4.1. Расчет закрытой червячной передачи
4.1.1. Проектный расчет
4.1.1.1. Выбор числа векторов червяка, Z1, при U 8... 14
Z1=4
4.1.2. Выбор числа зубьев колеса, Z2
Z2 = U * Z1,
Z2 = 12.5*4 = 50
4.1.3. Определяем межосевое расстояние по формуле:
Qw = ()3 , где
Z2 – число зубьев колеса - коэффициент диаметра червяка
[G]н – контактное напряжение материала венца червячного колеса
Т2 - крутящий момент на валу червячного колеса
К - коэффициент нагрузки червячной передачи
Qw = ()3 = 192,4 мм
4.1.4. Определяем модуль зацепления по формуле:
m = 2 * aw/q + Z2, где
aw – межосевое расстояние
q – коэффициент диаметра червяка
Z2 – число зубьев колеса
m = 2 * 192,4 / 12,5 + 50 = 6,16 мм
принимаем стандартное значение модуля зацепления m = 6,30 мм по 1 ряду. 4.1.5. Определяем фактическое значение межосевого расстояния:
aw = 0,5 * m * (q+Z2)
aw = 0,5 * 6,3 * (12,5 + 50) = 196,875 мм
принимаем aw=200 мм
4.1.6. Определяем коэффициент смещения инструмента х:
X = aw/m – 0,5 * (q + Z2)
X = 200/6.3 - 0,5 * (12.5+50) = 0.496 ≥ 1
X = 0,496
4.1.7. Основные геометрические размеры передачи
4.1.7.1. Основные размеры червяка:
- делительный диаметр
d1 = q * m
d1 = 12,5* 6,3 = 78,75 мм
d1 = 78,75 мм
- начальный диаметр
dw1 = m(q+2*x)
dw1 = 6,3(12,5+2*0,496) = 85,00 мм
- диаметр вершин витков
da1 = d1 + 2*m
da1 = 78,75+ 2*6,3 =91,35 мм
da1 = 91,35 мм
- диаметр впадин витков
df1 = d1 – 2, 4 * m
df1 = 78,75 – 2,4 * 6,3 = 63,63 мм
df1 = 63,63 мм
- делительный угол подъема линии витков
V = arctg (Z1 / q)
V = arctg (4/12,5) = arctg 0,32 = 17,744567
V = 17,744567
- длина нарезаемой части червяка
b1 = (10+5,5*x+Z1)*m+100*m / Z2
b1 = (10+5,5*0,496+4)*6,3 + 100 * 6,3 /50 = 117.99 мм
b1 ≈118 мм
4.1.7.2. Основные размеры венца червячного колеса
- делительный диаметр
d2 = dw2 = m*Z2
d2 = 6,3 * 50 = 315мм
d2 = 315мм
- диаметр вершин зубьев
da2 = d2 + 2m (l + x)
da2 = 315 + 2 * 6,3(1 + 0,496) = 333,85
da2 = 333,85
- наибольший диаметр колеса
dam2 = da2 + 6m/(Zi + 2)
dam2 = 333,85 + 6 * 6,3 / (4 + 2) = 340,15 мм
|
dam2 = 340 мм (принимаем)
- диаметр впадин зубьев
df2 = d2 - 2m(1,2 - х)
df2 = 3l5 – 2 * 6,3(l,2 - 0,496) = 306,13 мм
df2 = 306,13 мм
- ширина венца при Zl = 4
b2 = 0,315
b2 = 0,315 * 200 = 63 мм
b2 = 63 мм
- радиусы закруглений зубьев
Ra = 0,5dl - m
Ra = 0,5 * 78,75 - 6,3 = 33,075 мм
Ra = 33,075 мм
Rf = 0,5dl + l,2m
Rf = 0,5 * 78,75 + 1,2 * 6,3 = 46,935 мм
Rf = 46,935 мм
- условный угол обхвата червяка венцом 2δ
sinδ = b2/dal - 0,5m
sinδ = 63/91.35 - 0,5 * 6,3 = 0,7143
2δ = 2 * 45,58 = 91,17
Принимаем 2δ= - проверочный расчет
4.1.8. Коэффициент полезного действия червячной передачи
= tg V/ tg (V + ), где для скорости скольжения
Vs = UT * W2 * dl/2cosV * 103
Vs = 12,5 * 12,24 * 0,07875/2cosV * 17,745 = 6,3 м/с ср = 1,25 (таб.4.9[1])
= tg 17,74467/tg(17,74467 + 1,25) = tg 17,74467/tg 18,99467 = 0,934
4.1.9. Контактное напряжение зубьев колеса
Gн = 340/ Ft * K/ 'dl * d2 [G]н = 164 МПа, где
Ft2 - окружная сила на колесе
К - коэффициент нагрузки, К=1,20 при V = 5,44 м/с, V1 > 3 м/c
Ft2 = 2 * T2 * 103 / d2
Ft2 = 2 * 565,7 * 103/315 = 3592Н
Gн = 340 78,75 * 315 = 142 MПa < [G]H
4.1.10. Направление. Напряжение изгиба зубьев колеса.
Gl = 0,7 * YF2 * Ft2/b2 * m * К [G]F = 109 МПа, где
YF2 - коэффициент формы зуба колеса, определяется по таб. 4.10 [1], в зависимости от ZV2
ZV2 = Z2/cos3 V
ZV2 = 50/09523 = 57,9, тогда YF2 = l,40
Gf = 0,7 * 1,40 * 3592/63 * 6,3 * 1,20 = 10,6 МПа [G]F
4.2. Расчет закрытой цилиндрической зубчатой передачи.
4.2.1. Определяем межосевое расстояние
Ан ≥ Ка(Uц + 1) * / Ѱа * Uц2 * [G]H2 * Кн , где
Ка – вспомогательный коэффициент, Ка = 49,5 для прямозубых передач
d2 – делительный диаметр колеса
Uц – передаточное число цилиндрической передачи
Т3 – крутящий момент на валу тихоходной ступени
Ѱа – коэффициент ширины венца колеса
[G]F – допускаемое контактное напряжение колеса
Кн – коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба
|
Ѱа = b2 / Aw = 0,2...0,25 принимаем Ѱа = 0,2
Кн = 1 для прирабатывающих зубьев
Аw = 49,5(4,17 + 1)* 3 * 1/ 0,2 * 4,1712 * 5822 = 250мм
Принимаем Aw = 250 мм
4.2.2. Модуль зацепления
m ≥ 2 * Km * T3 * 103 / d2 * b2[G]F, где
Km - вспомогательный коэффициент, Кm = 6,8 для прямозубых передач
d2 – делительный диаметр колеса
b2 – ширина венца колеса
[G]F – допускаемое напряжение изгиба материала колеса
d2 = 2* Аw * Uц/Uц +1
d2=2*250*4,171/4,171+l = 403,8 мм
Ь2= Ѱа * Aw = 0,20*250 = 50 мм
m = 2 * 6,8 * 2362 * 103/403,8 * 50 * 318 = 5,00 мм
принимаем m = 5 мм
4.2.3. Определим суммарное число зубьев шестерни и колеса:
- для прямозубых колес
Z v = Z1 + Z2 = 2 *Aw/m
Z v = 2*250/5 = 100
2.4.4. Определяем число зубьев шестерни
Z1= Z v /l+Uц
Z1 = 100/1+4,171 = 19
Z1 = 19
4.2.5. Определяем число зубьев колеса
Z2 = Z v – Z1
Z2 = 100-19 = 81
Z2 = 81
4.2.6. Определяем фактическое межосевое расстояние
Для прямозубых межосевое расстояние:
Aw = m(Z1 + Z2)/2=5* 100/2=250 мм
4.2.7. Фактическое передаточное число:
Uф = Z2/Z1 = 81/19 = 4,263
∆U = (U2 – Uц) * 100%/Uц
∆U = (4,263 – 4,171) * 100%/4,171 = 2,21% ≥ 4%
4.2.8. Основные геометрические параметры передачи:
Шестерня Колесо
4.2.8.1. Диаметр делительный
d1 = m*Z1 d2 = m*Z2
d1 = 5* 19=95 d2 = 5*81 = 405
d1 = 95 d2 = 405
4.2.8.2. Диаметр вершин зубьев
da1 = d1 + 2m da2 = d2 + 2m
dal = 95+2*5=105 da2 =405+2*5 = 415
dal =105 da2 = 415
4.2.8.3. Диаметр впадин зубьев
df1 = d1-2,4*m df2 = d2-2,4*m
df1 = 95-2,4*5 = 83 df2 = 405-2,4*5 = 393
df1 = 83 мм df2 = 393мм
4.2.8.4. Ширина венца
b1 = b2+(2...4) = 54 b2 = Ѱa* Aw = 0,2*250 = 50
b1 = 54 мм b2 = 50мм
Проверочный расчет
2.4.9. Межосевое расстояние
Aw = d1+d2/2
Aw = 95 + 405/2 = 250 мм
2.4.10. Контактное напряжение, GH, н/мм2:
Gн = K * * Кн2 * Кнᵦ* Kнv ≤ [G]н = 744 н/мм2, где
К – вспомогательный коэффициент, для прямозубых передач К = 436
Ft – окружная сила в зацеплении
Кн2 – коэффициент учитывающий распределение нагрузки между зубьями, для прямозубых передач Кн2 =1
|
Kнv – коэффициент динамической нагрузки, он определяется по окружной скорости V
V = W4 * d2/2 * 103 = 2,93 * 405/2 * 103 = 0,60 м/с, 9 степени точности изготовления Kнv = 1,05
Ft = 2T3 * 103/d2 = 2 * 2362 * 103/405 = 11664 н
GH=436 * * 1 * 1 * 1,05 = 778 н/мм2
Перегрузка составляет
∆G = (778 - 744)/744 * 100% = 4.6% < 5%, что допустимо
2.4.11. Напряжение изгиба зуба колеса
GF2 = YF2 * Yᵦ * (Ft / b2 * m) * KF2 * KFP * KFV ≤ [G]F2 = 318 н/мм2, где
YF2 - коэффициент формы зуба колеса
Yᵦ - коэффициент, учитывающий наклон зуба (прямозубая передача Yᵦ = l)
GF2 = 3,63 * 1 * (11664/50*5)* 1* 1* 1,01=171 н/мм2 < [G]F2