Игры с пальчиками
Месяца
Игры на траве
v Выйдите из дома вместе с ребенком в тихую, мягкую погоду. Расстелите на земле одеяло и сядьте на него с малышом.
v Сорвите травинку и нежно поглаживайте ею его руки.
v Переверните малыша на животик, положите его ладошки на траву и проведите ими по ней несколько раз.
v Ребенок будет стараться схватить травинки и найдет это очень увлекательным.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТЕКСТУРЕ ПРЕДМЕТОВ
Игра с перчаткой для изучения текстуры ткани
v Нашейте на старую перчатку кусочки материи различной текстуры. ЗАМЕЧАНИЕ: все они должны быть надежно закреплены.
v Будет лучше, если вы прикрепите к каждому пальцу разную на ощупь ткань.
v Очень хороши для этого фланель, шелк, вельвет и холст. Постарайтесь также прикрепить к перчатке крупную пуговицу или другой заметный предмет.
v Если же вы обрежете у перчатки кончики пальцев, то ребенок наряду с разной текстурой ткани сможет ощутить, как различны на ощупь ткань и ваша рука.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТЕКСТУРЕ ПРЕДМЕТОВ
Малышкины ручки
v Легонько погладьте рукой ручку ребенка, приговаривая:
Ручки-ручки, Малышкины ручки.
v Теперь погладьте малыша мягкой игрушкой и повторите слова.
v Снова погладьте рукой ручку малыша.
v Чередуйте поглаживание рукой и игрушками из разных материалов.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТЕКСТУРЕ ПРЕДМЕТОВ
Погремушки и кольца для сосания при прорезывании зубов
v Поиграйте в эту игру, когда ребенок возбужден. Посадите малыша в кроватке или на высокий детский стул.
|
v Дайте ему в руки погремушку. Он сумеет продержать ее всего несколько секунд, а затем отбросит.
v Поднимите погремушку и снова дайте ее ребенку.
v Вскоре малыш начнет тащить погремушку в рот. На этой стадии развития ребенок будет обязательно тянуть в рот все, что попадет к нему в руки. Для вас это должно послужить сигналом к тому, чтобы добавить к погремушке специальные кольца.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? СОГЛАСОВАННОСТИ ДВИЖЕНИЙ
"Аэробика" малыша
v Положите малыша на спинку. Очень нежно поднимайте и опускайте его руки.
v Двигайте их вместе и по отдельности все так же нежно.
v Занимаясь с ребенком таким образом, декламируйте стишок:
Вверх-вниз, вверх-вниз,
А теперь по кругу.
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Вот и весь сюрприз!
v Повторяйте этот же стишок, когда будете поднимать и опускать ножки малыша, то вместе, то поодиночке.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ФИЗИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ
Пальчики танцуют
v В эту игру играют с пальцами рук и ног. Перебирая пальчики, вы помогаете ребенку получить представление о его собственном теле — о руках и ступнях.
v Пойте песенку, дотрагиваясь по очереди до каждого пальчика на руке или ноге ребенка:
Эта свинка танцевала,
Эта свинка рисовала,
Эта свинка умывалась,
Эта свинка наряжалась.
А эта свинка — малышка.
Маленькая, как мышка.
И пусть сто лет пройдет.
Она не подрастет!
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СВОЕМ ТЕЛЕ
Где у нас пальчики?
v Эта игра связана со множеством прикосновений к ребенку, она помогает ему скорее осознать части своего тела.
|
v Дотрагивайтесь до разных частей тела малыша, напевая:
Где у нас пальчики на руках?
Где у нас пальчики на ногах?
Где у нас животик?
Ищем-ищем...
Где у нас ушки? Где у нас носик? Где у нас ротик?
Ищем-ищем...
v С детьми более старшего возраста используйте в игре куклу, что усилит эффект.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СВОЕМ ТЕЛЕ
Вокруг горы
v Эта игра важна для развития ножек ребенка.
v Положите малыша на спину и возьмите ступни его ног в свои ладони.
v Двигайте ножки малыша к себе и от себя, а затем по кругу.
v Во время этого упражнения напевайте на какой-нибудь известный вам мотив:
Вокруг горы, вокруг горы
Идем, идем, идем.
Вокруг горы, вокруг горы
С тобою обойдем,
А после будем мы играть
И каждый пальчик целовать.
v Произнося последнюю строчку, начинайте целовать каждый пальчик малыша по очереди.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СВОЕМ ТЕЛЕ
Месяцев
"Этот пальчик — старый"
v Детишкам нравится эта традиционная китайская игра.
v Начиная с большого пальчика ноги или руки, вы последовательно дотрагиваетесь до каждого из них.
Этот пальчик — старый.
Этот пальчик — молодой.
Этому пальчику нечего есть.
Этот пальчик пошел купить немножко сена.
А этот пальчик пошел в деревню.
v Приспособьте эту игру к условиям вашего окружения:
Этот пальчик — старый.
Этот пальчик — молодой.
У этого пальчика есть игрушка.
Этот пальчик пошел купить немножко...
(Назовите что-нибудь, что любит ваш малыш.)
А этот пальчик пошел в деревню.
|
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ДОВЕРЯТЬ ВАМ
Очаровательные пальчики
v Детишки любят рассматривать свои пальцы на руках и ногах. Эта чудесная игра предоставляет им новые возможности для такого приятного занятия.
v Возьмите носок вашего ребенка, лучше белого цвета, и украсьте его кусочками цветной ткани, нитками или даже прикрепите к нему колокольчик. ЗАМЕЧАНИЕ: используйте только безвредные материалы и надежно их закрепляйте.
v Наденьте такой носок на ножку малыша и ждите, что за этим последует.
v Не оставляйте малыша без присмотра, так как он может попытаться засунуть носок в рот.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? СОГЛАСОВАННОСТИ ДВИЖЕНИЙ
Пальчик-непоседа
v Покачивайте указательным пальцем в воздухе и декламируйте стишок. Когда вы дойдете до слова "садись", дотроньтесь до носика малыша.
Мой пальчик-непоседа,
Быстрее шевелись,
А если вдруг устанешь,
Скорей сюда садись.
v Разнообразьте движение пальцев, и малыш начнет подражать вам. Покачивайте пальцем прямо перед ним, над его головой, сбоку и т.д. Покажите ребенку, что в этой игре есть много возможностей.
v Не обязательно дотрагиваться именно до носика ребенка, можно щелкнуть его по животику или по какой-либо еще части тела.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОДРАЖАНИЮ
Этот маленький пальчик на ноге
v Нежно касайтесь каждого пальчика на ножках ребенка, приговаривая:
Этот пальчик барабанит — трам-там-там.
Этот пальчик моет-чистит — скраб-скраб-скраб.
Трам-там-там,
Скраб-скраб-скраб,
А большой на ножке пальчик
В лужу ПЛЮХ-БАХ!
v Измените голос, произнося "ПЛЮХ-БАХ".
v Играя в эту игру, каждый раз меняйте интонацию на этом слове.
v Говорите то высоким, то низким голосом, а то и шепотом. Я уверена, что вы придумаете множество разновидностей этой игры.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ЗАБАВЕ
Что ты ощущаешь?
v Сделайте два отверстия для пальцев в узкой коробке.
v Оклейте коробку изнутри кусочками материи и бумаги с разной текстурой — например, мехом, мешковиной, вельветом, наждачной бумагой. Надежно закройте коробку.
v Покажите ребенку, как просунуть палец в отверстие. Просуньте свой палец в другое отверстие.
v Поговорите с малышом о том, какую поверхность он ощущает своим пальцем. Мягкая ли она, грубая или бугристая?
v Эта игра хороша в дороге.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ О ТЕКСТУРЕ ПРЕДМЕТОВ
Где звучит?
v Дайте ребенку погремушку и помогите ему потрясти ее. Посмотрите, сможет ли он трясти ее самостоятельно.
v Переложите погремушку в другую его руку. Помогите ему потрясти ее. Посмотрите, сможет ли он трясти ее самостоятельно.
v Пронаблюдайте, реагируют ли его глаза на источник звука.
v Тряся погремушкой, скажите: "Греми, греми, греми, греми!"
v Теперь дайте погремушку ребенку и, когда он ее начнет трясти, повторите те же слова.
v Продолжайте эту игру, чтобы ребенок смог осмыслить, что это его рука, тряся погремушку, производит звук.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЗВУКАХ
Поезд-малютка
v Передвигайте пальцы вдоль руки малыша вверх и вниз, декламируя при этом стишок:
Вот поезд по рельсам бежит:
"Чу-чу-чу".
Вот поезд по рельсам бежит:
"Чу-чу-чу".
Потом он назад повернул и гудит:
"Ту-ту, ту-ту, ту-ту".
(Изображайте голосом гудок паровоза.)
v Теперь двигайте пальцы малыша вдоль ваших рук и повторяйте стишок.
v Не забудьте "погудеть".
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ
Рыбка
v Эта игра позабавит ребенка в ванне или бассейне.
v Двигайте руку под водой, изображая рыбку, и произносите стишок:
Рыбка в озере жила,
К нам с тобою приплыла.
Малыша мы будем мыть,
Рыбку будем мы ловить.
Нам вода не холодна.
Где же рыбка? Вот она!
v Когда скажете: "Вот она!", слегка облейте малыша водой.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ
Маленькие пальчики
v Держите ручку ребенка и двигайте один из его пальчиков назад и вперед, приговаривая: "Пальчик, пальчик, шевелись".
v Повторите это с каждым пальцем.
v Проделайте то же самое с пальчиками ног.
v Двигая пальцы ног и рук ребенка, приговаривайте:
Что мы сделаем с нашими пальчиками?
Что мы сделаем с нашими пальчиками?
Что мы с ними сейчас сделаем?
Мы пошевелим нашими пальчиками
Мы пошевелим нашими пальчиками.
Мы сейчас ими пошевелим.
v Попытайтесь также потрясти его пальчики {или покачать, постучать ими и т.п.).
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СВОЕМ ТЕЛЕ
Дотронься пальчиками
v Возьмите ручку ребенка в свои и, нежно перебирая каждый пальчик, говорите: "пальчик".
v Так же нежно и по очереди перебирайте пальчики на ногах и говорите: "пальчик".
v Теперь положите пальцы рук малыша на пальцы его ног.
v Пропойте стишок на любой мотив, который вам нравится.
Пальцем ручки пальцев ножки
Мы коснемся осторожно,
Пальцем ручки пальцы ножки
Мы потрогаем опять.
Мы теперь с тобою можем
Пальчики пересчитать:
Раз. два, три, четыре, пять!
v Дотрагивайтесь до каждого пальца ручки или ножки ребенка, считая до пяти.
ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПОЛУЧИТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СВОЕМ ТЕЛЕ
Месяцев