Соловьев В. С. (1853—1900), русский религиозный философ, публицист и поэт.




На мировоззрение В. С. Соловьева сильный отпечаток наложила семейная атмосфера, его дед, Михаил Сергеевич Соловьев, был священником в одном из московских приходов.

Во время командировки в Англию, где он изучал мистическую философию, произошло событие, повлиявшее на нравственные взгляды В. С. Соловьева — повинуясь «тайному зову», он быстро собирается и уезжает в Египет. Там в пустыне ему якобы явилось видение Софии, символа вечной женственности, некоей грани между Богом и земным миром, выражение творческого, божественного начала.

Однако за идею Софии В. С. Соловьев был обвинен в ереси, так как она у него выступает четвертой ипостасью Бога, дополняя святую Троицу. Идея Софии становится универсальной — человек у В. С. Соловьева также рассматривается как промежуточное звено между природным и божественным. Целью его жизни становится различение добра и зла.

Истинным воплощением добра на Земле, по мнению В. С. Соловьева, является личность Христа, а вместилищем накопленных нравственных ценностей — христианская церковь.

Толстой не занимался критикой уже существующих этических учений и в то же время не претендовал на создание своей собственной. Высшим благом в этике он считал человеческую жизнь. Цель человека — самосовершенствование, что приведет к выходу души человека из оболочки тела и воссоединению с душами других людей, с Богом.

Пристальное внимание писатель уделял изучению источников зла. Среди них он выделял грехи, соблазны и суеверия. Грехи, по его мнению, — это моральные слабости, которые мешают человеку воссоединиться с другими людьми (телесная сфера), соблазны — ложное представление о том, что такое добро (духовная сфера), а суеверия — ложные учения, оправдывающие грехи и соблазны.

Злом Л. Н. Толстой также называл всякую власть, поэтому он призывал к отрицанию государства. Но свергать его необходимо не насильственным способом, а путем пассивного воздержания от исполнения государственных обязанностей.

Л. Н. Толстой полагал, что в обществе очень многое зависит от морального климата, который призвана формировать церковь. Современную церковь, принявшую участие в установлении общественного порядка, который основан на насилии, он считал лицемерной, за что был подвергнут гонениям.

Советский период истории российского государства

Одной из попыток формулировки нравственных норм, по которым должен был жить советский человек, был принятый XXII съездом КПСС в 1961 г. Моральный кодекс строителя коммунизма, в который сознательно были включены евангельские заповеди.

В Моральный кодекс строителя коммунизма были включены следующие принципы.

  • 1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
  • 2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
  • 3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
  • 4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
  • 5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
  • 6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
  • 7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
  • 8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
  • 9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
  • 10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
  • 11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
  • 12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

В заключение главы следует подчеркнуть следующее.

  • 1. Мораль как объект этики представляет собой социальный феномен, который прошел определенные этапы исторического развития. Большой вклад в развитие этического знания внесли отечественные мыслители. Их главной целью был поиск такого нравственно-совершенного общества, при котором были бы максимально реализованы права, свободы и творческие начала человека.
  • 2. Теоретические основы морали представляют собой определения ее сущности, структуры, особенностей, функций и категорий, в которые необходимо вносить коррективы по мере развития знаний о человеке и обществе.
  • 3. Этика имеет собственный предмет исследования, структуру, понятийный аппарат. Достаточно точно и «единогласно» определен только предмет исследования этики, чего нельзя сказать обо всех остальных составляющих этического знания. Этика не имеет устоявшихся, однозначно толкуемых и понимаемых определений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: