Определение государственного образовательного стандарта.
Назначение ГОСа. (Функции)
Законодательная основа ГОСа
Компоненты ГОСа
По определению ЮНЕСКО образовательный стандарт в узком смысле определяется как стандартный результат обучения, достичь которого обучающимся должна помочь образовательная программа. В широком (описательном) плане он может быть определен как уровень обучения, на который нацелен этот стандарт с учетом всего комплекса характеристик образовательной программы, например необходимый уровень квалификации учителей, необходимых учебников, материально- технических условий и.т.д.
Назначение и роль ГОСа в системе образования выражаются в функциях стандартов.
· критериально-оценочная функция: стандарт является эталоном, на который ориентируется учебный процесс;
· Функция сохранения единства образовательного пространства страны: стандарты фиксируют объем и уровень полноценного базового образования в условиях многообразия типов и видов образовательных учреждений.
· Функция повышения качества образования: стандарт создает уровень качества образования, который необходимо достичь.
· Функция обеспечения конституционного права граждан на полноценное образование: в системе гарантий права на образование ГОСы играют не последнюю роль.
· Функция гуманизации образования: стандарты дают возможность развитию многоуровневого образования, в котором содержание учебных программ может превышать нормы стандарта. Это обеспечивает личностно ориентированному обучению с учетом индивидуальных интересам и возможностям обучающегося.
· Функция управления процессом и качеством образования: стандарты используются органами управления образованием с целью осуществления контроля за уровнем его реализации.
|
Законодательная основа ГОСа закреплена в ст.7 «Об Образовании» и в ст.5 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании »
Компоненты ГОСа.
· Федеральный компонент включает нормативы, обеспечивающие единство педагогического пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры. Он связан с учебными дисциплинами общекультурного и общегосударственного значения. Например для средней школы- это русский язык, математика, физика. Для ВУЗов – философия. Иностранный язык и.т.д.
· Национально-региональный компонент составляют нормы, соответствующие той части содержания образования, в которой отражено национальное и региональное значение культуры (родной язык и родная литература, история, география, искусство региона).
· Компонент образовательного учреждения отражает специфику конкретного образовательного учреждения и тем самым позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы.
Образовательная программа. Основные общеобразовательные программы. Основные профессиональные программы. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ.
Дать определение «образовательная программа». Направления общеобразовательных и профессиональных программ
На данный момент понятие «образовательная программа» имеет несколько возможных определений.
Образовательная программа – это:
· Документ, в котором фиксируется и логически, аргументировано представляется цель учебного процесса, тематический план и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения;
|
· Нормативный текст, определяющий цели, ценности образования, учебный план, учебные программы, педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата;
· Индивидуальный образовательный маршрут учащегося при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, в соответствии со стандартом, гарантированным этой программой;
Согласно Закону РФ «Об образовании», основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
Основная образовательная программа имеет четко установленные сроки освоения в образовательных учреждениях, что утверждается Законом «Об образовании» и Типовым положением об образовательном учреждении, или образовательным стандартом.