УЗКИЙ ПУТЬ В НЕБЕСНЫЙ ГРАД.




О НЕРАЗУМНОЙ РЕВНОСТИ И РАСКОЛАХ.

ПРОЛОГ

 

В истории Вселенской Церкви не трудно заметить такой парадокс: в борьбе с ересями, многие ревнители истины, зачастую не осознавая того сами, становились ересиархами или расколоучителями. Пожалуй, девять из десяти еретиков стали таковыми при борьбе с какой-либо ересью.

Зачастую, даже при правильной борьбе происходили некоторые незначительные (в пределах Православия), но заметные «перекосы» в догматическом учении Церкви, на почве которых затем рождались новые ереси и расколы, с которыми потом приходилось снова бороться святым отцам.

Так, в многолетней борьбе с арианством возник некий «перекос», несколько односторонний акцент на Божественную Природу Спасителя нашего Иисуса Христа, что, в какой-то мере спровоцировало возникновение ереси «великого умника», епископа Лаодикийского Апполинария. Или, не совсем точная терминология святителя Кирилла Александрийского послужила почвой к возникновению монофизитства и отпадению от Вселенской Церкви целого континента, всей Африки.

Я не случайно поместил в предыдущем «посте» 32-е слово святителя Григория Богослова: «О СОБЛЮДЕНИИ ДОБРОГО ПОРЯДКА В СОБЕСЕДОВАНИИ И О ТОМ, ЧТО НЕ ВСЯКИЙ ЧЕЛОВЕК И НЕ ВО ВСЯКОЕ ВРЕМЯ МОЖЕТ РАССУЖДАТЬ О БОГЕ». В нем святитель Григорий убедительно показывает, что причиной неоправданных разделений и расколов является излишняя «ГОРЯЧНОСТЬ И ВЕЛИКОСТЬ ДУХА… … СОЕДИНЕННАЯ С НЕБЛАГОРАЗУМИЕМ, НЕВЕЖЕСТВОМ».

Чтобы не произошло нечто подобное и в наших условиях, необходимо нам воевать и «десными» и «левыми», вести войну на два фронта. С одной, «левой» стороны отражать и обличать распространяющуюся ересь экуменизма. А с другой, «правой» стороны не оставлять незамеченным и другой недуг, неумеренную ревность и горячность, ведущую к разрыву не только с еретичествующим патриархом и его единомышленниками, но и с Самой Матерью Церковью.


 

СЛОВО ПЕРВОЕ.

УЗКИЙ ПУТЬ В НЕБЕСНЫЙ ГРАД.

 

Читая жития Новомучеников и Исповедников Российских, я часто ловил себя на мысли, что я им чем-то «завидую». Вот дал же Господь им возможность проявить свою любовь к Нему. Исповедуй Христа перед безбожными властями, не заключай сделок со своей совестью, не соглашайся служить НКВД, не пиши доносов на своих братьев, иди в ссылки, лагеря или на расстрел – и ты спасен. Все ясно и четко – хотя для трусливой плоти может быть и нелегко.

Но теперь вижу, что нам Господь судил еще более тяжелый крест. Это не явные озверевшие и осатаневшие гонители, и разрушители богом установленного порядка, но хитрые и пронырливые еретики, которые хотят незаметно похитить самое ценное, что у нас есть – истину, а с ней и Христа, потому что Христос – есть Истинна и Путь, ведущий в жизнь вечную. И за недостатком богомудрых руководителей на пути спасения, и за недостатком нашего смирения и терпения, этот крест становиться для нас еще труднее, и этот путь становится для нас еще более узким и тернистым.

Насколько узок путь, ведущий в жизнь вечную, нам хорошо показывает Священное Писание.

Пророку Ездре было откровение от Бога: «…град создан есть на месте полевом, есть же исполнен всеми благими: вход его тесен и в стремнине поставлен, дабы одесную огнь был, ошуюю же вода глубока: СТЕЗЯ ЖЕ ЕСТЬ ЕДИНА ТОКМО МЕЖДУ ИМА ПРОЛОЖЕНА, сиречь(то есть) между огнем и водою, ЕДИНУ ТОКМО СТУПЕНЬ(ступню) человечу могущая вместити» (3 Ездры.7:6-8).

То есть, не много не мало, ПОЛОСКА ШИРИНОЙ 10-12 САНТИМЕТРОВ НАД БЕЗДНОЙ ВЕЧНОСТИ. И всем нам предстоит пройти по этому, узкому и страшному пути! В небесный град, Горний Иерусалим другой дороги нет.

«Одесную» - огонь ревности не по разуму, ввергающий в бездну раскола.

«Ошуюю» - мутная вода ереси экуменизма и равнодушия к вопросам веры.

Подобно этому откровению пророку, было видение и некоему монаху Иоасафу из русского Свято-Пантелиймонова монастыря, что на Святой Горе Афон, в середине 19 века. Он был вначале весьма ревностен в подвиге. Но затем охладел и впал в расслабление. Но, так как он весьма почитал великомученика Георгия Победоносца и любил читать ему акафист, великомученик не презрел его молитв и в чудесном видении отвел его к Царю – Христу и ходатайствовал за него.

В этом видении есть такой фрагмент: «Все время, пока ангелоподобный юноша говорил с монахом Иоасафом, они шли по узкой дороге, по обеим сторонам которой на стенах были изображены кресты, указывавшие направление пути. Идя мимо них, прекрасный юноша осенял себя крестным знамением и произносил: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим», говоря монаху Иоасафу, чтобы он делал то же самое.

Они шли достаточно долго, и наконец, узкая дорога закончилась. За ней начинались глубокие пропасти и скалы.

Страх и трепет овладел сердцем монаха Иоасафа, когда они подошли к краю необозримой, темной и мрачной пропасти. ПО ДЛИНЕ И ШИРИНЕ ЭТА ПРОПАСТЬ БЫЛА ПОДОБНА БЕЗБРЕЖНОМУ МОРЮ, а тьму над ней, казалось, можно было пощупать рукой. За пропастью, очень далеко, виднелась высокая-превысокая гора, достигавшая неба.

Посередине над пропастью был перекинут страшный мостик – круглое бревнышко ШИРИНОЙ НЕ БОЛЬШЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛАДОНИ. Один конец этого мостика был укреплен там, где заканчивалась узкая дорога, а другой достигал подножия высокой горы. КОГДА ДУЛ ВЕТЕР, МОСТИК КАЧАЛСЯ И ДРОЖАЛ, СЛОВНО ЛИСТ НА ДЕРЕВЕ.

Страх и трепет овладел монахом Иоасафом, когда он понял, что ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫДОСТИЧЬ ГОРЫНА ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ СТОРОНЕ ПРОПАСТИ, ОНИ ДОЛЖНЫПЕРЕЙТИ ЧЕРЕЗ НЕЕ ПО ЭТОМУ, УЗКОМУ МОСТУ.

Тогда его дивный проводник вновь упрекнул его за то, что он нерадеет о молитве Иисусовой и думает о вещах, приносящих ему страх и робость. «Брат, – сказал он монаху Иоасафу, – дай мне свою руку и непрестанно твори молитву Иисусову, не думая ни о чем другом».

Так, держась за руки, они без страха пошли над пропастью по мосту, который, как мы сказали, качался и трясся подобно листку с дерева. Когда они дошли до середины этой темной пропасти, спутник монаха Иоасафа сказал ему: «ЗДЕСЬ ОСЕНИ СЕБЯ ЗНАМЕНИЕМ ЧЕСТНОГО КРЕСТА И ПРИЗОВИ В СВОЕЙ МОЛИТВЕ РАДОСТНОЕ ИМЯ ОБРАДОВАННОЙ ВСЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫИ ПРИСНОДЕВЫМАРИИ, ПОТОМУ ЧТО НА МЕСТЕ СЕМ ЕЕ ВСЕСВЯТОЕ ИМЯ ИМЕЕТ ВЕЛИКУЮ СИЛУ».

Отец Иоасаф осенил себя крестным знамением и произнес в уме: «ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, ПОМОЗИ МИ, ГРЕШНОМУ». И – о чудо! К нему пришло столько силы и дерзновения, что весь трепет и страх исчезли, несмотря на то, что мостик продолжал раскачиваться и дрожать. Пройдя по мостику довольно долгое время, они перешли через пропасть и оказались у подножия горы.

Опять тот самый узкий путь шириной в «ЕДИНУ ТОКМО СТУПНЮ ЧЕЛОВЕЧУ».

И еще один, совсем современный образ. Мы с вами выехали из Иерихона в Иерусалим (аналогия с Евангельской притчей всем понятна). На середине пути мы въезжаем на сложную развертку дорог. Кольцевое движение с множеством ответвлений дорог в разные стороны. Кто-то решил пошутить, убрал все таблички с надписями и везде написал «ИЕРУСАЛИМ».

ВО-ПЕРВЫХ. При въезде на кольцо мы должны сбросить скорость и двигаться медленно, а иначе на повышенной скорости машина просто съедет в кювет. ВО-ВТОРЫХ, если мы не знаем хорошо этой дороги, раньше по ней не ездили, лучше сделать лишний круг по кольцу или вообще остановиться на какое-то время, включить «аварийную сигнализацию», и дождаться человека, который хорошо знает ЕДИНСТВЕННУЮ истинную дорогу.

Если мы с вами свернем не на ту дорогу то, как бы мы аккуратно по ней не ехали, и какой бы она хорошей не была, мы никогда не приедем к месту назначения. И не важно, что вначале она, может быть, идет почти параллельно с правильной дорогой. Потихоньку она все равно уведет нас в сторону, и в Иерусалим мы с вами не попадем.

Повышенная скорость в этой притче – НЕРАЗУМНАЯ РЕВНОСТЬ И ГОРЯЧНОСТЬ, смешанная с ГОРДОСТЬЮ И ПРЕЗОРСТВОМ, которая не дает уму и сердцу спокойно и правильно воспринимать сложившуюся церковную ситуацию. Которая заставляют человека выбирать и подбирать каноны и цитаты из святых отцов, соответствующие мнению обладателя такой неразумной ревности, а не единственному истинному мнению Церкви (чем болеют все без исключения еретики и раскольники).

«Аварийная сигнализация» здесь – это усердная и смиренная молитва к Богу, чтобы Он, Сам послал нужного человека или соответствующие указания в догматических и канонических творениях святых отцов и учителей Церкви, чтобы безошибочно разобраться в непростой сегодняшней ситуации. Здесь не лишне будет нам вспомнить видение преп. Антонию Великому. Когда он увидел сети диавола, распростертые над всей Землей и спросил у Господа: «КТО ЖЕ МОЖЕТ ИЗБЕЖАТЬ СИХ СЕТЕЙ». Ему был Божественный ответ: - «СМИРЕННОМУДРИЕ».

Как говорит преп. Паисий Святогорец, что мы должны стараться ставить в конце наших утверждений не восклицательный знак, а – вопросительный; а еще лучше – два; а если поставим три – то будет совсем хорошо. Конечно, это не должно касаться основных, так сказать совершенно очевидных догматических и канонических понятий. Но если идет горячий спор по каким-то «запутанным» вопросам и МНЕНИЯ ДАЖЕ СТАРЦЕВ РАЗДЕЛЯЮТСЯ, то нам ли; с не очищенными сердцами от страстей, делать крайне категорические выводы.

ТЕМ БОЛЕЕ ДЕРЗАТЬ СУДИТЬ О ДЕЙСТВИЯХ И ПРЕДЕЛАХ ДЕЙСТВИЯ БОЖЕСТВЕННОЙ БЛАГОДАТИ. Для этого надо иметь чистый ум, способный вместить глубины мистического богословия, и чистое сердце, чтобы воспринимать не свои, и не тангалашкины помыслы, а ГЛАГОЛЫСВЯТАГО ДУХА. Как говорит свт. Григорий Нисский:«…БОГОСЛОВИЕ ЯВЛЯЕТСЯ, ПОИСТИНЕ, ГОРОЙ ВЫСОКОЙ, КРУТОЙ, И ОБРЫВИСТОЙ, И НЕПРИСТУПНОЙ, ПОДНОЖИЯ КОТОРОЙ ЕДВА ДОСТИГАЕТ БОЛЬШИНСТВО ЛЮДЕЙ»

И самое первое, что мы всегда должны помнить и не забывать; это слова Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего: «И ТОГДА СОБЛАЗНЯТСЯ МНОЗИ, И ДРУГ ДРУГА ПРЕДАДЯТ, И ВОЗНЕНАВИДЯТ ДРУГ ДРУГА: И МНОЗИ ЛЖЕПРОРОЦЫВОССТАНУТ, И ПРЕЛЬСТЯТ МНОГИЯ: И ЗА УМНОЖЕНИЕ БЕЗЗАКОНИЯ, ИЗСЯКНЕТ ЛЮБЫМНОГИХ» (Мф.24:10-12).

В этом, всем известном фрагменте Святого Евангелия, хотелось бы обратить особое внимание на слова Спасителя: «ВОЗНЕНАВИДЯТ ДРУГ ДРУГА» и слова «ИЗСЯКНЕТ ЛЮБЫМНОГИХ». Это и есть потеря духовного равновесия, потеря ДУХОВНОГО ФУНДАМЕНТА ХРИСТИАНСТВА.

Кто потеряет это равновесие, несомненно, упадет в пропасть, и совершенно не важно, влево или вправо, результат один и тот же – вечная погибель безсмертной души. Как говорил наш дорогой приснопамятный батюшка Кирилл Павлов: «БОРЬБА ЗА ЛЮБОВЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ ДО ПОСЛЕДНЕГО ВЗДОХА».

Только оставаясь на этом твердом христианском фундаменте любви и смирения можно пытаться о чем-то рассуждать: о догматах, о канонах, о ересях и расколах, о еретиках и раскольниках. БЕЗ ЛЮБВИ Я «МЕДЬ ЗВЕНЯЩАЯ И КИМВАЛ БРЯЦАЮЩИЙ». БЕЗ ЛЮБВИ Я «НИЧТОЖЕ ЕСМЬ».


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: