Контрольная работа
Перечень теоретических вопросов
· Роль решения в процессе управления.
· Взаимосвязь функций управления и управленческих решений.
· Характеристика управленческой деятельности как процесса подготовки, принятия и организации выполнения решений.
· Различные подходы к классификации решений. Примеры различных видов решений, принимаемых в практике управления организацией.
· Основные этапы процесса принятия решения и их содержание. Характеристика процедуры разработки, принятия и реализации конкретного решения.
· Метод разработки управленческого решения как фактор его качества. Алгоритмические методы разработки решений.
· Основные виды моделей, используемых для оптимизации управленческих решений. Примеры использования математических (статистических) моделей при разработке решений.
· Экспертные технологии и их использование в практике управления.
· Основные методы экспертных оценок (метод мозгового штурма, метод «Дельфи», метод разработки сценариев и др.) и их особенности. Примеры использования экспертных методов при разработке управленческих решений.
· Влияние информационной технологии на процесс принятия решений. Примеры зависимости принимаемых в практике управления решений от полноты и достоверности информации.
Роль решения в процессе управления
Роль решений в процессе управления. Принятие эффективных решений - одно из наиболее важных условий эффективного существования и развития организации. Принятие решений затрагивает практически все области человеческой деятельности и есть неотъемлемая часть процесса управления.
2. Взаимосвязь функций управления и управленческих решений.
|
Функция управления- конкретный вид управленческой деятельности (осуществляется специальными приемами т способами), а так же соответствующая организация работ
Понятие «управленческие решения» (УР) многообразно. Оно используется:
1) для обозначения процесса определенной последовательности этапов действий аппарата управления по выбору наиболее оптимального варианта действия;
2) УР – это сам процесс выбора варианта решения проблему;
3) это конкретный вариант действий.
Показана последовательность реализации основных функций процесса управления в организации и взаимосвязь этих функций друг с другом.
Взаимосвязь функций управления. Приведенную взаимосвязь функций управления принять называть внешней. Вместе с тем существует и тесная и внутренняя взаимосвязь рассматриваемых функций, проявляющаяся в том, что элементы всех этих функций являются основной частью каждой из них. Действительно: функция планирования содержит элементы функций организации, контроля и мотивации, функция организации- элементы функций планирования, контроля и мотивации, функция контроля- элементы функций планирования, организаций и мотивации, функция мотивации- элементы функций планирования, организации и контроля.
Характеристика управленческой деятельности как процесса подготовки, принятия и организации выполнения решений.
Характеристика процесса управления- системность, целостность процесса управления и одновременно его разнообразие приводит много подходов к идентификации и анализа процессов управления. Известно несколько групп подходов к исследованию процессов управления: содержательный, организационный и технологический.
|
Выделяют две большие стадии: принятие (выработки) и выполнения (организация исполнение) управленческого решения как содержание управленческого цикла. Рассматривают управленческий цикл как ряд процедур подготовки, принятия и реализации управленческого решения или процессы разработки, принятия и исполнения решений. Поскольку социальное управление является целенаправленным процессом, то выделяют процессы:
1)целеполагание,
2)целеполагания
3) цилездийснення или циледосягнення (или цилереализация).
Различные подходы к классификации решений. Примеры различных видов решений, принимаемых в практике управления организацией.
Существует несколько взглядов на классификацию управленческих решений. Согласно одной из классификаций управленческие решения подразделяются на общие и частные.
Общие — затрагивают все предприятие, его производственную и финансово -хозяйственную деятельность. Общие управленческие решения определяют коренные изменения на предприятии, а также дальнейшее развитие производства (компьютеризация производственного и управленческого процессов, переход на выпуск новой продукции, реорганизация предприятия и т.п.).
Частные —- касаются каких-либо подсистем, затрагивающих текущие вопросы (например, о дисциплине, об увольнении сотрудника, об изменении графика работы какого-либо подразделения и т.п.).
Кроме того, различают управленческие решения для воздействия на внешнюю и внутреннюю среду предприятия.
|
Решения для воздействия на внешнюю среду предприятия касаются ближнего окружения, партнеров, клиентов, кредиторов (например, необходимость получения ссуды в банке).
Решения для воздействия на внутреннюю среду предприятия связаны с управляемой системой (например, изменение штатного расписания, которое повлечет за собой сокращение сотрудников или разработку новой структуры управления, в результате появится дополнительная должность топ-менеджера).
5. Основные этапы процесса принятия решения и их содержание. Характеристика процедуры разработки, принятия и реализации конкретного решения.
Мы основное внимание уделим ситуационному подходу, поскольку он наиболее полно отражает проблемы, возникающие при управленческой деятельности, универсален и, по существу, содержит основные методы, связанные с принятием управленческих решений, содержащиеся в других подходах. Рассмотрим основные этапы процесса принятия управленческих решений.
5. | ||||||
1.Получение информации о ситуации | 2.Определение целей | 3.Разработка оценочной системы | 4.Анализ ситуации | Диагностика ситуаций | ||
7. | ||||||
6.Разработка прогноза развития ситуации | Генерирование альтернативных вариантов решений | 8.Отбор основных вариантов управляющих воздействий | 9.Разработка сценариев развития ситуации | |||
10. | 11. | 13. | ||||
Экспертная оценкаосновных вариантов управляющих воздействий | Коллективная экспертная оценка | 12.Принятие решения ЛПР | Разработка плана действий | |||
14. | |
Контроль реализации плана | 15.Анализ результатов развития ситуации после управленческих воздействий |
Принятие решения — это процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели. Это деятельность, осуществляемая по определенной технологии с использованием различных методов и технических средств, направленная на разрешение определенной управленческой ситуации путем формирования, а затем реализации воздействия на объект управления.
Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения: принятие решения; реализация решения.
На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решениия.
На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.
На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.
Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность.
Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.
Руководители обязаны постоянно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления.
Количество информации, которую необходимо переработать для выработки эффективных управленческих решений, настолько велико, что оно давно превысило человеческие возможности. Именно трудности управления современным крупномасштабным производством обусловили широкое использование электронно-вычислительной техники, разработку автоматизированных систем управления, что потребовало создания нового математического аппарата и экономоко-математических методов.