К федеральным нормативным документам по СНДС относятся: строительные нормы и правила (СНиП), государственные стандарты, своды правил по проектированию и строительству (СП) и руководящие документы системы (РДС). Для субъектов Российской Федерации СНДС вводит новый нормативный документ - территориальные строительные нормы (ТСН), а СТП и СТО относит к производственно-отраслевым нормативным документам. Получилась система нормативных документов, практически полностью отличающаяся от принятой на федеральном уровне.
На терминологические и классификационные несоответствия СНДС закону можно, условно упрощая правовую коллизию, посмотреть по-иному: не столь важно, как и по каким документам осуществляется строительная деятельность, главное, чтобы ее результаты соответствовали современным требованиям. С таким упрощенно-прагматическим подходом трудно согласиться. Прежде всего потому, что в СНДС нет нормативного документа, который регламентировал бы конкретные и современные требования к конечному результату строительной деятельности - к строительной продукции. Сама СНДС (п. 4.2 приложения А) определяет строительную продукцию как законченные строительством здания и другие строительные сооружения, а также их комплексы.
Странность такого положения следует из анализа определений нормативных документов, приведенных в СНДС. Государственные стандарты в области строительства, согласно п. 5.3 СНДС, устанавливают обязательные и рекомендуемые положения, определяющие конкретные параметры и характеристики отдельных частей (!) зданий и сооружений, строительных изделий и материалов и обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве и эксплуатации этой продукции. В этом определении строительных государственных стандартов необходимо отметить полное отсутствие понятия "строительная продукция": отдельные части зданий и сооружений, строительные изделия и материалы есть, они - объекты стандартизации на уровне государственных стандартов, а конечный результат, т.е. здание или сооружение, процедурами строительной стандартизации на этом уровне не регламентируется.
|
Строительные нормы и правила в соответствии с п. 5.2 СНДС устанавливают обязательные требования, определяющие цели, которые должны быть достигнуты, и принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе создания строительной продукции. Это определение исключает возможность регламентации в СНиП требований к строительной продукции, т.е. к законченным строительством зданиям и сооружениям, и ограничивает сферу действия СНиП этапами проектирования и строительства - "процессом создания строительной продукции".
Процесс создания любой продукции - это, в общепринятом понимании, технология производства продукции. Поэтому и с учетом требований к нормативным документам, установленных Федеральным законом "О стандартизации" (ст. 6), СНиП нельзя отнести к нормативным документам, определяющим требования к готовой продукции. Скорее всего, СНиП выполняют функции нормативно-технологического документа федерального уровня.
Своды правил по проектированию и строительству, согласно п. 5.4 СНДС, устанавливают рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных требований СНиП и общетехнических стандартов. Руководящие документы (РДС), как определено п. 5.5 СНДС, устанавливают обязательные и рекомендуемые организационно-методические процедуры по осуществлению деятельности, связанной с разработкой и применением нормативных документов в строительстве. Следовательно, СП и РДС по определению не могут устанавливать и регламентировать требования к готовой строительной продукции.
|
Анализ сущности федеральных нормативных документов, установленных СНДС, приводит к выводу о том, что в СНДС нет нормативного документа, определяющего требования к готовой строительной продукции. Поэтому СНДС чем-то сходна, условно говоря, с общеизвестной игрой "Конструктор". Действительно, все детали и элементы унифицированы, соответствуют определенным требованиям, как отдельные части зданий и строительные изделия - требованиям государственных стандартов. СНиП в этом сравнении выполняют функцию инструкции по сборке различных фигур из унифицированных деталей и элементов, а СП и РДС определяют общие правила игры. Но игра не содержит требований к собранным фигурам, гарантий их качества, надежности и долговечности.
Легковесность сравнения не может уменьшить серьезность изъянов в действующей нормативной базе строительства. Эти изъяны уже нельзя не замечать с развитием рыночных отношений: приобретением строительной продукцией свойств товара, необходимостью сертификации продукции, обязательствами гарантий ее качества. И правовой нигилизм стал приобретать явные признаки прямых нарушений действующего законодательства.
|
Пример такого нарушения - ситуация, сложившаяся с обязательной сертификацией комплектов деревянных конструкций и изделий для малоэтажных жилых зданий. На эту продукцию распространяется ГОСТ 11047 "Детали и изделия деревянные для малоэтажных жилых и общественных зданий. Технические условия". Этот стандарт вступил в силу с 1 января 1991 г. и, естественно, не учитывает условий сертификации, введенной в стране с 1993 г. В августе 1997 г. постановлением Правительства РФ комплекты этих деталей и изделий включены в номенклатуру продукции, подлежащей обязательной сертификации. В соответствии с Федеральным законом "О стандартизации" (п. 3 ст. 6) необходимо было или пересмотреть ГОСТ 11047, или разработать новый стандарт на комплекты деталей и изделий, подлежащих обязательной сертификации. Но вместо этого разработана объемная методика, определяющая требования к сертифицируемым комплектам на основе отдельных положений ряда СНиП, ГОСТ 11047 и требующая разработки еще и ТУ на эти комплекты. Получается сложная, длительная и дорогая процедура, не гарантирующая достижения целей сертификации.
Такой вывод неизбежен, ведь сертификация отдельных частей (элементов, конструкций, изделий) жилых зданий не может служить полной гарантией надежности, долговечности, комфортности, безопасности и экологической чистоты жилого здания как конечного результата строительной деятельности, т.е. подлежащего реализации товара. К тому же объективная оценка качества части здания невозможна при отсутствии регламентированных требований к качеству всего здания.