Схема записи посещенных уроков в дневнике.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

«Психолого-педагогическая (часть 2):

Практика наблюдений, показательных уроков и занятий»

Практика наблюдений, показательных уроков и занятий проводится при освоении профессионального модуля ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования для иллюстрации приемов и методов организации образовательного процесса.

Задачи практики:

- формирование интереса к педагогической деятельности;

- формирование ПК и ОК

- формирование у студентов целостного представления о воспитательно-образовательном процессе современного образовательного учреждения;

- изучение специфики труда учителя, воспитателя;

- формирование культуры педагогического общения в системе "учитель - ученик", "учитель-учитель", "учитель-родитель";

- развитие потребности в самопознании, самосовершенствовании и рефлексии.

В ходе освоения программы практики студенты приобретают практический опыт:

- наблюдения целостного педагогического процесса;

- анализа процесса обучения по всем учебным предметам начального общего образования, разработки предложений по их совершенствованию;

- определения цели и задач учебных занятий;

- наблюдения, анализа уроков (учебных занятий), обсуждения отдельных уроков (учебных занятий) в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции.

- ведения учебной документации.

В ходе освоения программы практики студенты должны уметь:

- анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по всем учебным предметам, корректировать и совершенствовать их;

- анализировать уроки(учебные занятия) для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам;

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися.

 

В ходе освоения программы практики студенты выполняют виды работ:

- наблюдение и анализ показательных уроков (учебных занятий) в образовательных организациях в связи с изучением частных методик и других психолого-педагогических дисциплин;

- анализ уроков для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам, возрастным и индивидуальным особенностям младших школьников.

В процессе практики у студентов должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.

ПК 1.4. Анализировать уроки.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7.Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10.Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11.Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.

Отчетная документация студентов:

дневник педагогической практики (записи посещенных уроков;

сводная таблица для анализа уроков, письменный анализ урока);

отчет;

аттестационный лист по практике.

Рекомендации

Схема записи посещенных уроков в дневнике.

Образовательная организация ____________________________________ дата_______________предмет__________________класс______________

УМК / автор учебника_____________________________________________

Тема урока_____________________________________________________

Оборудование _________________________________________________

 

Структура урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Примеча- ния
       
       

 

Календарный план прохождения практики

Дата      
18.11. 10.00 каб. 44 Установочное собрание Цели и задачи практики. Ведение документации. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в общественных местах и образовательных организациях. Распределение по базам практики.   Школа № 13 12.30 - ОРКСЭ 4в Попова Е.А. Школа№17 15.20 – музыка2а
19.11 Школа № 13 09.25 – технология 1а Федорова Е.В. НПК№2 12.45 ИЗО Соколова И.Ю. НПК№2 08.30 – ИЗО Соколова И.Ю. Школа №13 10.30 – технология 1б Федорова Е.В.   Школа № 13 8.30 – обучение грамоте 1б 09.25 – русский язык 3в 10. 30 – чтение 4б Федоренко Е.Г. Практика Внеурочная работа
20.11 Школа №120 09.45 – обучение грамоте 1а 13.20 – чтение 4в 14.20 – русский язык 2а (Бороздина К.А.) Школа №17 08.30 – музыка 4б Федосенко О.А. Школа № 13 10.25 – математика 4в 11.35 – математика 2а Овчинникова О.Д. Школа № 17 09.25 –музыка 3а Федосенко О.А. Школа №13 11.35 ОРКСЭ 4б Жукова Т.К. НПК№2 12.45 – ИЗО Сивкова М.Ю.
21.11 Школа № 36 14.00 –математика 14.25 – математика Кравцова Н.А.   Школа №17 08.30 – обучение грамоте 1а 09.25 – письмо 1г 10.30 – чтение 3а Кауфман С.Н. Школа № 13 11.35 - технология Федорова Е.В. Школа №100 15.00 – окружающий мир Маренкова Т.А.
22.11 Лицей № 200 08.00 – окружающий мир 3в 08.55 – окружающий мир 3а Практика Внеурочная работа Лицей № 200 08.55 – ОРКСЭ 4б Павлова О.В. 09.55 – окружающий мир 3б 10.55 – окружающий мир 3г Селянгина Н.Л. Школа №13 08.30 – математика 1б 09.25 ­– математика 3а Овчинникова О.Д.
23.11 Написание отчетов, конспектов занятий.

 

Схема анализа урока

  Этапы анализа Баллы
1. Планируемые результаты. Прослеживается ли реализация поставленных учителем планируемых результатов?  
2. Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.  
3. Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебный материал)?  
4. Соответствие урока требованиям ФГОС НОО:  
4.1. Ориентация на новые образовательные результаты.  
4.2. Нацеленность деятельности на формирование УУД  
4.3. Использование современных технологий: проблемного диалога, проектной, исследовательской, ИКТ, др.  
5. Содержание урока:  
5.1. Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным особенностям  
5.2. Соответствие содержания урока требованиям программы.  
5.3. Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности.  
5.4. Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи.  
6. Методика проведения урока:  
6.1. Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации.  
6.2. Какие методы использовались учителем. Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравни соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера: («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») и примерное число заданий поискового характера(«докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»)  
6.3. Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы.  
6.4. Какие из перечисленных методов познания использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и т. д.)  
6.5. Применение диалоговых форм общения.  
6.6. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся.  
6.7. Осуществление обратной связи: ученик-учитель.  
6.8 Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.  
6.9 Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.  
6.10 Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения.  
6.11 Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен.  
6.12 Формирование навыков самоконтроля и самооценки.  
7. Психологические основы урока:  
7.1. Учёт учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития.  
7.2. Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.  
7.3. Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.  
7.4. Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока.  
8. Домашнее задание: оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора.  
9. Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона).  
Итого:  
За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критер. отсутствует, 1 – проявляется частично, 2- в полном объёме.

 

 

Сводная таблица для анализа уроков

  ИЗО Техн 1Б Муз 4Б Мат 1В Мат 2А О. г. 1А Псм 1Г Чт 3А ОРК 4Б О.м. 3В О.м. 3Г О.м. 2А  
1.                          
2.                          
3.                          
4.                          
4.1.                          
4.2.                          
4.3.                          
5.                          
5.1.                          
5.2.                          
5.3.                          
5.4.                          
6.                          
6.1.                          
6.2.                          
6.3.                          
6.4.                          
6.5.                          
6.6.                          
6.7.                          
6.8                          
6.9                          
6.10.                          
6.11.                          
6.12.                          
7.                          
7.1.                          
7.2.                          
7.3.                          
7.4.                          
8.                          
9.                          
Итого:                          
  За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично, 2- в полном объёме.
                             

«Мы в ответе за тех, кого мы приручили»

№ п/п Элементы урока (в соответствии со структурой урока «открытия нового знания») Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия
1. Мотивация к учебной деятельности Приветствует учеников, предлагает прослушать звуки живой природы, выполнить задание в листе зоолога. Ученики на слух определяют звуки живой природы, работают с листом зоолога. П: учатся слушать текст, понимать содержание прочитанного. Л:Овладения логическими действиями сравнения, анализа.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения Предлагает разделить животных на группы. Делят животных на 3 группы: домашние, дикие, декоративные. П:Освоение доступных способов изучения природы,классификация.
3. Выявление места и причины затруднения Просит рассказать о кошках и собаках их повадках, особенностях, приспособлениях. Выдвигают предположения, гипотезы в ответ на вопросы учителя. Осуществляют работу с листом зоолога. Л:Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Р: Учиться высказывать своё предположение (версию).
4. Построение проекта выхода из затруднения Предлагает просмотреть видеоролик и объяснить что значит приручить. Подводит к постановке цели и задач. Смотрят видеоролик, высказывают свою точку зрения, аргументируют свою позицию. Формируют цели и задачи урока. Р:составление плана и последовательности действий; Р:Умение определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя..
5. Реализация построенного проекта Осуществляет реализацию пунктов плана, просит учеников рассказать есть ли у них домашние животные, и рассказать о приспособлениях кошек и собак. Осуществляют реализацию пунктов плана. Высказывают своё мнение, аргументируют. Осуществляют работу в листе исследователя. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Читает стихотворение «Бездомная кошка» просит рассказать о его содержании.     Отвечают на вопрос учителя, рассуждают, аргументируют Л: личностное самоопределение. К: слушать и понимать речь других. Формировать свои мысли в устной форме.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Просит учеников составить памятку настоящего хозяина.       Составляют памятку настоящего хозяина. Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
8. Включение в систему знаний и повторение Просит проанализировать людей на иллюстрации и высказать оценочное суждение, аргументировав свой ответ.   Высказывают своё мнение по отношению к героям на иллюстрации, аргументируют свой ответ. Л:Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. К:договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке Просит рассказать для чего была изучена эта тема. Высказывают свою точку зрения, аргументируют её. Р: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено К: Участвовать в диалоге. Формулируют собственное мнение и позицию.

«Кто что ест»

№ п/п Элементы урока (в соответствии со структурой урока «открытия нового знания») Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия
1. Мотивация к учебной деятельности Приветствие учеников. Психологический настрой. Просит детей проверить готовность к уроку, прослушать аудиозаписи и восстановить порядок их номеров в листе зоолога. Приветствуют учителя. Слушают, рассказ учителя про красоту природы. Проверяют готовность, прослушивают аудио, работают в листе зоолога. Л: - формировать положительную учебную мотивацию; Р: осуществлять волевую регуляцию К: -слушать и понимать речь других;
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения Предлагает вспомнить тему предыдущего урока и выполнить задание в тренажере Выполняют задание в тренажере повторяют пройденный материал. П: выделяют необходимую информацию, применяя имеющиеся знания в новой, нестандартной ситуации
3. Выявление места и причины затруднения Просит учеников в ходе выполнения задания в тренажере рассказать о некоторых фрагментах материала, усвоенного на прошлом уроке. Отвечают на вопросы учителя. К: правильно выражают свои мысли в речи, уважают в общении партнёра и самого себя.
4. Построение проекта выхода из затруднения После просмотра фильма просит выделить тему занятия. Смотрят видео, выдвигают свои предположения о теме сегодняшнего урока. Р:определяют тему и учебные задачи урока, осознают то, что уже усвоено, и то, что предстоит усвоить.
5. Реализация построенного проекта Просит открыть учебник, найти и уточнить тему, цель, задачи урока. Смотрят в учебник, выполняют требования учителя. П: поиск и выделение необходимой информации
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Просит обобщить материал, представленный на смарт доске.     Анализируют объекты, представленные на доске, делают вывод. К: использование критериев для обоснования своего суждения.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Объясняет принцип работы, просит выполнить задание в рабочих тетрадях.       Выполняют работу в листах зоолога, в рабочих тетрадях, с предварительным объяснением. Меняются работами, сверяют работу с ответами на доске. Р: планирование своих действий в соответствии с задачей Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
8. Включение в систему знаний и повторение Предлагает решить экологическую задачу, определить важность изученной темы.   Решают экологическую задачу, определяют практическое использование знаний, полученных на уроке. развивать интерес к различным видам решения поставленной учебной задачи
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке Предлагает ответить на вопрос по теме урока, обобщить пройденный материал, рассказать о чём шла речь на уроке. Заканчивает замечательным стихотворением «Про всех на свете» Отвечают на вопросы учителя. Обобщают пройденный материал.     Слушают стихотворение. Р: адекватно оценивать свои достижения

 

 

Отчет



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: