(V разделов: I - бхакти-йога лучше: безболезненней и быстрей, II - преданный на уровне души, III - озарение, видение Параматмы, осознание механизма действия, IV - как меняется жизнь после озарения, V - осознание Бхагавана)
Арджуна понял, что и деятельность в сознании Кришны, и гьяна — это могущественные методы духовного осознания. И он понял, что гьяна-йогу сейчас не получится практиковать, потому что не хватает квалификации. Но остается вопрос, что все-таки гьяна, может быть, более духовна, потому что внешне эти люди более похожи на духовных людей, чем активные бхакты. Этот вопрос он задает Кришне. 5ая глава начинается именно с этого вопроса: кто лучше из этих двух трансценденталистов? Те, кто обладая знанием 4й главы, сидит, или тот, кто обладая знанием 4й главы, бегает? Кто из них более квалифицирован и духовен. Какой путь лучше?
Ответ Кришна говорит в I разделе, говоря, что и тот, и другой для духовного осознания хороши, но бхакти-йога лучше по двум причинам:
- безболезненней (отречение без высшего вкуса всегда болезненно, но когда человек в Сознании Кришны испытывает вкус, это помогает ему),
- можно быстро достичь результата.
То есть, нет страданий, и быстрее достигается результат.
После этого Кришна доказывает, как бхакти-йог (или карма-йог в Сознании Кришны) постепенно достигает осознания Параматмы и Сознания Бхагавана, тем самым говоря: «Ну вот видишь, все нормально, хороший путь, все получается».
Связь между I и II разделами:I раздел — это ответ на вопрос, что бхакти-йога лучше, и II раздел начинает более подробно доказывать, каким образом бхакти-йог достигает серьезных результатов (наглядное доказательство, что карма-йог в Сознании Кришны лучше, чем гьяна-йог)
|
II раздел описывает бхакти-йога, находящегося на достаточно возвышенном уровне - на уровне осознания себя душой.
Связь II и III разделов: во II разделе описан преданный на уровне осознания себя как души, в III разделе описано, как он переходит на осознание Параматмы. Его озаряет, он понимает, что за всем этим миром, за гунами, стоит Параматма. В III разделе объясняется, как в реальности все действует в этом мире: душа желает, Параматма санкционирует, материальная природа исполняет желания. Человек реально начинает ощущать Параматму. И с этого момента, ощутив Параматму, жизнь его меняется.
Связь между III и IV разделом: III раздел — озарение, IV раздел — как меняется жизнь после озарения. После озарения жизнь очень-очень простая. Его сознание, его ум, его вера, его разум — всё сосредоточено на Параматме. И он очень счастливый, везде видит Господа. И постепенно, достигнув этого состояния, ему нужно идти дальше, чтобы познать Бхагавана, продолжая свою практику Бхакти-йоги.
В IV разделе он начинает видеть Бхагавана (текст 5.29 «Бхоктарам-ягья-тапасам...»), который наслаждающийся всех жертвоприношений и аскез, тот, кто владеет всем, и тот, кто друг всем живым существам.
Связь между IV и V разделом: IV раздел — э то жизнь человека, достигшего осознание Параматмы, V раздел — как он после этого, продолжая эту практику, достигает осознание Бхагавана.
И здесь мы видим стрелочку, переход к 6 главе. Человек, увидевший Параматму, может достичь Господа и другим методом, который называется аштанга-йога или дхьяна-йога.
И об этой дхьяна-йоге будет описано в 6 главе.
|
ГЛАВА 6 «ДХЬЯНА-ЙОГА»
(V разделов: I - свобода от привязанности к плодам - квалификация для занятий йогой, II - две ступени йоги: йога-рурукша (начинающие) и йога-руддха (продвинутые), III - практика медитации, чтобы достичь самадхи, IV - реакция Арджуны, V - на этом пути нет потерь (судьба неудачливого йога)
Цель 6-й главы: доказать, что бхакти-йога выше, чем медитация. Во-первых, медитация невозможна для обычного человека, но и также из всех видов йогов, которые занимаются медитацией, бхакти-йог находится в самой близкой связи с Господом, поэтому он самый лучший из йогов. Бхакти-йогой может заняться также тот, кто еще не покорил свой ум.
6 глава состоит из V разделов.
I раздел объясняет, кто может заниматься йогой. Это квалификация для занятий йогой, - человек должен быть свободен от привязанности к плодам. Если он привязан к плодам, его просто не пустят в йогу. Если же человек не привязан к плодам, ему с радостью откроют дверь, и он сможет зайти в школу йоги. Это важный раздел.
II раздел — описывает две ступени в школе йоги. Есть практика для начинающих (йога-рурукшу), когда они с помощью внешних действий (яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара), влияют на ум. Мы видим здесь «ум-враг», и с помощью лопаты с этим умом нужно бороться.
Но также есть другой уровень — это йога-рудха. Это возвышенный уровень, когда ум стал другом. Ум-друг означает, что в нем нет материальных желаний. И с этого момента человек может заниматься дхьяна-йогой. Все последующее описание — это описание практики для дхьяна-йоги.
Связь разделов: в I разделе описано, кто может заниматься йогой. Связь cо II разделом: если ты можешь заниматься йогой, то пойми, что в йоге есть два уровня. И надо понять свой уровень: есть уровень для начинающих и уровень возвышенный. Человек на уровне йога-рудхи и может заниматься медитацией (дхьяна-йогой).
|
III раздел описывает, что нужно делать человеку на уровне йога рудха.
В этом разделе описано, как человеку надо медитировать и достичь самадхи
IV раздел: выслушав описание всех этих деталей практики дхьяна-йоги, Арджуна реагирует на это, и говорит, что «Я так не могу». Связь между III и IV разделом: III раздел — это подробное описание практики, IV раздел — это реакция Арджуны, он на это не способен.
Но Кришна ему объясняет, что с умом все равно надо бороться, и советует выбрать подходящую практику. А Шрила Прабхупада объясняет, что подходящая практика для Арджуны — это бхакти-йога, чем он, в принципе, и занимался.
После того, как Арджуна понял, что ему все равно нужно практиковать, он спрашивает: «А что ждет человека, который начнет практиковать, но не дойдет до конца?» Об этом говорит следующий V раздел «Судьба неудачливого йога», где объясняется, что на этом пути нет потерь (это более подробное объяснение стиха 2.40)
И в конце этого раздела два последних стиха очень важны, где Кришна говорит, что из всех людей йоги самые лучшие, потому что они очень близки к Нему, и лучший из йогов — это бхакти-йог.
Таким образом, в этой главе Кришна:
1. показывает, что путь дхьяна-йоги невозможен для Арджуны, тем более для нас,
2. все равно, даже среди этих йогов, бхакта — выше, поэтому можно с самого начала заняться бхакти-йогой.
Еще раз связь:
I раздел — адхикар для занятий йогой
II раздел — объяснение, что есть две ступени, надо определить свой уровень (если начинающий, то «работать лопатой», если уже ум-друг, то можно медитировать)
III раздел — если можно медитировать, то вот тебе практика для продвинутого дхьяна-йога.
IV раздел — какие впечатления? Не нравится? Ну я же тебе говорил, что тебе не подойдет дхьяна-йога.
V раздел - переживаешь за тех, кто не смог достичь успех в йоге? Все у них будет хорошо, на этом пути нет потерь. Из всех йогов, бхакти-йог — самый лучший. Поэтому занимайся бхакти-йогой, это лучший метод.