Психо-коррекционные стратегии и подходы в консультировании




Психокоррекционные стратегии подходы в консультировании: Света Сюксина

1 1. Психолого-коррекционные стратегии работы с человеком, находящемся в кризисном состоянии. Типы кризисов.

2 2. Характеристика основных этапов кризисного консультирования.

3 3. Психолого-коррекционные стратегии работы при межличностных нарушениях.

 

Психо-коррекционные стратегии и подходы в консультировании

1. Психолого-коррекционные стратегии работы с человеком, находящимся в кризисном состоянии. Типы кризисов.

По В. Ромаку существует несколько типов кризисов:

1) «Кризис пересадки корней» - когда человек вступает в новую среду (например переход с одной работы на другую).

2) Ситуационный кризис (болезнь детей и т.п.)

3) Кризис целостности (бессмысленность жизни) связан с необходимостью отказывать себе во многом (выплата ипотеки, и т. д.).

4) Возрастные кризисы и кризисы развития, в том числе семейный.

5) Кризисы становления (связан с испытаниями и становлением, преодолением), связанный со взрослением, сдачей экзаменов, рождением ребёнка, прохождением службы в армии.

6) Травматический кризис — утрата, физическая смерть.

Типы кризисов по Ромеку В.Г.:

1. Травматические кризисы – вызываются экстремальными ситуациями, приводящими к серьезным негативным последствиям (ситуации угрозы потери здоровья или жизни). Выделяют:

1) Кризис целостности спровоцирован угрозой целям или системе ценностей. Приводит к утрате жизненного смысла, интереса к жизни, перспективы. Может развиться в результате ряда событий или острой психотравмы. Трудно выявить.

2) Кризис «пересадки корней» - это ситуация, когда человек переходит в иную культурную, информационную и коммуникативную среду (вступление в брак).

3) Кризис лишения является наиболее частым. Связан с утратой близкого человека. Реакция на утрату особенно тяжела, если отношения были сложными и ничего уже исправить нельзя.

4) Ситуационный кризис – это некая утрата, не связанная с потерей близкого человека (увольнение с работы, кража, публичное унижение, измена, гибель домашнего животного).

1. Кризисы становления - психологические кризисы, связанные с новыми испытаниями со взрослением и достижением социальной зрелости (, первая работа, безработица, эмиграция, экзамены).

2. Кризисы становления и кризисы жизни. Связаны с особенностями человеческого существования и постоянными изменениями в жизни человека (половое созревание, начало супружеской жизни, отцовство, материнство, обособление детей от родителей, предпенсионный кризис).

 

Психокоррекционные стратегии.

В кризисной ситуации возможны два вида психологической помощи: кризисное консультирование и кризисная психотерапия. Любая ранящая ситуация вызывает изменения в чувствах, поведении и мыслях человека. Кризисное консультирование производится тогда, когда трансформации подконтрольны человеку, и он в силах самостоятельно справиться с ними. Кризисное консультирование, как правило, недолгосрочно, и чаще всего основывается на тактиках информирования. Если же негативные изменения приобретают длительный, затяжной характер и оказываются вне зоны самостоятельного контроля, то возникает необходимость в профессиональной психотерапевтической помощи. Кризисная психотерапия в отличие от консультирования более долгосрочна, включает работу с состоянием обратившегося, оценку психической динамики его состояния на протяжении всего курса встреч. В кризисной психотерапии большая роль отдается исследованию отношений, развивающихся между клиентом (пациентом) и психотерапевтом, учитывается динамика этих отношений.

Методы кризисной психологической помощи. При оказании кризисной помощи могут использоваться различные психотерапевтические подходы.


 

Рациональная психотерапия. Она основана на принципах логического анализа состояния, разъяснения его природы, причин, симптоматики, течения и прогноза. Этот подход способствует устранению неопределенности, снижению тревоги и напряжения, характерных для кризиса.

Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. Ставит перед собой цель исправления неадаптивных когниций, мыслей, вызывающих беспокойство, травматических образов-воспоминаний затрудняющие решение проблемы.

Психодинамическая психотерапия.

Психодинамическая терапия позволяет глубоко исследовать не только причину, но и процесс психологической травматизации, рассматривая его в контексте раннего детского развития. Основной рабочей процедурой выступают свободные ассоциации.

Гештальт терапия. Метод, направленный на восстановление нового, творческого контакта с окружающей средой.

Экзистенциальная психотерапия. работа построена на исследовании клиентом основных данностей бытия: 1) Чувство бытия; 2) Свобода, ее ограниченность; 3) Конечность человека, или смерть; 4) Экзистенциальная тревога; 5) Экзистенциальная вина; 6) Смысл и бессмысленность.

В процессе психотерапии рассматриваются установки клиента по отношению к этим универсалиям жизни, которые составляют ядро любого кризисного переживания.

Гипноз и трансовые техники. Гипнотерапия может применяться как симптоматическая методика для снятия психического напряжения при реакциях острого горя, для купирования астенической и фобической симптоматики, нормализации вегетативных функций.

2. Характеристика основных этапов кризисного консультирования.

Этапы кризисного консультирования

Беседа с человеком, находящимся в кризисном состоянии, — это особого рода беседа. Она значительно отличается от житейского представления о той помощи, которая необходима человеку в кризисной ситуации. В то же время она отличается от консультаций психолога (или психотерапевта) по другим проблемам не кризисного характера.

Перечисленные ниже этапы кризисного консультирования отражают путь, по которому проходит клиент в сопровождении консультанта. Этот путь далеко не всегда укладывается в рамки одной консультативной беседы, например, прохождение второй и третьей стадии может занять несколько месяцев.

1. Принятие реакции на ситуацию

Первым и главным результатом кризисного консультирования должно стать осознание и принятие человеком своей реакции на кризисную ситуацию. Осознание и принятие — это не следующие друг за другом этапы, это две стороны одного процесса. Если человек не принимает нечто в себе, он вытесняет это из своего сознания; и если человек не осознает свое желание или поступок, ни о каком принятии не может быть и речи. Осознание и принятие (жаль нет единого слова) — это граница, через которую консультант помогает перешагнуть человеку, чтобы выйти из сферы привычных представлений о себе, узнать нечто новое о себе, то есть измениться.

Такой переход может произойти лишь в том случае, если человек будет уверен, что выход за эту границу не повлечет за собой неприятных последствий, например, осуждения окружающих (в частности, консультанта). У него должна быть некоторая гарантия, что его мысли, чувства, желания, поступки будут приняты слушающим. Поэтому принятию клиентом своей реакции на ситуацию (самопринятие) обязательно предшествует принятие консультантом этой реакции. И если консультант хочет, чтобы человек «раскрылся», он должен взять на себя ответственность за создание безопасной атмосферы. Только в этом случае человек может полноценно и продуктивно пережить свою ситуацию.

2. Переживание чувств

Переживание человеком кризисной ситуации — это процесс, длящийся определенное время. Со стороны консультанта ему соответствует встречный процесс — сопереживание. В слове «сопереживание» содержатся идеи со-единения, пере-хода и про-живания. Поэтому сопереживание можно определить как эмоциональное объединение с человеком и проживание с ним определенного периода его жизни.

Профессиональное сопереживание преследует две главные цели:

• человек не остается в изоляции; он знает, что есть люди, которые понимают и принимают его переживания и чувства;

• человек переживает эту ситуацию правильно, с минимумом ущерба для себя, с минимумом вероятности, что впоследствии сформируется так называемый посттравматический синдром.

Процесс сопереживания включает:

• подробный разговор о кризисной ситуации;

• эмпатическое понимание и безусловное принятие консультантом эмоциональной реакции человека на кризисную ситуацию

• вербализация консультантом чувств человека, его отношения к тем или иным элементам или участникам кризисной ситуации;

• оценка переживаний человека как естественных в данной ситуации;

• рефлексия собственных чувств консультанта и предоставление искренней обратной связи клиенту.

С одной стороны, благодаря процессу сопереживания человек не чувствует себя одиноким, а с другой стороны, обращая внимание на психический опыт человека, консультант дает возможность ему, действительно, побыть наедине с собой,

встретиться с собой, со своими переживаниями, со своей судьбой, ощутить свое существование в окружающем мире.

3. Обретение смысла

Только после осознания и принятия, выражения и переживания своего текущего психического состояния человек сможет решить (самостоятельно или вместе с консультантом), как ему относится к кризисной ситуации, что ему делать и как жить дальше. Только после этого можно говорить, что человек прошел через кризисную ситуацию продуктивно, что означает:

• человек приобрел благодаря этой ситуации важный для себя личностной опыт;

• человек нашел новые личностно значимые смыслы взамен утерянных в результате кризисной ситуации

2. Характеристика основных этапов кризисного консультирования (Костакова, с. 18 -27)

1) Психодиагностический этап – сбор психологического анамнеза, отбор и проведение психодиагностических методов, проблемный анализ, составление заключения по итогам психодиагностического обследования.

2) Аналитический этап – структурирование и анализ всей информации, полученной в результате комплексного психодиагностического обследования личности и определения диагноза, психологического прогноза, стратегии/модели психокоррекции. Выделяют прогнозы вероятностный и условно-вариантный. Прогнозы могут быть благоприятными, условно-благоприятными, неблагоприятными.

3) Установочный этап – обсуждение и прояснение стратегии психокоррекции, заключение контракта на оказание помощи.

4) Этап психокоррекционного воздействия. Осуществление психокоррекционного воздействия на дискретные характеристики личности клиента.

5) Этап оценки эффективности психокоррекционной работы.

6) Завершающий этап – перенос новых навыков в реальные жизненные условия.

 

3. Психолого — коррекционные стратегии работы при межличностных нарушениях

Стратегии психокоррекционной работы:

1) Теоретический подход, в русле которого определяются причины нарушения и концепция психокоррекционной работы, предполагаемый результат

2) Обозначение видов коррекции

3) Цель и задачи психокоррекционной работы

4) Методы психокоррекции

5) Частота и продолжительность встреч

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: