МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
«Психолого-педагогическая (часть 2):
Практика наблюдений, показательных уроков и занятий»
Практика наблюдений, показательных уроков и занятий проводится при освоении профессионального модуля ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования для иллюстрации приемов и методов организации образовательного процесса.
Задачи практики:
- формирование интереса к педагогической деятельности;
- формирование ПК и ОК
- формирование у студентов целостного представления о воспитательно-образовательном процессе современного образовательного учреждения;
- изучение специфики труда учителя, воспитателя;
- формирование культуры педагогического общения в системе "учитель - ученик", "учитель-учитель", "учитель-родитель";
- развитие потребности в самопознании, самосовершенствовании и рефлексии.
В ходе освоения программы практики студенты приобретают практический опыт:
- наблюдения целостного педагогического процесса;
- анализа процесса обучения по всем учебным предметам начального общего образования, разработки предложений по их совершенствованию;
- определения цели и задач учебных занятий;
- наблюдения, анализа уроков (учебных занятий), обсуждения отдельных уроков (учебных занятий) в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции.
- ведения учебной документации.
В ходе освоения программы практики студенты должны уметь:
- анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по всем учебным предметам, корректировать и совершенствовать их;
- анализировать уроки(учебные занятия) для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися.
В ходе освоения программы практики студенты выполняют виды работ:
- наблюдение и анализ показательных уроков (учебных занятий) в образовательных организациях в связи с изучением частных методик и других психолого-педагогических дисциплин;
- анализ уроков для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам, возрастным и индивидуальным особенностям младших школьников.
В процессе практики у студентов должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.4. Анализировать уроки.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7.Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9.Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10.Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11.Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.
Отчетная документация студентов:
дневник педагогической практики (записи посещенных уроков;
сводная таблица для анализа уроков, письменный анализ урока);
отчет;
аттестационный лист по практике.
Рекомендации
Схема записи посещенных уроков в дневнике.
Образовательная организация ____________________________________ дата_______________предмет__________________класс______________
УМК / автор учебника_____________________________________________
Тема урока_____________________________________________________
Оборудование _________________________________________________
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примеча- ния |
Календарный план прохождения практики
Дата | |||
18.11. | 10.00 каб. 44 Установочное собрание Цели и задачи практики. Ведение документации. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в общественных местах и образовательных организациях. Распределение по базам практики. Школа № 13 12.30 - ОРКСЭ 4в Попова Е.А. Школа№17 15.20 – музыка2а | ||
19.11 | Школа № 13 09.25 – технология 1а Федорова Е.В. НПК№2 12.45 ИЗО Соколова И.Ю. | НПК№2 08.30 – ИЗО Соколова И.Ю. Школа №13 10.30 – технология 1б Федорова Е.В. | Школа № 13 8.30 – обучение грамоте 1б 09.25 – русский язык 3в 10. 30 – чтение 4б Федоренко Е.Г. Практика Внеурочная работа |
20.11 | Школа №120 09.45 – обучение грамоте 1а 13.20 – чтение 4в 14.20 – русский язык 2а (Бороздина К.А.) | Школа №17 08.30 – музыка 4б Федосенко О.А. Школа № 13 10.25 – математика 4в 11.35 – математика 2а Овчинникова О.Д. | Школа № 17 09.25 –музыка 3а Федосенко О.А. Школа №13 11.35 ОРКСЭ 4б Жукова Т.К. НПК№2 12.45 – ИЗО Сивкова М.Ю. |
21.11 | Школа № 36 14.00 –математика 14.25 – математика Кравцова Н.А. | Школа №17 08.30 – обучение грамоте 1а 09.25 – письмо 1г 10.30 – чтение 3а Кауфман С.Н. | Школа № 13 11.35 - технология Федорова Е.В. Школа №100 15.00 – окружающий мир Маренкова Т.А. |
22.11 | Лицей № 200 08.00 – окружающий мир 3в 08.55 – окружающий мир 3а Практика Внеурочная работа | Лицей № 200 08.55 – ОРКСЭ 4б Павлова О.В. 09.55 – окружающий мир 3б 10.55 – окружающий мир 3г Селянгина Н.Л. | Школа №13 08.30 – математика 1б 09.25 – математика 3а Овчинникова О.Д. |
23.11 | Написание отчетов, конспектов занятий. |
Схема анализа урока
Этапы анализа | Баллы | |
1. | Планируемые результаты. Прослеживается ли реализация поставленных учителем планируемых результатов? | |
2. | Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели. | |
3. | Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебный материал)? | |
4. | Соответствие урока требованиям ФГОС НОО: | |
4.1. | Ориентация на новые образовательные результаты. | |
4.2. | Нацеленность деятельности на формирование УУД | |
4.3. | Использование современных технологий: проблемного диалога, проектной, исследовательской, ИКТ, др. | |
5. | Содержание урока: | |
5.1. | Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным особенностям | |
5.2. | Соответствие содержания урока требованиям программы. | |
5.3. | Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности. | |
5.4. | Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи. | |
6. | Методика проведения урока: | |
6.1. | Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации. | |
6.2. | Какие методы использовались учителем. Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравни соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера: («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») и примерное число заданий поискового характера(«докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку») | |
6.3. | Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы. | |
6.4. | Какие из перечисленных методов познания использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и т. д.) | |
6.5. | Применение диалоговых форм общения. | |
6.6. | Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся. | |
6.7. | Осуществление обратной связи: ученик-учитель. | |
6.8 | Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. | |
6.9 | Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности. | |
6.10 | Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения. | |
6.11 | Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен. | |
6.12 | Формирование навыков самоконтроля и самооценки. | |
7. | Психологические основы урока: | |
7.1. | Учёт учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития. | |
7.2. | Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи. | |
7.3. | Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности. | |
7.4. | Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока. | |
8. | Домашнее задание: оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора. | |
9. | Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона). | |
Итого: | ||
За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критер. отсутствует, 1 – проявляется частично, 2- в полном объёме. |
Сводная таблица для анализа уроков
ИЗО | Техн 1Б | Муз 4Б | Мат 1В | Мат 2А | О. г. 1А | Псм 1Г | Чт 3А | ОРК 4Б | О.м. 3В | О.м. 3Г | О.м. 2А | |||
1. | ||||||||||||||
2. | ||||||||||||||
3. | ||||||||||||||
4. | ||||||||||||||
4.1. | ||||||||||||||
4.2. | ||||||||||||||
4.3. | ||||||||||||||
5. | ||||||||||||||
5.1. | ||||||||||||||
5.2. | ||||||||||||||
5.3. | ||||||||||||||
5.4. | ||||||||||||||
6. | ||||||||||||||
6.1. | ||||||||||||||
6.2. | ||||||||||||||
6.3. | ||||||||||||||
6.4. | ||||||||||||||
6.5. | ||||||||||||||
6.6. | ||||||||||||||
6.7. | ||||||||||||||
6.8 | ||||||||||||||
6.9 | ||||||||||||||
6.10. | ||||||||||||||
6.11. | ||||||||||||||
6.12. | ||||||||||||||
7. | ||||||||||||||
7.1. | ||||||||||||||
7.2. | ||||||||||||||
7.3. | ||||||||||||||
7.4. | ||||||||||||||
8. | ||||||||||||||
9. | ||||||||||||||
Итого: | ||||||||||||||
За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично, 2- в полном объёме. | ||||||||||||||
«Мы в ответе за тех, кого мы приручили»
№ п/п | Элементы урока (в соответствии со структурой урока «открытия нового знания») | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия |
1. | Мотивация к учебной деятельности | Приветствует учеников, предлагает прослушать звуки живой природы, выполнить задание в листе зоолога. | Ученики на слух определяют звуки живой природы, работают с листом зоолога. | П: учатся слушать текст, понимать содержание прочитанного. Л:Овладения логическими действиями сравнения, анализа. |
2. | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения | Предлагает разделить животных на группы. | Делят животных на 3 группы: домашние, дикие, декоративные. | П:Освоение доступных способов изучения природы,классификация. |
3. | Выявление места и причины затруднения | Просит рассказать о кошках и собаках их повадках, особенностях, приспособлениях. | Выдвигают предположения, гипотезы в ответ на вопросы учителя. Осуществляют работу с листом зоолога. | Л:Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Р: Учиться высказывать своё предположение (версию). |
4. | Построение проекта выхода из затруднения | Предлагает просмотреть видеоролик и объяснить что значит приручить. Подводит к постановке цели и задач. | Смотрят видеоролик, высказывают свою точку зрения, аргументируют свою позицию. Формируют цели и задачи урока. | Р:составление плана и последовательности действий; Р:Умение определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя.. |
5. | Реализация построенного проекта | Осуществляет реализацию пунктов плана, просит учеников рассказать есть ли у них домашние животные, и рассказать о приспособлениях кошек и собак. | Осуществляют реализацию пунктов плана. Высказывают своё мнение, аргументируют. Осуществляют работу в листе исследователя. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи |
6. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Читает стихотворение «Бездомная кошка» просит рассказать о его содержании. | Отвечают на вопрос учителя, рассуждают, аргументируют | Л: личностное самоопределение. К: слушать и понимать речь других. Формировать свои мысли в устной форме. |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Просит учеников составить памятку настоящего хозяина. | Составляют памятку настоящего хозяина. | Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном |
8. | Включение в систему знаний и повторение | Просит проанализировать людей на иллюстрации и высказать оценочное суждение, аргументировав свой ответ. | Высказывают своё мнение по отношению к героям на иллюстрации, аргументируют свой ответ. | Л:Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. К:договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; |
9. | Рефлексия учебной деятельности на уроке | Просит рассказать для чего была изучена эта тема. | Высказывают свою точку зрения, аргументируют её. | Р: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено К: Участвовать в диалоге. Формулируют собственное мнение и позицию. |
«Кто что ест»
№ п/п | Элементы урока (в соответствии со структурой урока «открытия нового знания») | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия |
1. | Мотивация к учебной деятельности | Приветствие учеников. Психологический настрой. Просит детей проверить готовность к уроку, прослушать аудиозаписи и восстановить порядок их номеров в листе зоолога. | Приветствуют учителя. Слушают, рассказ учителя про красоту природы. Проверяют готовность, прослушивают аудио, работают в листе зоолога. | Л: - формировать положительную учебную мотивацию; Р: осуществлять волевую регуляцию К: -слушать и понимать речь других; |
2. | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения | Предлагает вспомнить тему предыдущего урока и выполнить задание в тренажере | Выполняют задание в тренажере повторяют пройденный материал. | П: выделяют необходимую информацию, применяя имеющиеся знания в новой, нестандартной ситуации |
3. | Выявление места и причины затруднения | Просит учеников в ходе выполнения задания в тренажере рассказать о некоторых фрагментах материала, усвоенного на прошлом уроке. | Отвечают на вопросы учителя. | К: правильно выражают свои мысли в речи, уважают в общении партнёра и самого себя. |
4. | Построение проекта выхода из затруднения | После просмотра фильма просит выделить тему занятия. | Смотрят видео, выдвигают свои предположения о теме сегодняшнего урока. | Р:определяют тему и учебные задачи урока, осознают то, что уже усвоено, и то, что предстоит усвоить. |
5. | Реализация построенного проекта | Просит открыть учебник, найти и уточнить тему, цель, задачи урока. | Смотрят в учебник, выполняют требования учителя. | П: поиск и выделение необходимой информации |
6. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Просит обобщить материал, представленный на смарт доске. | Анализируют объекты, представленные на доске, делают вывод. | К: использование критериев для обоснования своего суждения. |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Объясняет принцип работы, просит выполнить задание в рабочих тетрадях. | Выполняют работу в листах зоолога, в рабочих тетрадях, с предварительным объяснением. Меняются работами, сверяют работу с ответами на доске. | Р: планирование своих действий в соответствии с задачей Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; |
8. | Включение в систему знаний и повторение | Предлагает решить экологическую задачу, определить важность изученной темы. | Решают экологическую задачу, определяют практическое использование знаний, полученных на уроке. | развивать интерес к различным видам решения поставленной учебной задачи |
9. | Рефлексия учебной деятельности на уроке | Предлагает ответить на вопрос по теме урока, обобщить пройденный материал, рассказать о чём шла речь на уроке. Заканчивает замечательным стихотворением «Про всех на свете» | Отвечают на вопросы учителя. Обобщают пройденный материал. Слушают стихотворение. | Р: адекватно оценивать свои достижения |
Отчет