О БРАТЕ генрихе вальпоте, I МАГИСТРЕ ГОСПИТАЛЯ СВЯТОЙ марии тевтонского ДОМА




Брат Генрих, называемый Вальпот 38, I магистр госпиталя Пресвятой Марии Иерусалимского Тевтонского дома, возглавлял его много лет и умер в ноны [календы] ноября и похоронен в Акконе. Когда горожане Бремена и Любека, которые, как говорилось, были первооснователями этого ордена, по совершении своего обета паломничества собирались вернуться восвояси, то по совету господина Фридриха, упомянутого герцога швабского, и прочих знатных людей Алемании, участвовавших в осаде града Акконского, предоставили ему упомянутый госпиталь со всеми пожертвованиями и владениями, которых было тогда немало, где упомянутым немощным с братьями своими он смиренно служил и выполнял требуемое. Но после взятия упомянутого града Акконского этот брат Генрих выбрал одно место в пределах стен пред вратами святого Николая, на котором воздвиг церковь и госпиталь [14] и различные строения и там служил Богу с братьями своими и немощными. В этой церкви и погребен герцог Фридрих Швабский, умерший на пути паломничества, ибо еще при жизни выбрал там место церковного погребения 39.

3. О БРАТЕ ОТТО, II МАГИСТРЕ

Брат Отто, II магистр, возглавлял орден много лет и умер в 4 ноны июня и погребен в Акконе 40.

4. О БРАТЕ ГЕРМАНЕ, III МАГИСТРЕ

Брат Герман, именуемый Барт, III магистр, возглавлял орден много лет и умер в XIII календы апреля и погребен в Акконе 41.

5. О БРАТЕ ГЕРМАНЕ ФОН ЗАЛЬЦА, IV МАГИСТРЕ

Брат Герман фон Зальца, IV магистр, возглавлял орден долгие годы, умер в IX календы августа и погребен в Барлетте 42. Он был красноречивый, приветливый, мудрый, осмотрительный, прозорливый и прославленный во всех делах своих. Когда после избрания своего он увидел столь непрочное состояние ордена, то поклялся в присутствии некоторых братьев, что глаз отдаст, только бы орден его со временем вырос так, чтобы смог иметь, по крайней мере, десять братьев - рыцарей. Но что содеял в этом случае Ты, о всеблагой Иисус, всегда споспешествующий праведным желаниям молящих и не устающий милостиво внимать благочестивым обетам? Разве был он обманут в своем желании? Отнюдь. Напротив, Ты дал ему больше того, чего желало сердце его 43. Ибо так с течением времени преуспел орден, возглавляемый им, что вскоре после смерти его насчитывалось в вышеупомянутом ордене две тысячи братьев из знатных родов королевства Алемании. Ведь и тот сиятельный ландграф Тюрингии, господин Конрад 44, из чьей семьи он вышел, когда был в миру, с многочисленной придворной знатью вступил в упомянутый орден. А при брате его Германе были пожалованы ордену новые привилегии, как папские, так и императорские 45. Ибо чудесные дары в Апулии, Романии, Армении, Алемании, Венгрии, а именно область, называемая Бурца 46, в Ливонии и Пруссии были дарованы при нем ордену. Ведь так возвысился орден благодаря ему, что неслыхано было испокон веков, чтобы какая - либо другая религия или орден так преуспели бы в этом мире благодаря одному человеку. И не удивительно. Ибо так милостив был к нему Бог, что был он любим всеми и воистину можно было бы сказать о нем, что был он возлюблен Богом и людьми 47. Держал он в руке своей господина папу [15] и императора, не говоря о прочих правителях и магнатах, и так расположил к себе их души, что получал все, чего бы ни попросил у них ради чести и пользы ордена своего. Вот почему случилось так, что после того, как венецианцы были сурово наказаны за мятеж, поднятый против империи 48, большую часть Святого креста 49 поднесли они в качестве особого дара императору Фридриху II; а этот император отдал ее упомянутому магистру, который послал ее в пределы Пруссии, в Эльбингский замок, где и по сей день она обретается в большом почитании со стороны христиан из - за множества чудес, сотворенных через нее Господом. Случилось и так, что, когда между господином папой Гонорием III и императором Фридрихом II выявились некоторые скрытые разногласия 50 и оба ввели этого брата Германа в курс дела, чтобы он рассудил их, он, услышав это, отказался, уверяя, что весьма неприлично, если он возьмет на себя дело владык всего мира, ибо сам был человеком скромным и не злоупотребляющим выгодами своего положения. Вот почему случилось, что сам господин папа и император, чтобы окружить этого брата Германа еще большим почетом, пожаловали ему и его будущим преемникам, магистрам учрежденного ордена дома Тевтонского, достоинство принцепсов, и в знак этого принципата господин папа поднес ему кольцо, а император предоставил королевские инсигнии на его стяг 51, и так он еще не раз устраивал дружеские примирения между ними.

Окончилась первая часть этой книги

Комментарии

1 Прит. 1,1.

2 Кор. 1, 24.

3 Пс.103, 24.

4 Целестин III (Джачинто Бобоне Орсини) - папа римский в 1191 - 1198 гг.

5 Сир. 6, 23.

6 Комтур (commendator) (прецептор) - глава округа (комтурства) в Тевтонском ордене. Он выполнял церковные, административные и хозяйственные функции (Die Statuten... S. 106). Комтур земли Хелминской впервые появляется в 1248 г.;им был Генрих фон Мервиц (Heinrich von Merwitz), затем - комтуры других прусских земель: Самбии (1254), Наттангии (1257), Барты (1257). Все комтуры с 1251 г. были подчинены магистру Пруссии. Комтурства были административно - территориальной единицей государства Тевтонского ордена на Хелминской земле и в Пруссии. Комтурство состояло из замка и относящегося к нему округа и было замкнутой, относительно самостоятельной в хозяйственном отношении административной единицей, размеры которой определялись требованиями самоуправления (Ziesemer W. Das grosse Aemterbuch..., S. VII: Milthaler F. Die Grossgebietiger... S. 7 - 16). Понятия «комтур» и «комтурство» были перенесены в Пруссию из Средиземноморья и Германии, где земельные владения Тевтонского ордена назывались баллеями, или комтурствами. Называя семь комтурств земель, Петр из Дусбурга основывается, вероятно, на ст. 8 Статутов Ордена: «Постановляем, чтобы комтуры Ливонии, тевтонских земель, Пруссии, Австрии, Апулии, Романии, Армении ежегодно собирали великие капитулы» (SRP, I, S. 24). В 1309 г. Пруссия разделилась на 8 или 9 комтурств: Меве, Мариенбург, Христбург, Эльбинг, Балга, Бранденбург, Кёнигсберг, Гердауен (?), Рагнита (Toppen М. Historisch - comparative Geographic... S. 162).

7 Ливония. - Орденская земля Ливония объединяла собственно Ливонию (Лифляндию), а также Курляндию и Эстляндию. Первым объектом миссионерской деятельности стала Эстляндия, в которую в 1167 г. был направлен епископ из Ордена цистерцианцев Фульк. Инициаторами этой миссии были датчане, которые во второй половине ХII в. начали завоевание южного побережья Балтийского моря. Наивысший подъём ливонского завоевания приходится на время правления епископа рижского Альберта (1199 - 1229). Он вместе с местными епископами призвал на помощь немецких крестоносцев, из числа которых был создан Орден меченосцев. Тевтонский орден включился в эту борьбу в 1237 г. Ему принадлежали многие замки и города, самый ранний из которых Гольдинген (ранее: Иезусбург) был заложен в 1242 г.; среди прочих - Мемель, Хейлигенберг, Фрауенбург, Нейхауз, Волькенбург, Дюнемюнде, Нарва и др. (Tumler М. Der Deutsche Orden... S. 202 - 209).

8 Пруссия (Prussia). - Первое упоминание Тевтонского ордена в Пруссии в связи с основанием легендарного замка Фогельзанг относится к 1228 г. История завоевания Орденом прусских земель детально раскрывается в «Хронике» Петра из Дусбурга. К 1400 г. прусские владения немецких крестоносцев охватывали земли Западной и Восточной Пруссии; на них насчитывалось около 100 орденских храмов, около 28 комтурств (Tumler М. Der Deutsche Orden... S. 194 - 202).

9 Тевтония. - Германия. На территории Германии Ордену принадлежали следующие баллеи: Франковом, Эльзас - Бургундия, Лотарингия, Кобленц, Гессен, Тюрингия, Саксония, Вестфалия, Бизен, Утрехт (Tumler М. Der Deutsche Orden... S. 104 - 178).

10 Австрия. - О комтурствах Ордена в Австрии (Нейштадт, Фризах, Грац и др.) см.: Tumler М. Der Deutsche Orden... S. 92.

11 Апулия. - Свидетельство существования владений Тевтонского ордена в Италии. Первые из них в Апулии - портовые города Бари, Барлетта и Бриндизи. Самое раннее известие о немецких крестоносцах в Барлетте относится к 1197 г. Среди других городов упоминаются Эболи, Корнетто, Белловедере, Фоджа, Мельфи. Документальные сведения об этом баллее Ордена весьма скудны (Tumler М. Der Deutsche Orden... S. 74 - 78).

12 Романия. - Так обычно называется Византийская империя. В 1204 г. материковая часть Греции была захвачена одним из войск крестоносцев и включена в состав Священной Римской империи под названием Романии. Однако сам император получил только Константинополь и Фракию. В Салониках, Афинах и Пелопоннесе возникли княжества, находившиеся изначально под властью Готфрида де Виллардуэна, обратившегося за военной помощью к рыцарским орденам тамплиеров и св. Иоанна и к Тевтонскому ордену. Последний получил в 1209 г. владение в небольшом городке Каламата. Комтур Тевтонского ордена в Романии впервые упомянут в 1236 г. В 30 - х годах ХIII в. Ордену принадлежали уже многие города. Однако в 1261 г. греки начали отвоевание своих земель, завершившееся в 1311 г. Отдельными городами в Романии немецкие крестоносцы владели еще в 1500 г. (SRP. I, S. 25; Tumler M. Der Deutsche Orden... S. 65 - 68; Biskup M., Labitda G. Dzieje... S. 105).

13 Армения. - Обычно называют баллей Армения (речь идет о так называемой Великой Армении в Киликии на границе Турции и Сирии) и Кипр, включавший в себя владения Тевтонского ордена в Святой земле. Именно здесь, в Акконе, в 1191 г. был создан госпиталь, послуживший, по преданию, прообразом Ордена. В 1196 г. Ордену принадлежали также Яффа, Аскалон, Газа, Рама и Замен, расположенные по южной границе христианских владений. Из финикийских городов ему принадлежали Сидон, Тир и Триполи. Весьма значительны были владения Ордена в Малой Армении, отдельные территории которой принадлежали ему с 1209 г. В 1212 г. армянский царь Лев даровал Ордену крепость Амуду, а его зять Эвтон в 1236 г. - город Харому с прилегающими к нему землями. Господство Ордена в этих областях прекращается с падением Аккона в 1291 г. (SRP, I. S. 25; Tumler M. Der Deutsche Orden... S. 58 - 65; Biskup M., Lahuda G., Dzieje... S. 106).

14 Мат. 7, 24.

15 Пс. 74, 4.

16 Иоан. 6, 63.

17 1Пет. 4, 8.

18 Ср.: Мат. 7, 25.

19 В немецкой историографии датой основания Тевтонского ордена принято считать 1191 г. (Tumler M. Der Deutsche Orden... S. 60). Польский историк К. Гурский решающими моментами истории Тевтонского ордена считал его основание во время осады Аккона в 1189 - 1191 гг. и его официальное утверждение в 1198 г. (Gorski К. Zakon Krzyzacki... S. 7).

20 ...«кокка»... - «когге», или «ког» (нем. Kogge, Cogge, Cog), - тип парусного судна, распространенного в Средневековье в районе Северного моря. Название первоначально относилось к любому кораблю с прямым форштевнем и кормой, поставленной под углом к килю, но к концу ХII в. немцы стали использовать эту форму для вместительного судна, управляемого с помощью настоящего руля. Когте мог взять 500 пассажиров или запасы продовольствия на зиму для целого города, а также служить и военным судном (Christiansen E. The Northern Crusades. P. 87).

21 Мат. 25, 35 - 36.

22 1 Кор. 3, 6 - 7.

23 Перечень лиц, участвовавших в создании Тевтонского ордена, основан на текстах «Exordium ordinis Theutonici» (МРН. Т. 6) и «De primordiis ordinis Theutonici narracio» (SRP. I, VI).
Король Генрих Иерусалимский - Генрих Шампанский (ум. 1197). В 1198 г. королем иерусалимским был Амальрик II. Генрих мог быть назван так в позднейших редакциях honoris causae (Tumler M. Der Deutsche Orden... S. 581).
Назарейский архиепископ - назаретский архиепископ (личность не установлена).
Тирский архиепископ - епископ Иосий Тирский (1186 - 1120).
Кесарейский архиепископ - личность не установлена.
Акконский епископ - Теобальд, епископ акконский (1191 - 1120).
Магистр госпиталя св. Иоанна - Готфрид фон Донжон, магистр. Ордена св. Иоанна в 1193 - 1202 гг.
Магистр тамплиеров - Жильбер Эрайль (1194 - 1200), магистр Ордена тамплиеров.
Конрад, архиепископ майнцский (у Николая фон Ерошина: Conrat zu Menz) - Конрад I (1161 - 1165 и 1183 - 1200) (NDB. 12. S. 510 - 511).
Конрад, епископ вюрцбургский (1198 - 1202) (у Николая фон Ерошина: Conrat zu Wirzenburc).
Вольфер, епископ Пассау (1191 - 1208), позднее - патриарх аквилеиский (у Николая фон Ерошина: Volker von Pazzow). (Tumler M. Der Deutsche Orden... S. 581).
Гардульф, епископ хальберштадтский (1193 - 1201) (Tumler M. Der Deutsche Orden... S. 581).
Епископ цейтский - Бертольд II, епископ цейтский (1186 - 1206).
Фридрих, герцог швабский (1168 - 1191).
Генрих, пфальцграф рейнский (1195 - 1214).
Герцог брауншвейгский. - Допущена ошибка, так как герцогство Брауншвейг - Люнебург образовалось в 1235 г.
Фридрих, герцог австрийский - Фридрих I (1195 - 1198).
Генрих, герцог брабантский - Генрих I Брабантский (1183 - 1235).
Герман, пфальцграф саксонский и ландграф Тюрингии (1190 - 1217).
Маркграф бранденбургский Альбрехт - маркграф Альбрехт II Бранденбургский (1177 - 1220), в то время - граф Арнебургский, маркграф - с 1205 г.
Генрих фон Кальден - императорский маршал (ум. после 1214).
Конрад, маркграф ландсбергский - Конрад, маркграф Лауштца и Ландсберга (1190 - 1210).
Дитрих, маркграф мейссенский (1190/97 - 1221) (см.: Gottschalk J. Hedwig... S. 50). Представители немецкой духовной и светской знати названы среди участников крестового похода 1194 г. в «Burchardi et Cuonradi Urspergensium Chronicon»: «...Cuonradus Maguntmus archiepiscopus, Cuonradus cancellarius unperatoris, Heinricus dux Saxoniae, Liupoldus dix Austriae, dux Brabantiae (Генрих. - В. М.), Hennannus lantgravius de Turingia, frater Lodovici... Pataviensis episcopus (Вольфер. - В. M.), Ratisponensis episcopus (Конрад. - В. M.), Cicensis episcpus (Бертольд. - В. M.), Halberstatensis episcopus (Гардульф. - В. M.), marchio Cuonradus (маркграф Конрад из Восточной марки. - В. M.), Albertus comes, Heinricus Caladinus marscalcus...» (MGH. SS. Т. ХХШ. P. 364).

24 Генрих VI, король римский - Генрих VI, сын императора Фридриха I, германский император (1190 - 1197).

25 Привилеи папы Гонория III от 15 декабря 1220 г. и 9 января 1221 г.

26 В латинском тексте: militaris. Лат. miles и militia получили в Средние века значение «рыцарь» и «рыцарство». Наряду с некоторыми другими значениями militia и militare означали рыцарство и его обязанности (Taylor H. О. The Medieval Mind. Vol. I. P. 541; Bumke J. Studien... S. 21, 112 - 113).

27 Пс. 79, 9 - 10, 12.

28 Быт. 14, 14 - 20.

29 Отк. 3, 12.

30 Деян. 13, 22.

31 1 Цар. 30, 14; 2 Цар. 8, 18; 15, 18.

32 Пс. 44, 4.

33 Песн. П. 3, 7 - 8.

34 1 Мак. 5, 24.

35 Там же, 1, 10; 3, 42 - 47.

36 Там же, 4, 36 - 37, 43.

37 Прем. 3, 7.

38 Генрих Вальпот (Henricus Walpote; у Николая фон Ерошина: Henrich Walbote) - I великий магистр Тевтонского ордена. Выходец из одной из 13 семей с Нижнего Рейна, носящих это имя. Во всех исторических нарративных источниках Ордена и в некрологах выступает под именем Генрих; лишь в латинском тексте «Narracio de primordiis ordinis Theutonici» именуется Герман (Hermannus). Существует гипотеза о его идентичности с неким братом Генрихом, упоминаемым в документах Ордена в 1193, 1194 и 1196 гг. сначала как приор, а позже - как прецептор. Невозможно точно установить продолжительность его правления. По хронике Иоганна фон Посильге (SRP. III. S. 388) он правил 10 лет (1190 - 1200). Умер 5 ноября, год смерти неизвестен (Tumler M. Der Deutsche Orden... S. 30), вероятно, в Акконе, где и был похоронен (Schreiber О. Die Personal - und Amtsdaten... S. 647 - 648).

39 Текст этой главы основан на «Narracio de primordus ordinis Theutonici» (SRP. I. P. 30).

40 Брат Отто - Отто фон Керпен (Otto von Kerpen), II великий магистр Тевтонского ордена. Происходил, вероятно, с Рейна, из семьи, именуемой по названию города Керпена близ Гиллесхейма на Эйфеле. Дата смерти у Петра из Дусбурга приведена неточно. Имеются данные, что в 1208 г. Отто еще был магистром. Умер 7 февраля (SRP. I. S. 30; Tumler M. Der Deutsche Orden... S. 31); год смерти обычно считают неизвестным, но О. Шрайбер, используя материал некрологов, приводит 1209 г. Умер в Акконе (Schreiber О. Die Personal - und Amtsdaten... S. 648 - 649).

41 Брат Герман - Герман Барт (Hermannus Bart), III великий магистр Тевтонского ордена. Известен также по некрологам как Генрих (Герберт) Барт. Вероятно, происходил из министериалов ландграфа Тюрингии и пфальцграфа саксонского Германа I, отца великого магистра Конрада Тюрингского (Tumler M. Der Deutsche Orden... S. 31). Вступил в Тевтонский орден во время паломничества в Иерусалим. Из анализа документов Ордена следует, что он был магистром с 7 февраля 1209 г. (сразу после смерти Отто фон Керпена) по 2 июня 1209 г. (Buchholz F. H. Bart... S. 175), похоронен в Акконе (Schreiber О. Die Personal - und Amtsdaten... S. 649 - 651).

42 Герман фон Зальца (Hermannus de Salcza). - И. Фойгт, используя данные грамот, относит его правление в качестве великого магистра к 1210/11 - 1239 гг. (Voigt J. Namen - Codex... S. 1; см. также: Gehler M. Geschichte... Bd. I. S. 192; Wojtecki J. Der Deutsche Orden... S. 219). По другим сведениям, стал великим магистром в 1209 г. (Schreiber О. Die Personal - und Amtsdaten... S. 651 - 653). Происходил из рода Зальца, в котором выделяются линии знати и министериалов. Последние находились на службе Вельфов и ландграфов тюрингских. К ним относились родители магистра. Дата рождения и события жизни до вступления в Тевтонский орден неизвестны (Tumler M. Der Deutsche Orden... S. 33). С его деятельностью связывают начало осуществления политической цели Тевтонского ордена: создание автономного государства Тевтонского ордена в Пруссии (Caspar E. Hermann von Salza...; Erdmann С. Hermann von Salza). Политическая цель Германа фон Зальца не была достигнута. Все же немецкие историки Ордена высоко оценивают его заслуги, считая, что он поставил Тевтонский орден в один ряд с орденами тамплиеров и иоаннитов, и подчеркивают, что он «ввел Орден в Пруссию и Ливонию и тем самым положил начало его всемирно - исторической миссии» (Tumler M. Der Deutsche Orden... S. 40). Умер 20 марта 1239 г., погребен в Барлетте (Апулия) (Tumler M. Der Deutsche Orden... S. 76).

43 Ср.: Пс. 20,3.

44 Конрад - ландграф тюрингский (1206/7 - 1240), младший сын ландграфа тюрингского и пфальцграфа саксонского Германа I (1181 - 1217) от его второй жены Софии Баварской (1196 - 1232), дочери Отгона I Баварского (1120 - 1183). Его воспитателем был Конрад Марбургский, первый немецкий инквизитор, крестный отец св. Елизаветы. Конрад с 1231 г. имел титул ландграфа и пфальцграфа. Вступил в Тевтонский орден в 1234 г. в Марбурге. В 1240 г. стал великим магистром Ордена (Caemmerer E. Konrad, Landgrafvon Thueringen). Умер 24 июля 1240 г. в Риме. Останки были перевезены в Марбург - на - Лане и захоронены в только что основанной церкви Св. Елизаветы (Schreiber О. Die Personal - und Amtsdaten... S. 653 - 655). Подробнее о нем говорится в IV части «Хроники земли Прусской» Петра из Дусбурга (гл. 33).

45 Имеются в виду Золотая булла (1226 г.) императора Фридриха II и папская булла 1234 г., по которым Тевтонский орден получал право завоевания земель в Пруссии (Caspar E. Hermann von Salza... S. 40 - 44). Золотая булла 1226 г. - первый исторический документ, свидетельствующий о намерении Тевтонского ордена овладеть Хелминской землей (см. комм. ч. III. 3) и Пруссией, а также намечающий основы правового статуса Ордена в этих землях (Labuda G. Stosunek... S. 88 - 89). О Золотой булле и о других грамотах, закрепляющих права Тевтонского ордена на Хелминскую землю и Пруссию, см.: Labuda G. Uber die Urkunden...

46 Бурца (Борца) - земля, отданная Тевтонскому ордену венгерским королем Эндре II (1205 - 1235) в 1211 г. Она лежала по границе с Валахией и имела площадь ок. 12 тыс.км. Орден, ведя войну с половцами, основал здесь замок Крейцбург и еще четыре замка. В Венгрии тевтонские рыцари пребывали до 1221 г. (Adrianyi G. Zur Geschichte...). Пребывание крестоносцев на венгерской земле Бурца имеет значение и для оценки методових действий в Пруссии, особенно в отношении представителей местной церковной и светской власти (BiskupM., Labuda G. Dzieje... S. 117).

47 Сир. 45,1.

48 Во время правления Фридриха II венецианцы не поднимали мятежа. Напряженными были отношения с ними во время крестового похода 1228 г. (SRP. I. Р. 32).

49 ...часть Святого креста. - Особым почитанием пользовался в Тевтонском ордене Святой крест, символ спасения человечества (рыцари Ордена имели изображение черного креста на белом плаще). В 1223 г. Орден получил «славный деревянный крест Господень» («crux de ligno domini gloriosa»), который папой Григорием IX (1227 - 1241) предназначался для крестоносцев. М. Теплен считал, что этот крест и есть та «большая часть Святого креста», о которой пишет Петриз Дусбурга. Император Фридрих II мог получить ее в Венеции в марте 1232 г., а затем передать великому магистру. Реликвия, должно быть, была доставлена в Эльбинг, что тем более вероятно, поскольку в Эльбинге до 1309 г. находился капитул Ордена в Пруссии (SRP. I. Р. 32; Tidick E. Beitraege zur Geschichte... S. 352).

50 Разногласия между папой Гонорием III и императором Фридрихом II за преобладающее влияние в землях Восточной Прибалтики возникли в середине 20 - х годов ХIII в. О политике Тевтонского ордена в этом конфликте см.: Arnold U. Der Deutsche Orden... К 1225 г. относятся привилеи папы Гонория III неофитам Ливонии и Пруссии, которые, как полагают историки, можно рассматривать в качестве ответа на данный в 1224 г. манифест императора, которым народы Прибалтики (в том числе население Самбии и Земгаллии) объявлялось под защитой империи, а неофитам гарантировалась сохранность их владений и существующих иммунитетов. Успех императорской политики по отношению к Тевтонскому ордену был закреплен в Золотой булле в Римини (март 1226 г.), определившей особенности правового статуса государства крестоносцев в Пруссии (Opladen Р. Die Stellung... S. 31; Kegel E. Das Ordensland... S. 19).

51 Самое раннее свидетельство пожалования кольца папой великому магистру (им был Герхард фон Мальберг) относится к 1243 г. С какого времени великий магистр обладал императорской символикой (орел), неизвестно (Peter von Dusburg. S. 54).

Начинается вторая часть книги

О ПРИХОДЕ БРАТЬЕВ ДОМА ТЕВТОНСКОГО В ПРУССКУЮ ЗЕМЛЮ

1. О РАЗОРЕНИИ ПРУССАМИ КУЛЬМСКОЙ ЗЕМЛИ

В то время, когда тот благородный и славный христианнейший правитель князь Конрад правил в Мазовии, Куявии и Польше 1, был один епископ из Пруссии, по имени Христиан 2, из ордена цистерцианцев, который не раз сеял среди пруссов семя слова Божиего, увещевая их, чтобы, оставив идолопоклонство, они поклонялись истинному Богу Иисусу Христу. Но поскольку семя это упало на скудную почву, оно не принесло никакого плода. Ибо так закоснели они в пороках своих, что никакие здравые увещевания не могли увести их от заблужденияих неверия. Но одно было в них похвально и во многих отношениях привлекательно: хотя они были язычниками и поклонялись разным богам, все же жили в мире с соседними христианами и не мешалиим почитать живого Бога и ни в чем не причиняли вреда. Но тот враг рода человеческого, ревнитель мира, недолго выждав, посеял плевелы. Ибо он подстрекнул их на жесточайшие гонения, так что спустя немного лет, частью убив христиан, некоторых захватив в плен и уведя в вечное рабство (лишь немногие из них спаслись бегством), пруссы, совершенно разорив Кульмскую землю, превратили ее в пустыню 3.

2. О РАЗОРЕНИИ ПОЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ

И поскольку этот князь не препятствовал зачинщикам и не нашел подходящего средства против их враждебных выпадов и покушений, то, перейдя в дальнейшем к худшему, они вторгались в Польскую землю с великой силой воинов столько раз и причиняли ей такой ущерб, что, спалив дома, они взрослых мужчин пронзали мечом, а женщин и детей уводили в вечное рабство; а если случалось, что какая-нибудь беременная женщина, рожая, не могла следовать за ними, то они убивали ее; и, вырывая детей из материнских объятий, они зачастую умерщвляли их, сажая на кол. Итак, они настолько разорили землю, что ото всех укреплений [17] и замков княжества его остался у него всего один замок, стоящий на реке Висле, называемый Плоцк. Кроме того, 250 приходских церквей, не считая монастырей уставных и мирских клириков 4, часовен, мужских и женских монастырей, предали они огню 5. Убивая священников и прочих клириков, как уставных так и мирских, одних за пределами церкви, других — внутри, многих в алтаре, когда они служили святому телу и крови Господа нашего Иисуса Христа, сами святыни в знак презрения Бога непочтительно бросив на землю, попирали ногами. Унеся чаши, амфоры и прочие церковные сосуды и облачение, предназначенное для богослужения, они обращались с ними кощунственным образом; девушек, посвященных Богу, бесстыдно использовали для своей похоти. И ради краткости скажу, что не хватит слов, чтобы вполне описать, сколько зла и мерзости содеяли они вере и христианам.

3. О ДАРАХ, ПОДНЕСЕННЫХ ПРУССАМ, ЧТОБЫУМЕРИТЬ ИХ ЖЕСТОКОСТЬ

До того как упомянутая Польская земля была так основательно разорена, когда от нее еще что-то оставалось, этот князь был поставлен ими в такое безвыходное положение, что, сколько бы раз упомянутые пруссы ни посылали к нему своих послов, требуя коней и красиво окрашенных одежд, он никоим образом не решался им отказать. Но когда у него не стало, из чего удовлетворить их, он позвал к себе на пир знать и прочих с женами их, и когда они, веселясь, сидели за столом, ели и пили, он тайно повелел подарить их одежду и коней вышеупомянутым послам язычников. И это не пошло никому на пользу и не могло умерить их злобу, ибо они разорили упомянутую землю, как уже говорилось выше.

4. О БРАТЬЯХ ОРДЕНА РЫЦАРЕЙ ХРИСТОВЫМ

Итак, когда вышеупомянутый князь увидел, что земля его пришла в такой жалкий упадок и он не может ее никоим образом защитить, то по совету брата Христиана, епископа прусского, и некоторых знатных людей он учредил для защиты своей земли братьев, называемых рыцарями Христовыми, с алым мечом и звездой на белом плаще, бывших тогда в пределах Ливонии 6, и многие земли язычников они властно подчинили вере христианской, и вышеупомянутый епископ посвятил в члены упомянутого ордена одного выдающегося мужа, по имени Бруно, а с ним — четырнадцать других. Потом этот князь воздвиг для сих братьев замок, называемый Добжинь, от которого они позже стали называться [18] братьями из Добжиня, и дал им аллод, или поместье, в земле Куявии, называемый Седльце 7. Этот князь и братья договорились на тех условиях, что они поровну поделят между собой землю язычников, которую смогут себе в дальнейшем при Господнем содействии 8 подчинить. Когда это узнали пруссы, то, еще больше разъярившись, с огромным множеством ратников не раз нападали на упомянутый замок Добжинь и так враждебны были этим братьям, что редко кто из них отваживался появляться за пределами замка. И даже до того дошло наконец, что четверо или пятеро пруссов дерзнули заниматься разбоем в окрестностях этого замка.

5. О ПОЖАЛОВАНИИ ЗЕМЛИ ПРУССКОЙ, КУЛЬМСКОЙ И ЛЮБАВСКОЙ БРАТЬЯМ ОРДЕНА ДОМА ТЕВТОНСКОГО

В то же время орден дома Тевтонского благодаря брату Герману фон Зальца, магистру его, много преуспел в умножении численности братьев, богатств, власти и чести, так что слух о доброй славе его, разносясь повсюду 9, дошел наконец и до сведения упомянутого князя. Это вселило в сердце его божественное внушение, что желает он упомянутых братьев пригласить для защиты своей земли 10, веры и христиан, из чего явствует, что братья рыцари Христовы, учрежденные им для этого, не преуспели в этом деле. И, созвав своих епископов и знать, он отверз им свой ум 11, прося дать ему в этом здравый совет. Они единодушно поддержали волю его, добавив, что из правдивых донесений им стало известно, что упомянутые братья — доблестные рыцари, с юных лет закаленные в сражениях, кроме того, они признаны и приняты и у господина папы, и у императора и правителей Алемании, так что они неколебимо надеются, что из милости к ним господин папа выступит вдохновителем крестового похода в помощь упомянутой земле. Вот почему он послал официальных послов с грамотами своими к упомянутому брату магистру Герману; когда они изложили пред ним и братьями его причину своего прибытия, тот магистр после многих совещаний и разных переговоров, проведенных с братьями его об этом трудном деле, наконец, по указанию господина папы и императора Фридриха II и правителей Алемании, которые словом и делом обещали помогать ему в этом, удовлетворил просьбу упомянутого князя. Итак, упомянутый магистр послал брата Конрада фон Ландсберга и еще одного брата своего ордена к этому польскому князю, чтобы они прошли по земле Кульмской и разузнали, по его ли воле прибыло посольство. Когда они в отсутствие князя прибыли в Польшу, то пришло войско пруссов и разорило Польскую землю огнем и мечом. С этим войском упомянутые братья по повелению госпожи Агафьи, [19] жены князя 12, собрав вокруг себя множество поляков, мужественно вступили в сражение, но пруссы, оказывая сопротивление со своей стороны (а поляки бежали после первой же стычки), смертельно ранили упомянутых братьев и, взяв в плен и уведя вождя войска поляков, убили многих людей 13. Но вышеупомянутая госпожа после сражения повелела принести назад оставшихся на поле сражения полуживых братьев и передать их на попечение лекарей. Когда же оные братья излечились, они толково завершили вверенноеим посольство. Услышав об этом, вышеупомянутый господин Конрад, князь польский, по зрелом размышлении, как говорилось выше, по совету, единой воле и горячему согласию его жены Агафьи и сыновей его Болеслава, Казимира и Земовита 14, дал упомянутым братьям дома Тевтонского, нынешним и грядущим, землю Кульмскую и Любавскую и землю, которую смогут с Божией помощью в дальнейшем отвоевать из рук язычников со всеми правами и пользованием, которые он и предки его имели в вечном владении, не оставляя себе в них никаких прав и собственности, но отказываясь словом и делом ото всего, на что мог бы претендовать он сам или жена его, или дети, или потомки. И чтобы этот дар был прочным и вечным и чтобы никем в дальнейшем он не смог бы отмениться, он дал им грамоты, скрепленные печатями своими. Произошло это около 1226 года от Рождества Христова в присутствии нижеподписавшихся свидетелей, а именно: Гунтера Мазовецкого, Михаила Куявского, Христиана, епископов прусских, настоятеля Гернульда, декана Вильгельма, старшего и младшего графов Пакослава из Дирсовии, канцлера Иоанна, вице-канцлера Григория и многих других выдающихся церковных и светских лиц 15.

6. О ЗАКРЕПЛЕНИИ ВЫШЕИЗЛОЖЕННОГО И ОБ ОБРАЩЕНИИ К БРАТЬЯМ ГОСПОДИНА ПАПЫ

Когда же об этом разорении Польской земли благодаря шумному заявлению упомянутого князя дошло до сведения Римской курии, то святейший отец и владыка папа Григорий IX, сострадая ему и остерегаясь опасностей в будущем, весь порядок, с братьями дома Тевтонского установленный разумно и по принятому обряду, утвердил во имя Господа 16, вменив упомянутым братьям во отпущение грехов отомстить за поругание распятого Господа и отвоевать землю, обетованную христианам, занятую язычниками 17. И, вдохновляя их на битву, сказал: «Опояшьтесь и будьте мужественны и готовы сразиться с этими язычниками, которые собрались против нас, чтобы погубить нас и святыню нашу, ибо лучше нам умереть в сражении, нежели видеть бедствия нашего народа и святыни» 18. И, укрепляя их в душевной стойкости, утешал их [20] словами Господа, сказавшего, обращаясь к детям Израиля: «Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы и народа более нежели у тебя, то не бойся их, ибо с тобою Господь, Бог твой»; 19 а несколько дальше он продолжал: «Вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими: да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их; ибо Господь, Бог ваш, идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими и спасти вас 20. Ибо не ваша война, а Божия» 21. Эта величайшая стойкость духа была у Иуды Маккавея, который, стоя с горсточкой людей против многого множества язычников, ободряя своих, говорил: «Не бойтесь множества их, и не страшитесь нападения их. Вспомните, как спасены были отцы наши в Чермном море, когда Фараон преследовал их с войском. И ныне возопием на небо; может быть Он умилосердится над нами, воспомянув завет с отцами нашими, и сокрушит ныне это ополчение пред лицем нашим, и все язычники познают, что есть Избавляющий и Спасающий Израиля 22. Не убойтесь слов мужа грешнаго, ибо слава его обратится в навоз и в червей. Сегодня он превозносится, а завтра не найдут его 23. Итак, дети, возревнуйте о законе, и отдайте жизнь вашу за завет отцов наших. Вспомните о делах, которые они совершили во времена свои, и вы приобретете великую славу и вечное имя 24. Крепитесь и мужественно стойте в законе, ибо чрез него вы прославитесь 25. Итак, соберите к себе всех исполнителей закона, и отмщайте за обиды народа вашего и воздайте воздаяние язычникам» 26.

7. О НОВОЙ ВОЙНЕ БРАТЬЕВ ДОМА ТЕВТОНСКОГО С НАРОДОМ ПРУССКИМ

Многие войны издавна велись с пруссами, как повествуют старые истории: Юлием Цезарем 27, также девятью братьями из Швеции, которые назывались Гампты 28, также Гуго по прозвищу Потир 29, наконец, братом Христианом, епископом прусским, и братьями рыцарями Христовыми, называемыми братьями из Добжиня. Но, улучив момент, пруссы убивали или обращали в бегство вождей и прочих, возглавлявших их, и так сбрасывали ярмо рабства с вый своих и снова впадали в прежние заблуждения. Ныне начаты новые войны с ними братьями госпиталя Святой Марии Иерусалимского Тевтонского дома. Это те новые войны, которые избрал Господь, чтобы разрушить вражеские врата 30, ибо, если одного или многих вождей или префектов они убьют или уничтожат в один день, то в тот же или в следующий день на месте убитых поднимутся другие, лучшие или равные им. Не столько нового в войне, сколько в новом способе ведения войны, ибо не только плотским, но и духовным оружием достигается победа [21] над врагами, а именно молитвой. Вот почему говорится в Писании о Моисее, что, когда он молился, Израиль одолевал Амалика, когда же переставал молиться, Израиль бывал побежден 31. Ибо писано о том же Моисее в Книге Премудрости, что он победил истребителя не силою телесною и не действием оружия, но словом, а именно молитвой 32. И о нем же говорится в Книге Судей: «Помните, рабы Божий, ибо Амалика, уверенного в оплотах своих, он победил, не сражаясь, но произнося молитвы». Писано и о Маккавеях, что они хором вознесли молитвы и обратили ополчения в бегство 33. И об Иуде Маккавее говорится, что в двух битвах он не молился; а именно против Антиоха Евпатора, и тогда не победил, но отступил; во второй — против Вакхида и Алкима, и тогда сам пал в сражении, а ополчение сынов Израиля обратилось в бегство 34. Есть и другой новый способ побеждать, а именно смирение, коим спасали души свои мученики Христовы, о чем говорит Поэт 35:

Благородный способ побеждать — это смирение; побеждает тот,
Кто страдает; если хочешь побеждать, научись страдать.

И в другом месте:

Величайшая из добродетелей, смирение, побеждает безоружных,
А, бывает, нередко побеждает вооруженных мужей.

Об этом смирении говорит Григорий: «Без железа и огня мы можем стать мучениками, если истинно сохраним в душе смирение» 36. Об этом же Иероним: «Какой святой получил венец без смирения?» 37 С появления церкви не было недостатка в том, что неправедность торжествовала, а праведность попиралась. Итак, мы имеем новую войну и новый способ ведения войны, когда мы одолеваем врагов веры и церкви духовным оружием.

8. ОБ ОРУЖИИ ПЛОТСКОМ И ДУХОВНОМ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: