Учебник — важнейший источник знаний и средство обучения Школьный учебник и его компоненты




Характеристика школьного учебника. Важнейшее требование: раскрывать основы науки в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности. В дидак­тике утвердилось такое определение школьного учебника: это массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных и иных особенностей. Часто учебник выступает в качестве основы построения урока. Но есть уроки, на которых он играет вспомогательную роль или бывает вообще не нужен. Функ­ции школьного учебника: информационная (раскрывает содержание образования, дает объемматериала на каждый урок с учетом возраста учащихся); систематизирующая (обеспечивает последовательность изло­жения содержания, систематизирует его);обучающая (облегчает усвоение и закрепление знаний); воспитательная (способствует реализации воспитательных це­лей обучения истории).

Компоненты учебника. Каждая его глава может начинаться с плана-схемы — своеоб­разного логического конспекта. В тексте книги выделяются и разъясняются понятия, термины, ключевые слова. В основной текст включены отрывки документов, справочный аппарат, воп­росы и задания, отличающиеся по типу и уровню сложности. Вопросы логически продолжают или уточняют содержание. В конце тем для старшеклассников даны рекомендации: что нуж­но вспомнить из предшествующих тем, как выполнить задания. Вопросы для обобщений, дополнительный текстовый материал содержится в конце разделов. Учебник состоит из текста, который определяется систе­мой отбора фактов. Его содержание подразделяется на разделы, главы и параграфы. Последние должны быть равновеликими и иметь законченный, целостный характер. Число параграфов долж­но соответствовать учебному плану по предмету. Ядро основного тек­ста составляет информация о важнейших идеях и понятиях, тео­риях, способах деятельности.

Сложность текста учебника может быть предметной, логичес­кой и языковой. Сложность исторического содержания зависит от насыщенности текста понятиями, терминами, выводами теорети­ческого характера.

Основную часть методического аппарата учебника составляют вопросы и задания к параграфам. Они помогают учащимся созна­тельно и глубоко усвоить содержание урока, а учителю дают воз­можность руководить учебной деятельностью учеников. Система работы с учебником на уроках истории.

Первичные умения работать с учебником. Когда учитель берёт класс из начальной школы, он прежде всего должен выяснить, хорошо ли ученики умеют читать.

На первых уроках может применяться знакомый ученикам по начальной школе прием объяснительного чтения.

Задания по учебнику постепенно усложняются. Дети учатся находить фактический материал (например, собственные имена и даты), выписывать его; письменно отвечать на вопросы и зачитыватьих; формулировать ответы самостоятельно, так как в готовом виде их в учебнике нет. Учебник может пригодиться ученикам и при проверке домаш­него задания. В ходе опроса они обращаются к книге за справкой, уточняют ответы своих товарищей. Первоочередная задача учителя — приучить учеников выделять непонятные места учебника, неизвестные им термины. В млад­шем и среднем звене важно выяснить, в какой мере детям понятен смысл всех слов и предложений, составляющих абзац и параграф книги. Начи­ная изучение темы, учитель предлагает ученикам прочитать ее название, затем название параграфа, его подзаголовки. Так учени­ки знакомятся с планом изучения нового материала. В рассказе учителя может быть прямое указание на текст учебника для подтверждения сказанного. В таком случае ученики на­ходят это место, читают его. Учебник помогает развивать внимание учащихся.

Ученики также могут подбирать по учебнику доказательства к сформулированному учителем выводу или к какому-либо утвер­ждению. В старших классах возможны задания по углублению содержания учебника. На основе научной литературы ученики раскрыва­ют упоминаемые в учебнике факты и события, характеризуют персоналии. На уроках постоянно используются карты из учебника. Показ по настенной карте сопровождается нахождением объектов в кар­те учебника. В старших классах ученикам предлагается реконст­руировать события по карте. Работа с иллюстрациями. В младшем и среднем звене уча­щихся значительное место занимает пересказ текста учебника. Он должен быть связным и последовательным. При пересказе при­влекаются иллюстрации книги. Иногда по учебнику учащиеся составляют описание города, ис­пользуя его план, а также текст и иллю-цию из учебника. Итоговые умения. Таким образом, при работе с учебником у учащихся должны быть следующие итоговые умения: 5 класс — выделять главное в отрывке текста; для ориентации в учебнике использовать его оглавление; пересказывать текст, привлекая ил­люстрации; составлять простой план рассказа; 6 класс — выделять главное в параграфе; использовать в пересказе несколько источ­ников знаний (документов); рассматривать вопрос в развитии (например, развитие культуры); 7 класс — излагать материал нескольких параграфов; составлять сложный план; применять раз­ные виды наглядности; 8—9 классы — подбирать доказательства к сформулированному учителем выводу; составлять планы тем; рабо­тать над формулировками и терминами, понятиями; сопоставлять тексты двух учебников; 10—11 классы — излагать материал по сквоз­ным проблемам из нескольких тем (например, образование госу­дарства); составлять план-конспект по нескольким темам; писать рефераты с привлечением учебников прошлых лет; сопоставлять факты учебника с первоисточником.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: