Критерии оценки сочинения по литературе для учащихся 10 классов Мурманской области в 2014 году
Для оценки сочинения используется комплекс критериев оценивания, соответствующий определенному типу задания: сочинение на литературную тему (таблица №1) или сочинение на свободную тему (таблица №2). Общими являются Критерии оценки грамотности и фактической точности речи учащегося (таблица № 3).
Критерии оценки сочинения на литературную тему (темы 1-3)
Содержание сочинения на литературную тему оценивается по критериям, представленным в таблице №1.
Таблица №1
Критерии оценки сочинения на литературную тему | Баллы | |||
СЛК1[1] | Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений | |||
Учащийся раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел); формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы | ||||
Учащийся раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел); при необходимости формулирует свою точку зрения, но тезисы обосновывает недостаточно убедительно | ||||
Учащийся раскрывает тему сочинения поверхностно, не опираясь на авторскую позицию (анализируя стихотворения без учета авторского замысла) и/или не обосновывает свои тезисы | ||||
Учащийся не раскрывает тему сочинения | ||||
СЛК2 | Обоснованность привлечения текста произведения | |||
Текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты с комментариями к ним, пересказ фрагментов текста с их оценкой, ссылки на текст произведения) | ||||
Текст привлекается, но не всегда обоснованно (т.е. вне прямой связи с выдвинутым тезисом) | ||||
Текст привлекается только как пересказ изображенного | ||||
Текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются | ||||
СЛКЗ | Композиционная цельность и логичность сочинения | |||
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности | ||||
Части сочинения логически связаны между собой, но имеются нарушения композиционной цельности: мысль повторяется, и / или есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри смысловых частей высказывания), и / или есть отступления от темы сочинения | ||||
В сочинении не прослеживается композиционный замысел, и / или допущены грубые нарушения в последовательности изложения, и / или нет связи между частями и внутри частей сочинения | ||||
Максимальное количество баллов за сочинение на литературную тему по критериям CЛK 1 - CЛK 3 | ||||
|
Среди критериев, по которым оценивается сочинение на литературную тему, первый критерий (глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений) является основным. Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается.
Критерии оценки сочинения на свободную тему (темы 4-5)
Содержание сочинения на свободную тему оценивается по критериям, представленным в таблице 2.
|
Таблица №2
Критерии оценки сочинения на свободную тему | Баллы | |||
ССК1[2] | Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений | |||
Учащийся раскрывает тему сочинения, формулирует свою точку зрения, убедительно обосновывает свои тезисы | ||||
Учащийся раскрывает тему сочинения, формулирует свою точку зрения, но тезисы обосновывает недостаточно убедительно | ||||
Учащийся раскрывает тему сочинения поверхностно и / или не обосновывает свои тезисы | ||||
Учащийся не раскрывает тему сочинения | ||||
ССК2 | Аргументация учащимся собственного мнения по теме сочинения | |||
Учащийся выразил собственное мнение по проблеме, соответствующей теме сочинения, и аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной или публицистической литературы) | ||||
Учащийся выразил собственное мнение по проблеме, соответствующей теме сочинения, и аргументировал его (привёл не менее 2-харгументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной или публицистической литературы | ||||
Учащийся выразил собственное мнение по проблеме, соответствующей теме сочинения, и аргументировал его (привёл 1аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт | ||||
Учащийся выразил собственное мнение по проблеме, соответствующей теме сочинения, но не привёл аргументов, или собственное мнение учащегося не отражено в работе, или учащийся выразил мнение по проблеме, не соответствующей теме сочинения | ||||
ССКЗ | Композиционная цельность и логичность сочинения | |||
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности | ||||
Части сочинения логически связаны между собой, но имеются нарушения композиционной цельности: мысль повторяется, и / или есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри смысловых частей высказывания), и / или есть отступления от темы сочинения | ||||
В сочинении не прослеживается композиционного замысла, и / или допущены грубые нарушения в последовательности изложения, и / или нет связи между частями и внутри частей сочинения | ||||
Максимальное количество баллов за сочинение на свободную тему по критериям ССК1 - ССКЗ | ||||
|
Среди критериев, по которым оценивается сочинение на свободную тему, первый критерий (глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений) является основным. Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается.