Стоимости бизнеса
Оценку активов (бизнеса) осуществляют на основе трех подходов: доходного, рыночного (сравнительного) и затратного. Так, при оценке с позиции доходного подхода определяющим фактором является доход, влияющий на величину стоимости объекта. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем, при прочих равных условиях, выше величина его рыночной стоимости. При этом приоритетное значение имеют продолжительность получения дохода и уровень риска, сопровождающий данный процесс.
Доходный подход – это определение текущей стоимости будущих доходов, которые возникают в результате использования активов и возможной дальнейшей его продажи. Доходный подход является наиболее предпочтительным с точки зрения достижения главной цели предпринимательской деятельности.
Достоинства доходного подхода заключаются в следующем:
· учитывает будущие изменения доходов и расходов;
· принимает во внимание интересы инвесторов;
· учитывает уровень риска (через ставку дисконтирования).
Недостатки данного подхода:
· сложность прогноза будущих результатов и расходов;
· не принимает во внимание конъюнктуру рынка;
· возможно несколько ставок дисконтирования, что затрудняет принятие управленческого решения;
· высокая трудоемкость финансово-экономических расчетов.
На практике используют также рыночный (сравнительный) и затратный подходы, которые часто бывают более точными и эффективными. Во многих случаях каждый из подходов может быть использован для проверки оценочной стоимости активов (бизнеса), полученной при помощи других подходов.
Рыночный (сравнительный) подход особенно предпочтителен в случаях существования рынка сопоставимых объектов. Точность оценки зависит от качества собранных данных о недавних продажах аналогичных объектов.
|
Эти данные включают:
1) физические характеристики;
2) время и условия продажи;
3) месторасположение;
4) условия финансирования.
Эффективность такого подхода снижается при незначительном количестве сделок, когда моменты их совершения и оценки разделают продолжительный период, а также при нестабильном состоянии рынка. Быстрые изменения на рынке приводят к искажению показателей. Рыночный подход основан на применении принципа замещения. Для сравнения выбирают объекты-аналоги. Между оцениваемым объектом и аналогом существуют различия. Поэтому следует провести соответствующую корректировку данных. В основу внесения поправок положен принцип вклада.
Достоинства подхода следующие:
· базируется на реальных рыночных данных;
· отражает действительную практику продаж и покупок;
· учитывает влияние отраслевых и региональных факторов на цену акций публичной компании.
Негативные моменты:
· используют только ретроспективную информацию;
· требует внесения множества поправок в анализируемую информацию;
· не учитывает будущие ожидания инвесторов.
Затратный подход базируется на принципах замещения, наиболее эффективного использования активов (имущества), сбалансированности, экономической величины и экономического разделения. Оценку осуществляют на базе анализа активов предприятия. Если компанию (бизнес) не продают и не покупают или не существует развитого рынка данного бизнеса, то оценку можно осуществлять на основе определения стоимости строительства с учетом амортизации и добавления стоимости замещения с учетом износа. Данный подход наиболее применим для предприятий, для компаний специального назначения, материалоемких и фондоемких производств.
|
Преимущества затратного подхода:
· учитывает влияние производственных факторов на изменение стоимости активов;
· дает оценку уровня развития технологии исходя из степени износа капитальных активов;
· расчеты опираются на учетно-финансовые документы, что делает их более обоснованными.
Недостатки данного подхода:
· выражает прошлую стоимость;
· не принимает во внимание рыночную ситуацию на дату оценки;
· не учитывает перспективы развития предприятия;
· игнорирует связи с настоящими и будущими результатами деятельности компании.
Перечисленные подходы к оценке активов (бизнеса) тесно взаимосвязаны. Каждый из них требует использования неодинаковых видов информации. Например, доходный подход предполагает использование коэффициентов капитализации, рассчитываемых по данным рынка.
При выборе того или иного подхода перед оценщиком открываются различные перспективы. Несмотря на то, что данные концепции (подходы) базируются на информации преимущественно регионального рынка, каждый специалист имеет дело с различными его аспектами. На идеальном рынке все три подхода должны привести к одной и той же величине стоимости объекта недвижимости. Однако рынок недвижимости является несовершенным, так как предложение и спрос не находятся в равновесии. Потенциальные покупатели могут быть неправильно информированы, а производители продукции часто оказываются неэффективными. По этим и другим причинам указанные подходы к оценке активов (бизнеса) могут давать различные показатели их стоимости.
|
Каждый из трех рассмотренных подходов предполагает использование при оценке присущих ему методов (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Методы оценки стоимости активов (бизнеса)
Подходы | Методы оценки стоимости |
I. Доходный | 1. Прямой капитализации 2. Ставка дохода на капитал (ставка дисконта) 3. Дисконтирование будущих доходов 4. Кумулятивного построения |
II. Рыночный (сравнительный) | 1. Рынка капитала 2. Сделок 3. Отраслевых коэффициентов |
III. Затратный | 1. Чистых активов 2. Ликвидационной стоимости |
Более подробно каждый из подходов рассматривается в следующих параграфах.
Доходный подход