Проверка знаний и умений учащихся.





Это организуемая учителем деятельность учащихся по опериро­ванию материалом, изучавшимся на уроках и при выполнении до­машнего задания. Она может быть устной, письменной и пись­менно-графической.

Проверка знаний включает в себя ряд требований: 1) мотива­ция опроса (без знания пройденного нельзя двигаться вперед); 2) включение всех учащихся в работу; 3) учет особенностей уче­ников, дифференциация проверки; 4) связь содержания проверки с новой темой; 5) определение места проверки на уроке; 6) моти­вация оценки знаний (в чем продвижение вперед, что нужно де­лать для развития успеха познания).

Опрос, проводимый в начале урока, содержит вопросы и зада­ния по предыдущей теме урока, а также вопросы, подготавливаю­щие учеников к восприятию нового материала. Желательно, что­бы опрос носил тематический характер, например, по развитию какой-либо проблемы. К основному вопросу ставит дополнительные, внутренне связанные с основ­ным. Формулировка вопроса должна быть простой и точной, по­нятной детям. Опрос преследует цель не только учета и коррекции знаний, но и их закрепления и обогащения, развития познавательных спо­собностей учащихся. Качество ответов учащихся и выполнения заданий зависит от требований учителя, например: давать ответы краткие, исчерпывающие, логически правильно построенные; де­лать записи в тетрадях аккуратные, без грамматических ошибок; рассказ подтверждать ссылками на документы и иллюстрации учебника и т.д.

При опросе ученики рецензируют развернутые ответы одно­классников. При первоначальной проверке изученного учитель требует за­поминания второстепенного материала и опорных фактов. Это­му способствует проводимое в начале урока проговаривание материала: когда ученик продумывает про себя ответ или пере­сказывает соседу по парте его содержание. Учитель выясняет базовое содержание изученного, самое главное — фронтально при помощи кратких вопросов. Такой беглый опрос подго­тавливает последующий развернутый ответ учеников у доски в виде рассказа. Рассказ развивает устную речь учеников и выявляет умение применять приемы устного изложения знаний (конспективное или объясняющее изложение, сюжетный рассказ и т.д).Они привыкают анализировать и обобщать мате­риал, доказывать выдвигаемые положения, учатся исторически мыслить. В опрос входят небольшие письменные или письменно-графи­ческие задания. В среднем звене могут быть такие задания: соста­вить календарь важнейших событий, продумать вопросы к тексту параграфа; выписать термины и их значения, понятия с их опре­делениями; составить план; зарисовать орудия труда, вооружение; заполнить таблицу; дать портретное описание исторической лич­ности или рассказ по цепочке; показать объект на карте (это дела­ет один ученик), а другие озвучивают, что показано.

Задания в старших классах усложняются. Ученики разрабатывают логическую схему, сложный план; дают письменное опреде­ление понятий (в том числе и собственное); составляют характе­ристику партий, движений, исторических деятелей; заполняют различные виды таблиц. Иногда опрос по предыдущему материалу целесообразнее про­вести не в начале урока, а в ходе заключительной беседы по изу­чению нового. В ряде случаев опроса вообще нет. Контрольный урок. На таком уроке по теме или разделу ведет­ся поэтапный контроль и выявляются пробелы в знаниях учащих­ся. Среди приемов работы может быть исторический диктант или тестирование, составление синхронистической сравнительной таб­лицы или заполнение контурной карты. Для этого проводят письменный опрос по только что изученному или объясненному учителем новому материалу. Урок проверки и учета знаний близок по своим задачам к кон­трольному. Во время фронтальной беседы учащиеся дополняют или исправляют ответы товарищей. Для письменной проверки учитель заранее подбирает тесты или намечает варианты заданий, продумывает образцы ответов. Письменные работы разби­раются учителем на одном из последующих уроков или же рецен­зируются самими учениками после домашней подготовки. Беседа и взаимоопрос. При организации фронтальной беседы следует обратить внимание на содержание вопросов и технику проведения беседы. Учитель сначала ставит вопрос, дает немного времени на его обдумывание и лишь затем вызывает ученика.

Неточности ответа исправляются сразу, по ходу беседы сами­ми учениками или учителем. В случае необходимости учитель предлагает дополнительные вопросы. По каждому пункту плана учитель делает краткие заключения. Вопросы беседы должны быть лаконичными по содержанию, точными с научной точки зрения, грамматически и стилистически правильными, дидактически про­стыми и доступными.

Беседе должна помочь сравнить исторические факты, выявить связи между ними, выделить главное и подвести учеников к опре­деленном выводам. Беседа стимулирует мышление учащихся, побуждает их к решению поставленных задач. В более подготов­ленном классе ученики делают обобщения самостоятельно. В ме­нее подготовленном в конце беседы учитель сам подводит крат­кий итог и выставляет оценки.

На уроке возможен взаимоопрос учащихся.

 

 





Читайте также:
Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера: Выявление уровня сформированности внутренней...
Пример художественного стиля речи: Жанры публицистического стиля имеют такие типы...
Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых...
Аффирмации для сектора семьи: Я создаю прекрасный счастливый мир для себя и своей семьи...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.017 с.