Иррационалистическое направление.




В первой группе иррационалистических этических учений значительное место отводится психоаналитической этике. Ее основатель 3. Фрейд (1856— 1939) утверждал, что в структуре моральной личности основное место занимает бессознательное — «Оно», которое сводится к совокупности сексуальных импульсов и определяет рациональные компоненты личности — «Я». Третий уровень личностной структуры — «Сверх-Я» — представляет собой совокупность принятых в обществе культурных стереотипов, моральных, религиозных и других запретов, подавляющих и ограничивающих свободное выражение бессознательного. Под их влиянием человек вынужден преобразовывать сексуальную энергию в санкционированные обществом виды деятельности — искусство, науку, творчество, спорт, производство и т.д. В противном случае субъект приобретает невротическое расстройство психики и нуждается во врачебной психотерапевтической помощи.

Во второй группе иррационалистических этических учений ведущее место принадлежит экзистенциализму, положения которого были сформулированы С. Кьеркегором (1813—1855), М. Хайдеггером (1889—1976), К. Ясперсом (1883—1969). А. Камю (1913—1960), Ж.-П. Сартром (1905— 1980).

Так, Ж.-П. Сартр предпринял попытку обосновать «новую этику», «конкретную мораль», которая стала бы заниматься не общечеловеческими нравственными проблемами, а проблемами индивидуального существования (экзистенции) отдельных субъектов морали, исследованием тех нравственных трудностей, которые их волнуют в процессе своей жизни.

В своих литературных произведениях мыслители-экзистенциалисты описывали состояние экзистенциальной «тревоги», «озабоченности» фатально одинокого человека, «заброшенного» в этот абсурдный мир. В поисках морального выбора человек предоставлен сам себе. Семья, религия, сословная принадлежность — все то, что раньше тем или иным образом регламентировало его поведение, утрачивает свое значение. Поэтому для того, чтобы избежать духовного и морального кризиса, нет необходимости опираться на традиционные нравственные ценности.

К позиции экзистенциализма близко еще одно иррационалистическое этическое учение — персонализм. Его наиболее известными представителями являются французские философы Э. Мунье (1905—1950), Ж. Лакруа (1900-1986), П. Рикер (1913-2005).

Фундаментальным понятием персоналистской этики является личность, основным качеством которой является свобода выбора. Она делает человека существом уникальным и непредсказуемым, в отличие от неживой природы и других биологических видов, позволяет творчески разрешать нетипичные моральные ситуации и принимать свободные и непредсказуемые решения.

Религиозное направление, в лице неотомизма и неопротестантизма.

Учение неотомизма появилось в лоне католицизма и получило статус официальной этико-философской доктрины Ватикана. Его наиболее известные представители — Ж. Маритен (1882—1973), Э. Жильсон (1884— 1978), К. Ранер (1904—1984), В. Тертых (р. 1951) и сам Иоанн Павел II (К. Войтыла) (1920—2005), бывший Римский папа — ставили перед собой задачу переосмыслить с учетом новейших тенденций наследие средневекового схоласта Ф. Аквинского. Основная идея неотомистов состояла в объединении религиозно-мистического подхода с научно-рационалистическим мировоззрением в решении нравственных проблем современности.

Этика неопротестантизма аналогично неотомизму возникла в русле протестантского вероисповедания и активно развивается в Швейцарии и США. Ее выразители К. Барт (1886—1968), П. Тиллих (1886—1965),

3. Брунер (1889—1966), Р. Нибур (1892—1971), проанализировав современные моральные тенденции, утверждали, что мистический страх, фатальная озабоченность нравственного субъекта коренятся в отчуждении от Бога, а выход из этого видели в индивидуальной вере, подражании Иисусу Христу как жизненной модели, уповании на Божественный промысел, недоступный рационалистическому научному пониманию.

В целом, анализируя зарубежные этические направления XX в., можно сделать вывод о том, что по сравнению с этикой прошлого, ориентированной на «общеобщественный интерес», в этике XX в. усиливается внимание к индивидуалистическому, личностному началу человека, и одновременно снижается интерес к уровню гражданственности членов общества.

Вклад отечественной мысли в развитие этического знания, изучение нравственных проблем общества и личности, поиск путей нравственного совершенствования человечества

Белинский В. Г. (1811 — 1848), русский революционер-демократ, философ, литературный критик и публицист.

Придерживаясь гуманистических взглядов, В. Г. Белинский полагал, что борьба добра и зла является проявлением «вечной идеи» Гегеля. Данная идея воплощена в человеческой воле, поэтому человек сам вправе решать, как ему поступать в той или иной ситуации.

В зрелом возрасте Белинский пришел к выводу, что зло заключается не в человеке, а в обществе, а целью человечества является создание разумно организованного общества, в котором отсутствуют классовые и сословные привилегии, наличествуют права и свободы человека, в рамках которых каждый сможет ощутить себя личностью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: