Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Риск – это историческая и экономическая категория. Как историческая категория, риск представляет собой осознанную человеком возможную опасность.
Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток); нулевой; положительный (выигрыш, выгода, прибыль).
Риском можно управлять, то есть использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.
Любой субъект экономики на любом ее уровне неизбежно сталкивается с неординарными ситуациями, незапланированными или непредвиденными событиями, на которые необходимо адекватно реагировать, чтобы не понести убытки. Образовательная организация в целях нормальной работы должно просчитывать существующие риски и уметь их предотвратить.
По мере развития цивилизации, техники, технологий, повышением роли человеческого фактора значение управления рисками только возрастает. Управление рисками так же влияет на эффективность операции и системы, как и управление, получением целевого эффекта, управление ресурсами, что позволяет рассматривать управление рисками как одну из составляющих общеорганизационного процесса управления. Управление рисками должно быть интегрировано в общеорганизационный процесс, должно иметь свою стратегию, тактику, оперативную реализацию. Отмечается, что важно не только осуществлять управление рисками, но и периодически пересматривать мероприятия и средства такого управления. Высокая эффективность расходования ресурсов при выполнении программы управления рисками может быть обеспечена только в рамках системного подхода. Этот подход в риск-менеджменте является самым распространённым.
|
Управление риском становится актуальным после обнаружения риск-проблемы. При этом должны использоваться результаты анализа и моделирования риска.
Предупреждением (устранением) называют исключение источника риска в результате целенаправленных действий субъекта риска. В предупреждении риска же выделяют два подхода: широкий и узкий.
Узкий подход состоит в предупреждении риска за счет конкретных мероприятий, проводимых за счет страховых сумм и по инициативе страховщика. Широкий подход реализуется вне рамок страхования. Снижением (контролем) риска называется снижение вероятности реализации источника риска в результате действия субъектов риска. Снижение рисков может осуществляться различными методами, в том числе посредством применения таких методов, как например, диверсификация - когда дошкольная образовательная организация выбирает несколько платных образовательных услуг в разных направлениях (фигурное катание и изобразительная деятельность).
Дивесификация - распределение риска между несколькими, объектами, направлениями деятельности и др.
Самострахование - принятие риска на себя, создание субъектом риска специального фонда для возмещения вероятного убытка.
|
Процесс управление рисками включает целеполагание, маркетинг, менеджмент.
Риск-целеполагание при управлении рисками - процесс и результат выбора наилучшей цели в управлении риском с учетов располагаемых ресурсов и ограничений текущей социально-экономической, рыночной ситуации.
Риск-менеджмент как и любой менеджмент, должен включать планирование, мотивацию, организацию и контроль.
Важно помнить, что управление рисками одновременно является как наукой, так и искусством. Чем более оригинальным является проект, тем выше роль искусства в управлении рисками. Поэтому эффективность управления рисками может быть повышена не только за счет применения научных методов, но и творческих удач субъекта риска. Существенным для управления рисками является и то обстоятельство, что субъект, а иногда и объект такого управления, как правило, находится в стрессовом состоянии.
Сфера образования достаточно специфическая область, для нее характерны свои особые риски. При этом с точки зрения наличия риска особый интерес представляет деятельность ДОО в контексте качества образования. При этом следует учитывать, что к определению качества образования необходим многосторонний подход, в котором затрагиваются как внешние, так и внутренние цели, стоящие перед образованием. Он должен соответствовать установленным стандартам и нормам, быть обеспеченным необходимыми качественными ресурсами (образовательные программы, кадровый потенциал, материально-техническое обеспечение, финансы и т. д.). Еще одним элементом оценки качества образования является качество результатов деятельности ДОО.
|
Рассматривая риски с точки зрения платных образовательных услуг ДОО можно проранжировать в порядке вероятности возникновения того или иного риска, исходя из 100%
Таблицей 10. - Риски организации платных образовательных услуг ДОО.
Риски | Отрицательные последствия | Оценка % |
1. Финансовые риски | ||
Неустойчивость спроса в связи с появлением новых конкурентов | ||
Снижение цен конкурентов | ||
Неплатежеспособность потребителей | ||
Рост аренды | ||
Недостаток собственных оборотных средств | ||
и т.д…. | ||
Итого по финансовым рискам | ||
Средний % риска | ||
2. Социальные риски | ||
Квалификация кадров | ||
т.д…. | ||
Итого по социальным рискам | ||
Средний % риска | ||
Всего | ||
Средний % риска |
Следует отметить, что после выявления самых вероятных рисков, руководителю необходимо продумать и описать превентивные меры по их преодолению.