В 1964 г. в стране устанавливается 10-летний срок обучения в школе. Был проведен отбор содержания учебного материала курсов истории древнего мира и средних веков. Последующие изменения в школьных курсах истории были связаны с переходом к всеобщему среднему образованию. В 60—70-е гг. были внесены изменения в историческое образование, в результате сложилась следующая структура.
Структура исторического образования (1967—1993 гг.):
5 класс — эпизодические рассказы по отечественной истории (2 ч.);класс — история древнего мира (2 ч.);класс — история средних веков (2 ч.);класс — отечественная история до конца XVIII в. (2 ч.);класс — новая история, ч. 1; отечественная история XIX в. (3 ч.);10 класс — новая история, ч. 2; отечественная история с начала XX в. до 30-х гг.; новейшая история до конца 30-х гг. (4 ч.);11 класс — отечественная история до современности; новейшая история с 1939 г. до современности (3 ч.) Принятая структура образования сохранялась до 1993 г.
В 60—70-е гг. продолжается исследование методики обучения истории такими учеными, как А.А. Вагин, Д.Н. Никифоров, Н.Г. Дайри, П.В. Гора, П.С. Лейбенгруб, Ф.П. Коровкин.
В 60—80-е гг. целью обучения становится развитие активности и самостоятельности учащихся. Все больше внимания уделяется проблеме активизации их познавательной деятельности, формированию умений, приемов работы, поднимается вопрос о развивающем обучении.
В конце 80-х гг. в образовании возникли кризисные явления, порожденные распадом прежней системы общественных отношений. Начался поиск новых образовательных конструкций, соответствующих новым тенденциям развития общества. Структура исторического образования в 90-е гг.
Учебные планы, курсы, учебники. В соответствии с законом «Об образовании» в 90-е гг. началось введение обязательного (основного) девятилетнего образования. Школа стала переходить с линейной на концентрическую структуру образования. Первый концентр составляла основная школа (5— 9 классы), второй — полная средняя школа (10—11 классы).
|
Занятия могут быть общеклассными, групповыми, индивидуальными с посещением консультаций. Индивидуальные занятия предполагают самостоятельную работу ученика в соответствии со своими особенностями и работу учителя с каждым учеником. В старших классах вводится лекционно-семинарская зачетная система по типу вузовской. Все это способствует развитию и тренировке интеллектуальных способностей учащихся.
53.Нетрадиционные приёмы изучения фактического материала на уроках истории:
На уроке истории главное изучить исторический факт.
Исторический факт – объективно существующие факты действительности, находящиеся в определённых пространственно-временных рамках. Их содержание не зависит от толкования. Факт – действительное, реальное, существующее, невымышленное событие, явление (то, что произошло).
Нетрадиционные приёмы изучения фактического материала:
1. Приём драматизации.
2. Изложение материала в виде диалога.
3. Персонификация
4. Вымышленный персонаж
5. Воображаемое путешествие или иначе называемая заочная экскурсия (можно использовать видео, наглядность)
6. Интервьюрирование персонажа (урок в виде интервью)
7. Эпистолярный жанр (письмо от исторической личности)
8. Игры (деловые, дискуссии, дебаты, ретро-игры)
|
Приём драматизации – приём образного или сюжетного повествования в форме диалога двух или более лиц, представителей различных общественных слоёв-носителей разных и противоположных интересов. В основе Д. –конфликтная ситуация, построенная на противоречивом отношении участников к главной теме диалога.
Персонификация – игровой приём образного или сюжетного повествования от первого лица, обычно от имени очевидца или участника исторического события. Рассказчик может быть вымышленным или реально существующим персонажем и вести речь о придуманных или подлинных событиях, но они непременно должны быть показаны в исторически достоверном контексте, в связи с яркими и значительными событиями регионального, национального или мирового масштаба. Школьник показывает события глазами своего героя, передовая его чувства и отношения к ним.
Интервьюрирование персонажа – игровой приём составления школьниками вопросов и ответов в воображаемой беседе с историческим персонажем. Творчески реконструирования образы людей (реальных деятелей и типичных представителей социальных групп), приём И. воспроизводит и сами исторические события и явления.
54. Исторические документы и их виды Значение применения письменных документов в обучении истории. К историческим источникам относится все созданное человеком, в том числе результаты его взаимодействия с окружающей средой, а также предметы материальной культуры, обычаи, обряды, памятники письменности. В широком смысле слова памятники письменности в методике называют документами.
|
Для исторического развития учащихся гораздо большее значение имеет непосредственное знакомство учеников с источниками исторического знания (документами), чем работа по учебнику. В чем же значение применения исторических документов! С их помощью реализуется принцип наглядности в обучении истории, когда ученики знакомятся с внешним видом документов. Документ делает рассказ учителя живым и ярким, а выводы более убедительными. Значимость документа также в том, что он содействует конкретизации исто-кого материала, созданию ярких образов и картин прошлого создает ощущение духа эпохи. Посредством документа у учащихся формируется интерес к истории. При работе с документами у учеников активизируется процесс мышления и воображения, что способствует более плодотворному усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания. У учеников вырабатываются умения самостоятельной. работы: читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать, оценивать значение документов прошлого и настоящего. Виды исторических документов и критерии их отбора для уроца. Классификация документов: они подразделяются на две основные группы — документы повествовательно-описательного и актового характера, имевшие в свое время практическое значение. Эти документы хорошо дополняют друг друга. Дополнительную группу составляют памятники художественного слова.
Актовые документы — это юридические, хозяйственные, политические, программные (грамоты, законы, указы, прошения, челобитные, росписи, договоры, статистические и следственные документы, программы, речи). Повествовательно-описательные документы — летописи, хроники, мемуары, письма, описания путешествий. К памятникам художественного слова истории древнего мира и средних веков относятся произведения устного народного творчества (мифы, басни, песни, крылатые выражения). Ученые полагают, что документ для урока должен: соответствовать целям и задачам обучения истории; отражать основные, наиболее типичные факты и события эпохи; быть органически связанным с программным материалом, содействовать актуализации исторических знаний, чтобы можно было бы предложить учащимся познавательные вопросы и задания; быть доступным ученикам по содержанию и объему; интересным; содержать бытовые и сюжетные подробности, позволяющие дифференцировать обучение, конкретизировать представления учащихся о тех или иных событиях, явлениях, процессах; оказывать на них определенное эмоциональное воздействие; обладать литературными и научными достоинствами, достаточной информативностью для развития познавательной самостоятельности и заинтересованности, совершенствования приемов умственного труда.
Работа учителя и учащихся с документами Методика изучения документов. На уроках истории документы могут использоваться как учителями, так и учениками.
Учитель пересказывает документ, если он сложен для учеников; приводит короткие цитаты без ссылки или со ссылкой на документ; цитирует и разбирает выдержки из документов для конкретизации своего рассказа, придания ему эмоциональности и убедительности. Чтобы оживить рассказ, он использует прямую речь, дает характеристику личности. Работа учеников с документом, постепенно усложняется с учетом их возраста и познавательных возможностей, а также уровня подготовленности. Обучение работе с документом включает следующие этапы: 1) учитель дает образец разбора документа; 2) ученики анализируют документ под руководством учителя; 3) работают под руководством учителя и самостоятельно; 4) самостоятельно изучают документ в классе и дома. Учитель в классе знакомит учеников с документом, объясняет суть задания. Дома ученики готовят небольшие сообщения, описания на основе документа, текста и иллюстрации учебника, творческие сочинения. Прежде чем обратиться к документу на уроке, учитель дает его краткую характеристику; говорит, когда и кем он составлен, в каких целях; что ученики узнают из этого документа. Затем ученики обращаются к тексту законов, подготовленных для анализа в классе. Ученики читают документ по частям, а учитель объясняет необычные выражения и фразы, задает вопросы для проверки степени понимания его содержания: о чем рассказано в отрывке? Что означает это слово? Как вы понимаете смысл этого предложения? Лишь затем осуществляются повторное чтение и разбор документа по частям. Возможно сочетание документального описания и карты; правового документа и дневниковых записей; мемуаров, писем и портрета той или иной личности. Ученики придумывают вопросы к документам, составляют кроссворды, пишут собственные тексты, описывая события. После обсуждений, дополнений и исправлений тексты входят в главы ученического учебника.
Подобрать документы учителю помогают школьные хрестоматии. Одни хрестоматии содержат только документы, другие — документы, комментарии к ним и отрывки из научно-популярной литературы; третьи состоят из отрывков художественных и прочих литературных произведений. Учитель применяет те или иные хрестоматии в зависимости от целей урока и решаемых на нем задач.
55. Хронология в обучении истории
Хронол огия — это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы летосчисления и календари разных народов и государств. Она помогает устанавливать даты исторических событий (год, месяц, число), определять, какое событие было раньше, какое позже или оба события произошли одновременно (синхронно). Хронология выявляет длительность исторических явлений, периодизацию исторических процессов, время создания исторических источников. Эта отрасль науки создает ту основу, на которой базируется школьная хронология.
Цель изучения хронологии в школе — показать последовательность исторических событий и явлений, протяженность их во времени, подвести учеников к пониманию измерения времени и познакомить с системами летосчисления.
Цель определяет задачи: обеспечивать в сознании учеников правильное отражение исторического времени; способствовать развитию их временных представлений; помочь усвоению важнейших дат событий, временных категорий (год, век, тысячелетие, эра).
В школьном обучении истории даты условно подразделяют, исходя из их значимости, на основные и опорные.