Степень научной разработанности темы.




Введение

Актуальность темы. Государство представляет собой некоторое единство, которое предполагает необходимость граждан участвовать в его управлении. Аристотель писал об этом в «Политике»: «Неизбежно, чтобы все граждане принимали участие либо во всем касающемся жизни государства, либо ни в чем, либо в одних делах принимали участие, в других – нет. Чтобы граждане не принимали участия ни в чем, это, очевидно, невозможно». Далее Аристотель задается вопросом: Но в каком объеме можно допустить для граждан приобщение к государственной жизни?» Этот вопрос является основным для жизни государства. Какие права должны быть у граждан, участвующих в управлении государством? Какими свободами они при этом могут пользоваться и что недопустимо? Конституция Российской Федерации определяет в 3 статье именно многонациональный народ носителем суверенитета и источником власти. Поскольку власть в значительной мере осуществляется народом не напрямую а опосредованно, то вопрос о политических правах и свободах является ключевым для понимания государства и регулирования нормальной политической жизни. Отсюда и вытекает актуальность исследования проблемы политических прав и свобод. Эти права регулируются на уровне Конституции, но до сих пор их реализация не стала абсолютной политической реальностью. С одной стороны государство гарантирует эти права, с другой иногда препятствует их реализации. Это является одной из причин неверия граждан в возможность повлиять на систему управления и устранения из активной политической жизни. Кроме того, участие России в Конвенции о защите прав человека и основных свобод и в Протоколах к Конвенции накладывает на нашу страну определенные обязательства. Национальное законодательство в соответствии с этими международными актами должно быть приведено в надлежащее состояние и обеспечить механизм исполнения на практике. В первую очередь это касается политической деятельности граждан и их самоорганизации.

Степень научной разработанности темы.

Проблема политических прав является довольно разработанной. Ее касались исследователи Российской империи, и Советского союза и нашего времени. Однако, в советский период исследования носили идеологизированный характер и ориентировались на демонстрацию преимуществ советской модели государственного устройства. Тем не менее, исследователи, изучавшие проблему реализации прав и свобод в зарубежных странах, заложили хорошую теоретическую основу.Отдельные аспекты проблемы политических прав и свобод рассмотрены в научной литературе такими российскими учеными, как: С.А. Авакьян, М.В. Баглай, Г.В. Барабашев, Н.С. Бондарь, В.Д. Воеводин, И.В. Выдрин, В.И. Гойман, И.П. Ильинский, В.Т. Кабышев, Г.Н. Комкова, И.А. Кравец, С.Д. Князев, В.А. Лебедев, B.О.Лучин, М.Н. Марченко, A.C. Мордовец, B.C. Нерсесянц, Ж.И. Овсепян, В.А. Патюлин, И.В. Ростовщиков, В.К. Самигуллин, A.B. Сивопляс, Ю.И. Скуратов, Ю.А. Тихомиров, и др.Однако сохраняется необходимость в комплексных исследованиях, посвященных проблеме политических прав и свобод в Российской Федерации и их реализации.

Объект исследования: политические права и свободы человека в Российской Федерации.

Предмет исследования: нормативно-правовые акты, закрепляющие действительную конституционно-правовую модель политических прав и свобод.

Цели исследования:

1. Комплексное исследование политических прав и свобод граждан в Российской Федерации.

2. Выяснение обобщающих характеристик политических прав и свобод, отражающих их систему и внутренний состав.

Задачи исследования:

1. Сформулировать понятие политических прав и свобод граждан Российской Федерации.

2. Охарактеризовать политические права и свободы, их группы.

3. Рассмотреть генезис института политических прав и свобод в Российской Федерации.

4. Проанализировать действующее законодательство о политических правах и свободах граждан.

5. Изучить механизм реализации политических прав и свобод граждан в Российской Федерации.

6. Определить способы защиты политических прав и свобод граждан.

7. Рассмотреть деятельность Уполномоченного по правам человека.

8. Рассмотреть способы ограничения политических прав и свобод граждан.

Методология исследования. При решении поставленных задач использованы общенаучные методы познания: диалектический метод познания, исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный, логико-юридический и др.

Научная новизна исследования. Данная работа является попыткой комплексноготеоретического исследованию современной конституционной модели политических прав граждан в Российской Федерации, а также проблемы ее реализации.

.

 

 

Глава 1. Политические права и свободы в Российской Федерации

§ 1. Понятие политических прав и свобод

Генезис института прав человека охватывает практически всю историю человечества. Осознание необходимости правил, которые смогли бы преодолеть конфликты интересов, обеспечили бы возможность свободной реализации человеческих потребностей, и способствовали бы самореализации человека, в том числе политической, появилось еще до эпохи Античности. Понятие "свобода" встречается в текстах Шумеров, где правители устанавливали правила и законы и тем самым впервые полагали свободу как "осознанную необходимость".С тех пор стремление человечества к свободе и справедливости привело к формированию концепции прав и свобод человека. Эта концепция и лежит в основе механизма обеспечения упорядоченных и мирных взаимоотношений в том числе в политической сфере. Античная эпоха дала новое понимание правам человека. Греческая демократия предоставляла равные права своим гражданам и устанавливала ответственность должностных лиц в случае нарушения ими прав частных граждан. Среди философов, обращавших внимание на эту проблему некоторых стоит отметить особо. Во-первых, это Аристотель, к которому мы уже обращались во введении. Он определил государство как некоторое общение граждан, в котором участвуют в той или иной степени все граждане. Поскольку необходимо упорядочить эту систему взаимоотношений, необходимо и ввести правила, предоставив гражданам определенные права и введя санкции за нарушение прав. Аристотель помимо прочего выделил две категории прав:

1. Право естественное

2. Право позитивное.

Поскульку естественные права коренятся в природе человека, они должны быть источником и примером для позитивных прав, устанавливаемых государством.

Средние века дают новый подход к правам и обязанностям. Взгляд на естественные права расширился пониманием их вторичности по отношению к Творцу, который и является Законодателем. Это само по себе утверждает принципиальное равенство людей и их свободу. Теоретическая сторона дела часто опровергалась на практике, однако, для нас интересна именно теоретическая сторона. Высший Закон требует уважения к каждому человеку, как к образу и подобию Творца. Однако, в силу разной степени ответственности, право устанавливало и разные права для людей. А само по себе оно понималось как установление монарха. Впервые ситуация изменилась в 1215 году, когда в Англии была подписана Великая Хартия Вольностей. Хартия установила ограничения для произвола чиновников короля, таким образом, это был первый законодательный акт, исходящий не только от монарха, но и от его подданных.

Идея божественного права, заслонившая собой античное понимание существовала монопольно до эпохи Возрождения и Нового времени. Революции 17-18 веков, вдохновленные идеалами Античности, вернулись к концепции естественных прав. Но это было не слепое копирование, а новое осмысление, своего рода синтез двух подходов. Это видно из законодательных текстов того времени. Так, в 1776 году в США была принята Вирджинская Декларация, которая устанавливала следующие принципы: «Мы полагаем самоочевидной ту истину, что все люди созданы и наделены Творцом неотчуждаемыми права­ми, что к ним относятся жизнь, свобода, стремление к счастью, что для обеспе­чения этих прав среди людей учреждаются государства, черпающие свои ра­зумные полномочия в согласии управляемых». То время было временем революций - политической борьбы. Соответственно, основное внимание уделялось именно политическим правам граждан. Но в целом, политические права являются составной частью прав человека вообще. В отличии от прочих, политические права "Создают условия для укрепления связей между гражданином, обществом и государством" (НС Колесова). Стоит заметить, что политические права могут относиться только к гражданам, так как обладание ими предполагает принадлежность чсловека к определенному государству. Это отличает политические права от прав человека, которые понимаются более широко и выходят за пределы политических взаимоотношений с государством. Российский исследователь ЕИ Козлова отмечает одну интересную особенность политических прав: несмотря на их очевидную связь с государством, они не происходят от воли государства, а являются естественными правами, которые во многом и обуславливают существование государства и принципы демократического устройства. «В силу такого их характера эти права и свободы нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством»(по оценке Е.И. Козловой, -)3.

Конституция РФ нормативно не разделяет права и свободы человека и гражданина на какие-либо группы, однако на основе теоретического анализа широкого спектра конституционных и международных норм основополагающий конституционно-правовой институт прав и свобод может быть подвергнут классификации.

Дадим определение политическим правам. Политические права и свободы – это одна из групп основных конституционных прав и свобод граждан, наряду с личными, социальными, экономическими и другими правами. Политические права и свободы дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизним страны. Политические права и свободы охватывают следующие:

1. Право на участие в управлении обществом и государством

2. Избирательные права

3. Право на объединение

4. Свобода собраний и манифестаций

5. Свобода информации

6. Право петиций.

Обладание политическими правами и свободами обычно связывают с принадлежностью к гражданству данного государства[1].

Одной из важнейших характеристик политических прав является характер взаимоотношений между человеком и государством. С этой точки зрения существуют два подхода:

1. С одной стороны граждане имеют право на участие в формировании органов государственной власти и тем самым на формирование принципов государственной политики.

2. Право на свободу в разумных пределах от влияния государства.

По второму поводу очень хорошо высказывался русский исследователь Н.М.Коркунов, полагая, что общество, в котором подавляется индивидуальная свобода, обречено. Человеку необходима сфера самостоятельной деятельности, только при этом условии он будет готов и в силах участвовать в общем деле, которым и является государство.

Рассмотрим, какие именно права могут рассматриваться как политические.

Из вышеприведенной информации следует, что политическими можно считать те права, которые позволяют отдельному человеку участвовать в политической деятельности непосредственно и лично, либо в составе группы интересов, либо опосредованно. К таким правам стоит отнести следующие:

1. Право на гражданство

2. Право граждан на самоопределение.

3. Право на осуществление законодательной, исполнительной и судебной власти.

4. Право на референдум

5. Право избирать и быть избранным.

6. Право на свободу слова и выражение мнения.

7. Право на получение и распространение информации.

8. Право на проведение массовых мероприятий, таких, как митинги, шествия, пикетирования и т.д.

В истории развития политических прав мы сталкиваемся с правом на восстание в случае попытки изменения законного политического строя. Стоит отметить, что в проекте Конституции Российской Федерации предполагалось право граждан на оказание сопротивления попытке устранения или изменения конституционного строя. Однако, в действующую Конституцию этот пункт не вошел.

Стоит обратить внимание на особенности генезиса института политических прав в истории нашей страны и их использования. Дело в том, что в Советском Союзе, ориентированном на марксистское понимание, в котором экономические отношения являются базисом, а политические, правовые и другие надстройкой, то есть вторичными по отношению к экономическим, социально-экономическим правам придавалось особое значение. Советские Конституции именно их ставили во главу угла и соблюдение этих прав считалось первостепенной задачей. По мере того, как социально-экономические права получали свое развитие и обеспечение, менялось отношение людей к жизненным приоритетам. В ходе событий конца 80-х и начала 90-х годов был утвержден иной взгляд на приоритет политических прав. Именно политические права стали основной ценностью. Однако, катастрофические рыночные реформы начала 90-х годов социально-экономические права снова стали необеспеченными. Естественно. Что люди не имеющие возможности обеспечить свое биологическое существование не могут интересоваться политическими правами. За 25 лет существования Российской Федерации экономические права не получили достаточного обеспечения. Этот факт стал причиной того, что политические права для определенных общественных групп стали средством достижения социально-экономических прав.

Конституция Российской Федерации закрепляет следующие политические права: свобода мысли; право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; право каждого на объединение; право собираться мирно и без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации и пикетирования; право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; право обращаться непосредственно, а также посредством индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы и органы местного самоуправления[2].

Среди политических прав и свобод можно выделить две группы:

1. Индивидуальные права и свободы.

2. Коллективные права и свободы.

К коллективным правам мы можем отнести:

1. Право на самоопределение,

2. Право на власть,

3. Право на участие в выборах,

4. Право на объединение,

5. Право на мирные собрания и другие массовые мероприятия.

К индивидуальным правам можно отнести:

1. Право на доступ к информации,

2. Право на свободу слова,

3. Право на обращение.

Стоит оговориться, что эти права могут быть как индивидуальными, так и коллективными.

Политические права имеют разную степень важности. Отсюда выстраивается иерархическая система политических прав человека. Наиболее важным, фундаментальным правом являются право народа на самоопределение. Это общая формулировка раскрывается в частных случаях как право народа на власть, на участие в государственном управлении, на непосредственное и опосредованное политическое участие.

Рассмотрим подробнее, как эти права осуществляются на практике. Право на власть может быть реализовано путем участия в референдуме, в выборах, в осуществлении народного представительства и участие в местном самоуправлении. Все эти права могут раскрываться более детально в большом количестве прав более низкого уровня.

К праву на выборы относятся следующие права:

1. Право избирать.

2. Право быть избранным.

3. Право на создание избирательных объединений.

4. Право на выдвижение кандидатур на выборные должности.

5. Право осуществлять поддержку кандидатов и т.д.

Некоторые исследователи ставят под сомнение правомочность выделения в политической сфере прав и свобод. Причина этого в том, что по сути политические права и политические свободы являются категориями одного свойства, различающимися лишь в смысловых оттенках. Когда речь идет о свободах, предполагается, что человек имеет широкие возможности выбора, в то время, когда речь идет о правах, предполагается набор вполне конкретных действий. В итоге речь идет об одном и том же. Можно сказать, что разделение на права и свободы – это проявление двух подходов к исследованию политических правомочий граждан: катафатического, утверждающего, что есть данное право и апофатического, утверждающего, чем данное право не является.

Выше утверждалась связь политических прав с гражданством. Этот момент следует объяснить более подробно. Права политические охватывают взаимоотношения гражданина с государством. Но в некоторых случаях политическими правами могут обладать также и иностранцы, постоянно проживающие натерритории государства. Их возможности политического участия ограничиваются правом на выборы в органы местного самоуправления и правом на участие в референдуме местного уовня.

Подведем некоторый итог рассмотрению сущности политических прав граждан и их основных характеристик:

1. Политические права регулируются Конституционным правом.

2. Политические права являются универсальными, они распростаняются на всех вне зависимости от пола, национальности, вероисповедания.

3. Основные политические права закрепляются Конституцией.

4. Политические права обладают высокой юридической значимостью по сравнению с прочими.

5. Политические права принадлежат гражданам и на этом основании являются неотчуждаемыми.

6. Политические права гарантируются нормами международного права.

7. Ограничение политических прав, как гарантируемых Основным законом, допускается лишь в случаях, определенных федеральным законом.

Конституция Российской Федерации 1993 года в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» вслед за Всеобщей Декларацией прав человека от 1948 года повторяет список пправ в той же самой последовательности: личные права, политические права, социально-экономические права, право на доступ к правосудию.

Следует обозначить отличия политических прав от личных и социально-экономических:

1. Политические права принадлежат гражданам Российской Федерации.

2. Политические права являются инструментом вовлечения граждан к участию в управлении государством

3. Политические права являются инструментом реализации права народа на осуществление власти, формирование политической системы государства и политического курса страны.

4. Политические права имеют как индивидуальную так и коллективную реализацию.

5. Некоторые категории граждан могут быть лишены политических прав.

 

§ 2. Действующее законодательство РФ о политических правах и свободах граждан Российской Федерации

Современное российское законодательство о политических правах и свободах складывалось в длительном и нелегком процессе. Даже в 21 веке этот процесс все еще не завершен. Что касается принятия этих прав массовым сознанием, мы наблюдаем скорее правовой нигилизм как в этой отрасли права, так и во многих других. Для понимания современного состояния политических прав в России представляется необходимым проследить историю их становления.

В Российской империи только небольшая часть населения страны обладала политическими правами. Весь 19 век в официальных и еще больше в неофициальных кругах шла непрекращающаяся дискуссия о даровании народу личных и политических прав. Дело сдвинулось с мертвой точки после начала революции 1905 года. Осенью 1905 года Государь Николай 2 согласился даровать политические права. Первые выборы в представительный орган власти состоялись в 1906 году. Выборы проходили по четырем куриям: горожан, землевладельцев, рабочих и крестьян. Кроме того, был установлен избирательный возрастной ценз – 25 лет, и ценз оседлости. Для горожан и землевладельцев устанавливался кроме того имущественный ценз. Для крестьян и рабочих имущественного ценза не было предусмотрено.

Выборы проходили в несколько стадий. Земледельцы и горожане выбирали выборщиков, которые выбирали гласных в Государственную думу. Похожая ситуация была и с рабочими, которые избирали уполномоченных, а те выбирали гласных. Иная ситуация была в случае крестьян. Для них были установлены четырехступенчатые выборы: от села, волости и губернии избирались выборщики, которые выбирали гласных Государственной думы.. Верхняя палата – Государственный совет – формировался иначе; половина его членов назначалась императором. Остальные избирались обществом в лице его организаций:

1. Духовенством

2. Дворянскими собраниями

3. Академией наук

4. Университетами

5. Торгово-промышленными группами.

Члены Государственного совета избирались на 9 лет, причем раз в три года обновлялась треть его состава. Государственный совет, как верхняя палата имел целью сдерживание Государственной думы. Так выглядел первый парламент в истории России.

Надо сказать, первый парламент имел слабые возможности. Верховная власть в стране принадлежала императору, а это значит, что и законодательная власть принадлежит ему. Какова же роль парламента? Указывалось, что император, обладая полнотой законодательной власти, делит ее с Государственным советом и Государственной думой. Однако, утверждение законов осуществлялось только императором. Исполнительная власть полностью была в руках императора. Судебная власть осуществлялась судами от имени императора.

Что касается таких политических прав, как право на собрание и право на массовые мероприятия, они были существенно ограничены. Государство не торопилось предоставлять народу подобные права, так как помнило из опыта 1905 года, что от шествий недалеко и до баррикад. Кроме того, революционная партия социалистов-революционеров потрясала общество постоянными террористическими актами, направленными против представителей власти. Поскольку Основные государственные законы устанавливали право на собрание ограничивая его целями, не противоречащими закону, то любое массовое мероприятия, направленное против государства и его законов, было незаконным. Кроме того, закон оговаривал особые места для собрания, что вносило классовый элемент в политические правоотношения: поскольку имущие классы имели собственные территории, то есть земли и дома, где могли проводить массовые мероприятия, то ни у крестьян, ни у рабочих, ни у разночинцев такой возможности, как правило, не было. Все это не закреплялось особым законом о массовых мероприятиях, но оговаривалось в массе подзаконных правил.

Манифест 17-го октября 1905 года изменил политическую систему страны, даровав гражданам определенные свободы, в том числе и свободу печати. В том же году 24 ноября была отменена цензура для всех периодических изданий без исключения. Отныне новые издания открывались явочным порядком, однако, этот закон просуществовал только до мая 1906 года. Подобное состояние законодательства о политических правах оставалось вплоть до времени правления Временного правительства.

В первый месяц своего существование Временное правительство издало постановление «О печати» и полностью упразднили цензуру в любых формах. Отныне можно было абсолютно свободно учреждать печатные издания, выпускать любую печатную продукцию и заниматься ее распространением. Прочие вопросы касающиеся политических прав были отложены до Учредительного собрания, которое так и не смогло выполнить свою задачу. Таким образом, можно подвести некоторый итог Периоду истории нашей страны до Советского Союза. Политические права и свободы в этот период получили некоторое развитие, однако, такие существенные права, как право народа на власть, избирательное право, право на участие в управлении реализованы не были. Несмотря на это, в указанный период появляются первые признаки многопартийности, народного представительства и разделения властей.

Октябрь 1917 года круто развернул историю России вообще и в частности вопрос развития политических прав. Так, выборы в Советы, прошедшие осенью 1917 года проходили по принципу неравного представительства. Крестьянам требовалось гораздо больше человек для отправки одного делегата, чем рабочим. В этом проявился принцип «диктатуры пролетариата», провозглашенный ВКП(б). Впоследствии этот же принцип был закреплен Конституцией РСФСР от 1918 года.

Сама по себе Конституция 1918 года провозглашала неравенство граждан, в том смысле, что она предоставила рабочим преимущества в политических и иных правах, по сравнению с другими социальными классами. В частности, Всероссийский Съезд Советов избирался по принципу один депутат на 25 тысяч избирателей от городских Советов и один депутат от 125 тысяч избирателей губернских Советов. Это закладывало юридическую основу для «диктатуры пролетариата». По ходу развития законодательства, проходившего одовременно с гражданской войной и преодолением ее последствий, на законодательном уровне был закреплен принцип лишения буржуазии избирательных прав. Таким образом, в первые годы советской власти избирательные права получили только лица, зарабатывавшие средства на жизнь общественно-полезным трудом, а также лица, обеспечивающие эту возможность, то есть в основном члены ВКП(б), занятые в системе государственного управления. Также избирательные права получили военнослужащие. Лица, занимающиеся непроизводительным трудом, использующие наемный труд, лица, занимающиеся коммерческой деятельностью, священнослужители, а также лица, принимавшие участие в контрреволюционной деятельности лишались избирательных прав. Справедливости ради стоит отметить, что процентное соотношение первой и второй категории относит вторых к абсолютному меньшенству.

Вопрос о роли коммунистической партии не поднимался в Советском союзе вплоть до 1977 года, когда была принята 4-я Конституция СССР. Вплоть до этого момента признаки однопартийности были очевидны. Заявленные политические права и свободы имели декларативный характер. В частности, несмотря на провозглашенные принципы отделения церкви от государства, церкви от школы, свободу совести, религиозной и антирелигиозной пропаганды, на деле религиозная пропаганда неодобрялась, а антирелигиозная поощрялась.

Надо сказать, что В.И.Ленин признавал классовый характер Конституции 1918 года. «Мы не обещаем, что Конституция обеспечивает свободу и равенство вообще. Свобода - но для какого класса и для какого употребления?» Таким образом, налицо тот же принцип отношения между государством и обществом, который фиксируется и в истории России до 1917 года: власть дарует некоторые права по своему усмотрению. Правда, советская власть привнесла в эти отношения элемент лицемерия: народ провозглашался носителем верховной власти, чего не было, конечно же, в царской России[3].

После того, как большевикам удалось одержать победу в гражданской войне и поставить под контроль общественные силы, была принята Конституция 1925 года. Ее смысл и назначение было в том, чтобы отобразить реальное устройство государства. В большой степени она повторяет текст предыдущей Конституции, но имеет некоторые дополнения. Так вводится положение о том, что Конституция 1925 года, «исходя из основных начал Конституции 1918 года, имеет своей задачей гарантировать диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком…».

Конституция 1936 года провозглашалась «Конституцией победившего социализма». Как ни парадоксально, именно в ней утверждались высокие гуманистические принципы, но именно в это время развернулась волна репрессий, охвативших партийные структуры, а после и организаторов репрессий. В это время мы наблюдаем грубейшие нарушения принципов законности в действиях руководителей государства и репрессивных органов. Органы представительной власти фактически выполняли роль декорации. Возможно именно тогда был заложен тот принцип существования органов представительной власти в России и их взаимодействия с другими ветвями власти, который существует до сих пор.

После 1953 года в Советском союзе стали закладываться новые, олигархические принципы государственного устройства, что нашло отражение и в законодательстве. Были сделаны официальные заявления, осуждавшие репрессии сталинской эпохи, пересмотрено большое количество уголовных дел и реабилитированы граждане, осужденные по этим делам. Особенной вехой в этом процессе стал 20 Съезд КПСС, осудивший культ личности Сталина. Таким образом, начался процесс восстановления режима выполнения заявленных политических прав граждан СССР. Еще Конституция 1936 года декларировала такие права, как свободу совести, слова и печати, право на массовые мероприятия, право на объединение в профессиональные и общественные организации. Построенные основы социалистического общества позволяли отказаться от ограничений избирательного права по классовому признаку. Именно в ней впервые было закреплено всеобщее избирательное право.

В 1977 году была принята новая, четвертая по счету Конституция Советского государства. Она уделила большее внимание статусу личности. Многие права и свободы граждан СССР были декларированы и ранее, но теперь они получили существенное расширение и гарантии к исполнению. Однако, при этом же, власти проводили репрессивную политику в отношении инакомыслящих, так называемых «диссидентов». Их подвергали административному и уголовному преследованию, высылке за рубеж или принудительному психиатрическому «лечению». Но вследствии этих разнонаправленных процессов в обществе и официальных кругах появились мнения о фиктивной демократии и реальном тоталитаризме, который должен быть преодолен. Все эти оценки, конечно, не сложились в одночасье. Первая союзная конституционная реформа приходится на 1 декабря 1988 года. Она выразилась в принятии Закона об изменениях и дополнениях Консти­туции СССР и Закона о выборах народных депутатов СССР. Так, в ряде статей об основных правах и свободах граждан сняты так на­зываемые «идеологизмы», то есть указания на служение этих прав «интересам народа», целям «укрепления и развития социалистического строя», «коммуни­стического строительства».

Верховный Совет РСФСР принял «Декларацию прав и свобод человека и гражданина» 22 ноября 1991 года. Декларация отражала новое видение конституционного статуса личности и это вступало в явные противоречия с принципами, закрепленными в Конституции РСФСР. В апреле 1992 года положения «Декларации» включаются в Основной Закон. Сокращается число категорий лиц, не участвующих в выборах. Теперь в статье 92 лишь одна категория граждан лишалась избирательного права: ли­ца, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда..

Провозглашение Российской Федерации помимо возникновения нового государства означало также и существенные изменения в сфере законодательства. Отныне политические права и свободы признаются приоритетной ценностью. Они получили закрепление как в законодательстве федерального уровня, так и в законодательстве регионального уровня. На первом этапе это привело к появлению противоречий между федеральным и региональным законодательством, однако это позволило на уровне регионов гарантировать ряд прав и свобод, которые не рассматривались федеральным законодательством.

За первое десятилетие своего существования новая Россия демонтировала советскую модель государственного устройства. Был утвержден принцип парламентаризма и разделения властей. Избирательная система наконец-то получила альтернативность выборов, чему способствовало становление реальной многопартийной системы. Своего рода причиной и следствием этого стало изменение отношения государства к средствам массовой информации. Переход к партнерскому стилю отношений способствовал укреплению основ гражданского общества.

В свою очередь эти перемены позволили закрепить идею народного суверенитета, право народа на власть, на народное представительство, на свободные и равные выборы. Такие политические права, как право избирать и быть избранным, право на участие в референдумах, право на доступ к государственной и муниципальной службе, право на информацию, право на объединение и другие права получили демократичный процессуальный механизм их осуществления.

В конце 90-х годов двадцатого века завершился этап демонтажа советского наследия. В настоящее время Российская Федерация находится на пути построения правового государства. Происходит укрепление процессуальных механизмов реализации политических прав и свобод. Определенным этапом в этом отношении стало принятие 12 июня 2002 года Федерального закона № 67 «об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Однако, с другой стороны стоит привести пример некоторого ужесточения законодательства о политических правах. Так, Федеральный закон «о политических партиях» устанавливает более сложный режим регистрации политических партий. Этот закон блокирует возможность создания региональных и местных партий, при том, что право выдвижения кандидатов в депутаты и на выборные должности согласно этому закону остаются только у политических партий. Ужесточение законодательства о политических правах и свободах граж­дан не подрывает наработанный демо­кратический потенциал, не ведет к качественному усилению разрешительно- бюрократических механизмов осуществления людьми своих прав. Но очень важно, чтобы усиливающийся государственный контроль в этой области (что само по себе благотворно) не перерос в механизм государственного допущения граждан к их же правам. Очевидно, что развитие положительных и преодоление негативных тен­денций в области государственного регулирования прав и свобод должно стать главным направлением движения страны к правовому государству. Движение в указанном направлении, повторим, предполагает внимательное изучение наше­го собственного исторического опыта.

 

§ 3. Развитие института политических прав и свобод в Российской Федерации

Рассматривая сущность политических прав и свобод в первом параграфе, мы отметили, что эти права объединены некоторой иерархической системой. По этой причине законодательство о правах и свободах выделяется в качестве самостоятельной отрасли законодательства Российской Федерации. Политические права и свободы регулируются нормами конституционного права. Опыт систематизации политических прав демонстрирует это выделение данного раздела законодательства в классификаторе правовых актов.

Рассмотрим структуру российского законодательства о политических правах и свободах. Безусловно, основой для политических прав является Конституция Российской Федерации. В Конституции закрепляются основные политические права, утверждается их гарантия и приводятся принципы их осуществления..

Какова же структура законодательства о политических правах и свободах?

Прежде всего рассмотрим ее, исходя из юридической силы соответст­вующих нормативных правовых актов. Фундаментальным для разбираемого раздела законодательства актом является, конечно, Конституция Российской Федерации. Она закрепляет основные политические права, свободы, принципы осуществления, гарантий названных и иных прав и свобод. "

Анализ, проведенный нами в параграфе 1 настоящей главы, показал, что политические права, свободы закрепляются не только в главе 2 Конституции РФ, специально посвященной правам и свободам человека и гражданина, но и в иных главах. Так, о самоопределении и равноправии народов говорится уже в конституционной преамбуле, а также в части 3 статьи 5. Право многонацио­нального народа Российской Федерации на власть устанавливает статья 3 Кон­ституции. Право на гражданство зафиксировано в статье 6, на местное само­управление- в статье 12. Право на объединение в политические партии впервые вытекает не из статьи 30 (глава 2), а из статьи 13 Конституции. Все выше пере­численные статьи сод<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: