Святки-колядки
Тип проекта: творческо-игровой, краткосрочный, групповой, межгрупповой.
Участники проекта: дети, педагоги, родители воспитанников.
Актуальность реализации проекта
В настоящее время на федеральном уровне актуализируются задачи духовно – нравственного воспитания, которые раскрыты в государственных нормативных документах: «Концепции воспитания и развития личности гражданина России», «Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования», в котором выделена предметная область «Духовно – нравственная культура народов России».
Необходимо с детства обращать внимание на душевный и духовный мир детей. Душа современного ребенка выбирает себе в пользование любовь, доброту, тепло семьи, честность, порядочность друзей, надежность, прочность общего дома – Родины.
Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
•Сформировать представление о рождестве, рождественских святках, колядках
• Активизировать речь через устное народное творчество: колядки, стихи, загадки, песни.
• Воспитывать любовь к русской народной культуре.
Гипотеза реализации проекта.
Соприкосновение с традициями духовно обогащают ребенка, поддерживают интерес к его истории и культуре. Приобщение детей к участию праздника и обрядах родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт, формирует чувство благородства и ответственности за личную деятельность, творческое созидание и достойное поведение.
Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народной культуре, ее материальным и духовным ценностям. Находясь в постоянном соприкосновении с фольклором, дети постепенно осваивают народный музыкально-поэтический язык, стереотипы поведения, коммуникативные навыки.
|
Предполагаемый результат проекта.
· Дети проявляют интерес к изучению русской народной культуры;
· Имеют представления о традициях празднования святок – колядок;
· Осознают принадлежность к своему народу;
· Используют в активной речи устный народный фольклор;
· Желают и умеют играть в народные игры;
Предварительная работа с детьми:
• Беседы по картинам русских художников А. Саврасов «Зимний пейзаж», П. Соколов«Тройка зимой».
• Заучивание колядок, стихов, загадок.
Обеспечение проекта
1. Научно-методическое: подбор необходимой литературы, сценария;
2. Материально-техническое: аудиосистема, мультимедийное оборудование;
3. Наглядно-дидактическое: предметы русского быта, фотографии, иллюстрации, мультимедийные презентации.
Формы организации
· Беседа, общение.
· Игры: дидактические, сюжетные, хороводные, подвижные.
· Слушание и разучивание фольклорных произведений.
Развлечение.
1 - Этап - подготовительный:
Цель:
создание организационных условий, обеспечивающих реализацию проекта.
Содержание мероприятий и предполагаемый результат:
1. Изучение эффективного педагогического опыта по работе с дошкольниками в рамках проблемы проекта.
2. Составление перспективно-тематического плана по реализации проекта.
4. Подбор материала по теме. (иллюстраций, стихов, песен, рассказов о Рождестве, поделки)
|
5. Подготовка методического сопровождения по проекту «Рождество Христово»
6. Обогащение предметно-пространственной среды в группе
Оформление группы:
1) Выставка рождественских открыток.
2) Уголок ряженья для колядования
3) Выставка книг на Рождественскую тему.
4).Изготовление масок для обряда колядования.
5) Изготовление дидактических игр. («Добро и зло», «Хорошо-плохо»)
Этап работы - основной
Цель
-осуществление педагогической работы.
Содержание мероприятий и предполагаемый результат:
1. Проведение бесед.
2.Чтение книги «Круг светлых дней» В. Соколовского
3. Т. Даули «Рождественская ночь»
«Рождественская звезда»
«Рождественская история»
4. Стихи на тему «Рождество», заучивание колядок.
5.Подготовка презентации «Колядки», видеоклипы: «Зимняя сказка», «Рождество христово, «Тихо падает снежок».
6. Загадывание и разгадывание загадок.
7. Знакомство с народными приметами.
8. Аппликация на тему: «Рождественские звезды»,
9. Рисование на тему: «Рождественский ангел» (Использование различные приемов и средства для передачи сюжета.)
10. Изготовление русско-народных кукол из ткани.
11. Ситуативный разговор: «Как тебе следует поступить в данной ситуации? »(Дети учатся контролировать себя, смотреть на себя со стороны, прежде чем что-то сделать).
12. Проведение подвижных игр. «Золотые ворота», «Веселый бубен», «Два мороза», «Пирог», «Бабка Ёжка», «Шла коза по лесу».
13. Сюжетно – ролевые игры: «Семья»; «Дом»; «Магазин»; «Детский сад»;
Этап - Заключительный
Цель
- подведение итогов по реализации проекта «Святки-колядки»
|
Содержание мероприятий и планируемый результат:
1.Проведение развлечения на тему ««Мы идем колядовать ».
2.Изготовление русской избы.
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по реализации проекта «Святки - колядки».
Тема | Содержание | Работа с родителями | Срок выполнения | |
Диагностика | Диагностика на выявление имеющиеся у детей знаний о народных традициях празднования колядок, умение играть в народные игры, использование в речи малых фольклорных жанров Организованная образовательная деятельность на тему: «Святки»; Подвижные игры на прогулке «Змея», «Звонарь» и т.п.; | Анкетирование
| Первая неделя | |
Традиция празднования колядок. | Общение с использованием презентации «Как одевались в старину» - закрепить знания о русском костюме; обогащать лексику словами, обозначающими названия одежды и головных уборов Д/и «Что сначала, что потом»- учить устанавливать связи между национальной русской и современной одеждой; развивать диалогическую речь: участвовать в беседе, выражать свою точку зрения Беседы: «Рождество», «Святки», «Коляда». «Веселая Коляда» - познакомить детей с особенностями древнего русского обряда «Колядки» - хождение по домам с исполнением колядных песен, одаривание колядовщиков, игры. Общение с использованием презентации «Гадания». Познакомить с обычаями и способами гадания. Экспериментальная деятельность: «Гадание со свечой». Активизировать интерес детей к окружающему миру. Игры:«Волшебный клубок», «Мороз-красный нос», «Золотые ворота», «Веселый бубен», «Два мороза», «Пирог», «Бабка Ёжка», «Шла коза по лесу». - Развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений, умение соблюдать правила игры. -осуществление педагогической работы. Чтение книги «Круг светлых дней» В. Соколовского Т. Даули «Рождественская ночь» «Рождественская звезда» «Рождественская история» Стихи на тему «Рождество», заучивание колядок. Загадывание и разгадывание загадок. Знакомство с народными приметами. Аппликация на тему: «Рождественские звезды», Рисование на тему: «Рождественский ангел» (Использование различные приемов и средства для передачи сюжета.) Изготовление русско-народных кукол из ткани. Ситуативный разговор: «Как тебе следует поступить в данной ситуации? »(Дети учатся контролировать себя, смотреть на себя со стороны, прежде чем что-то сделать). Сюжетно – ролевые игры: «Семья»; «Дом»; «Магазин»; «Детский сад»; | Попросить родителей оформить презентации: «Колядки», «Гадания». Привлечение родителей к изготовлению костюмов. Консультация для родителей «Игры и забавы на улице. Народные приметы». | Вторая неделя | |
Веселая Коляда |
Развлечение «Мы идем колядовать» - способствовать непринужденному речевому общению на основе совместной деятельности; воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня, развивать положительные эмоции от совместной деятельности с детьми из других групп. | Консультация «Как колядовали в старину» Консультация для родителей «Поделки вместе с мамой. Рождественское печенье из солёного теста». | Третья неделя | |
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие »:
Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее;
Продолжать знакомить с русским хороводом, пляской.
Научить выполнять аппликацию на тему: «Рождественские звезды»,
Научить рисовать на тему: «Рождественский ангел» (Использование различные приемов и средства для передачи сюжета.)
Активировать интерес к созданию русско-народных кукол своими руками.) Создание уголок ряженья для колядования.Выставка книг на Рождественскую тем.Изготовление масок для обряда колядования.
Образовательная область «Физическое развитие »:
Продолжать закреплять умение детей самостоятельно организовыватьзнакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество;
Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.Проведение подвижных игр. «Золотые ворота», «Веселый бубен», «Два мороза», «Пирог», «Бабка Ёжка», «Шла коза по лесу».
Образовательная область «Познавательное развитие »:
Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать;
Закреплять знания о русских народных праздниках и обычаях, с помощью просмотров презентаций: «Колядки», «Гадания».
Образовательная область «Речевое развитие»:
Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка;
Помогать логично и понятно высказывать суждение;
Способствовать развитию любознательности;
Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний; Загадывание и разгадывание загадок;
Знакомство с народными приметами.Проведение бесед.
Чтение книги «Круг светлых дней» В. Соколовского
Т. Даули «Рождественская ночь»
«Рождественская звезда»
«Рождественская история»
Стихи на тему «Рождество», заучивание колядок.
Развивать артикуляционный аппарат.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия;Помогать детям, доброжелательно общаться со сверстниками;
Воспитывать уважительное отношение к окружающим; обогащать словарь детей вежливыми словами.Ситуативный разговор: «Как тебе следует поступить в данной ситуации? »(Дети учатся контролировать себя, смотреть на себя со стороны, прежде чем что-то сделать).
Итог:
• Оформление альбома «Колядки»;
•Изготовили русскую избу, туда же разместили русско-народные куклы из ткани.
• Проведение досуга для детей средней и подготовительной групп «Мы идем колядовать ».
Выводы:
Пройдя все этапы проекта, дети пришли к выводу:
- Я теперь узнала, что из себя представляет праздник «Рождество». – Сказала Катя.
- Я знаю о гаданиях мне и бабушка о них рассказала - сказала Маша.
- Многие ребята говорили, как же весело жили наши предки и какие у них были интересные обычаи. Жаль, что у нас сейчас нет такого обычая, ходить по домам.
По итогам работы было отмечено:
1. Повышение интереса к русско - народным праздникам и обычаям у детей и их родителей.
2. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта«Святки - колядки».
4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал Дошкольное воспитание № 10-2013 г., № 12-2013.
2. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении. ООО «Гном-Пресс» 2000.
3. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 2002.
5. Битютская Н.П. Система педагогического проектирования. Учитель, 2012.
Интернет – источники
6. Режим доступа: www.razumniki.ru
7. Режим доступа: www.Strana-sovetov.com
8.Режим доступа: www.ru.wikipedia
Приложение.
Развлечение «Мы идем колядовать».
Группа: подготовительная
Цель: приобщение детей к традициям русского народного творчества.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить детей с историей и традициями празднования Рождества;
- рассказать, какое значение на этом празднике имело кукла Коляда.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к традициям своего народа,
- обогащать словарный запас.
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма;
- развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.
Ход развлечения:
Колядующие подходят к двери групповой комнаты, играя на шумовых инструментах (трещотки, бубны, ложки, свистульки). Стучат в дверь и поют «Авсень».
Авсень, авсень, ты гулял по всем,
По заулочкам, по проулочкам.
Кому песни поём – тому сбудется,
Кому сбудется – не минуется.
Ведущий:
Выходи, боярин, выходи, хозяин!
Принимай гостей со всех волостей!
Разреши поколядовать!
Дверь колядующим открывают, приглашая в гости. Они заходят, разбрасывая пшено, приговаривая колядку.
Приходила Коляда
Накануне Рождества
Кто даст пирога –
Тому полон хлев скота.
Овин с овсом, жеребца с хвостом.
Ведущий:
Доброе утро, щедрое утро!
Людям добрым на здоровье.
Первый колядующий:Вот и матушка-зима пришла.
Растворяй-ка ворота!
Пришла и коляда.
Коляда: Кто звал-зазывал, Коляду кричал.
Заходит ребёнок с куклой Колядой.
Второй колядующий: Уж как наша коляда
Ни мала, ни велика.
Она в дверь к вам идёт,
Да всем поклон шлёт!
Хозяев знает, добром величает!
Ведущий:
А как первая звезда, да Наталья Георгиевна.
(Колядующие называют по имени воспитателей тех групп, куда они зашли).
А вторая звезда – помощница ваша,
(называют по имени помощника воспитателя).
А деточки-то, что часты звездочки,
Один другого краше.
Все вместе:
Слава вам! Слава!
Третий колядующий: Чем вы нас, хозяюшка, подарите?
Денег мешок или каши горшок?
Кувшин молока или кусок пирога?
Копеечки на конфеточки или гривеннички на прянички?
Ведущая: Мы пришли к вам с играми да потехами. Вот гномик Весельчак с нами пришёл. Уж он то сумеет вас потешить и развеселить.
А ну-ка, гномик Весельчак, покажись
Потешь народ, попляши-ка, дорогой
Танец: «Гномики».
А ещё с нами пришла молодушка – наша бабушка Ягушка.
Баба Яга: Не ждали бабушку Ягушку? А я тут – как тут. Будем играть от метлы бежать.
Игра «Бабка Ёжка».
Бабка Ёжка, костяная ножка.
С печи упала, ногу сломала.
Пошла в огород, рассмешила весь народ.
Пошла на улицу, раздавила курицу (дети ходят по кругу, по окончании слов Баба Яга водит под ногами метёлкой, все подпрыгивают).
Баба Яга: Знаю я примету древнюю. Кто во время колядок чихнёт, тот здорово год проведёт. Кто болеть не хочет - чихайте, что есть мочи. (Все чихают).
Я с вами поиграла и хочу, чтоб вы мне песню спели про зимушку, чтоб на душе было теплее.
Ведущая: А какую мы ребята зимнюю песню знаем?
Песня: «Здравствуй Зимушка - Зима».
А загадки любите отгадывать?
Отгадайте-ка загадки.
1. Зимой — звезда, весной — вода. (Снежинка)
2. Что вверх корнем растет? (Сосулька)
3. Текло, текло и легло под стекло. (Лед на реке)
4. Построенхлевец для пяти овец. (Рукавица)
5. Ни ведерка, ни кисти, ни рук, а побелит все крыши вокруг. (Зима)
Четвертый колядующий:Будете нас дарить - будем вас хвалить,
А не будете нас дарить - будем вас корить.
Теперь игра - не развлеченье.
А с большим, большим значеньем.
Смелые, выходите, свою ловкость покажите!
Игра «Попади снежком в ведро».
Девочка:
Что с ногами, не пойму!
Вправо-влево носятся,
Не стоят они на месте,
Так в кадриль и просятся!
«Частушки».
1. Заиграй-ка балалайка,
Балалайка – три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите плясуны!
2. Эй, топни, нога, топни, правенькая.
Я плясать пойду,
Хоть и маленькая.
3. Не хотела я плясать, стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла – я не удержалася!
4. По деревне я шла и Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал – курица обидела!
5. Эх, топну ногой, да притопну другой,
Устоять не могу, вот характер какой!
6. Мы всегда везде такие – утром, вечером и днём,
Потому что мы частушки развесёлые поём.
7. Раздайся, народ, меня пляска берёт;
Пойду, попляшу, себя людям покажу.
8. На столе стоит стакан, а в стакане – тесто;
До свиданья папа с мамой, я уже невеста.
9. У частушки есть начало, у частушки есть конец,
Кто частушки наши слушал, прямо скажем – молодец!
Во время частушек мальчики играют на трещотках, ложках и других ударных инструментах, а девочки помахивают платочками.
Выходит цыганка
Цыганка: Не гадали и не ждали! Вот она я! Здравствуйте! Кто желает погадать? Вижу желающих много!
Без гадания, что за святки, погадаем-ка, ребятки. (Достаёт мешочек с записками, дети по очереди подходят, достают записку с картинкой, цыганка объявляет, что это обозначает).
Машина – приобретёте машину.
Сердце –вас ждёт большая любовь.
Пистолет – удачная охота.
Капуста – к деньгам.
Картошка – будешь в мундире.
Сыр – достаток в доме.
Лавровый лист – слава и известность.
Лимон – удачный выигрыш.
Шиповник – повышение по службе
Гвоздика – быть в центре внимания.
Морковь - любовь.
Рис – усердие в работе и достойное вознаграждение.
Семечки – скука.
Лента – счастливая и долгая жизнь.
Расческа – поменяете имидж.
Нитки – приобретение обнову.
Матрёшка – большая семья.
Ребята, я ещё знаю другое гадание. Погадаем на ваше будущее – кем вы станете, когда вырастите?
(Показывает карточки с изображением людей разных профессий. Даёт каждому вытянуть карточку).
Ведущий: Бородой козёл трясёт. Так и рвётся в хоровод.
Выходит коза: Добра желаю вам! Святки праздновать я рад, становитесь ребята в хоровод!
Игра «Шла козёл по лесу».
Ведущий: Ребята, у вас хорошее настроение? Думаю, оно будет ещё лучше после игры «Весёлая минутка». На каждый мой вопрос дружно отвечаем «Вот так!» и повторить жест за нами. Как живёшь? Как идёшь? А бежишь? Ночью спишь? Как берёшь? Как даешь? Как шалишь? Как грозишь? Ну а дразнишь, как?.
Ведущий: Мы и пели, и плясали, Праздник Рождества встречали.
Не пора ли вам, хозяюшки, колядовщиков-то одарить?!
Не скупитесь, поделитесь, Щедро всем распорядитесь
Пусть свечи огонек Согревает нас всех, И пусть в Новом году
Звонче слышится смех.
Презентация «Всё про Колядки».
Много лет назад, Петр первый издал указ, которым повелел праздновать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января, как это давно уже делали во многих других странах. И теперь в эту ночь мы с вами празднуем Новый год, ждем деда Мороза, подарки, зовем гостей.
А знаете ли вы, что наши бабушки, дедушки праздновали еще один праздник, более старый, древний - 7 января - Рождества Христово. В этот день по преданию на земле случилось Великое чудо – родился Бог, Иисус Христос. И поэтому по сей день люди празднуют этот праздник с надеждой на чудо. И, говорят, самые заветные и добрые желания обязательно сбываются. После Рождества и до Крещения (19 января) Люди ходил колядовать, т. е. празднично обходили дома с пением колядок – песен, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия и т.д. Началу года придавалось особенное значение: как встретишь Новый год, таков он и весь будет.
А до прихода праздника Рождества, «Колядки» обозначали первый день месяца. Есть и другие объяснения, например от слова коло – круг. Праздновались они в январе, во время зимнего солнцестояния. В этот день, согласно поверью, солнце наряжается в сарафан и кокошник и едет «на разрисованном вазочке на вороном конечке» в теплые страны (к весне и лету).
А как же происходило колядование? После всех подготовок и праздничного ужина начиналась любимая забава – колядование. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись подарки, переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов). Молодые люди наряжались в костюмы животных и нечистой силы. Во главе такого зверинца всегда была коза – она всегда занимала особое место в веровании. Каких животных вы здесь увидите?
Колядки – обрядовые песни. Колядующие носили с собой изображение солнышка, позднее - «Рождественскую звезду». Колядки содержат добрые пожелания благосостояния, доброго здравия, богатого урожая, благополучия в семье… Послушайте такую колядку, что здесь желают хозяевам?
Уж я сяду на порог – дай лепёшку и пирог!
Чтобы курочки водились, чтобы свинки поросились,
Чтоб коровушки телились, чтоб кобылки жеребились!»
Все Чтобы счастье и веселье было в доме круглый год,
Чтоб гостей невпроворот!
Чтобы получить благословение, нужно было ублажить колядовщиков, чем те и пользовались, весело требуя гостинцев и подарков. Это считалось чем-то вроде отдарков за колядование. Скупым они шутливо предрекали разорение. При этом подарками могло быть все что угодно, в основном пища. Обычно колядовщикам давали обрядовое печенье, баранки, коровки, козульки, пироги и караваи, так называемые символы плодородия. Каравай, например, символизирует тучность коровы
Колядующих угощали пирогами, конфетами, орехами, иногда давали денежку. Не пускать колядующих или выгонять считалось очень плохо, у таких хозяев будет в доме все плохо, поэтому все готовились к встрече колядующих, очень старались как можно лучше их встретить.
Традиционные Русские гадания.
русские гадания Гадали, ворожили и предсказывали судьбу на Руси еще с незапамятных времен, по сути гадания в разных формах практиковались еще до того, как появились первые государства и княжества. Русь стояла на пути между Европой и Азией, а история русских народов всегда была непростой, многое перемешалось в сознании русских народов. В том числе, в русских гаданиях, в некотором роде, есть отражение культурного наследия пережившего смену бесчисленных эпох. Так, например среди дошедших до наших дней гаданий есть традиционно русские гадания, которые практикуют исключительно в ночь на рождество, в ночь на старый новый год, на святки, а так же в ночь на Ивана Купалы.
Гадание с зеркалом, на суженного ряженного
Это гадание считается наиболее пугающим, так как этот вид гадания следует проводить в одиночестве в почти полной темноте, в комнате освещенной лишь тусклым светом свечи. К тому же есть легенда, что если подойти к гаданию серьезно, то это гадание может лишить человека разума.
Для самого гадания вам понадобятся два зеркала - большое и чуть поменьше, а также две свечи обязательно в подсвечниках. Садитесь перед большим зеркалом, а по обе стороны от него зажженные свечи. Напротив большого зеркала ставите меньшее лицом к нему, чтобы в отражениях получился бесконечный зеркальный коридор. Когда вы все это устраиваете, говорите "Суженный, ряженный, покажись мне в зеркале". Когда все готово, начинайте всматриваться в зеркальный коридор, там начнет приближаться к вам суженный. Когда вы его достаточно рассмотрите, скажите "Чур сего места!" и уберите одно зеркало, чтобы нарушить коридор. Не ждите когда он совсем близко приблизиться к вам, лучше раньше прервите гадание. По преданию, если вы не успеете убрать зеркало во время гадания и слишком близко подойдете к суженному, то такое гадание может закончиться плачевно.
Гадание на воде с помощью воска
Проведение этого гадания весьма простое, для гадания требуются лишь восковые свечи и вода. Из-за своей простоты гадание на воске стало широко распространенным, в частности это гадание стало традиционным для святочных гаданий. Для гадания, выбранную вами свечу мелко режете на кусочки и пересыпаете в металлическую ложку. Ложку нагреваете над огнем до тех пор, когда воск расплавится и станет жидким. Теперь быстро выливаете его в приготовленный таз с водой. Там воск застывает и становится похожим на какой-нибудь символ, вот его - то и разгадываете. Обычно это какие-то знаковые фигуры, которые означают богатство, здоровье, удачу или наоборот бедность и болезни.
Гадание на воде с помощью кольца
Этим гаданием часто пользовались незамужние девицы, чтобы узнать имя своего будущего супруга. Довольно простое и незатейливое гадание пользовалось, в свое время, широкой популярностью.
Для начала гадания с помощью кольца необходимо обручальное кольцо, полностью очищенное до блеска, стакан с водой и свечи. Дно у стакана должно быть абсолютно гладким - без выступов и надписей. Воды налить чуть больше половины и осторожно опустить кольцо на дно стакана. Само гадание должно проходить в темной комнате при зажженных свечах. При свете от свечей следует смотреть через воду в центр кольца, где и должно появиться лицо или имя суженого.
Гадания на огне, гадание по теням и силуэту
Это гадание очень популярно и в настоящее время. Оно основано на разгадывании силуэтов тени в прямом смысле. Гадание должен делать именно тот, кто хочет узнать свое будущее. Для этого надо взять большой лист бумаги (можно и газету) и смять его руками, но так чтобы получилась некая фигура не похожая на шар. Затем ее кладут на дно перевернутого блюда или большой тарелки и поджигают. Позади горящей бумагой ставят зажженную свечу, так чтобы бумага отбрасывала тень. Тень от горящей бумаги должна падать на стену, освещенную свечой или неяркой лампой. Не забывайте, что гадание следует проводить в полном одиночестве, в темном помещении.
Гадание на чайной гуще
Держа чашку в левой руке, разбалтывают чай (жидкость должна слегка прикрывать дно) — делая три резких поворота чашкой по часовой стрелке, и переворачивают чашку, держа ее ручкой к себе, слегка отклоняя, заглядывают внутрь. Мысленно разделяют объем чашки пополам. Все, что ближе к ручке, имеет отношение непосредственно к гадающему, остальное — к посторонним, но знакомым людям. Чайная гуща у стенок чашки предсказывает ближайшее будущее, на дне — отдаленное: Тарелку аккуратно вращают, чтобы не разрушить пепел и не изменить пламя и смотрят на получаемые тени от горящей бумаги. В них появятся символические очертания, по которым и определяют судьбу гадающего. В процессе гадания так же рекомендуется говорить несложное заклинание, например такое "Явись дух, отвори дверь, открой мое будущее".
Гадание по луковице
Хотите узнать, какая будет погода в каждом месяце следующего года? Разрежьте луковицу на двенадцать долек. Каждая долька — один месяц, от января до декабря. Теперь посыпьте дольки солью и оставьте на ночь. Утром посмотрите внимательно, на какой дольке соль намокла, а на какой — нет. Так и определите, какие месяцы нового года будут дождливыми или снежными, а какие — сухими.
Гадание на чашках
Надо взять несколько непрозрачных чашек. Разложите в них хлеб, соль, сахар, кольцо, деньги, в одну налейте воду. Гадающих должно быть столько, сколько чашек. Каждый из собравшихся по очереди выбирает чашку с закрытыми глазами.
Лук — к слезам, хлеб — к достатку, кольцо — к свадьбе, вода — вас ожидает устойчивое положение, соль — будьте внимательны: в ближайшее время вас могут постигнуть неприятности. Если досталась чашка с сахаром, скоро вас ожидает веселье. Деньги — станете богатым.