Отношение взрослых к подростку




 

Механизм возвращения также работает не на преодоление противоречий отказа от детства для того, чтобы шагнуть во взрослую жизнь. Возвращение направлено на осознание социальных ошибок, которые в детстве оценивались иначе. (Родители не могли тебя содержать не потому, что не любили, а потому, что оказались безработными). Вновь ведущим методом подростковой реабилитации становится рефлексия, граничащая с выбором между привычными способами действий и возможностью их смены ради нового движения вперед. Реабилитационное пространство должно быть превращено в социальную площадку сравнений прошлого и будущего через эксперименты настоящего. Но всякий эксперимент непременно должен быть проанализирован и оценен с помощью специалистов и социально значимого окружения.

Чтобы социальные эксперименты, обеспеченные процессом реабилитации, стали полигоном возрождения, необходимо их встроить именно во взрослое сообщество, или, как сегодня говорят, интегрировать общество и подростка с ограничениями. Это означает не тренировку наиболее эффективных средств жизнедеятельности в специализированных (часто условно закрытых) учреждениях, а нахождение взаимоприемлемых способов отношений в открытом социуме; не поиск стратегий поведения внутри группы с идентичными депривациями, а пробу сил в построении партнерских отношений с другими категориями и слоями общества. Кроме того, интеграция во взрослое сообщество определенным образом снимает жесткость в принятии подростков с ограничениями в кругу сверстников, позволяет перевести акцент с конкретных умений и навыков, что ценится в подростковой субкультуре, на социальные отношения, что ценно во взрослой субкультуре. Одним словом, интеграция открывает для особых подростков равное право на сложное вхождение во взрослую жизнь. Это, в свою очередь, превращает подростковую реабилитацию в процесс социального творчества и выбора оптимальной стратегии жизнедеятельности в условиях ограничений. Педагогическое сопровождение призвано обеспечить развивающий характер стратегии выбора.

Непреходящее значение в подростковом возрасте играют и взаимоотношения внутри группы сверстников, ведь важнейшие новообразования возраста формируются, как известно, в процессе особого типа возрастного общения и подростковой субкультуры. Процесс реабилитации в данном случае сталкивается с двумя крайностями. Одна из них состоит в том, что стихийный поиск своего места в кругу принимаемых сверстников зачастую приводит подростка к углублению потерь и ограничений. Например, асоциальная группа безпризорников приводит подростка, самовольно покинувшего семью, к правонарушениям или злоупотреблениям; закрытость общения подростков с определенными ограничениями в здоровье в связи с их обучением в специализированных образовательных учреждениях усугубляет отрицательное влияния чувства «Мы». Таким образом, у подростка создается довольно стойкий мнимый образ успешности, который может определить самодостаточный стиль всей его жизни.

Другая крайность, как ни странно, вытекает из целенаправленно организованного процесса реабилитации. Психологи отмечают достаточно частую компенсацию депривированными подростками в кругу своих сверстников активности развитыми формами реактивности: умением быстро приспособиться к любой ситуации, мгновенно реагировать на угрозу. «Для них часто важнее и даже более ценно бывает умение не проявлять себя, свою личность, а «спрятать» ее, стать незаметным, таким, как все, пассивным». Такое поведение, вполне возможно, сформировалось при крайне обостренном внимании в процессе ранней реабилитации к практическим умениям и навыкам, к излишнему вниманию формирования замещающих умений. Личностная функция остается в данной ситуации реабилитации менее задействованной. Процесс восстановления, ориентированный на «неличностные» механизмы, позволяющие приспособиться к нарушению, заменяет в определенном смысле и саму личность (А.М. Прихожан). Сталкиваясь с себе подобными сверстниками или со сверстниками вообще, подростки с ограничениями так и остаются на уровне навыков групповых отношений, сложно переходя на отношения межличностные.

Определенные способы выхода из этой противоречивой ситуации в психолого-педагогической литературе встречаются. Они еще не так однозначны и проверены на недостаточно большом массиве исследований, но, с нашей точки зрения, вполне перспективные. Речь идет о так называемых группах волонтеров и интегрированных реабилитационных группах, включающих подростков с ограничениями и обычных подростков. Конечно, и эти группы ориентированы на определенные образовательные, обучающие программы, например: овладение навыками отказа от вредных привычек, формирования бесконфликтного стиля поведения или предотвращения насилия в семье. Но технология их организации построена таким образом, чтобы подростки овладевали не столько знаниями, сколько учились отстаивать свое мнение, аргументировать принятие решений, находить пути согласия. В центре внимания оказываются чувства, переживания, сомнения других людей. Достижения, о которых рассказывают волонтеры, сопровождаются анализом волевых усилий, рефлексией сделанных выборов, преодоления обстоятельств. Это - чувства и переживания не взрослых людей, к которым подростки с ограничениями и потерями относятся с недоверием и агрессивностью, а сверстников, сумевших найти выход из трудных жизненных ситуаций. С большой долей вероятности в данном случае можно говорить о включении в процесс реабилитации социально-личностной функции.

Сложность заключается в том, среди «особых» характеристик таких подростков достаточно много тревожных показателей. Отмечается их устойчивая заниженная самооценка, отсутствие уверенности в себе, тревога и враждебность по отношению к взрослым, повышенный уровень агрессивности, доминирование защитных форм поведения. Подростки с ограничениями и лишениями стремятся сохранить привычное, пусть даже отрицательное отношение, в противоположность неопределенному, спутанному представлению о себе. У них слабо развита мотивация достижений, неустойчива воля, несложные ценностные ориентации и потребности.

При обсуждении проблемы того, что делать с выявленными особенностями, высказываются прямо противоположные суждения. Ученые школы коррекционной педагогики и психологии предлагают снижать, выправлять негативные симптомы. Специальная педагогика и психология допускает необходимость удлинения сенситивного времени для разрешения психологический противоречий. Существуют мнения о возможности использования данных психологических проявлений в организации жизнедеятельности подростков. Так, опираясь на выводы Лангмейера и Матейчека о значении чувства «Мы», сформированного у детей, долгое время пребывающих в учреждениях общественного воспитания, А.М. Прихожан показывает, что неразрушенное «Мы» позволяет, например, успешнее справляться с заболеваниями. Среди других примеров можно назвать успешную деятельность Кемпхилльских общин или результаты международного движения лиц с нарушением речи за введение языка жестов как равноправного с другими видами языков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: