладев крепостями Марды и Амида, он отвоевал затем другие города Месопотамии, и общую судьбу разделила на этот раз Эдесса, столько раз успешно отбивав­шаяся от персов. В 610 году власть персидского царя признали над собой все города приевфратской области с крепостями Каллиником и Киркесием, и Шахрбараз перешел Евфрат близ Иераполя и занял город Зиновию.[44] Таким образом в последний год правления Фоки граница империи с Персией была отодвинута на линию Евфрата.

Ближайшим последствием утверждения персов в восточных об­ластях империи было обострение исконной вражды между туземным христианским населением и многочисленным по всем городам востока иудейством. Христиане видели в персах национального врага, а иудеи ждали от персов избавления от того гнета, который они терпе­ли в империи, а потому ревностно поддерживали их. Слухи о преда­тельстве иудеев и их заговоре против христиан вызывали репрессии со стороны христиан, и беспорядки на этой почве обошли все города востока. В силу особого склада городской жизни эти беспорядки получали вид борьбы димов. Михаил Сириец, черпавший свои сведе­ния из современных событиям источников, занес в свою летопись под 607 (918) годом такое свидетельство: «голубые и зеленые начали междоусобную войну», «города подверглись опустошению».[45] Эти бесчинства вызвали репрессии со стороны правительства. Дело было поручено Вонозу и магистру армии Востока Коттоне. С особенной жестокостью они расправились в Антиохии и Лаодикее, о чем сохра­нил скорбные сетования Антиох Стратиг в своей повести «Пленение Иерусалима».[46] Другой близкий по времени свидетель, Иоанн Никиуский, который также с ужасом говорит о злодействах Воноза, вы­ставляет их в другом свете, а именно: придает им характер экзекуции за нарушение клиро



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: