Между травмой и надеждой




подростковый депривация деформация возраст

Мы предлагаем сосредоточить внимание на тезисе, призывающем научить особых подростков жить качественно с помощью изменения отношения к ситуации. Очень точно эту мысль выразил немецкий ученый Г.Фигдор в названии своей книги о реабилитации детей в ситуации развода - «Между травмой и надеждой». Данная альтернатива имеет право на существование только в том случае, если педагогическая помощь в процессе реабилитации будет перенесена на формирование у подростка определенных социокультурных способов реагирования на ситуации.

Теоретические основы данной концепции, обозначенной в литературе как «помощь самопомощи», предложены группам подростков с небезопасным содержанием социального риска: в ситуации физического и сексуального насилия (Н.К. Асанова, Л.С. Аксенова, Г. Варгас), развода родителей (Валлерштейн, Г. Фигдор), употребления наркотиков (Ю.А. Захаров, Н.Ю. Максимова). Психологическая суть их сводится к следующим положениям:

1. Признание существования проблемы, когда все вынуждены сделать тяжелое открытие, что их жизнь усложнилась, но она продолжается.

2. Помощь в переживании потерянного доверия к самому себе.

3. Патронаж в способах взаимоотношений после признания факта нарушения, ограничения, особого психологического состояния.

В подростковом возрасте, когда самопознание занимает значительное место в становлении личности, осознание своих особенностей можно с максимальным эффектом использовать в реабилитационном процессе. Подростку в процессе реабилитации необходимо помочь осознать позитивные компоненты своего особого развития. Осознание в диаде «нарушение -ситуация» вводят в игру «отношения». Именно отношения и способы их осуществления в подростковом возрасте становятся центральным звеном реабилитации. Существуют исследования, доказывающие, что подростки через реабилитацию отношений переводят агрессивность в волю в спортивных победах, чувствительность - во взаимопомощь, риск - в отвагу.

Поскольку мы исходим из точки зрения, что реабилитация в подростковом возрасте во многом зависит от степени сопротивляемости, устойчивости к негативным факторам, то хотим предложить дифференциацию по характеру отношения подростка к своим нарушениям и ограничениям. Специальных исследований в этом плане мы не встретили, но отдельные замечания по данному вопросу существуют в самых разных источниках.

Итак, явно выделяются, по крайней мере, четыре группы отношений к деформациям, нарушениям, лишениям в подростковом возрасте:

. Мифологически-романтическое. Подростки данной группы великолепно осознают свои ограничения и бравируют этим. Своим демонстративным поведением они бросают вызов обществу, стремясь утвердить право на существование собственной субкультуры. Они не боятся опасности, склонны к рискованным действиям, эмоционально неустойчивы. Для них характерно стремление обвинять окружающих, неумение и нежелание разрешать конфликты. Они настойчиво поддерживают и трепетно культивируют особую атмосферу мнимой романтики, не задумываются о будущем, живут сиюминутными удовольствиями. «Основной мотивацией является немедленное и гарантированное получение удовольствия; не обращается внимание на отдаленные во времени отрицательные последствия, недостаточно представлены самоанализ, чувство вины и стыда». Они пренебрегают чувствами других людей, стремятся к полной независимости и самостоятельности. Такое восприятие своих лишений и ограничений часто встречается у подростков, самостоятельно покинувших семьи, несовершеннолетних правонарушителей, гиперактивных воспитанников детских домов, попрошаек-инвалидов. Ведущая характеристика группы -устойчивые психические защиты, ограничивающие личностный рост и развитие.

2. Оптимистическое. Эти подростки воспринимают ограничения как данность и умеют компенсировать недостатки. Они способны достичь уровня целесообразной результативности различных видов деятельности, владеют жизненно необходимыми навыками. У них имеется широкий круг общения, сформированы социальные компетенции, они открыты и доверчивы. В основном они успешно овладевают образовательными программами, занимаются в учреждениях дополнительного образования, развивают творческие способности, стремятся к лидерству. Однако многие их достижения в младшем школьном возрасте были обеспечены грамотным педагогическим сопровождением и семейной поддержкой. Поэтому они не готовы к сопротивлению и бывают болезненно уязвимы при негативном отношении к себе. Они не способны к конкурентным отношениям со сверстниками. К данной категории относятся обучающиеся подростки с ограничениями в здоровье, воспитанники детских домов и приемных семей, инициативные подростки с нарушениями поведения.

3. Амбивалентное. У подростков этой группы не сформирована воля, не оформлены ценностные ориентации, ограничены потребности. Они не высказывают однозначного отношения к своим ограничениям, чаще всего ориентируются на существующие объективно обстоятельства и не пытаются сопротивляться им. Они излишне суетливы, часто меняют виды деятельности, выбирают тактику избегания неуспеха. Не соблюдается стабильность контактов, нет устойчивых привязанностей. Они не чувствуют себя хозяевами своих желаний, не имеют четкой перспективы будущего. Для них характерна ярко выраженная зависимость от взрослого, выражено чувство вины и тревожности. Они стремятся сохранить привычное отношение к себе, пусть даже отрицательное, в противовес неопределенной, спутанной идентичности. Общаются с детьми, младшими по возрасту, умеют манипулировать людьми. Инфантильны, проявляют иждивенчество. В эту группу входят подростки с ограничениями в здоровье, обучающиеся на дому, подростки из неблагополучных семей, подростки-мигранты, безнадзорные.

4. Пессимистическое. Подростки данной группы стараются скрыть свои недостатки и ограничения. Они глубоко зависимы от взрослых, с ярко выраженным чувством вины и тревожности. Они имеют затруднения в установлении социальных контактов, стремятся к одиночеству, не уверены в себе. Для них характерен уход от действительности, чувство хронического психологического дискомфорта, страх перед будущим. Это сопровождается, например, намеренным причинением страдания или вреда самому себе, окружающим и обществу в целом. У этих подростков нередко обнаруживается чувство собственной ненужности, безысходности, стыда, они не способны управлять своими побуждениями и желаниями, контролировать эмоции. Их отличает заметная пассивность, безразличие к окружающему, недостаточно развитое чувство собственного достоинства. Такое отношение к ограничениям чаще всего высказывают подростки из алкогольных семей, подростки, подвергшиеся насилию, подростки из разводящихся семей, страдающие аддиктивным поведением или лишившиеся здоровья именно в подростковом возрасте.


Заключение

 

Итак, степень нарушения при социальной депривации зависит от степени сопротивляемости. Ее характер связывается с внутренним духовным миром. Чем богаче внутренний, духовный мир человека и чем сильнее он в своих жизненных помыслах, задачах, представлениях связан с миром, с культурой, тем более стойким и толерантным он оказывается к возникновению депривационного синдрома.

Педагогический смысл реабилитации подростков в предложенном ракурсе состоит в восстановлении способностей быть и оставаться человеком в любой ситуации развития.


Список литературы

 

1. Прихожан, А.М. Психология сиротства. / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - 2-е изд.- СПб.: Питер, 2009.

2. Короленко, Ц.П. Психосоциальная аддиктология / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - Новосибирск: Олсиб, 2011.

. Большой толковый психологический словарь; пер. с англ. / под ред. Ребера А. - М: ОООИзд-воАСТ: Вече. - Т.1. - 2011.

. Волков, Б.С. Психология ранней юности: учебное пособие / Б.С. Волков. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

. Зинкевич-Евстегнеева, Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева. - СПб.: Речь, 2011.

. Психологический словарь / авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева; 3-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.

. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г.А. Цукерман. - Рига: ПЦЭксперимент, 2007.

. Чернышев, А.С. Психологическая школа молодежных лидеров / А.С. Чернышев, Ю.А. Лунев, Ю.Л. Лобков, С.В. Сарычев. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2010.

9. Мясищев, В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности / В.Н. Мясищев // Психология личности: тексты.- М., 2007.

10. Отношения между сверстниками в группе детского сада / под ред. Т.А. Репиной. -М., 2008.

. Петровский, А.В. Личность и ее активность в свете идей А.Н. Леонтьева / А.В. Петровский, В.А. Петровский // А.Н. Леонтьев и современная психология. - М.: Изд-во Моск. ун-та. - 2008.

. Психология: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 2009.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: