Рефлексы - это ответные реакции организма на внешние и внутренние раздражители. Рефлексы бывают безусловные и условные.
Безусловные рефлексы - врожденные, постоянные, наследственно передаваемые реакции, свойственные представителям данного вида организмов. Например слюноотделение, моргание, чихание и глотание.
Условные рефлексы - приспособительные реакции организма, являющиеся временными и строго индивидуальными. Например чтение, письмо, набор текста, вождение велосипеда, вождение машины и игра на музыкальном инструменте.
Отличие условных рефлексов от безусловных.
Условные | Безусловные |
Приобретаются в процессе жизни | Врожденные |
Индивидуальны для каждого организма | Присутствуют у всех представителей вида |
Возникают и угасают при переменах внешней среды | Относительно постоянны |
Осуществляются за счет работы головного мозга | Формируются на уровне спинного и продолговатого мозга |
Вырабатываются на фоне врожденных рефлексов | Закладываются внутриутробно |
Проявляются при влиянии любого стимула, который воспринимается индивидуумом | Возникает при действии раздражителя на определенные рецепторные зоны |
Организм рождается с определенным набором безусловных рефлексов. Они обеспечивают поддержание жизнедеятельности организма в относительно постоянных условиях существования. Условные рефлексы обеспечивают более совершенное приспособление организма к меняющимся условиям жизни. Они способствуют нахождению пищи по запаху, своевременному уходу от опасности, ориентировке во времени и пространстве.
Проведенные И. П. Павловым многочисленные опыты показали, что основу выработки условных рефлексов составляют импульсы, поступающие по афферентным волокнам из экстеро- или интерорецепторов. Для образования их необходимы следующие условия:
|
а) действие индифферентного раздражителя должно быть раньше действия безусловного раздражителя. При другой последовательности рефлекс не вырабатывается или бывает очень слабым и быстро угасает;
б) действие условного раздражителя в течение какого-то времени должно сочетаться с действием безусловного раздражителя, т. е. условный раздражитель подкрепляется безусловным.
При изучении классических условных рефлексов были сформулированы правила их образования, в конкретных случаях возможны их вариации:
1. Для образования условного рефлекса необходимо совпадение по времени, т. е. сочетание какого-либо индифферентного условного раздражителя с раздражителем, вызывающим безусловный рефлекс (безусловным раздражителем). Количество сочетаний может колебаться от немногих до многократных, в зависимости от различных факторов (заинтересованности собаки и т. п.).
2. Для более быстрого образования временных связей необходимо, чтобы действие условного раздражителя несколько предшествовало действию безусловного.
3. Условный раздражитель должен быть физиологически более слабым, по сравнению с безусловным, и возможно более индифферентным, т. е. не вызывающим значительной самостоятельно протекающей реакции (в том числе и ориентировочной).
4. Скорость образования условных рефлексов очень сильно зависит от степени значимости безусловного раздражителя для данного животного, т. е. безусловный раздражитель (подкрепление) должен быть значимым.
|
5. Для образования условного рефлекса необходимо нормальное, деятельное состояние головного мозга.
6. Во время образования условного рефлекса должны отсутствовать посторонние раздражители, т. е. такие, которые вызывают собственные ответные реакции. Наиболее часто встречается ориентировочная реакция, при которой прекращается вся текущая деятельность собаки.
Динамический стереотип — сложная условно-рефлекторная реакция, выработанная путем многократных повторений (предъявлении положительных и отрицательных раздражителей). Это слаженная система условно-рефлекторных процессов, формирующая устойчивые привычки и навыки (трудовые, игровые, спортивные, когнитивные и пр.), а также приспособление к привычно меняющимся условиям среды (например, к смене времен года, освещенности в течение дня).
В зависимости от методики выработки условные рефлексы подразделяют на: секреторные, двигательные, сосудистые, рефлексы-изменения во внутренних органах и др.
Условный рефлекс первого порядка - рефлекс, который вырабатывается подкреплением условного раздражителя безусловным, называется. На его основе можно выработать новый рефлекс. Например, сочетанием светового сигнала с кормлением у собаки выработан прочный условный рефлекс слюноотделения.
Рефлекс второго порядка, или вторичный рефлекс - рефлекс подкрепляемый не безусловным раздражителем, а условным рефлексом первого порядка. Если перед световым сигналом давать звонок (звуковой раздражитель), то через несколько повторений такого сочетания у собаки начинается слюноотделение на звуковой сигнал.
|
Условный рефлекс третьего порядка вырабатывается при использовании нового раздражителя.
Рефлексы высшего порядка(4, 5, 6 и тд порядок). Чтобы выработать условные рефлексы высших порядков, нужно новый индифферентный раздражитель «включать» за 10-15 с до начала действия условного раздражителя ранее выработанного рефлекса. Если интервалы будут меньше, то новый рефлекс не появится, а выработанный до этого угаснет, потому что в коре мозга разовьется торможение.
И. П. Павлов выделил две разновидности торможения услов
ных рефлексов - безусловное (внешнее) и условное (внутреннее) торможение.
Безусловное торможение. Полная остановка начавшегося рефлекса или снижение его активности под воздействием изменений во внешней среде называется безусловным торможением. Под действием нового раздражителя (проникающего извне шума, изме
нения освещения и т. д.) в коре головного мозга создается другой (особый) очаг возбуждения, задерживающий или прерывающий начавшийся рефлекторный акт. Безусловное торможение возникает внезапно, оно свойственно организму от рождения и характерно для всей центральной нервной системы.
Внешнее торможение может наблюдаться у детей, работающих в коллективе, когда любой шум, проникающий в помещение, нарушает течение рефлекторного акта. Например, во время урока дети услышали резкий визг тормозов автомобиля. Ученики поворачи
ваются в сторону сильного раздражителя, теряют внимание, равно
весие и рациональную позу. В результате возможны ошибки и т. д.
Условное торможение. Такой вид торможения характерен для высших отделов центральной нервной системы и развивается только при отсутствии подкрепления условного сигнала безусловным раздражителем. Оно вырабатывается постепенно в процессе онтогенеза. Выделяют угасательное, дифференцировочное условное торможение.
Уже в первые дни постнатальной жизни проявляется безусловное торможение.
С 8-9-го дня жизни младенца у него появляется
способность к условному торможению вегетативных рефлексов.
У 2-3-летнего ребенка продолжают совершенствоваться в коре мозга возбудительно-тормозные отношения.
В 5-7-летнем возрасте существенно возрастает сила и подвижность нервных процессов. Усиливается внутреннее торможение, хотя выработка его еще представляет определенную трудность.
В возрасте 7-10 лет основные нервные процессы у ребенка по своим характеристикам приближаются к таковым у взрослого человека.
И. П. Павлов рассматривал поведение человека как высшую нервную деятельность, где общим для животных и человека являются анализ и синтез непосредственных сигналов окружающей среды, составляющих первую сигнальную систему действительности.
Деятельность этой системы проявляется в рефлексах, формирующихся на любые раздражения внешней и внутренней среды, за исключением смыслового содержания слова. Сигналами 1-й сигнальной системы являются запах, цвет, форма, температура, вкус предметов и т.д. Эти сигналы воздействуют на рецепторы анализаторов, от которых в головной мозг поступают нервные импульсы. И человек и животные в результате деятельности 1-й сигнальной системы осуществляют анализ и синтез этих нервных импульсов.
Первая сигнальная система обеспечивает конкретно-чувственное отражение окружающей действительности.
Характерными чертами условных рефлексов 1-й сигнальной системы являются:
1) конкретность сигнала (то или иное явление окружающей действительности);
2) подкрепление безусловным раздражителем (пищевым, оборонительным, половым);
3) биологическая природа достигаемого приспособления (к наилучшему питанию, обороне, размножению).
Вторая сигнальная система тесно связана с сознанием и абстрактным мышлением человека.Сигналами 2-й сигнальной системы являются слова устной и письменной речи, а также – формулы и символы, рисунки, жесты, мимика. Её деятельность проявляется, главным образом, в речевых условных рефлексах. Сигнальное значение слова для человека заключается не в простом звукосочетании, а в его смысловом содержании.
Характерными чертами условных рефлексов 2-й сигнальной системы являются:
1) распространение сигнального значения слов на все смежные, похожие факты и явления, т.е. всё более широкое обобщение понятий и отвлечение от конкретных частностей (человек идёт, поезд тоже идёт, часы идут, дождь идёт и т.п.);
2) одномоментность формирования и перестройки временных нервных связей. Например, можно объяснить приезжему, как найти нужный ему дом, и человек, никогда не бывший в этом городе, прямо придет к месту назначения Животное же, чтобы найти правильный путь в лабиринте, сделает множество проб и ошибок.
3) Отображение во второй сигнальной системе временных связей, образованных в первой, и наоборот. Например, если у человека выработать условный рефлекс вставания на звук звонка, а затем вместо включения звонка сказать слово «звонок», то человек встанет. Или же, если словами описывать вид и вкус любимого человеком кушанья, то у человека начнет выделяться слюна.
4) Чем более абстрактно и отвлеченно понятие, выраженное словом, тем слабее связь этого словесного сигнала с конкретным сигналом 1-й сигнальной системы.
5) Более высокая утомляемость и подверженность внешним влияниям рефлексов второй сигнальной системы по сравнению с первой.