Тема 3.3. Методы установления и регулирования цен на логистические услуги




В соответствии с требованиями рыночной экономики цена должна быть такой, чтобы покрывать издержки и обеспечивать прибыль участниками процессов обмена.

Общие логистические издержки, учитываемые в цене товара, включают все необходи­мые расходы для обеспечения логистики (от закупки ресурсов до реализации готового продукта).

В цене услуги, как правило, учитываются:

• время выполнения услуги;

• общее время подрядчика на выполнение услуги и та доля времени, которая не принесла дохода (например, ожидание заказа);

• ставки тарифов на услуги при начислении заработной платы (оплаты за ед. времени или ед. работы);

• накладные и прочие затраты.

На формирование цен услуг (в России принят термин «тарифы на услуги») немалое влияние оказывают меры их внерыночного регулирования. С этих позиций все услуги можно разделить на три категории:

1) услуги, тарифы на которые регулирует государство;

2) услуги, тарифы на которые формально регулируют сами участники рынка;

3) услуги, тарифы на которые формируются чисто рыночными
механизмами.

В первую группу чаще всего попадают услуги, связанные с деятельностью в области связи и транспорта. Это особенно четко прослеживается сегодня в России, где часть вышеперечисленных услуг реализуется либо по тарифам, прямо регулируемым государством (в рамках регулирования естественных монополий).

Во вторую группу попадают услуги, тарифы на которые регулируются различного рода объединениями или соглашениями участников рынка (например, тарифы на авиаперевозки, пассажирские автоперевозки).

В третью группу попадают услуги, тарифы на которые формируются полностью рыночными условиями реализации сервисной деятельности (всевозможные услуги банков и т.п.).

Соответственно подходы к установлению тарифов на услуги прямо зависят от того, к какой их трех перечисленных выше групп эти услуги относятся.

В общем виде логистическая услуга – комплекс логистических операций, в результате которых происходят качественные изменения материального потока. Логистическая услуга представляет собой совокупность действий логистического провайдера по физическому перемещению либо управлению логистическими объектами.

Услуги не поддаются накоплению в запасах — моменты со­здания и потребления услуги совпадают во времени, а нереали­зованная возможность оказания услуги исчезает навсегда (неза­полненные места в самолете, улетающем сегодня, авиакомпания не может поместить в запас для завтрашнего рейса). Отсюда — возможность существенных колебаний спроса во времени без возможности регулирования величин предложения за счет запа­сов. Эта проблема может решаться путем регулирования тари­фами интенсивности спроса на услуги во времени. Для этого применяются различного рода скидки с тарифов на услуги (по­лучаемые, например, вне периодов пиковых нагрузок).

При проведении ценовых расчетов следует учитывать существо­вание двух уровней выигрыша: в пиковые периоды и в остальное время. Поскольку первым правилом любых коммерческих, в том числе и ценовых, расчетов является ориентация на худшие из воз­можных условий деятельности, то в случае если необходимо опре­делить условия безубыточности ценовых решений, в расчетах сле­дует пользоваться меньшей из величин выигрыша. Если же фирма использует затратную модель ценообразования, то в основу тарифа должна закладываться большая из величин прямых затрат.

В связи с индивидуализацией услуги, окончательный характер которой часто определяется только в результате персонального взаимодействия работников сервисной организации с клиентом, особенно важно применять процедуры стандартизации затрат. Это требует разработки нормативов затрат на осуществление некоторых типов операций (работ) и именно от них отталкиваются при обосновании тарифов на услуги с базовыми характеристиками.

Идея ценообразования на набор логистических услуг та же, что при ценообразовании на набор товаров, - комплекс благ должен стоить покупателю меньше, чем при покупке каждой услуги из набора в отдельности.

В сфере услуг встречаются два типа наборов услуг. Первый (обычно неразбиваемый набор) отличается тем, что входящие в его состав услуги нельзя купить по отдельности, так как фирмы опасаются, что обособленная продажа некоторых уникальных услуг лишит покупателя интереса к покупке остальных видов услуг, и тогда последние останутся нереализованными. В таком наборе услуги «второй» категории значимости выступают как обязательная нагрузка к наиболее ценным видам работ. Такой коммерческой политики обычно придерживаются фирмы, реали­зующие стратегию дифференциации, так как они полагают, что основной причиной покупки их услуг является именно уникаль­ность предлагаемого клиентам набора. Соответственно и важней­шим фактором формирования цены такого набора услуг высту­пает именно его уникальность.

Второй тип — разбиваемый набор — представляет клиентам возможность выбора: приобретать весь набор услуг, либо только некоторые (или даже одну). При продаже таких наборов услуг подход к ценообразованию меняется: здесь важно найти тот раз­мер скидки за комплексную закупку, который сможет существенно заинтересовать клиента в покупке всего набора услуг, предлагаемых вместе, а не по отдельности.

В решении этих задач важную роль играют скидки.

Основными видами скидок служат:

• за большой объем закупок (некумулятивные, кумулятивные и
ступенчатые);

• за внесезонную покупку;

• за ускорение оплаты;

• для поощрения продаж новинок;

• при комплексной закупке товаров;

• для «преданных» или престижных покупателей.

Скидки за большой объем закупок особенно важны в логис­тике и могут быть привязаны к одному из двух оснований:

• натуральной величине покупки (числу приобретенных единиц товара или его объему, например, литрам или кубометрам);

• стоимости покупки, определенной на основе неизменных номинальных (справочных, прейскурантных) цен.

При этом сама скидка может быть выражена одним из трех спо­собов:

1) процента снижения номинальной (справочной, прейску­рантной) цены;

2) числа единиц (объема) товара, который может быть получен бесплатно или по пониженной цене;

3) суммы, которая может быть покупателю возвращена или зачтена в счет оплаты им следующих партий товара.

К методам установления цен на логистические услуги, относят:

- Методы затратного ценообразования.

Метод ценообразования на базе полной себестоимости предполагает необходи­мость расчета наценки к полной себестоимости. При этом наценка включает в себя только желаемую величину прибыли на единицу услуги / продукции. Для расчет цены (Р) используется следующая формула:

Р=С х(1 + R).

где С — полная себестоимость единицы продукции в рублях; R — наценка в долях единицы (коэффициент рентабельности затрат).

Метод ценообразования на основе переменных издержек. Его сущность заключается в расчете наценки к переменным издержкам для каждого вида услуги / продукции. При этом величина наценки (Нvc) в долях единицы рассчитывается по следующей формуле:

Нvc= (П + FС) / VC.

Цена на основе переменных затрат будет равна:

PП = AVC x (1 + Нvc),

Где: П – сумма прибыли;

FС – сумма постоянных затрат;

VC – сумма переменных затрат;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: