Кафедра практического богословия и миссиологии




 

 

Программа: «Пасторское/Церковное служение »

 

Эссе по предмету:

«Миссия в профессии »

 

 

Студент: Иванов Владимир Андреевич

Преподаватель: Дубровский М. В.

 

 

Нерюнгри

Начиная с Адама, человечество было призвано нести определенную миссию, призвание на Земле. Для Адама и его потомков это звучало так: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:27-28). Иисус же добавил своим ученикам, говоря: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам»; «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Матфея 28:19,20; Марка 16:15). В наше время для многих верующих миссия и призвание остаются только в церкви, а в обычной жизни Божьему призванию нет места.

В служении Иисуса Христа, а затем и Его апостолов, мы можем наблюдать, что Божественная миссия была связана со всеми сторонами жизни, в том числе и профессиональными. Например, солдатам Иисус говорил: «Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Евангелие от Луки 3:14), рыбакам - апостолам помогал ловить рыбу. Апостолы не чуждались простой работы; к примеру, апостол Павел делал палатки. Однако уже в Средние века всё было диаметрально противоположно – христиане были разделены на мирян и священников, причем вторые не редко запрещали самостоятельное изучение Библии и вообще всячески эксплуатировали своих прихожан. По моему мнению, это случилось из-за того, что христиане забыли о своей миссии и начали жить обычной мирской жизнью; в это же время самые корыстолюбивые взяли власть в свои руки, присвоив себе священнодействие, которое Иисус отдал в руки обычных верующих.

Слава Богу за то, что с приходом протестантизма различия между духовенством и мирянами стала уменьшаться. Снова возник тезис «всеобщего духовенства». Само понятие «всеобщее священство» имеет весьма древнюю историю. В Священном Писании призвание к Израилю быть «царством священников и народом святым» впервые звучит уже в книге Исход, практически сразу после выхода Израиля из египетского рабства (Исх.19:5-6). Авторы Нового Завета постоянно напоминают о том, что все христиане являются «царственным священством» (1 Пет. 2:9; Откр. 1:6). В начале XXI века вопрос всеобщего священства обрел новое измерение. В качестве основного места служения стала рассматриваться повседневная жизнь христианина, и в первую очередь – его профессиональный труд. Такое смещение акцента повлияло и на представление о священнодействии: отныне это уже не право каждого прийти в присутствие Божье, но поручение принести реальность Божьего Царства в сферу своей ответственности: в свой дом, на свое рабочее место и даже – в пространство отдыха. Чтобы реальность Царства Божьего могла быть явлена в нашем мире, христианин должен в ходе своего труда выполнять одновременно два поручения (или две миссии), равно заповеданные Господом: культурную миссию Адама относительно владычества и возделывания земли, и Великое поручение Христа «идите и научите все народы». Иными словам, всеобщее священство есть двуединое служение: во-первых, служение преобразования мира в процессе профессионального труда в соответствие с Замыслом Божьим, и во-вторых, служение благовестия о Христе словом и делом своим сотрудникам, партнерам и клиентам. И, что особенно важно, ни одна из этих задач не может быть выполнена в отрыве от второй. При таком понимании роли и места христианина в мире каждый мыслится как посланник Божий, у каждого есть свое особое поручение от Бога касательно сферы его ответственности, каждый снаряжен соответствующими харизмами (которые включают как духовные дары, так и профессиональные навыки), благодаря которым он может исполнить это двуединое поручение. Таким образом, были переосмыслены оба слова, составляющие понятие всеобщее священство: если ранее слово «всеобщее» понималось как право, которое принадлежит каждому христианину, то теперь к этому значению прибавилось еще одно: представление о том, что все сферы жизни подлежат освящению, а значит, любая сфера и может, и должна быть местом священнодействия; в представлении о «священстве» отныне основной акцент делается не на личных отношениях человека с Богом, но на призвании каждого христианина к посредническому служению, принесению реальности Царства Божьего туда, где оно еще не проявлено. Такое представление о священстве всех верующих, безусловно, намного более соответствует библейскому представлению.

И, как это часто бывает при восстановлении библейского смысла тех или иных понятий, такое понимание всеобщего священства оказывается в конфликте со сложившимся порядком жизни и служения Церкви. Возникает недопонимание, которое порождает конфликт: Церковь отказывается от миссии, потому что активная миссия размывает четкие границы, разрушает защитные барьеры, выходит за стены. Кажется, что «миссия в профессии» угрожает Церкви обмирщением, перенося центр активности в мир и подчеркивая важность «мирского» лидерства. Кажется даже больше того – что «миссия в профессии» упраздняет Церковь и несет в себе идею некоего нецерковного, внецерковного, постцерковного христианства. Эти недопонимания миссии в профессии являются частью гораздо большего недоразумения относительно самой Церкви, ее природы и миссии. Стоит снова и снова напоминать, что Церковь – лишь часть и символ всеобъемлющего Божьего Царства, которое не знает границ и подчиняет Господству Христа все сферы жизни; что Церковь существует лишь в движении, в исполнении своей миссии; что «Дух дышит, где хочет» (Иоан. 3:8) и не ограничивает Себя церковными стенами. Еще одно недопонимание проистекает из дуализма мирское/духовное и соответствующей классификации занятий. Церковный труд – всегда духовный. «Мирские» занятия духовными назвать трудно. Так духовность привязывается к определенному месту, режиму жизни и роду занятий. Так она остается уделом ограниченного элитарного круга. Отношение церковной, духовной элиты к работникам «мирских» сфер варьируется от снисходительного к пренебрежительному, но во всех случаях это отношение высокомерное. Миссия в профессии может восприниматься как дело малодостойное, как досадная необходимость выживания. Даже нехотя приходится признать: что Церковь должна как-то помочь тому, кто вынужден зарабатывать деньги в грязных сферах и «неверующих» сообществах. В таком случае говорят: нужно молиться о защите, помощи, мудрости, верности. Гораздо реже задумываются о христианской этике труда, об особом отношении к работе как призванию, об особых стандартах «как для Бога». Но даже в этом случае все сводится к формальному набору правил (пусть даже особых, христианских), «духовности» в этом мало. Единственным оправданием мирских дел считается такое отношение к ним, когда их видят формой миссии в довольно прямом смысле. Тогда работа превращается в общение с коллегами в рабочее время на «духовные» темы, профессионализм – в прикрытие, а христианин - в агента. Встречается и другая крайность, когда «миссия» используется как прикрытие для коммерческих или политических интересов. Тогда миссия в бизнесе становится оправданием бизнеса, а христианская миссия в политике заканчивается мобилизацией христианского ресурса для узких политических интересов.

Как бы то ни было, христианин должен отказываться от практики священнодействия только в здании церкви или между верующими. Любое дело, которое делает христианин должно быть совершаемо в контакте с Духом Божьим и быть «как для Бога», профессия должна нести свет этому миру и пользу людям.

 

 

Список литературы и источников

 

1. Дубровский М. В. – «Всеобщее священство как новая экклезиологическая перспектива»

URL: https://www.cef.ru/newsitem/article/1380506

(дата обращения: 17.11.2019).

 

2. ««Миссия в профессии» vs миссия Церкви: конфликты недопониманий»

URL: https://baznica.info/article/missiya-v-professii-vs-missiya-cerkvi-konflikty-ne

(дата обращения: 17.11.2019).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: