Текст воспроизведен по изданиям: Петр из Дусбурга. Хроника земли Прусской. М. Ладомир. 1997




 

Комментарии

1 Voigt J. Geschichte Preussens von den aeltesten Zeiten bis zum Untergang der Herrschaft des Deutschen Ordens. Koenigsberg, 1828. Bd. III. Beilage II. S. 604.

2 Pollakowna М. Kronika Piotra z Dusburga. Wroclaw; Warszawa; Krakуw, 1968. S. 205.

3 Perlbach М. Eine Spur Peters von Dusburg // AM. Koenigsberg, 1872. Bd. 9. S. 491 (= Die Geschichtsquellen der preussischen Vorzeit / Hrsg. W. Hubatsch, U. Arnold, E. Maschke // SRP. Frankftuta / М., 1968. Bd. 6. S. 35).

4 Pollakуwna М. Kronika... S. 165.

5 Carsten F. L. The Origins of Prussia. Oxford, 1954. P. 7.

6 Как писал Г. Ловмяньский, рыцарские ордена «основали в Прибалтике колониальные государства, не лишенные сходства с государственными образованиями норманнских завоевателей DC — XI вв., но следовавшие скорее всего примеру государств, основанных крестоносцами на Востоке» // Ловмяньский Г. Роль рыцарских орденов в Прибалтике (ХIII— XIV вв.) // Польша и Русь. М., 1974. С. 67, и далее: «...в пределах Латвии, Эстонии и Пруссии нашла распространение... духовная модель государства...» (Там же. С. 69).

7 Chronicon terrae Prussiae von Peter von Dusburg / Hrsg. М. Toeppen // SRP. Leipzig, 1861. Bd. I. P. 24.

8 Ср.: Vogebang E. Das religioese Selbstverstaendnis des Deutschen Ordens // Deutsche Theologie. Jg. 2. Stuttgart, 1935. S. 231 - 242; Wiechert G. Die Spiritualitaet des Deutschen Ordens in seiner mittelalterlichen Regel // Die Spiritualitaet der Ritterorden im Mittelalter. Torun, 1993. S. 131 - 146; Labuda A. S. Die Spiritualitaet des Deutschen Ordens und die Kunst. Der Graudenzer Altar als Paradigma // Die Spiritualitaet... S. 45 - 73.

9 Pollakуwna M. La chronique de Pierre de Dusburg // Acta Poloniaae Historica. Wroclaw, Warzsawa; Krakуw, 1968. Т. 19. P. 86.

10 Zajaczkowski S. Polska a Zakon Krzyzacki w ostatnich latach Wladyslawa Lokietka. Lwow, 1934; Ziekursch J. Der Prozess zwischen Koenig Kasimir von Polen und dem Deutschen Orden imJahre 1339 // HS. Berlin, 1934. H. 250; Wojtkawski A. Texy i argumenty polskie w sprawach terytorialnych z krzyzakami // KMW. Olsztyn, 1966. N 1. S. 3 - 98; Tenze. Procesy polsko - krzyzackie przed procesem z lat 1320 - 1321 //KMW. Olsztyn, 1972. N 1. S. 1 - 102.

11 Васильевский В. Г. Обращение Гедимина в католичество // ЖМНП. СПб., 1872. Ч. СЫХ, № 2. С. 152.

12 Zajackowski S. Przymierze polsko - litewskie w 1325 г. // КН. Lwуw, 1926. R. 40, z. 4. S. 567 - 617.

13 Pollakуwna M. Sprawa ocenzurowania Kroniki Piotra z Dusburga // Europa — Slowianszczyzna - Polska. Poznan, 1970. S. 128.

14 Bauer H. Peter von Dusburg und die Geschichtsschreibung des Deutschen Ordens in U.Jahrhundert in Preussen//HS. Berlin, 1935. H. 272. S. 10.

15 Engels O. Zur Historiographie des Deutschen Ordens im Mittelalter // Archiv fuer Kulturgeschichte. Koeln, 1966. Bd. XLVffl, H. 3. S. 363.

16 Матузова В. И. «Хроника земли Прусской» Петра из Дусбурга в культурно - историческом контексте // Балто - славянские исследования, 1985 г. М., 1987. С. 102 - 118.

17 Die Statuten des Deutschen Ordens nach den aeltesten Handschriften / Hrsg. M. Perlbach. Halle a. S., 1890 (= Hildesheim; New York, 1975). S. 46.

18 SRP. Bd. I. P. 39 (II, 7). Далее отсылка на книги и главы внутри текста.

19 Подробнее см.: Матузова В. И. Идейно - теологическая основа «Хроники земли Прусской» Петра из Дусбурга // Древнейшие государства на территории СССР, 1982 г. M., 1984. С. 152 - 169.

20 Burleigh M. Prussian Society and the German Order. An Aristocratic Corporation in Crisis, c. 1410 - 1466. Cambridge, 1984. P. 33.

21 Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. С. 13 — 14.

22 Карсавин Л. П. Основы средневековой религиозности в ХII — ХIII вв. преимущественно в Италии. Пг., 1915. С. 214.

23 Jones R. М. The Flowering of Mysticism. New York, 1940. P. 148 - 149.

24 Ziesemer W. Die Literatur des Deutschen Ordens in Preussen. Breslau, 1928. S. 30; Maschke Е. Quellen und Darstellungen in der Geschichtsschreibung des Preussenlandes // Deutsche Staatsbildung und deutsche Kultur tan Preussenlande. Koenigsberg, 1931. S. 19; Eis G. Die Literatur in Deutschen Ritterorden und in seinen Einflussgebieten // Ostdeutsche Wissenschaft. Munchen, 1962. Bd. DC. S. 83; Dygo М. Die heffigen Deutschordensritter. Didakttk und Herrschaftsideologie im Deutschen Orden in Preussen um 1300 // Die Spiritualitaet der Ritterorden fan Mittelalter. Torun, 1993. S. 165 - 176.

25 Пашуто В. Т. Борьба прусского народа за независимость (до конца ХIII в.) // История СССР, 1958, № 6. С. 54 - 81.

26 Helm К., Ziesemer W. Die Uteratur des Deutschen Ritterordens. Giessen, 1951. S. 151; Goerlich R. Zur Frage des Nationalbewusstseins in ostdeutschen Quellen des 12. bis U.Jahrhunderts. Marburg (Lahn), 1964. S. 44.

27 Perlbach М. Preussisch - polnische Studien zur Geschichte des Mittelalters. Halle, 1886. Heft П. S. 96.

28 Perlbach М. Die aeltesten preussischen Urkunden // AM. Koenigsberg, 1873. Bd. 10. S. 609 - 649; Idem. Die aeltesten Urkunden des WaUenrodt'schen Bibliothek // Ibid. 1874. Bd. 11. S. 262 - 278; Idem. Preussische Regesten bis zum Ausgang des 13. Jahrunderts // Ibid. S. 1 - 32; 1875. Bd. 12. S. 1 - 26; Idem. Regesten der Stadt Koenigsberg, 1256 - 1524//AM. NF. Koenigsberg, 1881. Bd. 18. S. 1 - 39.

29 Perlbach M. Preussisch - polnische Studien... H. I - II.

30 Labuda G. Studia nad annalistyka pomorska z ХIII - XV wieku // Zapiski TNT. 1954. Т. 20, z. 1 - 4. S. 107 - 114.

31 Pollakуwna M. Kronika Rotra z Dusburga. Wroclaw, Warszawa; Krakуw, 1968.

32 Perlbach M. UEber die Narracio de primordiis Ordinis Theutonici // Forschungen zur deutschen Geschichte. 1873. Bd. 13. S. 387 - 392; Idem. Die Statuten des Deutschen Ordens. Halle, 1890. Bd. XI. S. 156; Arnold U. De primordiis Ordinis Thetonici narracio//Preussenland. Marburg, 1966. Bd. 4. S. 17 - 30.

33 Die jungere Hochmeisterchronik. Beilage II. Hermann's von Salza «Bericht ueber die Eroberung Preussens» / Hrsg. T. Hirsch // SRP. 1874. Bd. V. S. 153 - 168.,

34 Weber L. Preussen vor 500 Jahren. Danzig, 1878. S. 37 - 39.

35 Perlbach M. Preussisch - polnische Studien... H. П. S. 107 - 110.

36 Grundmann H. Deutsches Schrifttum in Deutschen Orden // AF. Koenigsberg, 1941.Bd. 18.S.30 - 31.

37 Schirren C. UEber Hartmann's von Heldnmgen Bericht // Mitteilungen aus der Gebiete der Geschichte Liv -, Ehst - und Kurlands. Bd. XI. S. 260 - 265.

38 SRP. Bd. V. S. 168 - 265.

39 Translatto et miracula sanctae Barbarae / Hrse. Toeppen М. // SRP. Leipzie, 1863. BAILS. 399 - 431.

40 Die aeltere Chronik und die Schrifttafein von Oliva / Hrsg. T. Hirsch // SRP. Leipzig, 1861. Bd. I. S. 649 - 805.

41 Toeppen М. Einleitung // SRP. Bd. I. S. 6. Perlbach М. Die altere Chonik von Oliva. Gotnngen, 1871.

42 Hirsch T. // HZ. Munchen, 1872. Bd. 28. S. 214 - 221.

43 Weber L. 6p. cit S. 26 - 39.

44 Fuchs W. Peter von Dusburg und das Chronicon Olivense // AM. Koenigsberg, 1884. Bd. 21. S. 421 - 484; 1886. Bd. 23. S. 405 - 434.

45 Ketrzynski W. Kronika oliwska i Exordium Ordinis Cruciferorum // Przewodnik Naukwy i titeracki. 1890. T. 18. S. 289 - 297, 385 - 394, 499 - 510.

46 Wenta J. Kronika Piotra z Dusburga a dzieje Zakonu Krzyzackiego // SZ. Warszawa; Poznan, 1980. T. XXV. S. 121 - 133.

47 Wenta J. Kierunki rozwoju rocznikarstwa w panstwie Zakonu Niemieckiego w ХШ - XIV w. Torun, 1990.

48 Lingenberg H. Die aelteste Olivaer Geschichtsschreibung (bis etwa 1350) und die Griindung des Klosters Oliva. Luebeck, 1994.

49 Labuda G. Op. cit S. 101 - 138.

50 Martini Oppayiensis chronicon pontificum et imperatorem / Hrsg. L. Weiland // MGH SS. Hannoverae, 1872. Т. XXII. S. 377 - 475.

51 Muratori. Scriptores rerum Italicarum. 1727. Т. XI. Р. 753 - 1216. lib. XXIV. P. 1217 - 1242; Scriptores rerum Gennanicarum NS. Berlin, 1955. Bd. 8. Tholomei Lucensis annales.

52 Pollakуwna M. Op. cit. S. 185.

53 Caspar Е. Hermann von Salza und die Gruendung des Deutschordensstaates in Preussen. Tuebingen, 1924.

54 Erdmann C. Hermann von Salza und die Grundung des Deutschordensstaates in Preussen // Heidenmission und Kreuzzugsgedanke in der deutschen OstpolitUk des Mittelalters / Hrsg. H. Beumann. Darmstadt 1973. S. 386 - 388 (= HZ. Muenchen, 1926. Bd. 134. S. 382 - 384).

55 Weise E. Das Widerstandsrecht im Ordenslande Preussen und das mittelalterliche Europa. Goettingen, 1954; Idem. Der Heidenkampf des Deutschen Ordens // ZfO.Jg. 12. Marburg (LahnL 1963. H. 3. S. 420 - 473; H. 4. S. 622 - 672; Jg. 13. 1964. H. 3. S. 401 — 420; Idem. Die Amtsgewalt von Papst und Kaiser und die Ostmission besonders in der ersten Halfte des 13.Jahrhunderts. Marburg, 1971.

56 Schumacher B. Die Idee des geistlichen Ritterorden in Mittelalter // Heidenmission und Kreuzzugsgedanke (S. 364 - 385) (= AF. 1924. H. I. S. 5 - 24); Idem. Der Staat des Deutschen Ordens in Preussen und seine Bedeutung fuer das ganze Deutschland // Paedagogische Magazin 1136 (VI Geschichte 6), 1927; Idem. Der Deutsche Ritterorden. Seine Ideengnindlage und seine europaeische Sendung. Zurich, 1952.

57 Schwnacher В. Der Staat des Deutschen Ordens. S. 9.

58 Schumacher B. Geschichte Ost - und Westpreussens. Wuerzburg, 1958.

59 Maschke E. Der Deutsche Ritterorden und sein Staat // Ostpreussen. Leistung und Schicksal/Hrsg. F. Gause. 1958. S. 153 - 171.

60 Maschke E. Der Deutsche Orden und die Preussen. Bekehrung und Unterwerfung in der preussisch - balttschen Mission des 13.Jahrhunderts (HS. H. 176.). Berlin, 1928.

61 Maschke E. Quellen und Darstellungen in der Geschichtsschreibung des Preussenlandes // Deutsche Staatenbildung und deutsche Kultur im Preussenlande. Komgsberg, 1931. S. 21.

62 Ibid. S. 23.

63 Maschke E. Die innere Wandlungen des deutschen Ritterordens // Geschichte und Gegenwartbewusstsein. Festschrift fuer H. Rothfels. Gottingen, 1963. S. 260.

64 Engels O. Zur Histiriographie des Deutschen Ordens im Mittelalters // Archiv fuer Kulturgeschichte. Koeln, 1966. Bd. XLVin, H. 3. S. 337.

65 Hubatsch W. Die Staatsbildung des Deutschen Ordens // Preussenland und Deutscher Orden. Festschrift fuer K. Forstreuter. Wuerzburg, 1958. S. 127 - 152.

66 Ziesemer W. Nicolaus von Jeroschin und seine Quelle. Berlin, 1907; Idem. Die Literatur des Deutschen Ordens in Preussen. Breslau, 1928.

67 Helm K. Die Literatur des Deutschen Ordens im Mittelalter // Zeitschrift fuer den deutechen Unterricht 1916. Bd. 30. S. 289 - 306.

68 Helm K., Ziesemer W. Die Literatur des Deutschen Ritterordens. Gissen, 1951. S.151.

69 Bauer H. Op. cit S. 55.

70 Engels O. Op. cit S. 336 - 363.

71 Arnold U. Studien zur preussischen Historiographie des 16. Jahrhunderts. Bonn, 1967; Idem. Geschichtsschreibung im Preussenland bis zum Ausgang des 16. Jahrhunderts // Jahrbuch fiir die Geschichte Mittel - und Ostdeutschlands. Berlin, 1970. Bd. 19. S. 74 - 126.

72 Engels O. Op. cit S. 363.

73 Wippermann W. Der Ordensstaat als Ideologie. Berlin, 1983.

74 Biskup М. II Jahrbucher fiir die Geschichte Osteuropas. 1983. Bd. 31. H. I. S. 119.

75 Boackmann H. Geschichtsschreibung des Deutschen Ordens im Mittelalter und Geschichtsschreibung im mittelalterlichen Preussen. Entstehungsbedingungen und Funkttonen // Literatur und Laienbildung im Spaetmittelalter und in der Refomationszeit / Hrsg. L. Grenzmann, K. Stackmann. Stuttgart, 1984. S. 80 — 93.

76 Boockmann H. Die Geschichtsschreibung des Deutschen Ordens. Gattungsfragen und «Gebrauchssituationen» // Geschichtsschreibung und Geschichtsbewusstsein im spaten Mittelalter/Hrsg. H. Patze. Sigmaringen, 1987. S. 447 - 469.

77 Petri de Dusbug... Chronicon Prussiae cum Anonymi cujusdam continuotione aliisque antiquitatibus Prussicis. Christoph Hartknoch e manuscriptis codicibus recensuit notisque illustraviL Francofurti etUpsiae. Anno 1679.

78 Chronicon terrae Prussiae von Peter von Dusburg / Hrsg. M. Toeppen // SRP. Leipzig, 1861. Bd. I. P. 5 - 219.

79 Scriptores rerum Prussicarum. Bd. I. Frankfurt a. M., 1965.

80 Peter von Dusburg. Chronik des Preussenlandes. Ubersetzt u. eriautert K. Scholz und D. Wojtecki. Darmstadt, 1984 (Ausgewahlte Quellen zur deutschen Geschichte des Mittelalters. Bd. XXV).

81 Pietras Dusburgietis. Prusijos zemes kronika. Par. R. Batura. Vilnius, 1985.

 

ПОСЛАНИЕ

Достопочтенному мужу и христолюбивому брату Вернеру фон Орзельн 1, магистру госпиталя Пресвятой Марии Иерусалимского Тевтонского дома, брат Петр из Дусбурга, того же [дома. — В. М.] священного занятия служитель, выражает должное послушание и приветствует его. Ясно любому зрящему, с каким тщательным осмыслением и осмысленным тщанием древние и святые отцы подробно описали чудные деяния Господа нашего Иисуса Христа, содеянные Им самим или через своих слуг, в похвалу и славу Его и в назидание и нынешнему и грядущему поколениям. Они обращали внимание и на те слова Товита 2, что о делах Божиих объявлять похвально. Я пошел по стопам их для того, чтобы не быть брошенным во тьму внешнюю 3, как никчемный и негодный раб, который присвоил себе талант, врученный хозяином, и битвы, которые нами и нашими предшественниками, братьями ордена нашего, победоносно велись, я записал и собрал в этой книге, которую специально посылаю на ваше рассмотрение, смиренно прося (ибо никто не может вполне оценить себя) 4, чтобы вы, насколько это возможно, проверили ее, и, если будет обнаружено в ней что - то, достойное исправления, оно было бы исправлено, и, так исправленная, она стала бы достоянием всех, дабы содержащиеся в ней события каждого года остались в памяти потомков. Написано и Завершено в год от Воплощения Господня 1326.

Комментарии

1 Вернер фон Орзельн (Wemerus de Orsele, 1324 - 1330) - великий магистр Тевтонского ордена (Voigt J. Namen - Codex... S.I; Schreiber O. Die Personal - and Amtsdaten... S. 695 — 696). Впервые упоминается как комтур замка Раганита в, 1312 г. (Tumler M. Der Deutsche Orden... S. 343). С 1314 г. - великий комтур Пруссии и Поморья. Выходец из земель близ Майнца или Франкфурта. О социальном происхождении ничего не известно. С его кратким пребыванием в качестве великого магистра связывают программу реформ, направленную на укрепление Ордена. Вернер фон Орзельн предусматривал в ней возвращение к формам жизни подлинной религиозной общины, в силу чего были значительно ограничены свободы членов Ордена. Предполагают, что реформаторская деятельность великого магистра вызвала раскол внутри правящей верхушки Ордена и привела к борьбе противников. Убийство великого магистра в 1330 г. рыцарем Ордена Иоганном фон Эндорфом (Joannes de Endorph) (Tumler M. Der Deutsche Orden... S. 344), вероятно, свидетельствует о непопулярности его программы (Pollakowna M. La Chronique... P. 86). Об этом событии повествует заключительная глава «Хроники земли Прусской» Петра из Дусбурга. Данные его биографии собраны X. Крольманом (Krollmann С. Werner von Orseln // АВ. Bd. II. Uef. 1 - 3. S. 483).

2 Тов. 12, 7.

3 Лук. 19, 20.

4 Заключенную в круглые скобки фразу M. Перльбах связывал со строкой из поэмы «Троил» Альберта Штаденского (кн. V, ст. 721: «Nemo sibi satis est, eget omnis amicus amico» (Perlbach M. Preussisch - polnische Studien... II. S. 112).

 

ПРОЛОГ

Знамения и чудеса свершил надо мною Всевышний. Поэтому подобает мне возвестить о знамениях Его, ибо они велики, и о чудесах Его, ибо они могущественны. Даниила. III 1. Слова сии принадлежали Навуходоносору, царю вавилонскому; после того как Даниил и приверженцы его, обрекшие тела свои, чтобы не служить и не поклоняться никакому богу, кроме Бога, в которого веровали, связанными были отправлены в печь, в которой горел [6] огонь, всемеро больший, чем обыкновенно, он, увидя, что языки пламени, поднимавшиеся над печью на 49 локтей, подожгли слуг его, а Даниила и приверженцев его совершенно не тронули и не причинили им никакого вреда, сказал: знамения и чудеса и т. д. Подходят, однако, эти слова автору сей книги, который после того, как увидел в облике святой общины братьев госпиталя Пресвятой Марии Иерусалимского Тевтонского дома столь великие знамения и такие необыкновенные и от века не слыханные чудеса, которые в земле Прусской милосердно сподобил содеять Всевышний через упомянутых братьев, не страшащихся обречь тела свои на смерть ради защиты веры, смог сказать: знамения и чудеса свершил надо мною Всевышний и т. д. Но поскольку написано в Евангелии: чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли отца вашего небесного 2, так в похвалу и славу имени Иисуса Христа и в назидание нынешнему и грядущему поколениям угодно ему было проповедать знамения Божий, ибо они велики, и чудеса Его, ибо они могущественны. Знамения великие: сказано в Деяниях апостолов, что Стефан, исполненный веры и силы, свершал великие знамения 3. И да не подлежит сомнению, что и братья дома Тевтонского исполнены были веры и силы, когда они, малочисленные, покорили столь сильный, дикий и бесчисленный народ прусский, который даже многие правители, хотя и не раз пытались, никак не могли поработить. Да не будет обойдено молчанием и то великое знамение, что война велась вышеупомянутыми братьями так успешно, что за одиннадцать лет со дня вторжения своего в Прусскую землю они властно покорили и обратили в христианскую веру язычников 4, которые занимали землю Кульмскую и Любовию, и те народы 5, что жили в землях Помезании, Погезании, Вармии, Наттангии и Барте, возведя там многие укрепления, города и замки, количество и названия которых будут указаны ниже. Вот какое великое знамение явилось на небе воинствующей церкви. Знамения же, благой Иисус, слугам, преданным Тебе, через которых Ты сподобил содеять столь великие знамения, чтобы содрогнулись и убоялись знамений Твоих язычники, живущие на пределах земных 6. Подобает ему также проповедать чудеса Его, ибо они могущественны. Памятными соделал чудеса свои милостивый и щедрый Господь 7 с помощью упомянутых братьев, как будто истинно мог сказать о них то, что написано о народе израильском после исхода из Египта: да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих, ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами 8. Чтобы понять, почему душа, т. е. жизнь братьев, некогда жаждущая и алчущая, ныне насыщена земными благами, необходимо показать кое - что из того, чего не хватало в прошлом и что изобилует в настоящем, чтобы в таком противопоставлении [7] друг другу они многое прояснили бы. С самого начала братья, чтобы легче было побеждать врагов веры, всеми силами души стремились получить крепких коней, прочное вооружение, мощные укрепления, и никто им этого не давал; об одежде и пище они пеклись лишь настолько, насколько это было жизненно необходимо. Следуя примеру жизни и учения Спасителя нашего, сказавшего: «Если кто хочет идти за мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мною» 9, они отрекались от себя в том, что, если были знатного рода, владели богатствами, были свободны духом, все же мало почитали честь благородной крови своей, смиренно любя скромное и скромнейшее, чем не украшали положение свое в соответствии с мирским достоинством; и, избрав истинную нищету, они отказались от собственных желаний; и так во имя Христа они связали жизнь свою с разными бесчисленными неудобствами, опасностями, заботами, тревогами. И они понесли крест свой и последовали за Христом, ибо каждый день и час готовы были принять поругание и смертную казнь ради защиты веры. Одеваться в красивые одежды, в чем кроется порок гордыни, считалось у них позором. Одни из них вместо рубахи носили власяницу, другие — панцирь, так что любой вместе с пророком мог бы сказать: «Я, во время болезни их, т. е. язычников, одевался во вретище» 10. Также из холщовых мешков, в которых по морю перевозилась для них мука, делали они холщовые одежды, в которые с радостью одевались. Еда же их и питье были чрезвычайно скудны. Ведь давалось по весу и по мерке, так что воистину они могли бы сказать вместе с пророком: «Ты напитал нас хлебом слезным, и напоил слезами, в большой мере» 11. Воплотилось в них то, что Господь изрек через Исайю: «Даст тебе Господь хлеб в горести и воду в нужде» 12. Заставляли их не раз родные их, которые в привычном воздержании братьев не могли оказать должную услугу, принимать мясо в пищу, от которого они в положенное время с умерщвленной душой и радостным лицом воздерживались. Питье и пища братьев и дружины были настолько скудны, что цвет и запах хлеба или бобов был едва различим человеческим зрением и обонянием. Это и еще многое другое, о чем долго пришлось бы писать, они терпеливо сносили в хижинах и лачугах своих. Но сколько трудностей и лишений переносили они в походе, когда выступали на войну с язычниками, знает Тот, кому все ведомо. Воплотилось в них то, что апостол, говоря о святых мучениках, написал к евреям: иные же замучены были, другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли 13. [8]

Здесь называются лишения, которые некогда претерпели братья, в которых душа их была жаждущей и алчущей.. Если хочешь знать, как они достигли достаточного изобилия строений, коней, оружия, еды, питья и умножения всего необходимого для человеческой жизни братьев и своих людей, открой глаза свои и зри; все откроется взору твоему. И да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих, ибо Он сокрушил врата медные, и вереи железные сломил 14. Вот чудеса могущественные, как упомянутыми братьями все язычники, населявшие Прусскую землю, о бесчисленном множестве которых будет - сказано ниже, были уничтожены, и медные врата городов и крепостей их были сокрушены и вереи железные были сломлены; и так Господь увел их с неправедного пути и были они унижены из - за неправедности их. И да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих! Да приносят Ему жертву хвалы 15. Внемли, как братья, словно Иуда Маккавей, очистили святые места земли Прусской, которые язычники раньше осквернили идолопоклонством, и приносится в них ежедневно Господу жертва хвалы и чести. Прими же, благой Иисус, жертву сию за весь народ Твой и сохрани сей удел и освяти его 16. И, словно Давид, поставили они также священников и ежедневно славили Бога. Так явствует, какие великие знамения и могущественные чудеса содеял Всевышний через упомянутых братьев в земле Прусской; и то, что о них говорилось, будет явлено ниже. Но поскольку в последние дни наступят времена тяжкие; и люди будут самолюбивые 17, ищущие того, что принадлежало бы им, а не Иисусу Христу, то по причине умножения беззакония охладеет любовь во мнюгих 18. Посему, милосерднейший Иисус, всели в них здравый рассудок, дабы не оскорбили дух, которым запечатлены; 19 возобнови знамения и сотвори новые чудеса 20 и избави их силою чудес Твоих и дай славу имени Твоему, и да постыдятся все, делающие рабам Твоим зло, и да постыдятся со всем могуществом, и сила их да сокрушится; и да познают, что Ты Господь един и славен по всей вселенной 21.

 

Комментарии

1 Дан. 3,99.

2 Мат. 5,16.

3 Деян. 6,8.

4 язычников... — В латинском оригинале «gentes». Это понятие, по данным немецкого исследователя П. Гёрлиха, использовано Петром из Дусбурга 57 раз. Его основное значение — «язычники», «языческий народ», «языческий род». В этом значении оно неизменно имеет форму множественного числа (см.: ч. II, гл. 6, 9, 10; ч. III, гл. 14, 31, 66, 160, 193, 338; ч. IV, гл. 73, 78). Оно также употребляется хронистом в значении «народ» (Volkerschaft), «род» (Volksstamen), под которыми следует понимать небольшие общины в зоне действий Тевтонского ордена. На немецкое население это понятие не распространялось. Изредка используется в значении «воинствующего народа» (Kriegsvolk) (ч. III, гл. 32, 73, 160; Дополн., 19) (G o rlich P. Zur Frage... S. 91 - 93).

Упоминаемая Кульмская земля — Хелминская земля. Любовия — Любавская земля (комм. см.: ч. III, гл. 3).

5 ...народы... — В тексте оригинала — «naciones». В «Хронике» это понятие использовано 14 раз. В основном оно относится к языческим прусским племенам (помезаяам, погезанам, вармийцам, наттангам и бартам) и славянам. Изредка употребляется в значении «народ» (Volk), а также (редко и всегда в форме множественного числа) в значении «язычники» {Gorlich P. Zur Frage... S. 107 — 108).

Подробный комментарий об упоминаемых прусских землях см.: ч. III, гл. 3.

6 Пс.64,9.

7 Там же, 110,4.

8 Там же, 106,8 - 9.

9 Мат. 16, 24; Лук. 9, 23.

10 Пс. 34, 13.

11 Там же, 79, 6.

12 Ис. 30, 20.

13 Евр. 11,35 - 38.

14 Пс. 106, 15 - 16.

15 Там же, 106, 31, 22.

16 2 Мак. 1, 26.

17 2 Тим. 3, 1 - 2.

18 Мат. 24, 12.

19 Еф. 4, 30.

20 Сир. 36, 6.

21 Дан. 3, 43 - 45.

 

О ПОСТРОЕНИИ ЭТОЙ КНИГИ

Построение этой книги будет такое. Во - первых, я опишу, в какое время, кем и как был основан орден дома Тевтонского; во - вторых, — когда и как упомянутые братья вошли в Прусскую землю; в - третьих, — о битвах и прочем, что было содеяно в упомянутой земле; из этих событий немногие я видел, о других слышал от тех, которые видели и принимали в них участие 1, остальные — рассказы о которых признал достоверными. В - четвертых, упомяну в конце пап и императоров, правивших во время учреждения этого ордена, и некоторые, достойные внимания события, [9] происшедшие в это время. Но поскольку я сознаю, что мне не хватит сил совершить этот труд, особенно потому, что подобное событие уже почти исчезло из памяти людей, ныне живущих, и без Бога я не могу делать ничего 2, посему я молю Тебя, благой Иисус, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения 3 и да откроешь тайны не только грядущие, но и нынешние и минувшие. Просвети милостью духа Твоего разум мой и дай мне красноречие и мудрость для скорого завершения труда сего, дабы те, кто услышит о великих Твоих знамениях и чудесах могущественных, в ней содержащихся, уповали на Тебя, славили и восхваляли Тебя, чтобы Ты, от Которого — все, через Кого — всё, в Ком — все, возвышался бы надо всем, живущий и царствующий во веки веков. Аминь.

Комментарии

1 С. А. Аннинский, комментируя сходное место в «Хронике Ливонии» (Гл. XXIX, 9), склонен был считать его аллюзией на Библию (1 Иоан. 1, 1).

2 Иоан. 15, 6.

3 Кол. 2, 3.

Начинается первая часть книги



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: